ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-81/2021 от 15.04.2021 Лешуконского районного суда (Архангельская область)

Дело №2а-81/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 апреля 2021 года село Лешуконское

Лешуконский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Кокотовой Е.И.,

при секретаре Поташевой И.А.,

с участием зам. прокурора Мезенского района Прийменко Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лешуконского районного суда Архангельской области (Архангельская обл., с. Лешуконское, ул. Победы,16) дело по административному иску Личутина Федора Юрьевича к Собранию депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» об оспаривании решения Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» от 18 февраля 2021 года №180 «Об отстранении от должности председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва», об обязании устранить допущенные нарушения, обеспечив Личутину Федору Юрьевичу условия исполнения полномочий председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва с 18 февраля 2021 года,

установил:

Личутин Ф.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением Собранию депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» об оспаривании решения Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» от 18 февраля 2021 года №180 «Об отстранении от должности председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва», об обязании устранить допущенные нарушения, обеспечив Личутину Федору Юрьевичу условия исполнения полномочий председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва с 18 февраля 2021 года.

В обоснование исковых требований Личутин Ф.Ю. указал, что он был избран председателем Собрания депутатов МО "Мезенский район" в октябре 2018 года. 18 февраля 2021 года на 19-й сессии Собрания депутатов муниципального образования " Мезенский муниципальный район" принято решение №180 об отстранении его (Личутина Ф.Ю.) от должности председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва. Считает указанное решение Собрания депутатов незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Согласно п.6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок принятия ненормативных правовых актов определяется уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования не относятся к решениям, устанавливающим правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Соответственно, указанные решения представительного органа муниципального образования являются ненормативными правовыми актами и принимаются в порядке, установленном уставом муниципального образования. В связи с этим, оспариваемое решение является ненормативным правовым актом, порядок принятия которого должен быть определен Уставом муниципального образования «Мезенский муниципальный район Архангельской области» (далее - Устав). Однако, ст. 7 Устава порядок принятия ненормативных правовых актов Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» не определяет, следовательно, не может быть признана законной процедура принятого Решения от 18 февраля 2021 года №180. В нарушение пп.4 п.4 ст.24.1 Устава, оспариваемое решение от 18 февраля 2021 года №180 подписано заместителем председателя Собрания депутатов В.В.Калинцевым. В соответствии с п.п.3 п.6 ст.24.1 Устава председатель собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» подотчетен Собранию депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район". Его полномочия досрочно прекращаются при принятии решения об отстранении от должности Собранием депутатов в соответствии с Регламентом Собрания депутатов "Мезенский муниципальный район» (далее- Регламент). При этом Регламент не определяет специальной процедуры принятия решения об отстранении от должности председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район», а только устанавливает в ст.2, что председатель подотчетен Собранию депутатов и может быть отозван путем тайного голосования на заседании сессии. При этом, в Уставе и Регламенте содержатся разные категории - "отстранение от должности" и "отзыв путем тайного голосования". Следовательно, отсутствие процедуры принятия решения об отстранении от должности в Регламенте не позволяет провести ее в соответствии с Регламентом по процедуре, основанной на нормативных положениях, на законных основаниях. Смешивание указанных категорий привело к тому, что в Решении от 18 февраля 2021 года №180 утвержден протокол №2 заседания Счетной комиссии о результатах тайного голосования по отзыву председателя Собрания депутатов муниципального образования "Мезенский муниципальный район" шестого созыва, т.е. в данном случае голосовали за "отзыв председателя", а решение приняли "за отстранение от должности", что приводит к неопределенности и незаконности решения от 18 февраля 2021 года №180. Тем более, что правовые нормы Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» категорию "отстранение от должности" устанавливают, как временную категорию - "временное отстранение от должности" (ч. 7 ст. 36, ч. 12 ст. 37). Таким образом, фактически Собранием депутатов муниципального образования "Мезенский муниципальный район" рассматривался вопрос по отзыву, а не об отстранении от должности председателя Собрания депутатов. Частями 5, 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.24.1 Устава предусмотрено право депутата Собрания депутатов муниципального образования "Мезенский муниципальный район" на осуществление своих полномочий на постоянной основе в качестве председателя представительного органа муниципального образования. Отсутствие оснований, в соответствии с которыми может быть принято решение об отстранении от должности председателя Собрания депутатов в Уставе и Регламенте, позволяет Собранию депутатов муниципального образования "Мезенский муниципальный район" произвольно принимать решения в отношении Председателя практически каждую сессию, что является нарушением прав лица на осуществление деятельности председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» на постоянной основе, неосновательного освобождения его от должности, поскольку отношения, связанные с осуществлением депутатской деятельности на постоянной основе, аналогичны трудовым отношениям (осуществляется оплата труда, предоставляется отпуск, оплачивается больничный, ведется трудовая книжка и т.п.). В связи с чем, просил признать незаконным решение Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» от 18 февраля 2021 года №180 «Об отстранении от должности председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва» и отменить его с момента принятия, обязать Собрание депутатов муниципального образования "Мезенский муниципальный район" устранить допущенные нарушения, обеспечив Личутину Федору Юрьевичу предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» условия исполнения полномочий председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва с 18 февраля 2021 года.

Одновременно Личутин Ф.Ю. в административном исковом заявлении просил о применении мер предварительной защиты в виде приостановления действия решения Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» от 18 февраля 2021 года №180 «Об отстранении от должности председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва».

В судебном заседании Личутин Ф.Ю. свои административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по указанным в иске основаниям, одновременно поддержал свое заявление о применении мер предварительной защиты в виде приостановления действия решения Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» от 18 февраля 2021 года №180 «Об отстранении от должности председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва», указав в качестве причины и обоснования ее применения, что в отсутствие Председателя Собрания депутатов фактически парализована деятельность представительного органа, а он лишился заработной платы, при этом считает, что нарушены его права на осуществление деятельности председателя Собрания депутатов и получение соответствующих денежных выплат.

Представители Собрания депутатов МО «Мезенский муниципальный район» по доверенности ФИО11, ФИО12, представитель администрации МО "Мезенский муниципальный район" ФИО11 в судебном заседании административные исковые требования Личутина Ф.Ю. не признали, просили в их удовлетворении отказать по следующим основаниям. Согласно ч. 14 ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, – председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава. На основании пункта 6 статьи 24.1 Устава Мезенского муниципального района Архангельской области председатель Собрания депутатов подотчетен Собранию депутатов. Его полномочия досрочно прекращаются в случаях: 1) подачи личного заявления о сложении полномочий; 2) при досрочном прекращении полномочий как депутата Собрания депутатов; 3)при принятии решения об отстранении от должности Собранием депутатов в соответствии с регламентом Собрания депутатов. На основании статьи 1 Регламента Собрания депутатов Мезенского муниципального района шестого созыва, утвержденного решением Собрания депутатов от 27 сентября 2018 г. № 3 (далее – Регламент), Собрание депутатов самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его ведению. Председатель Собрания избирается на срок полномочий Собрания и исполняет свои должностные обязанности до начала работы первой сессии Собрания депутатов нового созыва. Председатель подотчетен Собранию депутатов и может быть отозван путем тайного голосования на заседании сессии (статья 2 Регламента). Оснований для принятия решения об отстранении от должности Собранием депутатов Председателя не предусмотрено. С инициативой об отстранении от должности председателя Собрания депутатов шестого созыва выступила группа депутатов в количестве 6 человек (копия протокола прилагается). В силу статьи 31 Регламента указанное обращение депутатов было предварительно рассмотрено на заседании комиссии по этике и регламенту Собрания депутатов, и впоследствии вынесено для голосования на сессию Собрания депутатов. Главой 5 регламента утвержден порядок голосования и принятия решений. Согласно статье 44 Регламента решения и другие документы Собрания депутатов принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием. Решения и другие документы считаются принятыми, если за него проголосовало не менее половины от установленного уставом числа депутатов. Результаты голосования по всем вопросам объявляются председательствующим и вносятся в протокол заседания Собрания депутатов.

