ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8214/2023 от 20.12.2023 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

УИД 63RS0029-02-2023-005750-72

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2023 года г. Тольятти

Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Козновой Н.П.,

при секретаре Глазуновой Е.Н.,

с участием:

представителя административного истца помощника прокурора Автозаводского района г. Тольятти Самарской области Парамонова К.В., Алиевой К.О.,

представителей административного ответчика ГАПОУ СО «ТМК» Дежуровой О.С., Мочалова И.А.,

представителей административного ответчика Министерства образования и науки Самарской области Сизенцова О.Н., Осташевской К.Б.,

представителя заинтересованного лица МОВО по г. Тольятти ФФГКУ УВО ВНГ России по Самарской области Габдрахманова Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-8214/2023 по административному иску прокурора Автозаводского района г. Тольятти Самарской области к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Самарской области «Тольяттинский машиностроительный колледж», Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности по устранению нарушений федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений,

установил:

Прокурор Автозаводского района г. Тольятти, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свои доводы следующим.

Прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти Самарской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования, в ходе которой установлено, что на объекте Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский машиностроительный колледж» (далее ГАПОУ СО «ТМК») по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 119 выявлены следующие нарушения требований законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму, в частности:

- в нарушении п/п «а» п. 24 Требований не назначены должностные лица, ответственные за организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ и территориальными органами ФС ВНГ РФ (подразделениями вневедомственной охраны ВНГ РФ),

- в нарушение п/п «в» п. 24 Требований не в полном объеме обеспечены пропускной и внутриобъектовый режимы, в частности въезд автотранспорта на прилегающую территорию остается свободным, положение не согласовано с охранной организацией (Приложение А ГОСТ Р 58485-2019), кроме того в положении не отражено использование магнитных ключей (элементы СКУД),

- в нарушение п/п «а» п. 18 и п/п «и» п. 24 Требований, не устранены причины неправомерного проникновения на объект (территорию), в частности не выполнено защитное ограждение прилегающей территории и КПП при входе (въезде) на прилегающую территорию (п. 2, 3.1 и 3.2 Рекомендаций по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально-значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения РФ), имеется возможность бесконтрольно покинуть здание через эвакуационные выходы, либо запустить потенциального правонарушителя минуя пост охраны,

- в нарушение п/п «м» п. 24 Требований не в полном объеме выполнено обеспечение наружного освещения (выявлены неосвещенные участки территории),

- в акте обследования и категорирования в качестве уязвимых мест выделены окна 1-го этажа здания объекта, внешние эвакуационные выходы здания (в т.ч. металлическая лестница, ведущая к окнам 2,3 этажей и на крышу), внешние спуски в подвал, окна 2 этажа над переходной галереей. Вместе с тем, в нарушение п. 30 Требований, имеющаяся система видеонаблюдения не охватывает весь периметр прилегающей территории, также, как и не охватывает все выделенные уязвимые места. Кроме того, имеющаяся система видеонаблюдения не охватывает критические элементы объекта,

- в акте обследования и категорирования в качестве уязвимых мест выделены окна 1-го этажа здания объекта, внешние эвакуационные выходы здания (в т.ч. металлическая лестница, ведущая к окнам 2,3 этажей и на крышу), внешние спуски в подвал, окна 2 этажа над переходной галереей. Вместе с тем, в нарушение п/п «а» п. 25 Требований объект оборудован системой охранной сигнализации не в полном объеме, а только некоторые помещения,

- во исполнение п/п «б» п. 25 Требований между ГАПОУ СО «ТМК» и ООО ЧОО «Альфа» заключен договор на осуществление физической охраны. Вместе с тем, в ходе проверки было установлено, в соответствии с тем же договором, физическая охрана объекта обеспечена только в рабочие дни и только с 8.00 до 16.00, то есть не круглосуточно, что в свою очередь является нарушением п/п «е» п. 20 Требований,

- в нарушение п/п «а» п. 26 Требований объект не в полном объеме оборудован СКУД (имеющая система по своим характеристикам не способна осуществлять контроль и учет персонала и посетителей, по своим конструктивным особенностям становится механическим препятствием только для первого проходящего, идущие вслед имеют возможность проходить без ограничений,

