Дело № 2а-819/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 10 ноября 2017 года
Судья Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Татарникова В.В.,
при секретаре Рощупкиной Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску Шевченко Андрея Алексеевича к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области о нарушении конституционных прав,
УСТАНОВИЛ:
Шевченко А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области о нарушении конституционных прав, в котором просит отказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области самостоятельно провести проверку в соответствии со своей компетенцией его жалобы от --.--.----. и дать на нее ответ признать незаконным.
Свои требования мотивирует тем, что --.--.----. он обратился с жалобой в прокуратуру Кемеровской области о нарушении прав потребителя ФГУП «Почта России» в части отказа продавца почтовых услуг указывать в почтовых квитанциях стоимость оплаченных потребителем почтовых услуг.
Письмом прокуратуры КО от --.--.----. он был уведомлен, что его жалоба направляется в Управление Роспотребнадзора по КО в соответствии с его компетенцией. Однако, вместо того, чтобы в рамках своей компетенции провести надлежащую всестороннюю и объективную проверку ответчик перенаправил его жалобу в филиал ФГУП «Почта России», т.е. в ту организацию, чьи действия им обжаловались, что запрещено ч. 6 ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Таким образом, Управлением Роспотребнадзора по КО были нарушены его права на государственную защиту, гарантированные ст.ст. 2, 18, 9, 45 Конституции РФ.
В судебном заседании административный истец Шевченко А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что он обратился с жалобой в Прокуратуру Кемеровской области, так как отделение Почты России отказалось указывать стоимость почтовых услуг. Прокуратура перенаправила его жалобу к ответчику. Ответчик тоже не стал рассматривать ее, отправил в Почту России, чьи действия он и обжалует. Самостоятельно в отделение Почты России он не обращался. Считает, что ответчиком нарушено его конституционное право, а также нарушен ФЗ «О рассмотрении обращений граждан», нарушение состоит в том, что его жалоба не была рассмотрена Управлением Роспотребнадзора, а была перенаправлена в Почту России.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области Юсупжанова И.А., действующая на основании доверенности № от --.--.----., выданной сроком до --.--.----., возражала против заявленных требований, просила в иске Шевченко А.А. отказать в полном объеме. Представила суду отзыв на административное исковое заявление, согласно которому с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, Управление не согласно в полном объеме по следующим основаниям.
В адрес Управления из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека --.--.----.. вх. № поступило обращение Шевченко А.А. из содержания которого следует, что «--.--.----. Шевченко А.А. обратился через Администрацию ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области в отделение ФГУП «Почта России» Кемеровской области за оказанием почтовых услуг, а именно отправки заказного письма мировому судье, за что Шевченко А.А. было оплачено почтовыми марками 41 руб. 00 коп. в соответствии с почтовыми тарифами». Однако, в полученной квитанции об отправке почтовых отправлений - кассовом чеке от --.--.----. РПО №, отсутствует информация об оплате 41 рубля 00 копеек марками. В связи с чем Шевченко А.А. просил провести проверку в отношении ФГУП «Почта России» по факту сокрытия информации в почтовых квитанциях об оплате почтовых услуг в денежном выражении.
При рассмотрении обращения Управление руководствуется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Положением об Управлении, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 № 699 и иными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с Положением об Управлении, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 № 699, Управление осуществляет функции надзора и контроля за исполнением хозяйствующими субъектами обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Управление вправе давать физическим и юридическим лицам разъяснения и применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
Законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды; получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах); определяется механизм реализации и защиты указанных прав.
В кассовом чеке от --.--.----. РПО №, прилагаемом к письменному обращению Шевченко А.А., содержатся следующие сведения: письмо заказное, получатель Ш., отправитель - ИК-4.
В соответствии с преамбулой Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, субъектами правоотношений по предоставлению услуг почтовой связи при отправке заказного письма в данном случае является с одной стороны ФГУП «Почта России», а с другой ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области. Шевченко А.А. в данном случае не является стороной по договору оказания услуг почтовой связи и соответственно по смыслу преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 г. № «О защите прав потребителей» не является потребителем.
Указанные правоотношения по своей правовой природе потребительскими не являются и не могут быть подвергнуты правовой оценки со стороны Управления.
Правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи определены Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи". Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий и почтовой связи является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В свою очередь с целью предоставления услуг почтовой связи на территории Российской Федерации создано федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", предприятие "Почта России" находится в ведении Минсвязи России (Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2002 N 1227-р «О создании федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"»).
Доводы Шевченко А.А. в части неправомерного направления его обращения на рассмотрение в УФПС Кемеровской области (ФГУП «Почта России») в нарушении п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» считаем необоснованными по следующим основаниям.
Вопросы, поставленные в письменном обращении Шевченко А.А. от --.--.----. вх. №, сводятся к порядку оформления кассового чека, выдаваемого при приеме и регистрации почтового отправления.
Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений утвержден Приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п "Об утверждении Порядка" (вместе с "Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений") и подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи". Настоящий Порядок устанавливает общие правила приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений в объектах почтовой связи, а также порядок и форма квитанций (чеков), и обязателен для исполнения филиалами ФГУП "Почта России" и их структурными подразделениями.
В рамках реализации полномочий ФГУП "Почта России" в сфере оказания услуг почтовой связи утверждено Положение об отделе по работе с обращениями от 31.08.2016.
Согласно п. 3.1. Положения функциями отдела являются: обработка обращений граждан и организаций по вопросам качества оказания услуг связи, проведение проверок по обращениям, предоставление ответов на обращения и иные функции.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В связи с тем, что вопросы, содержащиеся в письменном обращении Шевченко А.А. от --.--.----. вх. № не входят в компетенцию Управления, указанное обращения было направлено на рассмотрение в УФПС Кемеровской области (ФГУП «Почта России») --.--.----. исх. №-ЗПП, в компетенцию которого относится разрешения указанных в обращении вопросов по существу, о чем заявителю было направлено уведомление о переадресации обращения от --.--.----. исх. №-ЗПП. Кассовый чек от --.--.----. РПО № выдан почтовым отделением № (<****>) являющимся структурным подразделением УФПС Кемеровской области, которое в свою очередь является вышестоящей инстанцией по отношению к почтовому отделению №.
Таким образом, порядок рассмотрения обращений граждан, определенный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Управлением нарушен не был.
Порядок осуществления надзорных функций Управления определен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ письменное обращение может быть положено в основу проведения внеплановой проверки при наличии достаточных для этого оснований.
Обязательным условием для проведения внеплановой проверки в порядке, предусмотренным пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ является нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).
Несоблюдение потребителем вышеуказанных требований, является обстоятельством, исключающим возможность проведения проверочных мероприятий.
Считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку Управлением обеспечено объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения Шевченко А.А. от --.--.----. вх. № и уведомление о переадресации обращения от --.--.----. исх. №-ЗПП в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в адрес Управления Кемеровской области из Федеральной службы России по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека --.--.----.. вх. № (а в дальнейшем и из прокуратуры Кемеровской области) поступило обращение Шевченко А.А. из содержания которого следует, что «--.--.----. Шевченко А.А обратился через Администрацию ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области в отделение ФГУП «Почта России» Кемеровской области за оказание: почтовых услуг, а именно отправки заказного письма мировому судье, за что Шевченко А.А. было оплачено почтовыми марками 41 руб. 00 коп. в соответствии с почтовых тарифами». Однако, в полученной квитанции об отправке почтовых отправлений - кассовом чеке от --.--.----. РПО №, отсутствует информация об оплате 41 рубля 00 копеек марками. В связи с чем, Шевченко А.А. просил провести проверку в отношении ФГУП «Почта России» по факту сокрытия информации в почтовых квитанциях об оплате почтовых услуг в денежном выражении.
В ввиду того, что вопросы, содержащиеся в письменном обращении Шевченко А.А. от --.--.----. вх. № не входят в компетенцию Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области, указанное обращения было направлено на рассмотрение в УФПС Кемеровской области (ФГУП «Почта России») --.--.----. исх. №-ЗПП, в компетенцию которого относится разрешения указанных в обращении вопросов по существу, о чем заявителю было направлено уведомление о переадресации обращения от --.--.----. исх. №-ЗПП.