В силу статьи 46 Регламента при проведении тайного голосования подсчет голосов поручается счетной комиссии, которая избирается Собранием депутатов открытым голосованием большинством от числа присутствующих. Протоколы счетной комиссии подписываются ее председателем и секретарем и подлежат утверждению на сессии открытым голосованием числом голосов более половины от числа присутствующих депутатов. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней (статья 48 Регламента). В соответствии со статьей 49 Регламента о результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами комиссии. Протокол счетной комиссии о результатах тайного голосования утверждается решением Собрания депутатов. Для принятия решения за отстранение от должности председателя Собрания депутатов шестого созыва в силу положений пункта 3 статьи 20 устава, статьи 44 Регламента необходимо, чтобы за данное решение проголосовало не менее 9 депутатов Собрания депутатов. Согласно протоколу сессии, протоколу счетной комиссии по результатам тайного голосования 10 депутатов Собрания депутатов проголосовало за отстранение от должности председателя Собрания депутатов шестого созыва. Данное свидетельствует о соблюдении Собранием депутатов процедуры голосования и правомерности принятого решения. Во исполнение статьи 49 Регламента протокол № 2 счетной комиссии был вынесен на голосование депутатскому корпусу, утвержден на сессии в результате голосования по его принятию 10 депутатами Собрания депутатов. Считают, что решение № 180 принято Собранием депутатов в рамках своей компетенции, закрепленных пунктом 6 статьи 24.1 устава, статьи 2 Регламента. В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Личутина Федора Юрьевича, оспаривающего принятие Решения Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» от 18.02.2021 года № 180 «Об отстранении от должности председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва не имеется. Решение по заявлению Личутина Ф.Ю. о принятии мер предварительной защиты просили принять на усмотрение суда.

Заместитель прокурора Мезенского района Архангельской области Прийменко Е.Ю. в своем заключении считал административное исковое заявление Личутина Ф.Ю. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Решением Собрания депутатов МО «Мезенский район» от 18.01.2021 №1, подписанного Личутиным Ф.Ю., созвана 19 сессия Собрания депутатов на 18.02.2021. В повестку дня 19 сессии, утвержденной решением Собрания депутатов от 18.02.2021 №177 по инициативе большинства депутатов в пункты 1-3 включена повестка: об избрании счетной комиссии по отзыву председателя Собрания депутатов шестого созыва; об утверждении протокола №1 счетной комиссии по отзыву председателя Собрания депутатов шестого созыва; об отстранении от должности председателя Собрания депутатов шестого созыва. Решением Собрания депутатов от 18.02.2021 №178 избрана счетная комиссия по отзыву председателя Собрания депутатов в количестве трех человек. Решением Собрания депутатов от 18.02.2021 №179 утвержден протокол №1 счетной комиссии по отзыву председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район», подготовлены бюллетени для голосования. Решением Собрания депутатов по результатам проведенного голосования утвержден протокол №2 заседания счетной комиссии о результатах тайного голосования по отзыву председателя Собрания депутатов, этим же решением он (Личутин Ф.Ю.). Указанные решения опубликованы официально в общедоступном муниципальном вестнике собрания депутатов и администрации муниципального образования «Мезенский район» от 04.03.2021 №341. В силу п. 6 ст. 24.1 Устава полномочия председателя Собрания депутатов прекращаются при принятии решения об отстранении от должности Собранием депутатов в соответствии с регламентом Собрания депутатов. Председатель Собрания избирается на срок полномочий Собрания и исполняет свои обязанности до начала работы первой сессии Собрания депутатов нового созыва. Председатель подотчетен Собранию депутатов и может быть отозван путем тайного голосования на заседании сессии (ст. 2 Регламента). Порядок проведения тайного голосования урегулирован гл.5 Регламента, при этом оснований для освобождения от должности председателя Собрания депутатов и порядок внесения указанного вопроса для рассмотрения Собранием депутатов Регламент не содержит. Процесс освобождения председателя Собрания депутатов, в том числе в части процедуры голосования, разрешается Собранием депутатов самостоятельно, исходя из общих положений, установленных ст. 2 и главой 5 Регламента. С инициативой об отстранении от должности председателя Собрания депутатов выступила группа депутатов в количестве 6 человек. В силу ст. 31 Регламента указанное обращение депутатов было предварительно рассмотрено на заседании комиссии по этике и регламенту Собрания депутатов и впоследствии вынесено для голосования на сессию Собрания Депутатов. На сессии 18 февраля 2021 года присутствовало 14 депутатов, что в соответствии с п.6 ст. 18 Устава свидетельствует о легитимности проведения сессии. Для принятия решения за отстранение от должности председателя Собрания депутатов шестого созыва в силу положений п.3 ст. 20 Устава, ст. 44 Регламента необходимо, чтобы за данное решение проголосовало не менее 9 депутатов Собрания депутатов. Согласно протоколу №2 счетной комиссии по результатам тайного голосования 10 депутатов Собрания проголосовали за отстранение Личутина Ф.Ю. от должности, что свидетельствует о соблюдении Собранием депутатов процедуры голосования и правомерности принятого решения. В связи с чем, оспариваемое Личутиным Ф.Ю. решение принято Собранием в рамках своей компетенции, закрепленной п. 6 ст. 24.1 Устава и ст. 2 Регламента. Заявление Личутина Ф.Ю. о применении мер предварительной защиты по административному иску просил оставить без удовлетворения в связи с отсутствием оснований для применения таких мер.