- в нарушение п/п «б» п. 26 Требований не обеспечена жесткая фиксация створок ворот в закрытом положении, поскольку территория не имеет ни ворот, ни ограждения,

- после разработки паспорта безопасности в 2020 году объект был дооснащен дополнительными камерами видеонаблюдения, восстановлены элементы СКУД, некоторые помещения оборудованы охранной сигнализацией, частично выполнено освещение территории, то есть изменились меры по инженерно-технической защите объекта (территории), при этом в нарушение п/п «в» п. 48 Требований, не проведена актуализация паспорта безопасности.

Ссылаясь на изложенное, прокурор Автозаводского района г. Тольятти Самарской области просит суд признать незаконными действия Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский машиностроительный колледж», Министерства образования и науки Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в неисполнении требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности учреждения образования по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 119, обязать ГАПОУ СО «ТМК» устранить нарушения федерального законодательства об антитеррористической защищенности, путем совершения в двухмесячный срок с момента получения выделенных денежных средств на объекте по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 119 следующих действий:

- устранить причины неправомерного проникновения на объект (территорию) путем выполнения защитного ограждения прилегающей территории и КПП при входе (въезде) на прилегающую территорию, исключить возможность бесконтрольного выхода из здания через эвакуационные выходы, минуя пост охраны,

- в полном объеме обеспечить выполнение наружного освещения объекта (территории) путем установки прожекторов наружного освещения на здании ГАПОУ СО «ТМК»,

- дооснастить объект (территорию) охранными средствами видеонаблюдения – дополнительными видеокамерами, охватывающими весь периметр объекта (территории), видеорегистратором с жестким диском для хранения информации не менее 30 суток,

- установить охранную сигнализацию в помещениях, расположенных на 1 этаже объекта,

- произвести дооборудование объекта (территории) СКУД в полном объеме (имеющаяся система по своим характеристикам не способна осуществлять контроль и учет персонала и посетителей, по своим конструктивным особенностям становится механическим препятствием только для первого проходящего, идущие вслед имеют возможность проходить без ограничений),

- обеспечить жесткую фиксацию створок ворот в закрытом положении,

- провести обследование и категорирование объекта, составить паспорт безопасности объекта,

- обязать Министерство образования и науки Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить ГАПОУ СО «ТМК», ИНН 6321014870, денежные средства на устранение нарушений федерального законодательства об антитеррористической защищенности на объекте по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 119 на выполнение работ по устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию) путем выполнения защитного ограждения прилегающей территории и КПП при входе (въезде) на прилегающую территорию, исключить возможность бесконтрольного выхода из здания через эвакуационные выходы, минуя пост охраны: обеспечению в полном объеме наружного освещения объекта (территории) путем установки прожекторов наружного освещения на здание ГАПОУ СО «ТМК»; дооснащению объекта (территории) охранными средствами видеонаблюдения – дополнительными видеокамерами, охватывающими весь периметр объекта (территории), видеорегистратором с жестким диском для хранения информации не менее 30 суток; установке охранной сигнализации в помещениях, расположенных на 1 этаже объекта; дооборудованию объекта (территории) СКУД в полном объеме, обеспечению жесткой фиксации створок ворот в закрытом положении; проведению обследования и категорирования объекта, составлению паспорта безопасности объекта.

Протокольным определением суда от 18.07.2023 привлечены к участию в деле в качестве заинтересованного лица МОВО по г. Тольятти ФФГКУ УВО ВНГ России по Самарской области, ООО ЧОО «Альфа» (том 1 л.д. 55-56).

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечены к участию в деле в качестве заинтересованного лица АО «Автоваз», ОАО «Тевис», АО «ТЭК», ПАО «Т Плюс» (том 1 л.д. 209-211).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Самарская сетевая компания (далее АО «ССК») (том 2 л.д. 70-71).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Роспотребнадзора по <адрес> (том 3 л.д. 143-144).

