Дело № 2а-820/2017 ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2017 года
27 февраля 2017 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Зоновой А.Е., при секретаре Ещенко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чертовиковой Н.В. к Управлению Росреестра по Свердловской области об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
Чертовикова Н.В. обратилась в суд с указанным административным иском, в котором указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., расположенного по адресу ***. Чертовиковой Н.В. произведен раздел принадлежащего ей земельного участка, образованные в результате раздела земельные участки были поставлены на кадастровый учет: с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м. *** истец обратилась с заявлением о государственной регистрации прав собственности на вновь образованные земельные участки в Управление Росреестра по Свердловской области. Однако *** было получено сообщение об отказе в государственной регистрации прав собственности на вновь образованные земельные участки в связи с тем, что образуемые земельные участки, расположенные в зоне индивидуальных жилых домов усадебного типа (Ж-1.1), не соответствуют предельным (минимальным) размерам, установленным градостроительным регламентом, что влечет невозможность их разрешенного использования; образованные земельные участки не соответствуют конфигурации; решение о разделе земельного участка не соответствует требованиям закона. Данные выводы истец полагает несостоятельными, поскольку на момент раздела земельного участка *** зоны Ж-1.1 не существовало, следовательно, требования к данной зоне не могут быть применены к образованным участкам. Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений относительно конфигурации образуемых земельных участков, ответчиком не указано в чем именно проявляется несоответствие конфигурации участков закону. Утверждение о невозможности разрешенного использования объектов недвижимости регистратором немотивированно, поскольку при разделе сохраняется требований о застройке участка в размере 30 %. Также регистратором не указано в чем именно не соответствует закону решение собственника о разделе исходного участка.
На основании изложенного административный истец просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по Свердловской области в государственной регистрации права собственности административного истца на земельный участок, расположенный по адресу ***, общей площадью *** кв.м., кадастровый ***; земельный участок, расположенный по адресу ***, общей площадью *** кв.м., кадастровый ***; земельный участок, расположенный по адресу ***, общей площадью *** кв.м., кадастровый ***, обязать ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на указанные земельные участки, уведомить административного истца об исполнении судебного решения в течение месяца со дня вступления в законную силу решения.
Определением суда от 26.01.2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Администрация города Екатеринбурга.
Истец в судебное заседание не явилась, воспользовавшись правом на ведение дела при помощи своего представителя. Представитель административного истца по доверенности от *** Зинченко М.К. на доводах и требованиях административного иска настаивал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика по доверенности от *** Вторушина Л.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление, приобщенном к материалам дела. Из отзыва следует, что государственным регистратором все действия были совершены в рамках закона, отказ в регистрации права собственности на образованные путем раздела земельные участки был основан на существовавшем уже в архиве Росреестра ответе на запрос Администрации города Екатеринбурга, согласно которому земельный участок *** расположен в территориальной зоне Ж-1.1, для которой градостроительным регламентом определены размеры земельных участков от 700 до 1000 кв.м., предельные параметры разрешённого строительства и реконструкции индивидуальных жилых домов, максимальный процент застройки земельного участка – 30 %. Кроме того, согласно проекту детальной планировки поселка ***, утверждённому Постановлением Главы Администрации города Екатеринбурга от 16.11.1995 года № 749-м, проекту планировки территории и проекту межевания территории поселка, утверждённым Постановлением Главы Администрации города Екатеринбурга от 27.12.2010 года № 819, испрашиваемый земельный участок предусмотрен для размещения одного индивидуального жилого дома. Площадь вновь образованных участков менее 700 кв.м., что приведет к невозможности использования формируемых земельных участков в соответствии с установленным видом разрешённого использования.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга по доверенности от *** Ветрова К.А. полагала иск не подлежащим удовлетворению в соответствии с позицией административного ответчика.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, а также собранные по делу доказательства, в их совокупности и каждое в отдельности, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что административным истцом оспаривается отказ Управления Росреестра по Свердловской области от *** в регистрации права собственности на земельные участки, настоящее заявление подано в суд 27.12.2016 года, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд с настоящим иском административным истцом не пропущен.
Оценивая доводы административного иска о признании незаконным отказа административного ответчика в государственной регистрации права собственности по существу, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что *** представителем истца по доверенности в Управление Росреестра по Свердловской области были поданы заявления о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами *** образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***, принадлежащего истцу на праве собственности.