Выслушав Личутина Ф.Ю., представителей административного ответчика по доверенности ФИО11, ФИО12, представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО11, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, а также об отказе в удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску по следующим основаниям.

В силу ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании установлено, что решением Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» от 18 октября 2018 года №15 Личутин Федор Юрьевич избран на должность председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва.

На основании решения Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» от 18 октября 2018 года №25 «Об избрании заместителя председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва» считается избранным на должность заместителя председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва» ФИО2.

В соответствии с ч. 14 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закона) организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает оснований для досрочного прекращения полномочий председателя представительного органа муниципального образования, избираемого этим органом из своего состава.

Между тем, как избранный населением депутат может быть отозван населением, так и избранный в соответствии с положениями <данные изъяты>4 ст. 35 Закона представительным органом муниципального образования в состав представительного органа муниципального района председатель может быть отозван тем органом, которым он избран.

Иной подход будет противоречить общим принципам организации местного самоуправления в Российской Федерации, так как не позволит Собранию депутатов муниципального образования контролировать работу избранного им в представительный орган муниципального района председателя и избрать, в случае необходимости, в его состав другого депутата, который, по мнению Собрания, способен лучшим образом отстаивать интересы муниципального образования, депутатом которого он является.

Решением Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» от 18 февраля 2021 года №180 «Об отстранении от должности председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва» Личутин Федор Юрьевич отстранен от должности председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район».

Не согласившись с данным решением, Личутин Ф.Ю. оспорил его в судебном порядке в установленный законом срок.

Согласно ст. 24.1 Устава Собрание депутатов Мезенского муниципального района возглавляется его председателем. Собрание депутатов Мезенского муниципального района из своего состава избирает председателя, его заместителя. Председатель Собрания депутатов Мезенского муниципального района избирается в порядке, предусмотренном регламентом Собрания депутатов на срок его полномочий в качестве депутата Собрания депутатов Мезенского муниципального района, и осуществляет свои полномочия на постоянной основе. В случае отсутствия или временной невозможности исполнения председателем Собрания депутатов своих обязанностей их исполняет заместитель председателя Собрания депутатов. Председатель Собрания депутатов подотчетен Собранию депутатов Мезенского муниципального района.

Его полномочия досрочно прекращаются в случаях:

1) подачи личного заявления о сложении полномочий;

2) при досрочном прекращении полномочий как депутата Собрания депутатов Мезенского муниципального района;

3) при принятии решения об отстранении от должности Собранием депутатов в соответствии с регламентом Собрания депутатов Мезенского муниципального района.