В судебном заседании представители административного истца помощники прокурора <адрес>ФИО6, ФИО7 административные исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.

Представители административного ответчика ФИО3 СО «ТМК» ФИО8, ФИО9 административные исковые требования прокурора не признали, просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Представители административного ответчика Министерства образования и науки <адрес>ФИО10, ФИО5 административные исковые требования прокурора не признали, просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск (том 1 л.д. 219-227).

Представитель заинтересованного лица МОВО по г. Тольятти ФФГКУ УВО ВНГ России по Самарской области Габдрахманов Р.Г. поддержал требования прокурора, просил удовлетворить административный иск в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом, представил письменный отзыв на административный иск, в котором просит суд отказать в удовлетворении требований к министерству (том 1 л.д. 67-71, том 2 л.д. 129-133).

Представители заинтересованных лиц ООО ЧОО «Альфа», АО «Автоваз», ОАО «Тевис», АО «ТЭК», ПАО «Т Плюс», АО «ССК», Управление Роспотребнадзора по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом (том 3 л.д. 158-161, 218-225).

Представитель заинтересованного лица АО «Автоваз» представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело по имеющимся материалам и представленным сторонами объяснений. Ранее в судебном заседании представитель Тельнова А.Г. поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на административный иск (том 2 л.д. 56-60).

Представитель заинтересованного лица АО «ССК» Дубровская И.В. в судебном заседании 08.11.2023 оставила разрешение требований на усмотрение суда, считает, что наличие или отсутствие инженерных сетей на территории колледжа не освобождает от проведения антитеррористическим мероприятий и соблюдения требования закона в данной сфере. Подтвердила наличие инженерных сетей на территории административного ответчика, пояснила, что установка забора возможна с учетом соблюдения соответствующих требований закона, стандартов и согласования с организациями, являющимися собственниками инженерных сетей.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, оценив собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, приходит к следующему выводу.

На основании части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В данном случае суд полагает такой срок административным истцом не пропущенным, поскольку прокурор ссылается на длительный характер бездействия административных ответчиков.

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, приоритет жизни и здоровья человек (пункты 2, 3 части 1 статьи 3).

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона N 273-ФЗ установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с положениями части 7 статьи 28 Закона N 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункты 8, 9 части 1 статьи 41 Закона N 273-ФЗ).

Согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее Закон N 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Положения Закона N 273-ФЗ, которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся, что закреплено в пункте 15 части 3 статьи 28 названного Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1, 3, 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее Закон N 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечении и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

Из материалов дела следует, что 28.10.2019 комиссией по обследованию и категорированию в отношении проверяемого объекта была установлена 2 категория опасности и в дополнение к реализуемым на тот момент мероприятиям, определен ряд необходимых мероприятий в соответствии с Требованиями (том 2 л.д. 142-147).

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти Самарской области совместно со специалистом МОВО по г. Тольятти ФГКУ УВО России по Самарской области в апреле 2023 года на объекте ГАПОУ СО «ТМК» по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 119 выявлены следующие нарушения требований законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму, в частности:

- в нарушении п/п «а» п. 24 Требований не назначены должностные лица, ответственные за организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ и территориальными органами ФС ВНГ РФ (подразделениями вневедомственной охраны ВНГ РФ),

- в нарушение п/п «в» п. 24 Требований не в полном объеме обеспечены пропускной и внутриобъектовый режимы, в частности въезд автотранспорта на прилегающую территорию остается свободным, положение не согласовано с охранной организацией (Приложение А ГОСТ Р 58485-2019), кроме того в положении не отражено использование магнитных ключей (элементы СКУД),

- в нарушение п/п «а» п. 18 и п/п «и» п. 24 Требований, не устранены причины неправомерного проникновения на объект (территорию), в частности не выполнено защитное ограждение прилегающей территории и КПП при входе )въезде) на прилегающую территорию (п. 2, 3.1 и 3.2 Рекомендаций по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально-значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения РФ), имеется возможность бесконтрольно покинуть здание через эвакуационные выходы, либо запустить потенциального правонарушителя минуя пост охраны,

