№ 2а-820/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2017 года г. Азов
Азовский городской суд Ростовской области в составе, председательствующего судьи Васильева С.А., при секретере ФИО1, с участием представителя административного истца ФИО2 на основании ордера адвоката Сисюкина Е.Е., представителя административного ответчика – администрации Азовского района Ростовской области на основании доверенности ФИО3, представителя заинтересованного лица ГБУ РО «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения» по доверенности ФИО4, представителя заинтересованного лица – администрации Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области – главы администрации ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-820/17 по административному иску ФИО2 ФИО9 к администрации Азовского района Ростовской области о признании незаконными действий и решений по проведению общественных обсуждений, признании недействительными результатов общественных обсуждений, об обязании организовать и провести общественные обсуждения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 ФИО10 (далее административный истец) обратился в суд с административным иском к администрации <адрес> (далее административный ответчик) о признании незаконными действий и решений по проведению общественных обсуждений, признании недействительными результатов общественных обсуждений, об обязании организовать и провести общественные обсуждения.
В обоснование административного иска, административный истец указал, что является правообладателем 27/429 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов –малоэтажная жилая застройка, площадью 39080 кв.м., кадастровый №, по адресу :Россия, <адрес>, местонахождение, установлено относительно ориентира, расположенных в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес> а так же правообладателем 334/429 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов –малоэтажная жилая застройка, площадью 287480 кв.м., кадастровый №, по адресу: Россия, <адрес>, местонахождение, установлено относительно ориентира, расположенных в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, район <адрес> а так же 334/429 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов –малоэтажная жилая застройка, площадью 1236716 кв.м., кадастровый №, по адресу: Россия, <адрес>, местонахождение, установлено относительно ориентира, расположенных в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, район Азовский, Елизаветинское сельское поселение.
Административный истец ДД.ММ.ГГГГ ознакомился с размещенным администрацией <адрес> извещением о проведении общественных обсуждений документации ГБУ РО «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения» по обоснованию изменений границ, площади и режима особо охраняемой природной территории областного значения природный парк «Донской», а так же материалов оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, из которого ему стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ. в 14 часов 00минут в актовом зале здания администрации <адрес> по адресу: <адрес> состоялись общественные слушания.
Административный истец, полагал, что на общественных слушаниях обсуждался вопрос об изменении границ парка «<данные изъяты>», при которых произойдет включение принадлежащих ему долей земельных участков, в территорию парка «<данные изъяты>».
По мнению административного истца, незаконность прошедших общественных слушаний заключается в том, что нарушены положения ч.1 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 3 ст.28 Градостроительного кодекса РФ, пп.6,7 ст.13 Устава муниципального образования «<адрес>».
Административный истец просил суд:
1.Признать незаконными действия и решения административного ответчика – администрации Азовского района Ростовской области по проведению общественных обсуждений, состоявшихся:
«ДД.ММ.ГГГГ в 14.00 часов в актовом зале здания администрации Азовского района Ростовской области по адресу: <адрес> по общественному обсуждению документации (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) по объекту государственной экологической экспертизы «Материалы комплексного экологического обследования территории <адрес>, обосновывающие реорганизацию особо охраняемой природной территории областного значения природный парк «Донской».
2. Признать недействительными результаты общественных обсуждений, состоявшихся:
«ДД.ММ.ГГГГ в 14.00 часов в актовом зале здания администрации Азовского района Ростовской области по адресу: <адрес> по общественному обсуждению документации (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) по объекту государственной экологической экспертизы «Материалы комплексного экологического обследования территории <адрес>, обосновывающие реорганизацию особо охраняемой природной территории областного значения природный парк «<данные изъяты>».
3.Обязать административного ответчика – администрацию Азовского района Ростовской области в установленный законом порядке организовать и провести общественные обсуждения по документам (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) по объекту государственной экологической экспертизы «Материалы комплексного экологического обследования территории <адрес>, обосновывающие реорганизацию особо охраняемой природной территории областного значения природный парк «Донской».
В судебное заседание административный истец не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, административный иск поддержал и просил его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – администрации Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области в судебное заседание явилась, полагала административный иск подлежащим удовлетворению.
Представитель административного ответчика - администрации Азовского района Ростовской области в судебное заседание явилась, просила суд отказать в удовлетворении административного иска, полагала действия администрации законными и обоснованными, поддержала позицию изложенную в представленном суду письменном отзыве..
Представитель заинтересованного лица ГБУ РО «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения» в судебное заседание явилась, просила суд отказать в удовлетворении административного иска, полагала действия административного ответчика законными и обоснованными, поддержала позицию, изложенную в представленном суду письменном отзыве.
Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося административного истца, извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, к удовлетворению административного иска.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14.00 часов в актовом зале здания администрации Азовского района Ростовской области по адресу: <адрес>, прошло общественное обсуждение документации (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) по объекту государственной экологической экспертизы «Материалы комплексного экологического обследования территории Ростовской области, обосновывающие реорганизацию особо охраняемой природной территории областного значения природный парк «Донской».
Административный истец, являясь правообладателем долей в праве общей долевой собственности на земельные участки кадастровый №, кадастровый №, кадастровый №, согласно представленных им свидетельств о государственной регистрации права, полагал, что проведенным общественным обсуждением нарушены его права и законные интересы, как собственника земельных участков.