Из содержания ст. 2 Регламента Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район», утвержденного решением Совета депутатов от 27.09.2018 №3 (далее - Регламент) следует, что установленное Уставом число депутатов Собрания депутатов – 16. Работу Собрания организует его председатель в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования и Регламентом работы Собрания. Председатель Собрания избирается на срок полномочий Собрания и исполняет свои должностные обязанности до начала работы первой сессии Собрания депутатов нового созыва.

Статья 1 Регламента предусматривает право Собрания депутатов самостоятельно решать вопросы, относящиеся к его ведению.

Будучи сами избраны избирателями муниципального образования «Мезенский муниципальный район», депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» из своего состава избрали председателя в состав представительного органа муниципального района. Как сами избиратели не лишены возможности инициировать отзыв избранного ими депутата (п. 8 ч. 10 ст. 40 Закона), так и депутаты Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» не могут быть лишены возможности инициировать отзыв избранного ими в состав представительного органа муниципального района председателя.

Возможность такого отзыва путем тайного голосования на заседании сессии предусмотрена статьей 2 Регламента. Данный Регламент в этой части не противоречит закону (который не предусматривает иной порядок) и подлежит применению.

При этом основания для досрочного прекращения полномочий депутата выборного органа, указанные в <данные изъяты><данные изъяты> 10 ст. 40 Закона, и порядок их реализации, относятся к ситуации, когда после прекращения его полномочий лицо перестает быть депутатом. В данном случае, полномочия Личутина Ф.Ю. как депутата «Мезенский муниципальный район» после принятия Собранием депутатов оспариваемого им решения прекращены не были.

Несостоятельным суд находит в связи с этим довод административного истца о том, что отсутствие оснований, в соответствии с которым может быть принято решение об отстранении от должности председателя Собрания депутатов в Уставе и Регламенте, позволяет Собранию депутатов произвольно принимать решения в отношении Председателя, посколькуни Уставом муниципального образования «Мезенский муниципальный район», ни Регламентом не предусмотрена обязанность депутатов чем-либо обосновывать указанное решение, и позволяет сделать вывод о том, что основанием для принятия такого решения может являться утрата доверия депутатов к избранному ими председателю.

Также указанными нормативно-правовыми актами не предусмотрены требования к содержанию самого решения об отстранении от должности председателя Собрания депутатов и не предусмотрена обязанность Собрания депутатов обосновывать в нем мотивы принятия решения.

Исходя из изложенного, Собрание депутатов, принимая решение об отстранении от должности председателя Собрания депутатов Личутина Ф.Ю. путем отзыва из состава представительного органа МО «Мезенский муниципальный район», действовал в соответствии с законом и рамках своих полномочий.

Подпункты 7 и 8 ч. 1 ст. 44 Закона регламентируют, что в Уставе муниципального образования должны определяться срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Как уже было сказано выше, отзыв депутатами представительного органа МО «Мезенский муниципальный район» Председателя из состава представительного органа муниципального района не аналогичен по своей правовой природе отзыву депутата населением, процедура которого должна быть прописана в Уставе муниципального образования (и фактически прописана в Уставе МО «Мезенский муниципальный район» в ст.36.1). Регламент Собрания депутатов МО «Мезенский муниципальный район» в части установления порядка отзыва председателя Собрания депутатов, избранного в состав представительного органа муниципального района, не противоречит положениям п. п. 7 и 8 ч. 1 ст. 44 Закона.

В связи с чем, утверждение Личутина Ф.Ю. о том, что смешение понятий «отзыва путем тайного голосования» и «отстранение от должности» свидетельствует о незаконности решения, является несостоятельным.

В судебном заседании установлено, что инициатива отстранения председателя Собрания депутатов Личутина Ф.Ю. исходила от группы депутатов из 6 человек, направивших соответствующее обращениее в Комиссию по этике и регламенту.

Решением Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» от 13 декабря 2018 года №47 «Об образовании постоянных комиссий Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва в новой редакции, утверждены составы постоянных комиссий, в том числе по этике и регламенту: ФИО3, председатель комиссии, ФИО4, секретарь комиссии, ФИО5, ФИО6, ФИО7.