- в нарушение п/п «м» п. 24 Требований не в полном объеме выполнено обеспечение наружного освещения (выявлены неосвещенные участки территории)

- в акте обследования и категорирования в качестве уязвимых мест выделены окна 1-го этажа здания объекта, внешние эвакуационные выходы здания (в т.ч. металлическая лестница, ведущая к окнам 2,3 этажей и на крышу), внешние спуски в подвал, окна 2 этажа над переходной галереей. Вместе с тем, в нарушение п. 30 Требований, имеющаяся система видеонаблюдения не охватывает весь периметр прилегающей территории, также, как и не охватывает все выделенные уязвимые места. Кроме того, имеющаяся система видеонаблюдения не охватывает критические элементы объекта,

- в акте обследования и категорирования в качестве уязвимых мест выделены окна 1-го этажа здания объекта, внешние эвакуационные выходы здания (в т.ч. металлическая лестница, ведущая к окнам 2,3 этажей и на крышу), внешние спуски в подвал, окна 2 этажа над переходной галереей. Вместе с тем, в нарушение п/п «а» п. 25 Требований объект оборудован системой охранной сигнализации не в полном объеме, а только некоторые помещения,

- во исполнение п/п «б» п. 25 Требований между ГАПОУ СО «ТМК» и ООО ЧОО «Альфа» заключен договор на осуществление физической охраны. Вместе с тем, в ходе проверки было установлено, в соответствии с тем же договором, физическая охрана объекта обеспечена только в рабочие дни и только с 8.00 до 16.00, то есть не круглосуточно, что в свою очередь является нарушением п/п «е» п. 20 Требований,

- в нарушение п/п «а» п. 26 Требований объект не в полном объеме оборудован СКУД (имеющая система по своим характеристикам не способна осуществлять контроль и учет персонала и посетителей, по своим конструктивным особенностям становится механическим препятствием только для первого проходящего, идущие вслед имеют возможность проходить без ограничений,

- в нарушение п/п «б» п. 26 Требований не обеспечена жесткая фиксация створок ворот в закрытом положении, поскольку территория не имеет ни ворот, ни ограждения,

- после разработки паспорта безопасности в 2020 году объект был дооснащен дополнительными камерами видеонаблюдения, восстановлены элементы СКУД, некоторые помещения оборудованы охранной сигнализацией, частично выполнено освещение территории, то есть изменились меры по инженерно-технической защите объекта (территории), при этом в нарушение п/п «в» п. 48 Требований, не проведена актуализация паспорта безопасности.

Нарушения зафиксированы в справке по результатам совместной проверки от 11.04.2023 (том 1, л.д. 75-76).

По результатам проверки в адрес ГАПОУ СО «ТМК» 16.05.2023 направлено представление № 27-03-2023 об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму (том 1 л.д. 13-16).

Постановлением Мирового судьи судебного участка № 86 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области от 02.06.2023 по делу № 5-351/2023 ГАПОУ СО «ТМК» признано виновным в совершении административного нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения (том 2 л.д. 148-153).

Постановлением Мирового судьи судебного участка № 86 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области от 02.06.2023 по делу № 5-350/2023 должностное лицо – руководитель службы АХЧ ГАПОУ СО «ТМК» ФИО8 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения (том 2 л.д. 154-159).

В связи с не устранением всех допущенных нарушений, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Согласно 17 Требований Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:

а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);

б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);

г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;

д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);

е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Для устранения причин неправомерного проникновения на объект административный истец требует установить защитное ограждение прилегающей территории и КПП при входе (въезде) на прилегающую территорию.

Судом установлено, что здание ГАПОУ СО «ТМК», расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 119 построено и сдано в эксплуатацию в 1985 году (том 3 л.д. 79-103).

Приказом Министерства имущественных отношений № 643 от 15.04.2013 года за ГАПОУ СО «ТМК» закреплено на праве оперативного управления здание профессионального лицея № 36, литера – АА1А2, расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, д. 119 (том 3 л.д. 4, 163-164).

