ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-820/2021 от 08.12.2021 Прионежского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-820/2021

10RS0013-01-2021-001525-97

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

Председательствующего судьи: Т.В.Барановой,

при секретаре: А.Б.Галашовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горбачева Вячеслава Владимировича к администрации Прионежского муниципального района о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Горбачев В.В. (далее также по тексту административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Прионежского муниципального района (далее также по тексту административный ответчик, Администрация), согласно которому просил признать незаконным решение комиссии Администрации по отнесению земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, их использования и охраны на территории муниципального образования «Прионежский муниципальный район» от 06.09.2021 об отказе в отнесении участка с кадастровым номером к землям особо охраняемой территории местного значения рекреационного назначения «Мыс Корсолма», обязать административного ответчика принять решение об отнесении земельного участка с кадастровым номером к землям особо охраняемой территории местного значения рекреационного назначения «Мыс Корсолма».

Требования Горбачева В.В. мотивированы тем, что 28.07.2021 он направил в Администрацию обращение о включении земельного участка с кадастровым номером в особо охраняемую территорию местного значения рекреационного назначения «Мыс Корсолма». 06.09.2021 состоялось заседание комиссии Администрации по отнесению земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, их использования и охраны на территории муниципального образования «Прионежский муниципальный район» (далее - Комиссия).

Письмом от хх.хх.хх г. Администрация направила истцу решение Комиссии, согласно которому в удовлетворении заявления истца было отказано. В качестве основания для отказано была сделана ссылка на п.7 Положения о порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, их использования и охраны на территории муниципального образования Прионежский муниципальный район, утвержденного постановлением Администрации Прионежского муниципального района от 29.12.2004 №3008 (далее - Положение). Согласно указанному пункту Положения, заявление об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий местного значения подлежит согласованию с органами местного самоуправления сельских поселений, на территории которых находятся земельные участки. Отсутствие согласования органа местного самоуправления Деревянского сельского поселения и послужило причиной оспариваемого отказа, с которым не согласен истец. Ссылаясь на названные обстоятельства, а также на положения статей 42 и 46 Конституции Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ"Об охране окружающей среды", ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», статей 218, 227 кодекса административного судопроизводства РФ, административный истец обратился в суд с настоящими требованиями.

В судебном заседании представитель административного истца Тумаков А.С., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности и представивший диплом о высшем юридическом образовании, административное исковое заявление поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Томилов В.И., действующий на основании доверенности и представивший диплом о высшем юридическом образовании, с административным исковым заявлением не согласился, ссылался на возражения подробно изложенные в письменном отзыве.

Административный истец в судебное заседание не явился, уведомлен о слушании дела надлежащим образом.

Поскольку установленных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) оснований отложения судебного разбирательства не имеется, а также с учетом положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ, согласно которым неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если их явка не признана обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явка которых не признана судом обязательной.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Судом установлено и из материалов административного дела следует, что Горбачев В.В. обратился к ответчику с письменным заявлением, согласно которому просил включить в состав особо охраняемой территории местного значения рекреационного назначения «Мыс Корсолма» земельный участок с кадастровым номером из состава земель запаса; внести необходимые для исполнения принятого решения изменения в постановление Администрации № 915 «О создании особо охраняемой территории местного значения рекреационного назначения и утверждения положения об особо охраняемых территории местного значения рекреационного назначения «Мыс Корсолма»; обратиться в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с ходатайством о переводе земельного участка кадастровым номером из земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.

Включение земельного участка с кадастровым номером в особо охраняемую территорию местного значения рекреационного назначения «Мыс Корсолма» требуется административному истцу для реализации инвестиционного проекта строительства туркомплекса с яхт-клубом «MarinaPark» на территории Прионежского муниципального района Республики Карелия на принадлежащих Горбачеву В.В. земельных участках с кадастровыми номерами , , , , , относящихся к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.

Судом также установлено, что постановлением администрации Прионежского муниципального района от 02.07.2015 №915 создана особо охраняемая территория местного назначения рекреационного назначения «Мыс Корсолма», расположенная в Деревенском сельском поселении Прионежского муниципального района в кадастровом квартала , утверждено положение об указанной территории.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером , в отношении которого административный истец инициировал процедуру его включения в особо охраняемую территорию местного значения рекреационного назначения «Мыс Корсолма» находится на территории Деревянского сельского поселения, то в силу вышеуказанного нормативного муниципального правового акта, администрация Деревянского сельского поселения является уполномоченным органом местного самоуправления по вопросу согласования отнесения указанного земельного участка к особо охраняемой территории.