Из имеющегося в деле протокола девятнадцатой очередной сессии Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва от 18 февраля 2021 года судом установлено, что 18 февраля 2021 года состоялась девятнадцатая сессия Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва, на сессию прибыло 11 депутатов из 16 и 3 депутата участвовали заочно, передав право голоса в соответствии с Регламентом.

Согласно ч. 6 ст. 18 Устава заседание Собрания депутатов Мезенского муниципального района правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Поскольку на заседании (сессии) 18 февраля 2021 года принимало участие 14 депутатов (11 депутатов - непосредственно, 3 - заочно), оно является правомочным.

В силу ст. 44 Регламента решения и другие документы Собрания депутатов принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием. Решения и другие документы считаются принятыми, если за него проголосовало не менее половины от установленного Уставом числа депутатов. Результаты голосования по всем вопросам объявляются председательствующим и вносятся в протокол заседания Собрания депутатов.

Из содержания протокола девятнадцатой очередной сессии, а также протокола №2 счетной комиссии по результатам тайного голосования 18 февраля 2021 года за отстранение (отзыв) председателя Собрания депутатов проголосовало 10 депутатов. При этом, сам Личутин Ф.Ю., как председатель Собрания депутатов присутствовал на заседании 18 февраля 2021 года, призывая депутатов голосовать соответствующим образом.

Довод Личутина Ф.Ю. о том, что он не был оповещен о заседании комиссии и отстранение от должности готовилось тайно, не нашел подтверждения в судебном заседании, поскольку Личутин Ф.Ю., как председатель Собрания депутатов лично 08.02.2021 подписал извещение о проведении девятнадцатой сессии Собрания депутатов 17-18 февраля 2021 года. О заседании комиссии по этике и регламенту также было известно Личутину Ф.Ю., однако, как следует из содержания протокола и пояснений представителя административного ответчика, Личутин Ф.Ю. в силу своего личного волеизъявления не принял участие в заседании комиссии, заглянув в зал заседания и не изъявив желания присутствовать.

Подсчет голосов в силу ст. 46 Регламента был поручен счетной комиссии, избранной Собранием депутатов МО «Мезенский район» открытым голосованием большинством от числа присутствующих депутатов.

Тайное голосование проведено согласно Регламенту с использованием бюллетеней. По результатам тайного голосования в соответствии со ст. 46 Регламента составлен протокол №2, который подписан председателем и секретарем. Результаты голосования занесены также в протокол заседания Собрания депутатов.

При таких обстоятельствах, суд считает, что порядок проведенного 18 февраля 2021 года голосования и принятия оспариваемого решения соответствуют вышеуказанным положениям Регламента и Устава.

Судом установлено, что оспариваемое решение принято Собранием депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район», в компетенцию которого входит досрочное прекращение полномочий председателя Собрания депутатов, подписано уполномоченным лицом - заместителем председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район», что предусмотрено п. 13 Регламента, позволяющем в случае отсутствия председателя Совета депутатов или невозможности выполнения им своих обязанностей выполнять функции председателя Собрания.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Указанное положение закреплено и в ч. 6 ст. 20 Устава, согласно которой решения Собрания депутатов Мезенского муниципального района вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено федеральным законом или самим решением Собрания депутатов Мезенского муниципального района.

Оспариваемое Личутиным Ф.Ю. решение было официально опубликовано в муниципальном вестнике Собрания Депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» №341 от 4 марта 2021 года.

В связи с чем, довод Личутина Ф.Ю. о том, что имеется неопределенность с моментом вступления оспариваемого решения в силу, которая влечет незаконность последнего, суд находит несостоятельным.

Таким образом, на основании анализа положений действующего законодательства, Устава, Регламента Собрания депутатов и представленных в материалы дела документов, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение было принято Собранием депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» в установленной законом форме и в рамках предоставленных ему полномочий; было опубликовано.

Нарушений прав и законных интересов административного истца, вопреки доводам Личутина Ф.Ю., в судебном заседании не установлено.

