Дело № 2а-8207/2022 17 июня 2022 года
47RS0004-01-2022-006324-12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре Иванченко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения и бездействий, обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в обоснование требований указав, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером: <адрес> №168/5 и №168/6, расположенного в д.<адрес>. На данном участке находится «Комплекс Кафе» с жилым строением, построенный в соответствии с проектом, согласованным администрацией пос. им. Свердлова 21.01.2005 года. К данному земельному участку прилегает земельный участок с кадастровым номером <адрес> площадью 1445 кв.м., который ранее относился к землям общего пользования. При согласовании с администрацией пос. им. Свердлова проект «Комплекс Кафе с жилым строением и административным зданием» выдано предписание на благоустройство прилегающей территории, то есть смежного участка. Во исполнение требования управления по архитектуре и землеустройству Всеволожского района им проведены работы по благоустройству и озеленению, а именно: засыпка низменной заболоченной земли твердым грунтом, для поднятия и выравнивания территории; засыпка поверхности толстым слоем асфальтной крошки с укатыванием с ежегодной подсыпкой, возведена автомобильная парковка, тротуарное покрытие из булыжного и искусственного камня, посажены кустарник, деревья, газоны, осуществлено освещение и возведено ограждение с автомобильными воротами
ФИО2 неоднократно обращался в администрацию МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о предоставлении ему в долгосрочную аренду данного земельного участка, однако обращения остались без ответа.
07.09.2021 г. ФИО2 направил заявление о предоставлении в аренду с возможным выкупом земельного участка с кадастровым номером 47:07:0601007:1461.
В ответе на заявление, полученном административным истцом 24.03.2022 г., указано, что вопрос был рассмотрен межведомственной земельной комиссией администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (протокол №16 от 30.09.2021 г.) и принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за оплату без торгов на основании п.п.1 ст.39.16 Земельного Кодекса РФ.
04.10.2021 г. проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, по результатам которого спорный участок передан в аренду ООО «СтройИнвестСфера». Результаты торгов оспорены ФИО2 в судебном порядке, административное дело по данному факту в настоящее время находится на рассмотрение во Всеволожском городском суде Ленинградской области.
По мнению административного истца, решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за оплату без торгов на основании пп.1 ст.39.16 Земельного Кодекса РФ (протокол №16 от 30.09.2021 г.) не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы на предоставление в аренду с возможным выкупом земельного участка с кадастровым номером <адрес>.
В связи с чем административный истец просит суд:
- признать незаконным решение межведомственной земельной комиссии администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского района Ленинградской области об отказе в предоставлении земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером <адрес>, площадью 1445 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, расположенный по адресу: ФИО1, <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Свердловское городское поселение, <адрес>.
- признать незаконным бездействие должностных лиц администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского района Ленинградской области в части нарушения срока ответа на заявление 07.09.2021 г. (входящий 2327/01-18) о предоставлении в аренду с возможным выкупом земельного участка с кадастровым номером <адрес>.
- обязать администрацию МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского района Ленинградской области заключить с административным истцом договор долгосрочной аренды с правом продления аренды и последующим выкупом земельного участка с кадастровым номером <адрес>, площадью 1445 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, расположенный по адресу: ФИО1, <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Свердловское городское поселение, <адрес>
В настоящее судебное заседание административный истец, представитель административного истца явились, административные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения административных исковых требований, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица – ООО «СтройИнвестСфера» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела.
При таких обстоятельствах, суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ.
Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами настоящего административного дела установлено, что ФИО2является собственником земельного участка с кадастровым номером: <адрес>34, №168/5 и №168/6, расположенного в д.<адрес>.
На данном земельном участке находится «Комплекс Кафе» с жилым строением, построенный в соответствии с проектом, согласованным администрацией пос. им. Свердлова 21.01.2005 г.
07.09.2021 г. ФИО2 направил в администрацию МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области заявление о предоставлении в аренду с возможным выкупом земельного участка с кадастровым номером <адрес>.
Ответом администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 07.10.2021 г., полученным ФИО2 24.03.2022 г., указано, что его вопрос был рассмотрен межведомственной земельной комиссией администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (протокол №16 от 30.09.2021 г.) и принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за оплату без торгов наосновании пп.1 ст. 39.16 Земельного Кодекса РФ.
Указанное решение административный истец просит признать незаконным, по мотивам, изложенным в административном иске.
В силу положений ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление с требованиями об оспаривании решений, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.219 КАС РФ).
Из материалов административного дела следует, что об оспариваемом решении земельной комиссии, административный истец узнал 24.03.2022г., когда получил его на руки в межведомственной земельной комиссией Администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и в установленный законом трехмесячный срок обратилась в суд с настоящим административным иском (24.05.2022 г.).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным истцом срок для обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен.
Из оспариваемого решения земельной комиссии следует, что принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату без торгов на основании, пп.1 ст. 39.16 Земельного Кодекса РФ (с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов).
Из представленных административным ответчиком в материалы дела документов следует, что земельный участок с кадастровым номером 47:07:0601007:1461, представлен в аренду третьим лицам на основании договора аренды №33-А от 07.10.2021г.
