ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8209/17 от 14.11.2017 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-8209/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2017 года Советский районный суд г. Краснодара

в составе:

председательствующего судьи Арзумановой И.С.

при секретаре Джаримок З.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федорова А. И. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю об оспаривании отказа органа кадастрового учета во внесении дополнительных сведений в государственный кадастр недвижимости,

установил:

Федоров А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа органа кадастрового учета во внесении дополнительных сведений в кадастр недвижимости и обязании внести в состав дополнительных сведений кадастра недвижимости сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения Геленджик.

Определением суда от 25.10.2017г. административное дело назначено к судебному разбирательству по общим правилам административного производства.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца по доверенности Малюта А.В. уточнил административные исковые требования, просит обязать филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю внести в состав дополнительных сведений кадастра недвижимости сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения Геленджик; обязать филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю применить с 01.01.2017 года к земельному участку с кадастровым номером установленный для земель особо охраняемых территорий и объектов города-курорта Геленджик УПКС в размере 1691 руб./кв.м.

Представитель административного истца по доверенности Малюта А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования. Пояснил, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 6651 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения базы отдыха, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, Христова щель, б/о «Красные огни». 06.10.2017 года административным истцом в филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю было подано заявление о внесении в состав дополнительных сведений кадастра недвижимости сведений о нахождении указанного земельного участка в границах особо охраняемой природной территории, предусмотренных п. 6 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». 12.10.2017 года административным ответчиком в письме было отказано во внесении указанных выше сведений в кадастр недвижимости в связи с несоответствием порядка внесения указанных дополнительных сведений в Единый государственный реестр недвижимости Федеральному закону от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Административный истец считает отказ филиала ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю во внесении дополнительных сведений в кадастр недвижимости незаконным, поскольку он противоречит части 5 статьи 8 и частям 2, 3 статьи 13 Закона № 218-ФЗ, и нарушает его права и законные интересы.

Представитель административного ответчика – филиала ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю по доверенности Харетлук А.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 6651 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения базы отдыха, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, Христова щель, б/о «Красные огни».

06.10.2017 года административным истцом в Филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю было подано заявление о внесении в состав дополнительных сведений кадастра недвижимости сведений о нахождении указанного земельного участка в границах особо охраняемой природной территории, предусмотренных п. 6 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

12.10.2017 года административным ответчиком в письме было отказано во внесении указанных выше сведений в кадастр недвижимости в связи с несоответствием порядка внесения указанных дополнительных сведений в Единый государственный реестр недвижимости Федеральному закону от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч. 12 ст. 29 Закона № 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 Федерального закона вносятся в уведомительном порядке. Часть 5 ст. 8 Закона № 218-ФЗ регистрации недвижимости относит к числу таких сведений - сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории.

В силу статьи 96 Земельного кодекса – одной из разновидностью земель особо охраняемых территорий являются земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, предназначенные для лечения и отдыха граждан. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий в соответствии с законодательством РФ для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совмина РСФСР от 17 декабря 1987 года № 494 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае» курорту Геленджик придан статус федерального курортного региона.

В соответствии Постановлением Совмина РСФСР от 17 декабря 1987 года № 494 утверждены границы округа санитарной охраны курорта федерального значения.

Согласно Генеральному плану города-курорта Геленджик, утвержденному Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02 ноября 2016 года № 498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик – городского округа» земельный участок с кадастровым номером расположен во II-ой зоне санитарной охраны курорта.Согласно пункту 2 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996г. № 1425 лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» земли курортов федерального значения и их охранные зоны в настоящее время сохраняют статус земель особо охраняемых природных территорий в установленных ранее границах. Для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.

Как установлено судом, что в настоящее время сведения о нахождении указанного выше земельного участка в границах особо охраняемых природных территорий – лечебно-оздоровительной местностей и курортов федерального значения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Таким образом, исходя их вышеизложенного, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером расположен в границах особо охраняемой природной территории – округе санитарной охраны федерального курорта Геленджик, что должно быть в силу п. 6 ч. 5 ст. 8 Закона № 218-ФЗ указано в дополнительных сведениях кадастра недвижимости.

В соответствии с п. 3 ст. 96 Земельного кодекса РФ использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях. Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» округ санитарной (горно-санитарной) охраны – особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

При указанных обстоятельствах отказ органа кадастрового учета во внесении дополнительных сведений в кадастр недвижимости нарушает права и законные интересы административного истца – владельца земельного участка, так как законодательство РФ предусматривает специальный режим использования земельных участков, расположенных в округах санитарной (горно-санитарной) охраны.

На основании вышеизложенного суд считает подлежащими удовлетворению требования административного истца об обязании филиала ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю внести в состав дополнительных сведений кадастра недвижимости сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения Геленджик.

Кроме того, суд соглашается с доводами административного истца, что в связи с тем, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером расположен в округе санитарной охраны курорта федерального значения город-курорт Геленджик, и, согласно нормам федерального законодательства РФ относится к землям особо охраняемых территорий, при наличии данных сведений в кадастре недвижимости к данному земельному участку должен был быть применен соответствующий основным и дополнительным характеристикам удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС).

Как установлено судом, вследствие отсутствия в кадастре недвижимости указанных выше сведений, к данным земельным участкам с 01.01.2017г. был применен УПКС, определенный на основании Отчета № 2300-ГКОЗНП-2016 от 07.11.2016г. «Об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов Краснодарского края», результаты которого утверждены Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016г. № 2640.

Вместе с тем, согласно пунктам 1.1., 1.2. Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 23.06.2005г. № 138, они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе – земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В соответствии с указанными Методическими рекомендациями был составлен Отчет № 70/15 05.10.2015г. «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Краснодарского края», результаты которого утверждены Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 03.11.2015 № 1510. Таким образом, данные результаты подлежали применению и к земельному участку с кадастровым номером учетом его дополнительных характеристик.

На основании вышеизложенного, суд считает, что в связи отсутствием в кадастре недвижимости сведений, предусмотренных п. 6 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» о нахождении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0305000:813 в границах особо охраняемой природной территории, при определении кадастровой стоимости земельных участков была допущена кадастровая (реестровая) ошибка – в отношении земельных участков был применён УПКС, не подлежащий применению с учетом основных и дополнительных характеристик земельных участков. В соответствии с Отчетом № 70/15 от 06.05.2015г. к данному земельному участку должен быть применен УПКС для земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения города-курорта Геленджик в размере 1691 руб./кв.м.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 186 227, 228 КАС РФ, суд

решил:

Обязать филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю внести в состав дополнительных сведений кадастра недвижимости сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения Геленджик.

Обязать филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю внести с 01.01.2017 года к земельному участку с кадастровым номером УПКС, установленный для земель особо охраняемых территорий и объектов города-курорта Геленджик в размере 1691 руб./кв.м., и рассчитать кадастровую стоимость, применив данный удельный показатель.

Обязать филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю рассчитать с 01.01.2017г. кадастровую стоимость земельного участка с применением УПКС равным 1691 рублю, установленным для земель города-курорта Анапа, и внести дату начала применения кадастровой стоимости с 01.01.2017г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд города Краснодара в течение одного месяца.

Судья: