ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-820/19 от 25.12.2019 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

№ 2а-820/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2019 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего судьи Кортовенкова Д.С., при помощнике судьи Мегрибанян М.И., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» ФИО2, рассмотрев административное дело по административному иску представителя административного истца ФИО3 в интересах военнослужащего войсковой части старшего прапорщика ФИО4 об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанных с не начислением инвестиционного дохода,

у с т а н о в и л:

из материалов дела и административного иска усматривается, что ФИО4 первый контракт о прохождении военной службы заключен в январе 2007 года сроком на 3 года. В январе 2008 года заключен контракт на время обучения <данные изъяты> (школа прапорщиков) и 5 лет после окончания. В июне 2013 года заключен контракт до наступления предельного возраста (до сентября 2020 года). 11 января 2010 года у ФИО4 возникло основание для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС) в обязательном порядке. Однако, по вине должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации своевременно в 2010 году не был включен в реестр НИС. На основании проведенного разбирательства регистрирующим органом - Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО) включен в реестр участников НИС только в 2018 году. По причине несвоевременного включения в названный реестр, накопления для жилищного обеспечения были начислены ему без учета доходов от инвестирования за период с даты возникновения основания для включения в реестр по 1 января 2019 года, что, влечет нарушение прав ФИО4 на жилищное обеспечение в полном объеме.

Полагая свои права нарушенными, Рамазанов через своего представителя обратился в суд административным иском в котором, с учетом уточнений от 23 декабря 2019 года и в судебном заседании, просил суд:

- обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить за счет казны в ФГКУ «Федеральное управление накопительно–ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – ФУНИС) для зачисления на именной накопительный счет (далее – ИНС) ФИО4 сумму инвестиционного дохода в размере 798 206 рублей (за период с даты возникновения основания для включения в реестр по 1 января 2019 года);

- взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей и с оплатой услуг представителя в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 настаивал на удовлетворении требований своего доверителя и в их обоснование пояснил, что Рамазанов относится к обязательной категории участников НИС, однако своевременно в реестр НИС включен не был по независящим от него причинам. По результатам разбирательства регистрирующим органом (ДЖО) он включен в вышеназванный реестр лишь в 2018 году, однако, доходы от инвестирования накоплений на его ИНС учтены в меньшем размере, чем у других военнослужащих, включенных в такой реестр своевременно. Согласно сведений о средствах, учтенных на ИНС участников НИС, ответу на адвокатский запрос из ФУНИС и собственных расчетов исковых требований размер недополученого ФИО4 инвестиционного дохода за период с даты возникновения основания для включения в реестр январь 2010 года по 1 января 2019 года составляет 798 206 рублей.

В судебном заседании представитель ФУНИС Мхитарян требования административного истца не признал и с учетом письменных возражений пояснил, что действующие нормативно-правовые акты не содержат методики начисления инвестиционного дохода за период, в которых накопительные взносы не доводились из бюджета до ФУНИС, механизм восстановления упущенного инвестиционного дохода и формула такого расчета отсутствует. Представленный представителем административного истца расчет исковых требований не основан на законе. По мнению ФУНИС определяя возможный размер убытков конкретного военнослужащего, вызванных несвоевременностью включения в реестр НИС, необходимо исходить не из того, какой размер инвестиционного дохода был бы получен аналогичным военнослужащим за схожий период при своевременном включении, а их покупательной способности денежных средств, выделенных участнику НИС на приобретение жилья. Правом на получение целевого жилищного займа и на получение накоплений при наличии оснований указанных в ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ у административного истца не наступили, в связи с чем на данный момент его права не нарушены. Кроме того к ФУНИС каких-либо требований не заявлено.

Административный истец и Министерство обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не прибыли.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как усматривается из выписки из послужного списка и контракта о прохождении военной службы, Рамазанов заключил первый контракт 11 января 2007 года сроком на 3 года. 9 января 2008 года им заключен контракт на время обучения Нижегородском военно-инженерном командном училище (школа прапорщиков) и 5 лет после окончания. В июне 2013 года заключен контракт до наступления предельного возраста, с мая 2009 год по настоящее время проходит военную службу в войсковой части , в воинском звании старший прапорщик.