Истцом для осуществления регистрации возникновения права собственности на образованные земельные участки также были представлены кадастровые паспорта на земельные участки, решение истца как единоличного собственника об их образовании путем раздела земельных участков от ***, документы, подтверждающие основания возникновения права собственности на исходный земельный участок ***
Как следует из оспариваемого отказа в регистрации права собственности от ******, отказ в регистрации права основан на положениях абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав), поскольку разделение земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства - в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа МО "г. Екатеринбург", утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48 предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры участков, расположенных в зоне Ж-1.1 составляет 700 кв. м до 10 000 кв. м., что приведет к невозможности использования земельных участков в соответствии с видом разрешённого использования; представленное заявителем решение собственника об образовании земельных участков не соответствует требованиям закона; земельные участки не соответствуют по площади и конфигурации требованиям закона.
Проверив действия административного ответчика с учетом требований ч.9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца по следующим основаниям.
В силу ст.8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшим на момент принятия оспариваемого отказа) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы, которым на территории Свердловской области является Управление Росреестра по Свердловской области.
Порядок осуществления государственной регистрации установлен в разделе III указанного закона. В частности, согласно ст.13, ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в том числе путем проведения правовой экспертизы документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
В силу абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Системный анализ указанных положений закона свидетельствует о том, что в полномочия государственного регистратора входит осуществление правовой оценки на основании совокупности представленных документов наличия законных оснований для регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, включая оценку соответствия правомерности регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии со ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации Статья 11.2. Образование земельных участков земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (на момент принятия оспариваемого решения).
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером *** что подтверждается записью ЕГРП от ******, основанием возникновения права собственности является Постановление Главы Екатеринбурга от 18.05.2009 года № 1849, в соответствии с которым истцу был предоставлен неделимый земельный участок из земель населенных пунктов площадью *** кв.м., расположенный по адресу ***, за плату под объект незавершенный строительством.
Реализуя свои правомочия единоличного собственника земельного участка, истец *** приняла решение об образовании трех земельных участков с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., с кадастровым номером *** площадью *** кв.м., из земельного участка с кадастровым номером ***, принадлежащего ей на праве собственности.
Суд полагает несостоятельными выводы государственного регистратора о несоответствии указанного решения по его формальным признакам требованиям законодательства, тем более, что в отказе данные нарушения не обозначены.
В соответствии с реализацией порядка образования новых земельных участков путем раздела исходного, истцом также были совершены действия по постановке вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами *** на кадастровый учет, что следует из кадастровых паспортов земельных участков, межевого плана кадастрового инженера А СОГУП «Областной Центр недвижимости».
Требования к образуемым земельным участкам установлены ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд полагает несостоятельными выводы государственного регистратора о том, что образованные земельные участки не соответствуют по своей конфигурации требованиям земельного законодательства, поскольку государственным регистратором не представлено ни одного довода и доказательства в обоснование своих выводов.
Между тем, суд приходит к выводу, что отказ в регистрации права собственности на образованные земельные участки от *** является обоснованным в виду несоответствия площади образованных земельных участков требованиям градостроительного законодательства.
В соответствии со ст.38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Суд отмечает, что исходный земельный участок не относится к земельным участкам, на которые не распространяются требования градостроительных регламентов и территориальных зон (ст.36 ч.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - МО "г. Екатеринбург" (в редакции, действующей в момент принятия оспариваемого решения) Ж-1.1 - Зона индивидуальных жилых домов усадебного типа Ж-1.1 выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых кварталов из преимущественно отдельно стоящих индивидуальных жилых домов усадебного (загородного) типа, как правило, с локальными источниками инженерного обеспечения. Основные виды разрешенного использования земельного участка включают в себя индивидуальное жилищное строительство; предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков - от 700 до 10000 кв.
Нахождение образованных земельных участков в территориальной зоне Ж-1.1 подтверждается ответом Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга от ***, который имелся в архиве Управления Росреестра по Свердловской области при предыдущем обращении истца за регистрацией права собственности на спорные земельные участки.
Согласно данному ответу, полученному Управлением Росреестра по Свердловской области по средством оформления межведомственного запроса, земельный участок *** расположен в территориальной зоне Ж-1.1, зона индивидуальной жилой застройки усадебного типа, для которой градостроительным регламентом определены предельные размеры земельных участков (минимальные и максимальные) от 700 до 10000 кв.м., предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции индивидуальных жилых домов, максимальный процент застройки земельного участка – 30 %. Территориальная зона Ж-1.1 введена Решением Екатеринбургской городской Думы от 08.12.2015 N 58/43.