06.04.2021 глава Деревянского сельского поселения принял решение об отказе Горбачеву В.В. в согласовании включения земельного участка с кадастровым номером в особо охраняемую территорию местного значения рекреационного назначения «Мыс Корсолма» по причине нецелесообразности.

Не согласившись с указанным решением, административный истец обжаловал отказ в суд.

Решением Прионежского районного суда, вступившим в законную силу апелляционным определением Верховного суда Республики Карелия от 18.11.2021 в удовлетворении административного иска Горбачеву В.В. отказано.

Согласно п.4 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением администрации Прионежского муниципального района от 29.12.2004 №3008 утверждено Положение о порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, их использования и охраны на территории муниципального образования Прионежский муниципальный район.

В соответствии с Положением в целях отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения в администрацию Прионежского муниципального района заинтересованными лицами вносятся предложения об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий местного значения (пункт 5). Предложения об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий местного значения и создания на них особо охраняемой территории местного значения направляется в виде заявления на имя главы администрации Прионежского муниципального района. Заявление согласовывается заявителем с органами местного самоуправления сельских поселений Прионежского муниципального района, на территории которых находятся земельные участки, в отношении которых осуществляется перевод земель из одной категории в другую (пункт 7).

Согласно пунктам 9-12 Положения в целях рассмотрения заявления постановлением администрации Прионежского муниципального района создается комиссия по рассмотрению заявлений об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий местного значения и создания на них особо охраняемой территории местного значения.

Комиссия рассматривает заявление с учетом документов территориального планирования Прионежского муниципального района и соответствующего сельского поселения, входящего в состав Прионежского муниципального района, с учетом фактического использования земель, на территории которых планируется создание особо охраняемой территории местного значения, а также с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования земель и земельных участков, на которых планируется создание особо охраняемой территории местного значения.

Комиссия принимает одно из следующих решений:

а) рекомендовать главе администрации Прионежского муниципального района принять постановление об отнесении земель к землям особо охраняемой территории местного значения и создания на них особо охраняемой территории местного значения;

б) отказать в отнесении земель к землям особо охраняемых территорий.

Решение комиссии оформляется протоколом.

В течение пяти дней со дня подписания протокола выносится постановление.

Земельные участки, сформированные из земель иных категорий, расположенные в границах, созданных в соответствии с настоящим Положением, особо охраняемых территорий, подлежат переводу в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов в соответствии с Федеральным законом N172-ФЗ (пункт 16).

Как следует из указанных выше положений, отнесение земель к землям особо охраняемых территорий местного значения осуществляется распорядительным актом главы администрации Прионежского муниципального района. Решение комиссии носит для главы администрации Прионежского муниципального района рекомендательный характер, такой же рекомендательный характер носит как для комиссии, так и для главы администрации Прионежского муниципального района при разрешении ходатайства заявителя наличие или отсутствие согласия администрации сельского поселения, на территории которого находится земельный участок, в отношении которого осуществляется перевод земель из одной категории в другую.

В соответствии со статьей 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.

Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27 сентября 2016г. «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» оценка целесообразности принятых органом местного самоуправления решений в компетенцию суда не входит, доводы административного истца в части несогласия с выводами, к которым пришел орган местного самоуправления, не могут быть предметом оценки в рамках административного судопроизводства.

Несогласие административного истца с результатом рассмотрения его обращения, в отсутствие установленных нарушений действующего законодательства, не может служить основанием для удовлетворения административных исковых требований.

Довод истца о том, что оспариваемое решение принято с нарушением Генерального плана и Правил землепользования и застройки Деревянского сельского поселения, и у Администрации имеется обязанность включить спорный участок в земли особо охраняемых территорий, не может быть принят судом.

Территориальная зона Р2, установленная для спорного участка, устанавливает основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе размещение сооружений, предназначенных для причаливания, хранения и обслуживания яхт, катеров, лодок и других маломерных судов.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что административный истец заявляет о необходимости использования спорного земельного участка именно для размещения сооружений, предназначенных для причаливания, оснований для утверждения о принятии решения с нарушением Генерального плана и Правил землепользования и застройки Деревянского сельского поселения не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Горбачева Вячеслава Владимировича к администрации Прионежского муниципального района о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Т.В.Баранова

Мотивированное решение составлено 15.12.2021