ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-819/18 от 29.11.2018 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-819/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(полный текст)

29 ноября 2018 года

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего – судьи Лемешко А.С.,

при секретаре: Федоровой Л.С.,

с участием истца и представителя – Копчинского А.Ю.,

представителя ответчика – Бабенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Копчинского ФИО9, Стрельцовой ФИО10 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управления разрешительной документации и адресации об обжаловании решения,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Копчинский А.Ю., Стрельцова И.Ю. обратились в суд с иском к ответчикам о признании незаконным решения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя об отказе в предоставлении услуги по оформлению акта приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию помещении после переустройства и (или) перепланировки расположенного по адресу: <адрес> возложении обязанности по оформлению акта приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию помещении после переустройства и (или) перепланировки расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование требований указали, что они являются собственниками по 1/2 доли квартиры <адрес> В 1997 году была возведена пристройка «лит. а1», которая распоряжением Нахимовской районной государственной администрации города Севастополя №975 от 24.06.1998 года была введена в эксплуатацию и внесена в план технической документации на многоквартирный жилой дом. В сентябре 2013 года Копчинский А.Ю. обратился в ЧП «СЕМФИ» о разработке рабочего проекта по перепланировке и переустройству квартиры <адрес> с пристройкой «лит. а1». В начале 2017 года истцы начали осуществлять перепланировку и переустройство квартиры №3, расположенной по адресу: <адрес> с пристройкой «лит. а1», согласно указанного рабочего проекта. Ранее в октябре 2017 года истцы обращались в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о согласовании перепланировки, переустройства принадлежащей им квартиры, однако ответчиком было вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги. Повторно 08.08.2018 года истцы обратились в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением об оформлении акта приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию помещении после переустройства и (или) перепланировки расположенного по адресу: <адрес>, приложив все необходимые документы согласно п.4 «Положения о приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию помещений после переустройства и перепланировки территории города Севастополя», утвержденного Приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 02.06.2017 года за №61, однако получили решение об отказе в предоставлении государственной услуги, по причине непредставления определенных частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2 статьи 26 Кодекса возложена на заявителя, а именно: не представлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Истцы не согласна с доводами отказа и считают его незаконным.

Истец и представитель истца в судебном заседании, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в административном иске, просил его удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебном заседании исковые требования не признал, указывая, что решение было вынесено законно и обоснованно.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Обжалуемое решения вынесено ответчиком 16.08.2018, административное исковое заявление подано истцом 31.10.2018 года, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.

Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.

Судом установлено, истцы Копчинский А.Ю. и Стрельцова И.В. являются собственниками по 1/2 доли квартиры <адрес>

В сентябре 2013 года истец Копчинский А.Ю. обратился в ЧП «СЕМФИ» о разработке рабочего проекта по перепланировке и переустройству квартиры <адрес> с пристройкой «лит. а1».

В начале 2017 года истцы начали осуществлять перепланировку и переустройство квартиры <адрес> с пристройкой «лит. а1», согласно указанного рабочего проекта.

08.08.2018 года истцы обратились в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением об оформлении акта приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию помещении после переустройства и (или) перепланировки расположенного по адресу: <адрес>, приложив к заявлению следующие документы: копию двух свидетельств о регистрации вещных прав, копия договора купли-продажи квартиры, копия договора дарения доли в квартире, копия технического плана помещения, копия распоряжения №975 от 24.06.1998 года, копия справки Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя, копия справки об инвалидности, копия строительно-технической экспертизы.

16.08.2018 года ответчиком было вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги, по причине непредставления определенных частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2 статьи 26 Кодекса возложена на заявителя, а именно: не представлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

Приказом Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя от 2 июня 2017 г. N61 «Об утверждении Положения о приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию помещений после переустройства и (или) перепланировки на территории города Севастополя и её состава», утверждено Положение о создании приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию помещений после переустройства и (или) перепланировки на территории города Севастополя (далее - Положение).

Положением предусмотрен перечень документов, необходимых для получение акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение работ по переустройств и (или) перепланировке помещений, в случаях завершения работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, выполненных на основании решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения или уведомления о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение.

Таким образом, выдача акта приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию помещений после переустройства и (или) перепланировки осуществляется на основании решения, которое выдается в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Департамента №178 от 30.12.2016 «Согласование перепланировки и (или) переустройства жилого помещения».

Пунктом 15 Административного регламента предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения";

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры;

7) уведомление Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя о переводе нежилого помещения в жилое помещение (в том случае, если проведение соответствующих переустройства и (или) перепланировки связано с переводом нежилого помещения в жилое, с учетом представленного заявителем проекта переустройства и (или) перепланировки).

Пунктом 19 Административного регламента предусмотрены основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

1) непредставление заявителем документов, определенных пунктом 15 настоящего Административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

2) поступление в Уполномоченный орган ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если Уполномоченный орган после получения такого ответа уведомил об этом заявителя, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, и не получил от заявителя такие документы и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

3) представление документов в ненадлежащий орган;

4) несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Отказывая истцам в предоставлении государственной услуги по оформлению акта приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию помещении после переустройства и (или) перепланировки расположенного по адресу: <адрес> ответчик сослался на подпункт 1 пункт 19 Административного регламента, а именно: не представлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

Как усматривается из материалов дела и пояснений сторон, оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемой и (или) перепланируемой спорной квартиры истцами не предоставлен.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требовании о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из анализа вышеуказанных положений следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

При этом в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (законности вынесенного решения), - на орган, принявший оспариваемое решение.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что ответчик Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя доказал законность и обоснованность вынесенного им 16.08.2018 года решения об отказе в предоставлении услуги по оформлению акта приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию помещении после переустройства и (или) перепланировки расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Героев Севастополя, д. 29, кв. 3, в связи с чем исковые требования истцов удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 140-181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Копчинского ФИО11, Стрельцовой ФИО12 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управления разрешительной документации и адресации об обжаловании решения - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 04.12.2018 года.

Судья Нахимовского районного

суда города Севастополя А.С. Лемешко