ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-819/18 от 12.03.2018 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2а-819/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2018 года города Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Даниловой Е.С.,

при секретаре Рыбниковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя дело по административному иску ФИО1 к администрации города Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просила: признать незаконным и отменить уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 07.92017 года № 08/15-6693 с «Предварительное согласование предоставления земельного участка»; обязать Администрацию г. Ставрополя и Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя устранить допущенные нарушения - повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 26 кв.м, под гаражом, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, <номер обезличен> принять постановление администрации города Ставрополя предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ей на основании договора купли - продажи недвижимого имущества принадлежит на праве собственности гараж общей площадью 21,9 кв.м., литер Г31, этажность 1, расположенный по адресу <адрес обезличен>, <номер обезличен>. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 26-АИ номер 127809 от 31.07.2012 г. Под данным объектом недвижимости путем изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории был сформирован земельный участок, необходимый для его использования, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, с установлением характерных точек границ. Площадь земельного участка на день обращения с заявлением в суд составляет 26 кв.м. В связи с необходимостью оформления прав на земельный участок я обратилась с соответствующим заявлением к ответчику о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Однако, 07.09. 2017 года ей было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование земельного участка»; мотивом к отказу послужило следующее. В соответствии с пп.З п. 19 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предварительное согласование земельного участка», утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 16.09.2015 г. № 2064, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является разработка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных земельным законодательством. В соответствии с п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. Согласно градостроительному заключению от 12.01.2017 № 9 комитета градостроительства администрации города Ставрополя граница формируемого земельного участка по <адрес обезличен>, гараж граничит с территорией государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Краевой клинический противотуберкулезный диспансер», тогда как в соответствии с п. 11.25 Свода правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНИП 2.07.01-89*» расстояние от гаражей до границ земельных участков лечебных учреждений стационарного типа должно составлять не менее 50 метров. Кроме того, в соответствии с таблицей 7.1.1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» нормируемый разрыв не менее 25 метров. Уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку делают невозможным оформление прав аренды на земельный участок, занимаемый гаражом. Указанные обстоятельства также привели к негативным последствиям в виде административной ответственности на основании ст. 7.1. КоАП РФ - использование земельного участка под гаражом без оформления документов подтверждающих права на земельный участок. Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В вышестоящий, в порядке подчиненности, орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу) жалоба на действия административного ответчика не подавалась. Согласно ст. 39.2. Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, ст. 11 настоящего Кодекса. На основании п. 1ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Согласно ч. 9. п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них. На основании ч.1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведение торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный Участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Учитывая, что она является собственником гаража, имею преимущественное право на предоставление спорного земельного участка в аренду. Спорный земельный участок в соответствии с ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ не является ограниченным в обороте и может быть предварительно согласованным и предоставленным истцу в аренду. Так, на основании заявления ООО «Итекс» 15 декабря 2005 года был принят акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта строительства. Согласно которого принят оптимальный вариант размещения гаражей боксового типа по <адрес обезличен>), согласованы условия размещения объекта с надзорными органами, в том числе с учетом заключения санитарно - эпидемиологической службы № 26.01.08.000.Т.000924.11.05 от 29.11.2005 года. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическим заключением № 26.01.08.000.Т.000924.11.05 от 29.11.2005 года проектная документация по проектированию и строительству гаражей боксового типа соответствует требованиям СанПин 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Согласно письму от 14.12.2010 года ГУЗ «Краевой клинический противотуберкулезный диспансер» не возражал против строительства гаражей боксового типа по адресу: <адрес обезличен>. Согласно письму от 09.11.2010 года Администрацией Ленинского района г. Ставрополя согласовано благоустройство прилегающей территории к объекту: «Гаражи боксового типа по <адрес обезличен>». Из согласованных проектов границ земельного участка, градостроительного заключения, градостроительного плана земельного участка по <адрес обезличен> следует, что земельный участок под строительство гаражей с учетом согласия министерства здравоохранения был выделен из территории ГУЗ «Краевой клинический противотуберкулезный диспансер». На основании постановления главы г. Ставрополя № 1330 от 11.05.2006 года утвержден акт выбора земельного участка, земельный участок был предоставлен в аренду ООО «Интекс» для проектирования и строительства гаражей боксового типа по <адрес обезличен>. Земельному участку присвоен адрес <адрес обезличен>. Земельный участок по <адрес обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен> был поставлен на кадастровый учет 19.07.2007 года. Был заключен и зарегистрирован договор аренды земельного участка. Впоследствии, 23 июля 2008 года, ООО «Интекс» передало свои права и обязанности по договору аренды данного земельного участка ФИО2 Договор о перенайме по договору земельного участка зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по СК 14.10.2008 года. ФИО2 в целях строительства гаражей боксового типа были получены разрешения на строительство на отведенном земельном участке № RU 26309000-«296-С» от 28.04.2009 г., сроком до 22 апреля 2010 г, а так же № RU 26309000-«00680-С» от 09.09.2011 г, сроком до 02 сентября 2022 г. По окончании строительства 20 декабря 2010 г. гаражи в надлежащем порядке были введены в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию № RU 26309000-«235-Э» гаражи боксового типа литер «Г1-Г40». Таким образом, ответчиком не приведено предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в предварительном согласовании земельного участка, в утверждении схемы его расположения, в связи с чем, исходя из вышеизложенных обстоятельств и приведенного законодательства, а так же учитывая распорядительные акты и действия, совершенные в отношении спорного земельного участка при его выделении под строительство гаражей, то у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка под гаражом. При таких обстоятельствах, учитывая, что ранее органами местного самоуправления в надлежащем порядке предоставлялся земельный участок под строительство гаражей, с учетом согласования места размещения; предоставлялся земельный участок в аренду под все гаражи, то в настоящее время отказ по основаниям указанным в уведомлении, считает незаконным.