В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что Рамазанов не был своевременно включен в реестр участников НИС по вине должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации.

Из уведомления от 23 октября 2018 года усматривается, что Рамазанов включен в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения – 11 января 2010 года, по «03» категории.

Таким образом, Рамазанов относится к обязательной категории участников НИС указанной в п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», а основанием для включения его в реестр НИС является общая продолжительность военной службы по контракту три года (п. 3 ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона), что сторонами не оспаривалось и не отрицалось.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон), реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: 1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; 2) предоставления целевого жилищного займа; 3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:

1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;

2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;

3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.

Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников согласно ч. 4 ст. 5 Закона осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью 6 этой же статьи предусмотрено, что учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

Частями 2, 3, 6 и 8 указанной статьи предусмотрено, что размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путем индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

Накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника накопительно-ипотечной системы, учитываются на именном накопительном счете участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами функционирования накопительно-ипотечной системы.

Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в обязательном порядке учитываются при формировании и определении размера накоплений и последующего использования военнослужащими этих накоплений для их жилищного обеспечения. При этом накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации.

Согласно п. 2 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655 (далее – Правила), уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает именной накопительный счет.

Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральный орган исполнительной власти).

Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.

Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.

В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.

Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.

Из материалов дела усматривается, что ИНС участника НИС ФИО4 открыт 29 ноября 2018 года на основании сведений (вх. от 27 ноября 2018 года) поступивших из регистрирующего органа о включении в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения – 11 января 2010 года. Так как положенные накопления были учтены на ИНС ФИО4 и переданы в доверительное управление с 1 декабря 2018 года, доход от их инвестирования начисляется и учитывается на его ИНС начиная с 4 кв. 2018 года. Целевой жилищный займ для приобретения жилого помещения не предоставлялся, денежные средства с ИНС не выплачивались. По состоянию на 12 декабря 2019 года на ИНС ФИО4 учтены накопления для жилищного обеспечения с 10 января 2010 года по 30 ноября 2019 года в размере 2 440 500 рублей, в том числе доход от инвестирования накоплений за период с 4 кв. 2018 года по 3 кв. 2019 года в размере 141 479 рублей 94 копейки.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что причине нераспорядительности действий должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации – войсковой части Рамазанов в 2010 году не был своевременно включен в реестр участников НИС. В такой реестр он включен лишь в 2018 году. ИНС участника НИС ФИО4 открыт 29 ноября 2018 года с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС 11 января 2010 года. При этом, положенные накопления учтены на его ИНС и переданы в доверительное управление с 1 декабря 2018 года, доход от их инвестирования начисляется и учитывается на ИНС начиная с 4 кв. 2018 года. Из этого следует, что за период с 2010 года по 4 кв. 2018 года доход от инвестирования на его ИНС не учитывался, при этом судом принимается во внимание, что сумма инвестиционного дохода иных участников НИС, включенных в реестр в 2010 году, превышает размер такого дохода учтенного на ИНС ФИО4.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что несвоевременное включение ФИО4 в реестр участников НИС привело к начислению на его ИНС накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения оснований для включения его в указанный реестр по дату открытия ИНС без учета доходов от их инвестирования.

Данное обстоятельство существенно снижает размер целевого жилищного займа, который может быть предоставлен ФИО4 для приобретения жилого помещения и препятствует реализации его жилищных прав в полном объеме

Статьей 14 Закона предусмотрено, что каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях:

1) приобретения жилого помещения или жилых помещений, приобретения земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений, указанного земельного участка, а также приобретения жилого помещения или жилых помещений по договору участия в долевом строительстве;

2) уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).

Целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником НИС военной службы и является беспроцентным в этот период.

Предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на ИНС доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа, а также средств накоплений для жилищного обеспечения, подлежащих учету на именном накопительном счете участника до окончания срока нового контракта о прохождении военной службы, заключенного им после наступления установленного федеральным законом предельного возраста пребывания его на военной службе.

Целевой жилищный заем предоставляется на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу) в соответствии с графиком погашения этого кредита (займа), определенным соответствующим договором, а также на досрочное полное (частичное) погашение кредита (займа).

Источником предоставления участнику НИС целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на ИНС участника.

Анализ вышеприведенного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что право на получение целевого жилищного займа имеет каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе. При этом займ предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы, является беспроцентным в этот период и предназначен для погашения обязательств по ипотечному займу.

Согласно п. 5 Правил, накопления для жилищного обеспечения предоставляются участнику НИС в форме безналичного расчета одним из следующих способов:

а) путем перечисления средств на его банковский счет, открытый в кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) путем перечисления средств федеральному органу с последующим доведением этой суммы до участника накопительно-ипотечной системы;

в) путем перечисления средств на банковский счет иного получателя накоплений, определенного нормативным правовым актом федерального органа.

Исходя из вышеизложенного суд находит установленным, что Рамазанов по настоящее время проходит военную службу и его выслуга составляет менее 20 лет.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 апреля 2005 года № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», постановлениями Правительства РФ от 7 ноября 2005 года № 655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», от 22 декабря 2005 года № 800 «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2013 года № 865 «Об утверждении Порядка учёта сведений участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые ведутся на бумажных и (или) электронных носителях информации, Порядка регистрации именных накопительных счётов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» ФУНИС рассчитывает инвестиционный доход, а также учитывает доходы от инвестирования на ИНС участников, в связи с чем, суд, для восстановления нарушенных прав административного истца находит возможным возложить обязанность на ФУНИС определить размер инвестиционного дохода, который был бы начислен ФИО4 в случае, если бы он был своевременно включен в реестр участников НИС за период с 11 января 2010 года по 1 января 2019 года за вычетом фактически учтенных на его ИНС доходов от инвестирования накоплений.

По вышеприведенным основаниям доводы представителя ФУНИС судом признаются несостоятельными.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, от имени которой в силу ст. 1071 ГК РФ и во взаимосвязи с п. 3 ст. 125 ГК РФ могут выступать, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, в том числе, государственные органы.

В силу ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, от имени казны Российской Федерации по таким искам выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, главным распорядителем которого является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по ведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Согласно подп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 этого Положения Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализируя обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что в результате бездействия воинских должностных лиц, на ИНС Рамазанва учтены накопления в меньшем размере, чем предусмотрено ч. 1 ст. 5 Закона, что нарушает его права, гарантированные п. 1 и 2 ч. 1 ст. 11 указанного Федерального закона на использование накоплений в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств либо на использование целевого жилищного займа.

С учетом приведенных норм, поскольку Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих через НИС, так и защита их нарушенных прав в указанной сфере, то суд полагает необходимым обязать это ведомство перечислить в ФУНИС для зачисления на ИНС ФИО4 сумму инвестиционного дохода, которая была бы ему начислена в случае, если бы он был своевременно включен в реестр участников НИС за период с 10 января 2010 года по 1 января 2019 года за вычетом фактически учтенных на его ИНС, в размере определенном ФУНИС, удовлетворив частично тем самым заявленные требования административного иска.

В тоже время не подлежит удовлетворению требование ФИО4 о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации перечислить за счет казны в ФУНИС для зачисления на его ИНС сумму инвестиционного дохода в размере 798 206 рублей, поскольку решение вопросов связанных с накоплениями для жилищного обеспечения, в состав которых входит доходы от инвестирования на ИНС участников НИС, формирование и определение размера накоплений и последующего использования военнослужащими этих накоплений для их жилищного обеспечения, действующее законодательство относит к компетенции ФУНИС, а понуждение Министерство обороны Российской Федерации к совершению таких действий является ограничением права должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и ФУНИС на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных им законодательством полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.