Поскольку порядок принятия решения об отстранении от должности Председателя Собрания депутатов Личутина Ф.Ю. был соблюден, оснований для признания решения Собрания депутатовмуниципального образования «Мезенский муниципальный район» незаконным не имеется, и, как следствие, оснований для его отмены также нет.

В связи с тем, что оспариваемое решение является законным, основания для возложения на Совет депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» обязанности устранить допущенные, по мнению административного истца, нарушения, обеспечив Личутину Ф.Ю. предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» условия исполнения полномочий председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва с 18 февраля 2021 года отсутствуют, а заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

При рассмотрении заявления Личутина Ф.Ю., содержащегося в административном исковом заявлении, о применении мер предварительной защиты в виде приостановления действия решения Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» от 18 февраля 2021 года №180 «Об отстранении от должности председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва» суд приходит к следующему.

В силу статьи 223 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам об оспаривании решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в порядке, предусмотренном главой 7 настоящего Кодекса, вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

Согласно статье 85 КАС РФ по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:

1. до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца;

2. защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему. В силу статьи 87 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть отказано, если основания для применения таких мер отсутствуют.

Меры предварительной защиты представляют собой одну из гарантий защиты прав для лиц, обратившихся за судебной защитой, которая направлена на реальное и полное восстановление их нарушенных прав, в случае удовлетворения административного иска; они принимаются лишь в случае, когда существует вероятность неисполнения или ненадлежащего исполнения административным ответчиком будущего решения суда.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

С учетом распределения бремени доказывания, лицу, заявляющему ходатайство о применении мер предварительной защиты, надлежит представлять относимые и достаточные доказательства в подтверждение обоснованности ходатайства.

Личутиным Ф.Ю. ни в административном исковом заявлении, ни в судебном заседании при указании причины обращения с заявлением о применении мер предварительной защиты и ее обосновании не приведено обстоятельств, свидетельствующих о существовании явной опасности нарушения его прав, свобод и законных интересов, а также доводы заявленного ходатайства им документально не подтверждены.

Исходя из толкования положений части 1 статьи 85 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суду предоставлено право по своему усмотрению обеспечивать административному истцу предварительную защиту либо нет.

Таким образом, принятие мер предварительной защиты является правом суда, а не его обязанностью.

В настоящем случае административным истцом не представлено достаточных доказательств в обоснование требования о приостановлении действия оспариваемого решения. Кроме того, обстоятельств, свидетельствующих о существовании явной опасности нарушения прав, свобод и законных интересов Личутина Ф.Ю., либо невозможности или затруднительности их защиты без принятия мер предварительной защиты по административному иску, административным истцом не приведено и документально не подтверждено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Личутина Ф.Ю. о применении мер предварительной защиты в виде приостановления действия решения Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» от 18 февраля 2021 года №180 «Об отстранении от должности председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва».

Согласно <данные изъяты> 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Поскольку судом в удовлетворении административного искового заявления Личутина Ф.Ю. отказано, понесенные административным истцом расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, возмещению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Личутина Федора Юрьевича к Собранию депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» о признании незаконным решения Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» от 18 февраля 2021 года №180 «Об отстранении от должности председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва» и его отмене с момента принятия, об обязании устранить допущенные нарушения, обеспечив Личутину Федору Юрьевичу предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» условия исполнения полномочий председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва с 18 февраля 2021 года отказать.

В удовлетворении заявления Личутина Федора Юрьевича о применении мер предварительной защиты, содержащееся в административном исковом заявлении Личутина Федора Юрьевича к Собранию депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» об оспаривании решения Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» от 18 февраля 2021 года №180 «Об отстранении от должности председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва», об обязании устранить допущенные нарушения, обеспечив Личутину Федору Юрьевичу условия исполнения полномочий председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва с 18 февраля 2021 года, в виде приостановления действия решения Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» от 18 февраля 2021 года №180 «Об отстранении от должности председателя Собрания депутатов муниципального образования «Мезенский муниципальный район» шестого созыва», отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Лешуконский районный суд (с.Лешуконское, ул.Победы, дом 16) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательно форме принято 26 апреля 2021 года.

Председательствующий Е.И. Кокотова