ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-820/19 от 21.05.2019 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 21 мая 2019 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Карбовского С.Р.,

при секретаре Мазур С.О.,

с участием представителя административных ответчиков Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Департамента архитектуры строительства и землепользования по Хабаровскому краю – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Департаменту архитектуры строительства и землепользования по Хабаровскому краю, о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, возложении обязанности.

В обоснование своих требований указал что он является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 877+/-6,04 кв.м, по адресу: <адрес>-1, <адрес>А.

Административный истец имеет намерение построить на принадлежащем ему земельном участке индивидуальный жилой дом, для чего он обратился к административному ответчику с соответствующим заявлением.

Административным ответчиком в ответ на указанное заявление направлено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, по причине расположения земельного участка заявителя в охраняемой зоне объекта культурного наследия (археологически ценная территория). Кроме того, часть земельного участка расположена в территориальной зоне Р-2 (рекреационно-общественная зона).

Административный истец полагает, что Правила землепользования и застройки Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> в части установления границы охраняемой зоны объекта культурного наследия, указывает, что весь его земельный участок должен быть включен в территориальную зону Ж-1 (зона личных подсобных хозяйств) и на основании положений: ч.4 ст.30, ст.34, ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ; п.2 ст.4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112- ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"; пунктах 6, 12-18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972; просит суд признать незаконным уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, возложить обязанность выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Определением суда произведена замена ненадлежащего административного ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края на надлежащего административного ответчика - Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика Департамент архитектуры строительства и землепользования по Хабаровскому краю.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебное заседание представитель административного истца ФИО2 – ФИО3 не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель административных ответчиков Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Департамента архитектуры строительства и землепользования по Хабаровскому краю – ФИО1 против удовлетворения иска возражала, предоставила письменные возражения, в которых просила в удовлетворении иска отказать.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца и его представителя.

Выслушав пояснения представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 877+/-6,04 кв.м, по адресу: <адрес>-1, <адрес>А (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).

По результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края направлено ФИО2 уведомлением о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, по причине расположения земельного участка заявителя в охраняемой зоне объекта культурного наследия (археологически ценная территория) и расположения части земельного участка в территориальной зоне Р-2 (рекреационно-общественная зона).

Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч.2 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Формы уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждены приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома".

Частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ определено, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

Осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории является принципом законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов (пункт 4 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ).

Утверждение правил землепользования и застройки поселений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности (пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ).

Правила землепользования и застройки Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> утверждены решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения от 13.12.2012 г. № 33.

Правила землепользования и застройки являются документом территориального планирования муниципального образования (часть 6 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно Правила землепользования и застройки Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, земельный участок с кадастровым номером расположен в охраняемой зоне объекта культурного наследия (археологически ценная территория).

Ограничения на использование территории в границах охранной зоны, установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учетом запрещения строительства объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и (или) природной среды объекта культурного наследия (восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды).

Поскольку земельный участок находится в охраняемой зоне объекта культурного наследия, то размещение на нем жилой застройки, включая отдельный жилой дом, противоречит нормам Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972.

Кроме того, часть земельного участка административного истца расположена в территориальной зоне Р-2 (рекреационно-общественная зона).

Согласно пункту 8.3.1. Правил землепользования и застройки Корсаковского сельского поселения, зона Р-2 (рекреационно-общественная зона) выделена для размещения объектов, связанных с обслуживанием населения, в том числе для организации отдыха, туризма, физкультурно-спортивной деятельности, при озеленении территории не менее 60%.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абз. 2 пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абз. 2 пунтка 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Собственники могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В Правилах землепользования и застройки Корсаковского сельского поселения такой вид разрешенного использования как строительство жилого дома в зоне Р-2 (рекреационно-общественная зона) отсутствует.

Так как вышеназванные нормы материального права, подлежащие применению при регулировании спорных правоотношений, прямо связывает возможность возведения жилого дома с соблюдением градостроительного регламента, а Правила землепользования и застройки Корсаковского сельского поселения не предусматривают такой вид разрешенного использования земли в зоне Р-2 как строительство жилого дома, суд приходит к выводу о том, что ответчик законно и обоснованно уведомил истца о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Суд отклоняет доводы административного истца о незаконности Правил землепользования и застройки Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в части установления охраняемой зоны объекта культурного наследия, поскольку они утверждены решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения от 13.12.2012 г. № 33, которое в силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является муниципальным нормативным актом, законность которого презюмируется.

Административный истец решение Совета депутатов Корсаковского сельского поселения от 13.12.2012 г. № 33 не оспаривает.

Суд учитывает, что административный истец не лишен возможности оспорить Правила землепользования и застройки Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в части нарушающей его права.

Кроме того, судом не может быть оценка законности нормативного правового акта представительного органа муниципального образования поскольку, согласно пункта 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований рассматривает в качестве суда первой инстанции верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

Кроме того, оспариваемое уведомление вынесено 28.11.2018 года, а с иском об его отмене истец обратился только 04.03.2018 года, то есть со значительным пропуском сроков, в которые возможно было оспаривание указанного уведомления в соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Уважительными причинами пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие административному истцу своевременно обратиться с административным иском. Доказательств наличия таких обстоятельств суду не представлено.

В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Так как судом отказано в удовлетворении требования административного истца о признании уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, то, соответственно, отсутствуют правовые основания для возложения на административного ответчика обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

По указанным основаниям административный иск надлежит оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Департаменту архитектуры строительства и землепользования по Хабаровскому краю, о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в апелляционном порядке через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ С.Р. Карбовский

Мотивированное решение изготовлено 21.05.2019 года.

Судья С.Р. Карбовский