ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8210/2021 от 30.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2021 года

66RS0004-01-2021-011747-33

Дело №2а-8210/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 20 декабря 2021 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дуняшиным А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Екатеринбурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Екатеринбурга о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии муниципальной в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений на территории города Екатеринбурга, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Екатеринбурга обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Екатеринбурга о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии муниципальной в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений на территории города Екатеринбурга, возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города Екатеринбурга проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности в части принятия профилактических мер. Проверкой установлено, что администрацией города Екатеринбурга не разработана и не принята самостоятельная муниципальная программа в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений. Мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений осуществляются в рамках подпрограмм, входящих в муниципальную программу «Безопасность жизнедеятельности населения в муниципальном образовании «город Екатеринбург», актуализированную на соответствующий бюджетный год. Вместе с тем, мероприятий, предусмотренных муниципальной программой «Безопасность жизнедеятельности населения в муниципальном образовании «город Екатеринбург» недостаточно, они носят декларативный характер и не способствуют реализации задач по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению экстремизма и терроризма. С учетом имеющихся нарушений прокуратурой города Екатеринбурга в адрес Главы Екатеринбурга внесено представление об устранении нарушений законодательства. Вместе с тем, Администрацией по результатам рассмотрения вышеуказанного представления дан ответ о рассмотрении возможности принятия отдельной муниципальной программы. На основании изложенного, прокурор города Екатеринбурга просил суд признать незаконным бездействие администрации города Екатеринбурга, выразившееся в непринятии муниципальной в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений на территории города Екатеринбурга, обязать Администрацию города Екатеринбурга принять целевую программу по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений на территории города Екатеринбурга в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора города Екатеринбурга Цыганов М.А. требования административного искового заявления поддержал по изложенным в нем основаниям и доводам, на удовлетворении требований настаивал.

Представитель административного ответчика Ваулина И.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указывая, что выполнение мероприятий в сфере противодействия экстремизму и терроризму осуществляется в соответствии с подпрограммами «Участие в обеспечении общественного порядка, профилактики правонарушении, терроризма и экстремизма, взаимодействие с органами военного управления и правовое воспитание населения в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Для координации деятельности Администрации в целях реализации государственной политики в данной области создана межведомственная комиссия по профилактике экстремизма, также действует Консультативный совет при Главе Екатеринбурга. Для систематизации и контроля за проведением мероприятий, направленных на профилактику экстремизма издано Постановление Администрации города Екатеринбурга № 2290 «Об утверждении перечня мероприятий по профилактике экстремизма в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Ссылаясь на ст.ст. 10, 12, 132 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полагала, что органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно определять и утверждать программы на территории города, в том числе исходя из возможности их финансового обеспечения. Просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, представленные сторонами, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца (ч.2 ст. 227 данного Кодекса).

Согласно подп. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

В соответствии с п.1 ст. 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму (п.7).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Согласно ст. 5 указанного Закона в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 года Пр-2753, Стратегия разработана в целях конкретизации положений Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», в которых одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране.

Стратегия является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на объединение усилий указанных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.

На основании пунктов 24 и 25 Стратегии целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз. Достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму.

Основными задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности (пункт 26).

Согласно пункту 27 Стратегии основными направлениями государственной политики по противодействию экстремизму в сфере законодательной деятельности являются, в том числе, принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов.

Пунктом 29 Стратегии предусмотрено, что она реализуется субъектами противодействия экстремизму, в том числе, при формировании и исполнении бюджетов всех уровней; в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; в ходе контроля за исполнением норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и выполнением мероприятий, предусмотренных планом реализации настоящей Стратегии, планами и программами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремизму.

Кроме того предусмотрена реализация Стратегии в три этапа.

На первом этапе (2015 год) предполагается осуществить следующие мероприятия: а) разработка плана реализации настоящей Стратегии; б) определение направлений дальнейшего развития законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму; в) совершенствование организационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности.

На втором этапе (2016-2024 годы) планируется осуществить следующие мероприятия: а) разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму; б) выполнение мероприятий в соответствии с планом реализации настоящей Стратегии; в) мониторинг результатов, достигнутых при реализации настоящей Стратегии; г) прогнозирование развития ситуации в области межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации и возможных экстремистских угроз; д) обеспечение вовлечения институтов гражданского общества в деятельность, направленную на противодействие экстремизму: е) создание системы дополнительной защиты информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», от проникновения экстремистской идеологии.