На основании ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Согласно п.1 ст.24 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.
На основании ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:
1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
3) утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ;
4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы. (ст.12).
В силу абз. 5 п.1 ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе:
материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Согласно абз.3,4 п.1 ст.9 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:
принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;
организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;(абз.4).
Исходя из преамбулы Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. (п.1)
2. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте.
3. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
4. Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", установлено, что, создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Постановлением Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N № утверждено Положение о природном парке "<данные изъяты>".
Исходя из п.1 Положения о природном парке "Донской", природный парк "Донской" (далее - природный парк) - особо охраняемая природная территория и акватория, имеющая природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение как особо ценное и целостное природно-территориальные образование, отличающееся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в существующих условиях видов растений, животных, ландшафтов и благоприятных условий для отдыха.
Положение о природном парке "<данные изъяты>", так же содержит сведения о границах указанного парка.
Исходя из представленного суду извещения администрации Азовского района опубликованного в средствах массовой информации (газета «Приазовье» от ДД.ММ.ГГГГ.№(№) и газета «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№ (№)), была определена дата и место проведения общественного обсуждения по документам (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) по объекту государственной экологической экспертизы «Материалы комплексного экологического обследования территории Ростовской области, обосновывающие реорганизацию особо охраняемой природной территории областного значения природный парк «Донской».
Указанные извещения содержат не только дату проведения общественных обсуждений, но и место хранения документации и порядок ознакомления с таковой.
Согласно представленной суду, административным ответчиком, заверенной копий протокола от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ в 14.00 часов в актовом зале здания администрации Азовского района Ростовской области по адресу: <адрес> были проведены общественные обсуждения документации (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) по объекту государственной экологической экспертизы: «Материалы комплексного экологического обследования территории Ростовской области, обосновывающие реорганизацию особо охраняемой природной территории областного значения природный парк «<данные изъяты>».
Согласно пп.2 и 3 указанного Протокола, принято решение поддержать предложения ГБУ РО «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения» по реорганизации особо охраняемой природной территории областного значения природный парк «<данные изъяты>» (п.2), а общественные обсуждения документации, (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) по объекту государственной экологической экспертизы: «Материалы комплексного экологического обследования территории Ростовской области, обосновывающие реорганизацию особо охраняемой природной территории областного значения природный парк «Донской», считать состоявшимися (п.3).
Административным ответчиком так же представлена суду заверенная копия журнала учета замечаний, предложений, рекомендаций и вопросов участников общественных обсуждений документации, (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) по объекту государственной экологической экспертизы: «Материалы комплексного экологического обследования территории Ростовской области, обосновывающие реорганизацию особо охраняемой природной территории областного значения природный парк «<данные изъяты>», согласно которому замечаний, предложений, рекомендаций не поступило.
Указанные документы не были оспорены административным истцом или его представителем.
Проанализировав представленные суду документы, суд приходит к выводу о том, что действия административного ответчика соответствовали требованиям закона, не нарушали прав и свобод административного истца, в связи с чем, не имеется оснований к удовлетворению заявленного административного иска.
Из материалов дела следует, что административный ответчик разместил информационное извещение о месте и времени проведения общественного обсуждения, организовал проведение такового в указанные сроки, обеспечил возможности ознакомления с документацией явившейся предметом обсуждения.
Сама по себе неявка административного истца для участия в общественных обсуждениях, не может являться достаточным основанием для признания такого общественного обсуждения и его результатов недействительными, так как административным ответчиком были приняты надлежащие меры к оповещению граждан и общественных организаций о проведении общественного обсуждения, о поставленных на обсуждение вопросов, с использованием нескольких средств массовой информации, что позволяло административному истцу воспользоваться своим диспозитивным правом на участие в таких обсуждениях.
Напротив, административный истец, не доказал факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов, оспариваемыми действиями административного ответчика по организации общественных обсуждений. Административным ответчиком на административного истца не были возложены никакие обязанности, не создавались препятствия в осуществлении прав административного истца. Ознакомившись с материалами общественного обсуждения, административный истец или его представитель, так же не представили суду каких-либо замечаний и дополнений по поводу прошедших обсуждений, несогласии с содержанием и ходом общественных обсуждений, поставленных для обсуждения вопросов.
Ссылки представителя административного истца и представителя заинтересованного лица – администрации Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области, о том, что такие обсуждения должны проводиться на территории Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области и по инициативе указанного сельского поселения, подлежат отклонению, так как противоречат положениям абз.4 п.1 ст.9 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Ссылки административного истца на нарушение административным ответчиком положений ст. 13 Устава Муниципального образования «Азовский район», положений ст. 28 Градостроительного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подлежат отклонению, так как правовые нормы в указанных нормативно-правовых актах не регулируют спорные правоотношения, по вопросу изменения границ особо охраняемой природной территории регионального значения, а общественные слушания в рамках рассматриваемого судом спора, проводились на основании Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Поскольку совокупность оснований для признания незаконным оспариваемых действий административного ответчика при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО2 ФИО11 к администрации Азовского района Ростовской области о признании незаконными действий и решений по проведению общественных обсуждений, признании недействительными результатов общественных обсуждений, об обязании организовать и провести общественные обсуждения, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Азовский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Васильев С.А.
Решение суда в окончательной форме принято 10.04.2017 года.