ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8192/16 от 01.12.2016 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-8192/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2016 года

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего М.Ю. Овсянниковой

при секретаре А.В.Гулидовой

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Некоммерческого партнерства «Парус» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд, указав, что некоммерческое партнерство создано в 2009 году собственниками помещений административно-торгового здания, расположенного по адресу: ...., в целях управления обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом здания. В этом же году утвержден и зарегистрирован Устав, который до 2016 года не претерпел никаких изменений. В связи с изменением гражданского законодательства, регулирующего вопросы создания и деятельности некоммерческих организаций, истцом изменено наименование, внесены изменения в Устав. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику за регистрацией изменений, письмом от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации отказано. В качестве оснований для отказа указано о том, что цели деятельности истца не соответствуют целям деятельности союза, п.9.1 ст.9 Устава не соответствует действующему законодательству, п.2.2 и 3.1 Устава не соответствуют ст.50 ГК РФ и ст.23 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст.7 и 8 Устава не соответствуют ст.65.2 и 123.11 ГК РФ. Отказ истец полагает незаконным, поскольку Устав действующему законодательству не противоречит. На основании изложенного просит признать незаконным отказ административного ответчика в государственной регистрации изменений, внесенных в Устав, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении административного иска настаивал по основаниям, в нем изложенным, представил дополнительные письменные объяснения.

Представитель административного ответчика в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по основаниям письменных возражений.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из ч.10 ст.226 КАС РФ, в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Решением внеочередного общего собрания членов Некоммерческого партнерства «Парус» от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом , изменено наименование юридического лица на Союз «Некоммерческое партнерство «Управляющая компания «Парус», утвержден Устав в новой редакции.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю подано заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, представлен Устав в новой редакции.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации отказано на основании п.п.1 п.1 ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В ходе правовой экспертизы установлено, что представленные документы противоречат законодательству Российской Федерации. Так, цель создания, указанная в Уставе, соответствует целям создания некоммерческих организаций в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости. Уставом определено число голосов, принадлежащих каждому члену Партнерства, пропорционально площади принадлежащего ему на праве собственности помещения, однако голосование таким образом членов Союза действующим законодательством не предусмотрено, они имеют равный правовой статус, и такой порядок голосования нарушает принцип равенства членов в осуществлении их прав. Осуществление некоммерческой организацией деятельности, не указанной в Уставе, противоречит действующему законодательству, однако в Уставе административного истца предусмотрено право осуществления иных (любых) видов деятельности без указания видов такой деятельности. Устав не содержит всех определенных законом прав членов юридического лица.

В соответствии с п.1 ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно ст.50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Одной из организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации, является ассоциация (союз), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты.

Статьей 52 ГК РФ предусмотрено, что юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктом 2.1 Устава Союза «Некоммерческое партнерство «Управляющая компания «Парус» предусмотрено, что Партнерство является некоммерческой организацией и создано в целях управления обслуживанием, содержанием, эксплуатацией и ремонтом объекта недвижимого имущества – административного здания и прилегающей к нему территории, расположенных по адресу: .....

Позиция административного ответчика о том, что такая цель создания соответствует цели товарищества собственников недвижимости и не соответствует цели ассоциации (союза), основана на неверном толковании норм материального права.

Как следует из п.1 ст.123.8 ГК РФ, ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

Из толкования положений приведенной нормы усматривается, что перечень целей создания ассоциации (союза) не является исчерпывающим, в качестве таковых могут выступать общественно полезные цели и иные не противоречащие закону и имеющие некоммерческий характер цели, к которым относится и цель, указанная в п.2.1 Устава Союза «Некоммерческое партнерство «Управляющая компания «Парус».

Согласно п.9.1 Устава Союза «Некоммерческое партнерство «Управляющая компания «Парус» число голосов, принадлежащих каждому члену партнерства, пропорционально площади принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения (доли нежилого помещения) в здании и определяется следующим образом: 50 кв.м (пятьдесят квадратных метров) = 1 (один) голос; от 1 кв.м (одного квадратного метра) до 50 кв.м (пятидесяти квадратных метров) = 1 (один) голос; при площади нежилого помещения более 50 кв.м (пятидесяти квадратных метров), дробное число голосов округляется, исходя из принципов математического округления до целого числа. (Пример : площадь нежилого помещения, принадлежащая члену партнерства, равна 1 230 кв.м, данный член партнерства имеет 1230/50=24,6 голоса, а при округлении 25 голосов; Пример : площадь нежилого помещения, принадлежащая члену партнерства, равна 1210 кв.м, данный член партнерства имеет 1210/50=24,2 голоса, а при округлении 24 голоса).

Доводы административного ответчика о том, что такой порядок голосования нарушает принцип равенства членов ассоциации (союза) в осуществлении их прав, суд не принимает.

В соответствии со ст.123.11 ГК РФ член ассоциации (союза) осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65.2 настоящего Кодекса, в порядке, установленном в соответствии с законом уставом ассоциации (союза). Он также вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ею услугами.

Ни указанной нормой, ни иными положениями закона, регулирующими правовое положение членов ассоциации (союза), не предусмотрен порядок голосования членов указанной некоммерческой организации, в связи с чем нет оснований полагать, что голосование должно осуществляться по принципу принадлежности каждому члену равного количества голосов.

Статьями 7, 8 Устава предусмотрены права и обязанности членов Союза «Некоммерческое партнерство «Управляющая компания «Парус», перечень их является открытым.

Доводы административного ответчика о том, что Устав должен предусматривать все права и обязанности членов, перечисленные в ст.ст.65.2, 123.11 ГК РФ, не основаны на нормах действующего законодательства.

Права и обязанности членов ассоциации (союза) предусмотрены ст.ст.65.1, 65.2, 123.11 ГК РФ, а также иными нормами действующего законодательства, о чем прямо указано в данных статьях. Эти права и обязанности принадлежат членам юридического лица в силу закона, в связи с чем указание об этом в Уставе не является обязательным. Кроме того, обязательные требования к Уставу юридического лица предусмотрены статьей 52 ГК РФ, среди них требование об указании перечня прав и обязанностей членов юридического лица отсутствует.

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы административного ответчика о том, что п.2.2 Устава положениям действующего законодательства противоречат.

В п.2.2 Устава указано о том, что является предметом деятельности юридического лица, перечень видов деятельности является открытым, указано о том, что предметом деятельности являются иные виды деятельности, соответствующие цели, указанной в п.2.1 настоящего Устава, партнерство вправе также осуществлять предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом и соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Пунктом 3.1 Устава предусмотрено, что партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит цели деятельности партнерства.

В соответствии с п.50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Согласно ст.24 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Из приведенных положений закона следует, что осуществление предпринимательской или некоммерческой организацией связано с необходимостью указания вида такой деятельности в Уставе. Указание на осуществление такой деятельности без конкретизации ее видов допускает осуществление видов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не предусмотренной Уставом этой организации и не соответствующей целям и характеру ее деятельности.

С учетом изложенного п.2.2 Устава положениям федерального законодательства противоречит.

В п.3.1 Устава речь идет об определении правоспособности юридического лица. С учетом того обстоятельства, что предпринимательская и иная приносящая доход деятельность без указания об этом в Уставе некоммерческой организации осуществляться не может, то есть такая деятельность запрещена, а в данном пункте речь идет о наличии у юридического лица прав и обязанностей, необходимых для осуществлении деятельности, не запрещенной федеральными законами, положения этого пункта закону не противоречат.

Согласно п.1 ст.23 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Поскольку положения п.2.2 Устава положениям законодательства Российской Федерации противоречат, административным ответчиком в государственной регистрации изменений в Устав обоснованно отказано.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Судом в силу ст.219 КАС РФ проверен срок для обращения в суд, который не нарушен, так как оспариваемое решение принято ДД.ММ.ГГГГ, административный иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Некоммерческого партнерства «Парус» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.

Судья М.Ю.Овсянникова