Распоряжением Правительства Самарской области от 25.11.2014 № 899-р ГАПОУ СО «ТМК» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов площадью 65323 кв.м., кадастровый номер 63:09:0102153:78, расположенный по адресу Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, д. 119 с разрешенным использованием «для эксплуатации профессионального лицея № 36» (том 3 л.д. 5, 165-166).

Объект ГАПОУ СО «ТМК» расположен на вышеуказанном земельном участке, который имеет ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: «охранная зона инженерных сетей», что подтверждает выписка из ЕГРН (том 1 л.д. 244-250, том 2 л.д. 1-8, том 3 л.д. 6-49).

Получен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102153:78, размером 65324 кв.м., с топографической картой, местами допустимого размещения зданий, строений, сооружений, с указанием зон ограничений использования земельного участка: охранных зон инженерных сетей, размерами 14543 кв.м и 8898 кв.м. На территории осуществлена прокладка электрокабеля напряжением 10 кв., трубопроводы теплоснабжения, водопровода, канализации и кабеля связи (том 1 л.д. 83-100).

Ссылка ответчиков на те обстоятельства, что в охранных зонах инженерных сетей запрещается осуществлять любые действия несостоятельна на основании следующего.

В материалы дела представлен ответ АО «Тевис» № б/н от 17.10.2023, согласно которому заинтересованное лицо пояснило, что на территории земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, д. 119 проходят инженерные коммуникации, находящиеся на праве собственности АО Тевис»: сети водоснабжения диаметрами 200мм и 100мм, сети ливневой канализации диаметрами 400мм и 300 мм, сети хозяйственно-бытовой канализации диаметрами 300мм и 200мм. Учитывая наличие инженерных коммуникаций в целях установки ограждения по периметру необходимо выполнить соответствующий раздел проектной документации на актуализированной топографической подоснове с указанием всех существующих сетей. Строительные решения конструкции должны удовлетворять требованиям по сохранности сетей, возможности снятия части ограждения на период проведения ремонтных работ на коммуникациях. При устройстве ограждения исключить его установку на колодцах, исключить все работы ударно-вибрационного характера в охранной зоне сетей и сооружений бытовой канализации по 5 м в обе стороны и т.д. (том 1 л.д. 233-234).

В материалы дела представлен ответ АО «ССК» № 17638 от 18.09.2023, согласно которому на территории земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, д. 119 расположены КЛ-10кВ от РП-1140000 (РП-14Уч.ц.) до ТП 114003 (ТП-РПД), от РП-1140000 (РП-14Уч.ц.) до ТП-1140004 (ТП-ГПТУ) АО «ССК». В охранных запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (том 2 л.д. 46-47).

Также от АО «ССК» поступил ответ № 20569 от 24.10.2023, согласно которому Общество считает установку защитного ограждения нецелесообразной, поскольку оно создаст препятствия в эксплуатации и содержании вышеуказанных сетей (том 2 л.д. 121).

В материалы дела представлен ответ АО «Автоваз» № 89000/4-168 от 19.10.2023, согласно которому на территории земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, д. 119 осуществлена прокладка магистральных энергосетей АО «Автоваз» (вне площадные сети электроснабжения (4 электрокабеля напряжением 10 Кв), трубопроводы теплоснабжения, водопровода, канализации, сжатого воздуха, углекислого газа), идущих к объектам АО «Автоваз». В целях осуществления мер по антитеррористической защищенности объектов образования, согласно Требований, установка ограждения по периметру земельных участков ГАПОУ СО «ТМК» возможна при условиях: обеспечения беспрепятственного круглосуточного доступа представителям энергетического производства АО «Автоваз» на территорию указанных земельных участков для выполнения и ремонта обслуживания магистральных энергосетей АО «Автоваз», идущих на площадку объектов АО «Автоваз»; при соблюдении требований и параметров, установленных в нормативно-правовых актах для размещения сооружений в границах охранных зон, в том числе над энергосетями необходимо предусмотреть ограду съемную с опорами, не заглубленными в грунт; проект установки ограждения должен быть согласован с генпроектировщиком (проектным управлением) АО «Автоваз» и энергетическим производством.

