Дело № 2а-8192/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 10 сентября 2020 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., единолично, при секретаре Николаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Окружной администрации города Якутска, Муниципальному казенному учреждению «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что ____ обратилась в адрес административного ответчика с заявлением о предварительном согласовании предоставлении в собственность земельного участка для использования под индивидуальное жилищное строительство, как гражданка, имеющая трех и более детей. Письмом от ____№ ответчик отказал в заявлении истца, ссылаясь, что испрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования «красные линии», а, кроме того, участок расположен на территории, определенной для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности. С указанным отказом административный истец не согласна, считает его незаконным и нарушающим ее права и интересы. Просит признать решение Окружной администрации г. Якутска об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка, изложенное в письме от ____№ незаконным, обязать административного ответчика устранить последствия нарушения права.
Административный истец, будучи надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, не явилась, направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
С учетом мнений явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 исковые требования поддержал.
Представитель административных ответчиков ФИО3 в судебном заседании иск не признал, считает, что основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка у Окружной администрации города Якутска имелись, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок определен для предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, в порядке очередности. Согласно сведениям ИСОГД от 08.09.2020 г. земельный участок соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии). Просит в удовлетворении требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что ____ истец, относящаяся к категории граждан из числа многодетных семей, обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка в г. Якутске.
Оспариваемым решением ____ истцу отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по тем основаниям, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 01.07.2019 г. следует, что земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии). Также в обоснование отказа указано на те обстоятельства, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории, определенной для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Частью 2 ст. 39.19 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания положений ст.ст. 24.1-24.3 Земельного кодекса РС(Я), регулирующих отношения по предоставлению многодетным семьям земельных участков в льготном порядке, следует, что они закрепляют механизм и порядок реализации права на приобретение земельного участка без торгов (бесплатно).
Право на первоочередное обеспечение земельными участками в соответствии с ч. 1.1 ст. 24.1 ЗК РС(Я) предоставляется гражданам, имеющим трех и более детей, и состоящим при этом на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ч. 9 ст. 24.2 Земельного кодекса РС(Я) постановка граждан, указанных в части 1 статьи 24.1 ЗК РС(Я), на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, является основанием для предоставления земельных участков в порядке, установленном статьей 24.3 ЗК РС(Я).
Согласно ст. 24.3 ЗК РС(Я) предоставление земельных участков в случаях, указанных в статье 24.1 настоящего Кодекса, осуществляется с проведением работ по их формированию. Указанные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки без торгов.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявителю на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса, осуществляется в случае предоставления:
1) земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет;
2) земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок;
3) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утвержден проект межевания территории;
4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленного заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности содержит сведения о наличии разработанной градостроительной документации территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, - проект планировки и межевания территории квартала «100» Городского округа «город Якутск», утвержденного распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 19 мая 2016 года № 796Р и от 19 декабря 2017 года № 2168р.
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 24.3 ЗК РС (Я) предоставление земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, осуществляется в следующем порядке:
1) орган местного самоуправления подготавливает и утверждает проект межевания территории в соответствии с документами территориального планирования;
2) орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним решение об утверждении проекта межевания территории для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости;
3) орган, уполномоченный на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса, уведомляет заявителей (в порядке очередности) о наличии земельных участков в пределах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории;
4) заявитель осуществляет выбор земельного участка в пределах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории, в порядке, установленном органом местного самоуправления;
5) заявитель подает или направляет по его выбору лично, посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с проектом межевания территории с указанием условного номера выбранного земельного участка в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса
Доказательств того, что истец состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и в связи с этим имеет право на приобретение земельного участка во внеочередном порядке, то есть преимущественное перед другими многодетными семьями право, суду не представлено.
В соответствии с пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
Согласно п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка является то обстоятельство, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Статьей 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с п. 11 ст. 1 территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ красные линии подлежат включению в основные части проектов планировки и межевания территории, которые подлежат утверждению.
Отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка, административный ответчик ссылался на то, что испрашиваемый истцом участок не соответствует ограничению по линии градостроительного регулирования (красным линиям).
Как следует из сведений ИСОГД от 10.06.2019 г. №, согласно которым земельный участок площадью ___ кв.м., кадастровый квартал №, по адресу: г. Якутск, территориальная зона; Ж-2А: для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска, не соответствует ограничению по линии градостроительного регулирования (красные линии).
Между тем в материалы дела также представлены сведения ИСОГД от 01.11.2019 г. №, в соответствии с которым земельный участок площадью ___ кв.м., кадастровый квартал №, по адресу: г. Якутск, территориальная зона; Ж-2А: для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска, соответствует ограничению по линии градостроительного регулирования (красные линии).
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого отказа от ____ в отношении спорного земельного участка красные линии не были установлены. Соответственно, отказ муниципального органа со ссылкой на установление красных линий нельзя признать законным.
Отсутствие красных линий на спорном земельном участке также подтверждают сведения ИСОГД от 08.09.2020 г. №, где земельный участок площадью ___ кв.м., кадастровый квартал №, по адресу: г. Якутск, территориальная зона; Ж-2А: для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска, соответствует ограничению по линии градостроительного регулирования (красные линии).
Ранее ФИО1 обращалась в Якутский городской суд РС (Я) с аналогичными требованиями к Окружной администрации г. Якутска о признании такого же решения незаконным, ссылаясь на то, что является многодетной матерью, наделена правом на внеочередное предоставление земельного участка.
Решением Якутского городского суда от ____ в административном иске ФИО1 к Окружной администрации города Якутска о признании решения № от ____ об отказе предварительного согласования предоставления земельного участка незаконным, обязании устранить последствия нарушения права отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от ____, Кассационным определением судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ____ по делу оставлено без изменения.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного выше процессуального закона позволяет суду сделать вывод, что для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
При этом решение вопроса о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы и обстоятельства дела, оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает, доводы ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок определен для предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, в порядке очередности нашли свое подтверждение в суде, при этом истцом не представлены документы, подтверждающие, что она состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и в связи с этим имеет право на приобретение земельного участка во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для предварительного согласования предоставления истцу земельного участка не имелось, отказ ответчика соответствует действующему законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В исковых требованиях ФИО1 к Окружной администрации города Якутска, Муниципальному казенному учреждению «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка – отказать в удовлетворении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: ___ М.В. Макаров
___
___
___