ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-820/20 от 22.05.2020 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

2а-820/2020

26RS0017-01-2020-001169-52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 мая 2020 года г. Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Безруковой Н.Н.,

при секретаре Посуховой П.А.,

с участием представителя административного истца Баляна С.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в интересах Гудиной С.Ю.,

представителя административного ответчика администрации <адрес> Кащенко Е.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителя административного ответчика управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Хворост Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении <адрес> административное дело по административному иску Гудиной Светланы Юрьевны к администрации <адрес> и управлению архитектуры и градостроительства администрации <адрес> о признании незаконным решения межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам администрации <адрес> об отказе в согласовании переустройства квартиры,-

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Гудина С.Ю., обратился в <адрес> с административным исковым заявлением к администрации <адрес> и управлению архитектуры и градостроительства администрации <адрес> о признании незаконным решения межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам администрации <адрес> об отказе в согласовании переустройства квартиры.

В обосновании административного искового заявления административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ решением административному истцу в согласовании переустройства и перепланировки помещения квартиры по адресу: <адрес> межведомственной комиссией по архитектурно-строительным вопросам администрации <адрес> отказано. В обосновании указанного решения указано, что схемой теплоснабжения <адрес>, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено использование индивидуальных источников теплоснабжения в помещениях многоквартирных жилых домов. Административный истец полагая, что нарушены права как потребителя коммунальных услуг просит суд:

-признать незаконным решение межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства (установка автономного источника теплоснабжения) квартиры по <адрес>

Лица, участвующие в деле извещены о времени и месте судебного разбирательства.

В судебное заседание административный истец Гудина С.Ю., будучи надлежащим образом извещенная судом о времени и месте судебного заседания, не явилась. Истец с ходатайством об отложении судебного заседания, либо истребовании дополнительных доказательств не обращалась. На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившегося административного истца, с участием представителя административного истца.

В ходе судебного заседания представитель административного истца Балян С.С. заявленные административные требования поддержал в полном объеме, и просил суд их удовлетворить по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении. В судебном заседании показал, что административный истец установил в принадлежащей ей квартире, расположенной по адресу: <адрес> индивидуальный источник теплоснабжения, поскольку температура в квартире не соответствует установленным нормам.

Представитель административного ответчика администрации <адрес> Кащенко Е.Н. заявленные требования не признала и просила суд отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, поскольку решение межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам администрации <адрес> является законным и обоснованным.

Представитель административного ответчика, управления архитектуры <адрес> Хворост Т.В. исковые требования не признала, представив возражения, и просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В судебном заседании показала, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема теплоснабжения <адрес>. В соответствии с утвержденной схемой не предусмотрено использование индивидуальных источников теплоснабжения, в помещениях многоквартирных жилых домов города-курорта Кисловодска. Вышеуказанная схема утверждена на основании Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещающего перевод отопления помещений в многоквартирных жилых домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Административный истец Гудина С.В. обратилась в межведомственную комиссию, на момент когда в квартире уже была выполнена перепланировка помещения санузла, что подтверждается Техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, представитель ответчика полагала, что административный истец Гудина С.В. пропустила трех месячный срок на обращения в суд.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к убеждению, что административные исковые требования Гудиной С.Ю. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Требованием ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно штампу на почтовом конверте административное исковое заявление подано в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствую о том, что срок, предусмотренный требованием ст. 219 КАС РФ административным истцом на обращения в суд не пропущен.

В судебном заседании достоверно установлено и подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ, что правообладателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес> является административный истец Гудина С.Ю.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ постройки многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Указанная квартира, расположена на первом этаже пятиэтажного многоквартирного жилого дома. В данном многоквартирном жилом доме установлена централизованная система отопления.

В соответствии с требованием ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Согласно требованию ст. 29 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

В соответствии с положениями ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.

Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 ЖК РФ установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.