Рассматривая требования административного истца относительно взыскания судебных расходов, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей.

На основании ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии со ст. 112 КАС стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно разъяснениям, указанным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее – Пленум), лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Как усматривается из договора на оказания юридических услуг от 19 июня 2019 года № и чека по операции безналичной опалты услугн от 28 сентбяр 2019 года, Рамазанов в счет оказания услуг, в том числе, по подготовке административного иска и представления его интересов представителем в суде, оплатил 50 000 рублей ООО «Всероссийский оператор военной ипотеки – Военный переезд».

Из чек-ордера от 27 сентября 2019 года и 20 ноября 2019 года усматривается, что ФИО4 уплачена госпошлина в размере 300 рублей и 11 997 рублей 04 копейки.

В судебном заседании установлено, что административный иск в интересах ФИО4 подан в суд за подписью представителя ФИО3, представители ФИО1 и ФИО3 участвовали при подготовке данного дела к судебному разбирательству, ФИО1 участвовал в судебном заседании, в качестве его представителя.

Принимая во внимание, что для обращения в суд Рамазанов воспользовался юридическими услугами по составлению административного иска, а также участия представителя административного истца в подготовке данного дела к судебному разбирательству, в судебном заседании, суд с учетом принципов разумности, а также предмета доказывания по делу, в соответствии с вышеприведенными положениями КАС РФ приходит к выводу о необходимости взыскания с Министерства обороны Российской Федерации в пользу административного истца понесенных судебных расходов по оплате юридических услуг в сумме 7 000 рублей, а также по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

По этим же основаниям, требования ФИО4 о взыскании в его пользу судебных расходов по оплате юридических услуг в сумме, превышающей взысканную, удовлетворению не подлежат.

Приходя к указанным выводам, суд учитывает, что условия договора, по общему правилу, определяются по усмотрению сторон, в соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ, а к их числу относятся и те условия, которыми устанавливаются размер и порядок оплаты услуг представителя, в связи с чем, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации.

Из содержания п. 7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, составляет 300 рублей.

Вместе с тем из чек-ордера от 20 ноября 2019 года следует, что ФИО4 уплачена госпошлина в размере 11 9997 рублей 04 копейки, в этой связи суд приходит к выводу о необходимости возврата излишне уплаченной госпошлины в указанном размере, разрешив тем самым заявление от 23 декабря 2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск ФИО4 – удовлетворить частично.

Обязать ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» произвести расчет величины инвестиционного дохода, который был бы начислен ФИО4 в случае своевременного включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих за период с 11 января 2010 года по 1 января 2019 года за вычетом фактически учтенных на его именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить в ФГКУ «Федеральное управление накопительно–ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» для зачисления на именной накопительный счет ФИО4 сумму инвестиционного дохода, которая была бы ему начислена в случае своевременного включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих за период с 11 января 2010 года по 1 января 2019 года за вычетом фактически учтенных на его именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений, в размере определенном ФГКУ «Федеральное управление накопительно–ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО4 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей и с оплатой услуг представителя в размере 7 000 (семи тысяч) рублей.

Возвратить ФИО4 излишне уплаченную государственную пошлину в размере 11 997 рублей 04 копейки (одиннадцать тысяч девятьсот девяносто семь рублей четыре копейки).

Министерству обороны Российской Федерации и руководителю ФГКУ «Федеральное управление накопительно–ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» сообщить об исполнении решения суда в суд и ФИО4 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требования ФИО4 о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации в его пользу судебных расходов, в сумме превышающую взысканную, а также о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации перечислить за счет казны в ФГКУ «Федеральное управление накопительно–ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» для зачисления на именной накопительный счет ФИО4 сумму инвестиционного дохода в размере 798 206 рублей, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Д.С. Кортовенков