Статья 46 (часть 1,2) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Не согласившись с принятым по его обращению решением, Шевченко А.А. обратился в суд с административным иском, в котором указывает о нарушении его конституционных прав на государственную защиту, гарантированную ему ст. 2, 18, 19, 45 Конституции РФ Управлением Роспотребнадзора в КО, поскольку Управление направило его жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Судом установлено, что в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 № 699, Управление Роспотребнадзора осуществляет функции надзора и контроля за исполнением хозяйствующими субъектами обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Управление вправе давать физическим и юридическим лицам разъяснения и применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера по вопросам, отнесенным компетенции Управления.
Законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливают права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды; получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах); определяется механизм реализации и защиты указанных прав.
В соответствии с преамбулой Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Как следует из содержания жалобы Шевченко А.А., он является лицом, отбывающим уголовное наказание в местах лишения свободы, через администрацию исправительного учреждения направлял почтовую корреспонденцию через отделение почтовой связи, в соответствии с чем, в кассовом чеке от --.--.----.. РПО №, отправителем значился отправитель ИК-4 (л.д.75,76).
Таким образом, Шевченко А.А. в данном случае является стороной по договору оказания услуг почтовой связи и соответственно по смыслу преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 г 2300-1 «О защите прав потребителей» является потребителем.
Установленные обстоятельства позволяют суду критически отнестись к доводам представителя административного ответчика в данной части.
Правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи, определены Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
С целью предоставления услуг почтовой связи на территории Российской Федерации создано федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России".
Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений утвержден Приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п "Об утверждении Порядка" (вместе с "Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений") и подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи". Настоящий Порядок устанавливает общие правила приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений в объектах почтовой связи, а также порядок и форма квитанций (чеков), и обязателен для исполнения филиалами ФГУП "Почта России" и их структурными подразделениями.
В рамках реализации полномочий ФГУП "Почта России" в сфере оказания услуг почтовой связи утверждено Положение об отделе по работе с обращениями от 31.08.2016 (далее - Положение).
Согласно п. 3.1. Положения функциями отдела являются: обработка обращений граждан и организаций по вопросам качества оказания услуг связи, проведение проверок по обращениям, предоставление ответов на обращения и иные функции.
Судом установлено, что порядок осуществления надзорных функций Управления Роспотребнадзора определен в том числе, и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ письменное обращение может быть положено в основу проведения внеплановой проверки при наличии достаточных для этого оснований.
Обязательным условием для проведения внеплановой проверки в порядке предусмотренным пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ является нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).
Несоблюдение потребителем вышеуказанных требований, является обстоятельством исключающим возможность проведения проверочных мероприятий.
Как следует из содержания жалобы Шевченко А.А. и его пояснений в суде, в отделения Почты России он не обращался с заявлением за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав. Шевченко А.А. обратился с жалобой непосредственно в Прокуратуру Кемеровской области, как надзорный орган.
Однако, суд критически относится к доводам административного истца, что его обращение в прокуратуру Кемеровской области является достаточным для разрешения спора с отделением Почты России, поскольку его доводы основаны на неверном толковании норм права и противоречат пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ и п. 3.1. Положения ФГУП "Почта России" об отделе по работе с обращениями от --.--.----..
В связи с тем, что вопросы, содержащиеся в письменном обращении Шевченко А.А. от --.--.----. вх. № не входят в компетенцию Управления, указанное обращения было направлено на рассмотрение в УФПС <****> (ФГУП «Почта России») --.--.----. исх. №-ЗПП, в компетенцию которого относится разрешения указанных в обращении вопросов по существу, о чем заявителю было направлено уведомление о переадресации обращения от --.--.----. исх. №-ЗПП.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Таким образом, судом установлено, что порядок рассмотрения обращения Шевченко А.А., определенный Федеральным законом от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке обращений граждан Российской Федерации» административным ответчиком нарушен не был.
Также судом установлено, что действия Управления Роспотребнадзора КО соответствуют его полномочиям и нормативным правовым актам, их регламентирующим.
Порядок принятия решения (форма, сроки, основания, процедура и т.п.) соблюден. Ответ заявителю направлен.
Конституционные права Шевченко А.А. не нарушены.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования Шевченко А.А. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Шевченко Андрею Алексеевичу к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области самостоятельно провести проверку в соответствии со своей компетенцией жалобы Шевченко А.А. от --.--.----. и дать ему ответ, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной мотивированной форме.
В мотивированной форме решение изготовлено 15.11.2017 года.
Судья В.В.Татарникова