Согласно требованию п. 1.2 постановления администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 24.09.2014 N 894 "Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам при администрации города-курорта Кисловодска" межведомственная комиссия по архитектурно-строительным вопросам при администрации города-курорта Кисловодска является постоянно действующим консультативно-экспертным органом при администрации города-курорта Кисловодска, осуществляющим согласование по вопросам, отнесенным к ее компетенции законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, Уставом городского округа города-курорта Кисловодска, в том числе: согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений; перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение; внесение изменений в техническую документацию и в реестр муниципальной собственности объектов муниципального имущества, не прошедших государственную регистрацию.

В судебном заседании установлено, что решением межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам администрации города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ по результатам обращения Гудиной С.Ю. в согласовании переустройства (установка автономного источника теплоснабжения) отказано, поскольку схемой теплоснабжения <адрес>, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено использование индивидуальных источников теплоснабжения в помещениях многоквартирных жилых домов.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что при рассмотрении обращения Гудиной С.Ю. межведомственной комиссией по архитектурно-строительным вопросам администрации <адрес> установлено, что Гудина С.Ю. самовольно выполнила перепланировку помещения санузла, в квартире.

В соответствии с требованием п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" до начала подачи тепловой энергии, теплоносителя заявитель: заключает договор теплоснабжения; предъявляет в случаях, установленных нормативными правовыми актами, объекты теплоснабжения и теплопотребляющие установки, подключаемые к системам теплоснабжения, для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный энергетический надзор. Осуществление подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами подтверждающего выполнение сторонами обязательств по договору о подключении и содержащего информацию о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон акта о подключении (технологическом присоединении) объекта к системе теплоснабжения по форме. Требованием п. 51 указанного постановления, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.

Анализируя данные нормы закона, суд приходит к выводу, что в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема теплоснабжения <адрес>. В соответствии с утвержденной схемой не предусмотрено использование индивидуальных источников теплоснабжения в помещениях многоквартирных жилых домов. Указанной схемой теплоснабжения не предусмотрен перевод жилых помещений, расположенных в домах с центральным отоплением, на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии.

Следовательно, возможность перевода на индивидуальное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме путем установления, индивидуального источника тепловой энергии схемой теплоснабжения муниципального образования <адрес> не предусмотрена.

С учетом изложенного, схема теплоснабжения многоквартирных домов, в составе которых находится квартира административного истца, не предусматривает индивидуальное отопление квартир, а, следовательно, проект переустройства индивидуального отопления квартиры не соответствует требованиям закона.

Согласно требованию ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные, в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

Требованием ст. 82 КАС РФ заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением эксперта (комиссии экспертов) должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что экспертом сделаны выводы, только по проведению проектируемых работ по переустройству жилых помещений, а именно квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Выводов по гидравлическому балансу системы отопления жилого дома и соответствию схеме теплоснабжения экспертиза не содержит, в связи с чем, суд не соглашается с заключением эксперта по указанной экспертизе.

Исследовав представленные доказательства, суд установил, что представленный проект переустройства не соответствует требованиям действующего законодательства, техническая документация на весь дом (включая внутридомовую систему отопления) не разрабатывалась. Доказательств того, что установка автономного отопления в квартире административного истца не влияет на гидравлический баланс системы отопления жилого дома, на перераспределение тепла в квартирах данного многоквартирного жилого дома и соответствует схеме теплоснабжения не представлено.

Суд, оценив представленные доказательства, в соответствии с требованием ст. 84 КАС РФ приходит к выводу, что решение межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, принято в рамках предоставленных полномочий. Законные основания для удовлетворения административного искового заявления Гудиной С.Ю. у суда отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Гудиной Светланы Юрьевны к администрации <адрес> и управлению архитектуры и градостроительства администрации <адрес> о признании незаконным решения межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам администрации города<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства квартиры, расположенной по адресу: <адрес> 1 – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Кисловодский городской суд.

Мотивированное решение суда составлено, в соответствии с требованием ст. 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации 01 июня 2020 года.

Судья подпись Н.Н. Безрукова