ФИО1 в суд не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом и в срок. Суд на основании ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в судебное заедание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее в отзыве указала, что в соответствии с пп. 3 п. 19 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 16.09.2015 г. № 2064, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является разработка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных земельным законодательством. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка подано в соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации с целью образования земельного участка по <адрес обезличен>, под гаражом <номер обезличен>, принадлежащим Вам на праве собственности. В соответствии с п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. Согласно п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений. Согласно от 01.09.2017 № 581 комитета градостроительства администрации города Ставрополя установлено, что формируемый земельный участок по <адрес обезличен>, гараж <номер обезличен> граничит с территорией государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Краевой клинический противотуберкулёзный диспансер». Исходя из указанного выше градостроительного заключения и в соответствии с таблицей 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расстояние от гаражей до границ земельных участков лечебных учреждений стационарного типа должно составлять не менее 25 метров, тогда как в рассматриваемом случае указанная норма не соблюдена, и такое расстояние отсутствует. Учитывая изложенное, правовые основания для предоставлена» муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» отсутствуют.

Представитель администрации г. Ставрополя, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился. Суд на основании ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, исследовав письменные материалы дела, считает, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В свою очередь административный истец обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В судебном заседании установлено, что ФИО1, на основании договора купли - продажи недвижимого имущества принадлежит на праве собственности гараж общей площадью 21,9 кв.м., литер Г31, этажность 1, расположенный по адресу <адрес обезличен>, <номер обезличен>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26-АИ номер 127809 от 31.07.2012.

Истица обратилась в комитет за предоставлением муниципальный услуги –аренда земельного участка. Однако, в письме от 07.09.2017 исх.08/15-6693 администрацией г. Ставрополя отказано истице в предоставлении муниципальный услуги.

В обоснование отказа указано, что в соответствии с пп. 3 п. 19 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 16.09.2015 г. № 2064, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является разработка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных земельным законодательством. Ее заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка подано в соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации с целью образования земельного участка по <адрес обезличен>, под гаражом <номер обезличен>, принадлежащим Вам на праве собственности. В соответствии с п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.

Согласно от 01.09.2017 № 581 комитета градостроительства администрации города Ставрополя установлено, что формируемый земельный участок по <адрес обезличен>, гараж <номер обезличен> граничит с территорией государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Краевой клинический противотуберкулёзный диспансер».

Исходя из указанного выше градостроительного заключения и з соответствии с таблицей 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расстояние от гаражей до границ земельных участков лечебных учреждений стационарного типа должно составлять не менее 25 метров, тогда как в рассматриваемом случае указанная норма зе соблюдена, и такое расстояние отсутствует.

В соответствии с ч. ч. 1, 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться физическими и юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим строительство.

В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с 1.1. Положения о комитете градостроительства администрации города Ставрополя, утвержденного Постановлением администрации г. Ставрополя от 04.03.2015 № 415 Комитет градостроительства администрации города Ставрополя является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ставрополя, созданным для решения вопросов, отнесенных в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Ставрополя к компетенции администрации города Ставрополя в области градостроительства и землепользования на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края. Согласно п.2.1 указанного положения 2.1. Реализация полномочий администрации города Ставрополя в области градостроительства и землепользования в рамках полномочий, определенных законодательством Российской Федерации, законодательством Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Ставрополя и настоящим Положением производится, в том числе, посредством выдачи разрешений на строительство.

В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в орган, осуществляющий выдачу разрешения на строительство, заявление о выдаче такого разрешения с приложением документов, указанных в ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ) и в том числе схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия в составе проектной документации (пп. "б" п. 3 ч. 7 ГрК РФ).

Частью 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления уполномочен на проведение проверки наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проведение проверки соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; выдачу разрешения на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно ст. 56 ЗК РФ законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с таблицей 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расстояние от гаражей до границ земельных участков лечебных учреждений стационарного типа должно составлять не менее 25 метров.

Однако, вышеуказанная норма не соблюдена, как и не представлено доказательств согласования границ земельного участка с ГБУЗ СК «Краевой клинический противотуберкулёзный диспансер».

При этом административный истец не представил доказательств нарушения своих прав, свобод и законных интересов. Сведений о каких-либо неблагоприятных последствиях оспариваемого бездействия административным истцом не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным и отмене уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 07.92017 года № 08/15-6693 с «Предварительное согласование предоставления земельного участка» отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя об обязании администрации г. Ставрополя и комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя устранить допущенные нарушения - повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 26 кв.м, под гаражом, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, <номер обезличен> принять постановление администрации города Ставрополя предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16.03.2018 г.

Судья Е.С. Данилова