На третьем этапе (2025 год) предусматривается обобщить результаты реализаций настоящей Стратегии и при необходимости сформировать предложения по разработке новых документов стратегического планирования в данной сфере, а также обеспечить принятие мер организационного характера на межведомственном уровне.

На основании п.4 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами.

Статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.

Таким образом, из приведенных норм права в их совокупности следует, что профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму. В отсутствие обеспеченной финансированием программы в сфере противодействия терроризму и экстремизму невозможно обеспечить своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлению терроризма и экстремизма, а также постоянную готовность сил и средств, выделенных для участия в мероприятиях по минимизации ликвидации последствий возможных террористических актов и проявлений экстремизма.

Статьей 8-1 Устава города Екатеринбурга установлено, что участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования отнесено к вопросам местного значения.

Как следует из представленных доказательств, подтверждено представителем административного ответчика в судебном заседании, работа по выполнению мероприятий в сфере противодействия экстремизму и терроризму осуществляется в соответствии с муниципальной программой «Безопасность жизнедеятельности населения в муниципальном образовании «город Екатеринбург», а также подпрограммами «Участие в обеспечении общественного порядка, профилактики правонарушении, терроризма и экстремизма, взаимодействие с органами военного управления и правовое воспитание населения в муниципальном образовании «город Екатеринбург».

Постановлением Администрации города Екатеринбурга № 2290 от 25 октября 2021 года утвержден перечень мероприятий по профилактике экстремизма в муниципальном образовании «город Екатеринбург».

Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 22 апреля 2019 года № 886 создана Межведомственная комиссия по профилактике экстремизма в муниципальном образования «город Екатеринбург».

Департаментом общественных связей Администрации города Екатеринбурга по согласованию с Министерством общественной безопасности Свердловской области разработана «Памятка иностранным гражданам, въезжающим на территорию муниципального образования «город Екатеринбург» об ответственности за нарушение антитеррористического законодательства.

Кроме того, в 2021 году Департаментом общественных связей во взаимодействий с Екатеринбургской Епархией проведены круглые столы на тему «межрелигиозное и межконфессиональное согласие и взаимодействие в городском пространстве», «формы, методы, инструменты, механизмы работы по формированию общероссийской гражданской идентичности и укреплению единства российской нации на муниципальном уровне», семинар на тему «межнациональные конфликты в этнокультурной среде на муниципальном уровне: способы решения». Помимо прочего проводятся мероприятия по реализации стратегического проекта «Социальное партнерство».

Таким образом, судом установлено, доказательств обратного административным ответчиком не представлено, что вопреки требованиям закона административным ответчиком не разработана и не утверждена муниципальная целевая программа в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии незаконного бездействия Администрации города Екатеринбурга в части непринятия указанной муниципальной программы.

Доводы представителя административного ответчика о том, что принимаемые административным ответчиком меры являются достаточными и эффективными судом отклоняются, поскольку основой для обеспечения эффективной организации работы по противодействию терроризму и экстремизму является создание системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что возможно в результате разработки и принятия соответствующей целевой программы, обеспеченной достаточным финансированием.

Представленные административным ответчиком подпрограммы, предусматривают частичные мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма в отдельных сферах деятельности, не устанавливают соответствующего финансового обеспечения профилактики терроризма и экстремизма в целом.

Поскольку административным ответчиком до настоящего времени не разработана и не утверждена муниципальная программа в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, чем допущено незаконное бездействие и нарушены права неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным, а также наличием у органа местного самоуправления обязанности по принятию муниципальной целевой программы, предусматривающей формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, что следует из содержания пунктов 24, 25, 27, 29 Стратегии, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в данной части. При этом, Стратегия не ограничивает органы местного самоуправления в сроках принятия целевых программ, а также порядке их принятия. Указанные полномочия отнесены к компетенции органа местного самоуправления, в связи с чем, требования административного истца о возложении обязанности по принятию Программы в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу удовлетворению не подлежат.

При указанных обстоятельствах, административные исковые требования прокурора города Екатеринбурга подлежат частичному удовлетворению.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора города Екатеринбурга действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации города Екатеринбурга, выразившееся в непринятии целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и или ликвидации последствий их проявления на территории города Екатеринбурга.

Обязать Администрацию города Екатеринбурга рассмотреть вопрос о принятии целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и или ликвидации последствий их проявления на территории города Екатеринбурга.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Т.В. Макарова