Кроме того, согласно проектной документации проекта детальной планировки ***, утвержденного Постановлением Главы Администрации города Екатеринбурга от 16.11.1995 года № 749-м, проекта планировки территории и проекта межевания территории ***, утвержденного Постановлением Главы Администрации города Екатеринбурга от 27.12.2010 года № 819, испрашиваемый земельный участок предусмотрен для размещения одного индивидуального жилого дома.
Таким образом, суд полагает состоятельным вывод административного ответчика о том, что площадь образуемых земельных участков составляет менее минимального допустимого уровня в 700 кв.м., что противоречит требованиям Правилами землепользования и застройки городского округа - МО "г. Екатеринбург", приведет к невозможности разрешенного использования формируемых земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования согласно территориальной зоне, в которой они находятся.
Доводы стороны истца о том, что территориальная зона Ж-1.1 была введена значительно позже, чем был осуществлен раздел земельного участка *** и образованы участки *** поставленные также на кадастровый учет без каких-либо препятствий со стороны ФГБУ «ФКП Росреестра по Свердловской области», суд полагает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно буквальному толкованию положений ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков как объектов права следует считать оконченным с момента осуществления государственной регистрации права собственности или иных вещных прав на все образуемые участки. В связи с указанным не могут быть приняты как обоснованные доводы стороны истца о достаточности вывода для правомерности образования земельных участков соответствующей площади одной их только постановки на кадастровый учет.
Кроме того, как следует из кадастровых паспортов земельные участки *** имеют следующий статус записи в государственном кадастровом недвижимости: сведения об объектах носят статус временные, дата истечения временного характера сведений – ***.
В соответствии с ч.4 ст.24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В силу указанного постановка на кадастровый учет образованных в результате раздела земльных участков, носящих временный характер, не свидетельствует о достаточности вывода о возникновении основания для регистрации права собственности на данные участки как объекты недвижимости.
Также суд отмечает, что согласно межевому плану кадастрового инженера А СОГУП «Областной центр недвижимости», образуемые земельные участки находятся в зоне Ж-3 «Жилая зона», зона существующей смешанной застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и жилыми домами не выше 5 этажей, согласно Решению Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 года № 68/48, которая существовала до введения территориальной зоны Ж – 1.1.
На образуемых земельных участках находятся также объекты недвижимости с кадастровыми номерами *** (площадь *** кв.м.), *** (площадь *** кв.м.), *** (площадь *** кв.м.) – жилые дома, принадлежащие на праве собственности Чертовиковой Н.В., что следует из свидетельств о регистрации права собственности.
Согласно Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург» (в ред. от 24.11.2015), то есть до введения в действие зоны Ж-1.1, зона Ж-3 определена как зона существующей смешанной застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и жилыми домами не выше 5 этажей. Основные виды разрешенного использования земельного участка в том числе отдельно стоящие индивидуальные жилые дома усадебного и городского типа с земельными участками. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции индивидуальных и блокированных жилых домов в зоне Ж-3 соответствуют предельным (минимальным и (или) максимальным) размерам земельных участков и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции индивидуальных и блокированных жилых домов, установленным настоящей статьей для Ж-2.
В соответствии с нормативами, установленными для зоны Ж-2, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции индивидуальных жилых домов: площадь земельных участков: от 400 кв. м до 1300 кв. м (без возможности их деления).
Таким образом, даже в соответствии с представленным административным истцом для постановки образуемых земельных участков межевым планом, предельно допустимый размер образуемых земельных участков не соответствует требованиям законодательства, составляя менее 400 кв.м.
С учетом изложенных обстоятельств, суд не находит в действиях Управления Росреестра по Свердловской области нарушений требований нормативных актов в части порядка, срока и полномочий осуществления государственной регистрации прав на образованные путем раздела земельные участки в части отказа в государственной регистрации. Указания административного ответчика в оспариваемом отказе на несоответствие решения о разделе требованиям закона и нарушение конфигурации земельных участков, по своей сути не привели к принятию необоснованного решения об отказе в осуществлении регистрационных действий. Действия административного ответчика не нарушают права и законные интересы истца, поскольку не препятствуют повторному обращению сторон для регистрации права собственности на образуемые участки с предоставлением соответствующих документов-оснований, устанавливающих законность раздела исходного земельного участка в соовтетствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 178, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Чертовиковой Н.В. к Управлению Росреестра по Свердловской области об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Кировский районный суд города Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья *** А.Е. Зонова