Дело № 2а-8200/2018 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 декабря 2018 года г. Челябинск Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего В.А.Юсупова., при секретаре Л.Ф.Зиннатовой, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области к Фонду развития молодежи «Кадровый резерв» о ликвидации некоммерческой организации и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, УСТАНОВИЛ: Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области обратилось в суд с административным иском к Фонду развития молодежи «Кадровый резерв» о ликвидации некоммерческой организации и исключении указанной организации из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, в ходе плановой документарной проверки к Фонда развития молодежи «Кадровый резерв» на предмет установления соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству РФ. В связи с выявленным нарушениями в адрес организации было вынесено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ№. Поскольку данное предупреждение не было исполнено (не представлены документы на проверку), Управлением были вынесены повторные предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. К указанным в предупреждениям срокам и до настоящего времени выявленные в ходе проверки нарушения организацией устранены не были, документы на проверку не представлены. Кроме того, вышеуказанные предупреждения Фонду развития молодежи «Кадровый резерв» направлялись по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, однако адресатом получены не были, возвращены в связи с истечением срока хранения, нерозыском адресата, отсутствием адресата по адресу. При выезде специалистов Управления по адресу организации было установлено, что Фонд развития молодежи «Кадровый резерв» не находится по юридическому адресу, в подтверждение чего составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, организация сменила место нахождения и в нарушение п. 7 ст. 32 ФЗ от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в течении трех дней не проинформировала об этом Управление. Кроме того, административным ответчиком не были представлены в Управление отчеты о деятельности по уставным формам за 2016 год, организация не размещала на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет отчеты и сообщения о продолжении деятельности за 2016 и 2017 годы. Таким образом, Управлением установлено, что Фондом развития молодежи «Кадровый резерв» не исполняются требования действующего законодательства, что является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия. Представитель административного ответчика Фонда развития молодежи «Кадровый резерв» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Информация о принятии указанного административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте centr.chel.sudrf.ru Центрального районного суда г. Челябинска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с ч. 7 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также ФЗ от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». В силу ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка надлежащим образом извещенных участников в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон. В соответствии с п. 65 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" аудиопротоколирование не осуществлялось в связи с неявкой в судебное заседание участников судебного процесса. Исследовав в судебном заседании письменные материалы административного дела и проверив доводы заявления, суд считает, что административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами и (или) юридическими лицами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию некоммерческих организаций, регламентированы Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В силу ст. 7 указанного Федерального закона некоммерческие организации могут создаваться в форме фондов. Так, в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Как установлено в судебном заседании, сведения о Фонде развития молодежи «Кадровый резерв» внесены в ЕГРЮЛ Управлением ФНС России по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером № Место нахождение Фонда в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц, а также Уставом Фонда развития молодежи «Кадровый резерв» расположено по адресу: <адрес>. Учредителями Фонда являются ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 Директором - ФИО7 Также согласно Уставу Фонда развития молодежи «Кадровый резерв» основной целью его деятельности является содействие занятости, досугу и отдыху молодежи; содействие в осуществлении культурного, нравственного и интеллектуального развития молодежи; осуществление поддержи программ и проектов, направленных на полноценное развитие личности гражданина России, его социальной среды и уровня жизни. В соответствии с пп.4, 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд. В силу части 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по Челябинской области в адрес директора Фонда развития молодежи «Кадровый резерв» было направлено уведомление о проведении плановой документарной проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, на предмет соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству РФ, за период ее деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В уведомлении указано на необходимость организации в течении 10 рабочих дней со дня получения уведомления представить документы (копии, заверенные подписью руководителя и печатью), указанные в распоряжении Управления Министерства юстиции РФ по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О проведении плановой документарной проверки Фонда развития молодежи «Кадровый резерв». Копия указанного распоряжения на 6 листах к уведомлению приложена. Несмотря на то, что уведомление о проведении плановой документарной проверки и распоряжение о проведении плановой документарной проверки были направлены на адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ и на адрес руководителя организации, директор фонда ФИО7 был дополнительно уведомлен о проведении проверки по средствам телефонной связи ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и электронным сообщением на адрес электронной почты ДД.ММ.ГГГГ, документы на проверку представлены не были, в связи с чем в ходе проведения проверки были исследованы учетное дело организации, ответы на запросы Управления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, отделения Пенсионного фонда РФ по Челябинской области, ИФНС, информация сайта Росфинмониторинга и Минюста России (акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ). По результатам проверки в адрес административного ответчика было вынесено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ( непредставление документов на проверку). Также из указанного предупреждения следует, что направленное почтой Фонду уведомление о проведении проверки и распоряжение вернулись обратно в адрес Управления с отметкой об отсутствии адресата по адресу, исходя из чего можно сделать вывод о том, что организация не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, сообщение о смене адреса в нарушение п.5 ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в адрес Управления не направлялось. Кроме того, проверкой было установлено, что с момента государственной регистрации организации в законодательстве РФ произошли изменения и устав Фонда развития молодежи «Кадровый резерв» в настоящее время не отвечает требованиям действующего законодательства РФ, имеются несоответствия устава сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ. В предупреждении указано, что организации необходимо привести устав в соответствие и внести необходимые изменения в учреджительные документы. Срок исполнения требований предупреждения указан до ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии, в связи с неисполнением требованию вышеуказанного предупреждения, в адрес Фонда развития молодежи «Кадровый резерв» административным истцом направлялись повторные предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, однако все они не исполнены, были возвращены отправителю с отметками почты «истек срок хранения», «за нерозыском адресата», «отсутствие адресата по указанному адресу», что подтверждается представленными в материалы дела копиями почтовых уведомлений. При выезде специалистов Управления по адресу организации, указанному в ЕГРЮЛ (<адрес>), было установлено, что Фонд развития молодежи «Кадровый резерв» не находится по указанному адресу, о чем составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, административным истцом установлено нарушение Фондом требований ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а именно непредставление документов на проверку, неисполнение предупреждений, а также смена адреса без надлежащего уведомления Управления. Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации. Согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" (зарегистрирован в Минюсте РФ 09 апреля 2010 года N 16857) утверждены Формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (приложение N 1). Также согласно пункту 3.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями части 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которой неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в сроки, установленные пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года N 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Управлением Министерства юстиции по Челябинской области в административном иске указано, что в ходе вышеуказанной проверки Фонда развития молодежи «Кадровый резерв» было установлено, что в нарушение статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" административным ответчиком не предоставлена информация о деятельности за 2016 года, не размечались за 2016 и 2017 годы на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет отчеты и сообщения о продолжении деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона. Абзацем третьим части 1 статьи 44 названного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда, в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Согласно п.п. 1 п. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчётности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счёту, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Поскольку судом установлено, что Фондом развития молодежи «Кадровый резерв» при осуществлении деятельности допущены нарушения закона, учитывая характер таких нарушений, их продолжительность и последующее отсутствие сведений о деятельности организации, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для принудительной ликвидации указанного юридического лица и исключении о нем сведений из Единого реестра юридических лиц.. Доказательств, подтверждающих наличие у Фонду развития молодежи «Кадровый резерв» задолженности перед третьими лицами не представлено, сведений о возбужденных в отношении организации исполнительных производствах не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области к Фонду развития молодежи «Кадровый резерв» о ликвидации некоммерческой организации и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить. Ликвидировать юридическое лицо –Фонд развития молодежи «Кадровый резерв». Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц данные о Фонде развития молодежи «Кадровый резерв». Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Челябинска. Председательствующий: п/п В.А.Юсупов |