Статьей 39.6. Земельного Кодекса РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов ч.1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.ч.2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:1) земельного участка юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента Российской Федерации;2) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации;3) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации;4) земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;5) земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 настоящего пункта;6) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, данной некоммерческой организации;7) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации;8) земельного участка, образованного в результате раздела ограниченного в обороте земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и отнесенного к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации;9) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;10) земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи;11) земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;12) земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;13) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;13.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса юридическому лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса;14) земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;16) земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;17) земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее — казачьи общества), для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;18) земельного участка лицу, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;20) земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю;21) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, резиденту особой экономической зоны или управляющей компании в случае привлечения ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости;22) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, для строительства объектов инфраструктуры этой зоны лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны.Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;23) земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве, лицу, с которым заключены указанные соглашения;23.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, некоммерческой организации, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;24) земельного участка, необходимого для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, лицу, с которым заключено хозяйственное соглашение;25) земельного участка для размещения водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения;26) земельного участка для осуществления деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;27) земельного участка для осуществления деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;28) земельного участка резиденту зоны территориального развития, включенному в реестр резидентов зоны территориального развития, в границах указанной зоны для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией;29) земельного участка лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения о предоставлении их в пользование, договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами, для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами;30) земельного участка юридическому лицу для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов и пунктов захоронения радиоактивных отходов, решения о сооружении и о месте размещения которых приняты Правительством Российской Федерации;31) земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка;32) земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи;33) земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.ч.3. Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
ч.4. Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 — 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
ч.5. Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.ч.6. Если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, договор аренды такого земельного участка заключается с указанным лицом.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания дляотказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а именно.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования;4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства; 5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства; 6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; 7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участкадля целей резервирования; 8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов; 10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов; 11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса; 12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса; 13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; 14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; 15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса; 16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом; 17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения; 19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования; 21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель; 22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо; 23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
В качестве основания отказа в предоставлении земельного участка указано отсутствие права у лица, обратившегося с заявлением о предоставлении земельного участка, на приобретение земельного участка без проведения торгов (абз. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ). Это основание отказа представляет собой, возможно, самое широко толкование. Причин для того, чтобы субъект не имел права приобрести земельный участок или подтверждение права на приобретение права собственности на землю без проведения торгов было затруднительным, множество.
Одной из самых распространенных причин применения основания отказа, указанного в абз. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, выступает невозможность или затруднительность подтвердить исключительное право на приобретение права собственности на земельный участок без проведения торгов, закрепленное в абз. 6 ч. 2 ст. 39.3 и 39.20 Земельного кодекса РФ. Согласно данным нормам собственник объекта недвижимости обладает исключительным правом на приобретение права собственности на земельный участок, на котором этот объект недвижимости расположен. Расположение объекта недвижимости на земельном участке подтверждается соответствующими отметками о кадастровом номере объекта недвижимости и о кадастровом номере земельного участка, на котором объект недвижимости расположен, в данных Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и отражается в выписках из него. При отсутствии необходимой информации либо наличии ошибок в данных ЕГРН заявитель не может подтвердить свое исключительное право на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов. Для приведения в соответствие с действительностью информации об объектах недвижимости или отражения необходимой информации об этих объектах в ЕГРН требуется проведение кадастровых работ, подтверждающих расположение объектов недвижимости на испрашиваемом земельном участке. Проведение данных работ часто является большим финансовым бременем для субъектов права пользования земельными участками, особенно для физических лиц. В связи с этим физические и юридические лица становятся не заинтересованными в оформлении прав на земельные участки.
Еще одной причиной для отказа в предоставлении земельного участка в частную собственность без проведения торгов по основанию, указанному в п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, может стать так называемая несоразмерность испрашиваемого земельного участка. Под этим термином понимается превышение площади испрашиваемого земельного участка по сравнению с размером земельного участка, который необходим для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости или для осуществления определенного вида хозяйственной деятельности. Соразмерным считается земельный участок, площадь которого соответствует установленным предельным размерам применительно к определенным видам деятельности или в случае отсутствия таких размеров - исходя из необходимой площади для эксплуатации объектов недвижимости.
Понятие предельных (максимальных и/или минимальных) размеров земельных участков используется при их образовании и при их предоставлении из государственной или муниципальной собственности. Определенные несогласованности в законодательстве, посвященном вопросам установления и применения предельных размеров земельных участков, являются причиной затруднений с определением случаев применения различных видов нормативов и возможностью заменить одни другими.
Таким образом, в оспариваемом решении земельной комиссии административный ответчик не сослался на норму Земельного Кодекса Российской Федерации, а суд не вправе самостоятельно применять норму права, послужившую основанием для принятия решения земельной комиссии по заявлению ФИО2
Как разъяснено в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
При таком положении дела административные исковые требования в части признания незаконным решения земельной комиссии администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 07.10.2021 г. исходящий номер 1841/01-19 в отношении земельного участка испрашиваемого административным истцом, подлежат удовлетворению по вышеизложенным судом основаниям.
В соответствии с положениями ст.178 КАС РФ, суд полагает нужным обязать администрацию МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, не позднее 30 календарных дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 47:07:0601007:1461 в долгосрочную аренду, с правом продления и возможным выкупом.
Способ восстановления нарушенного права, предложенный административным истцом в виде обязания администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области заключить с ФИО2 договор долгосрочной аренды, не основан на нормах материального права, в связи с чем административные исковые требования административного истца в этой части не подлежат удовлетворению.
Требования административного истца о признании незаконными бездействий администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области удовлетворению не подлежат, так как данный факт не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела, в ходе которого установлено, что обращение ФИО2 поступило в администрацию МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области 07.09.2021 г. №2327/01-18, и в установленный законом срок было рассмотрено, о чем был дан ответ 07.10.2021 г. исходящий номер 1841/01-19.
Таким образом, административные исковые требования ФИО5 подлежат частичному удовлетворению по вышеизложенным судом основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-227, 150 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО2 к администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения и бездействий, обязании произвести действия - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, оформленное письмом от 07.10.2021 г. исходящий номер 1841/01-19 на имя ФИО2
Обязать администрацию МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, не позднее 30 календарных дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <адрес> долгосрочную аренду, с правом продления и возможным выкупом.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 в остальной части - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 01 июля 2022 года.