Таким образом, ответы заинтересованных лиц подтверждают возможность установки защитного ограждения, но со ссылкой на выполнение определенных условий, предусмотренных действующим законодательством.

Вместе с тем, Требования не обязывают произвести установку именно защитного ограждения.

Пункты 24-26 Требований обязывают в целях обеспечения антитеррористический защищенности объектов (территорий) исключить бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).

Таким образом, выбор конкретной меры защиты для исключения бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц и транспортных средств лежит на собственнике помещения с учетом принципов рациональности и разумности.

Возлагая на административного ответчика обязанность устранить причины неправомерного проникновения на объект (территорию), исключить возможность бесконтрольного выхода из здания либо входа через эвакуационные выходы, минуя пост охраны, суд предоставляет возможность выбора мер по устранению выявленных нарушений, что не может свидетельствовать о нарушении прав ГАПОУ СО «ТМК».

Согласно пункту 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:

а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;

г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;

д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;

ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;

з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);

и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);

к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);

л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;

н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Согласно пункту 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

В соответствии с пунктом 26 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом;

б) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Судом установлено, что на основании приказа № 590 от 20.11.2023 «О создании межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта ГАПОУ СО «ТМК», организовано обследование и категорирование объекта ГАПОУ СО «ТМК».

06.12.2023 межведомственная комиссия в составе директора ГАПОУ СО «ТМК», руководителя службы АХЧ ГАПОУ СО «ТМК», представителя МОВО по г. Тольятти – ФФГКУ УВО ВНГ России по Самарской области, представителя МКУ «ЦПП» специалиста 1 категории Территориального управления Министерства образования и науки Самарской области провела обследование и категорирование объекта ГАПОУ СО «ТМК» (том 3 л.д. 194-204).

В результате обследования определен перечень необходимых дополнительных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, а именно:

1. Выполнить оснащение (дооснащение) объекта (территории) системой наружного освещения, установить 2 прожектора, в следующих местах: торец столовой с западной стороны, торец мастерских с западной стороны (п/п м) п. 24 Требований) – в срок до 29.03.202

2. Выполнить оснащение (дооснащение) объекта (территории) системой видеонаблюдения, установить 5 камер в следующих местах: торец библиотеки с восточной стороны, угол мастерской с северной стороны, торец спортзала с северной стороны, угол спортзала с восточной стороны (п/п а) п. 25 и п. 30 Требований) в срок до 31.03.2024

3. Выполнить оснащение (дооснащение) объекта (территории) системой охранной сигнализации в критических местах объекта, а именно:

На 1-ом этаже: электрощитовая по техпаспорту № 5, вблизи кабинета № 109а, электрощитовая по техпаспорту № 77 в учебных мастерских, электрощитовая по техпаспорту № 165 в столовой, щитовая по техпаспорту № 120 в холле главного входа, транформаторная (помещение третьих лиц) по техпаспорту № 145 в столовой, тепловой узел по техпаспорту № 5.

На 2-ом этаже: электрощитовая по техпаспорту № 92 в столовой.

Подвал: тепловой узел по техпаспорту № 5.

В уязвимых местах объекта: окна помещений 1 этажа, внешние эвакуационные выходы здания, внешние спуски в подвал (п/п а) п. 25 Требований) в срок до 31.03.2024.

4. Выполнить оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении (п/п б) п. 26 Требований) в срок до 31.12.2025.

В настоящее время ведется работа по заключению договоров для выполнения мероприятий, определенных комиссией.

Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Закона N 273-ФЗ следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу статьи 1 и пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя в том числе финансирование расходов на обеспечение безопасности (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.11.2022 N 88а-23853/2022).

В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основании своих возражений.

Ввиду того, что вышепоименованные положения норм действующего законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму обязательны для исполнения и непосредственным образом влияют на жизнь и здоровье людей, в том числе несовершеннолетних детей, требования прокурора об их устранении подлежат удовлетворению в указанной части.

Административный истец просит также обязать ответчика произвести дооборудование объекта СКУД в полном объеме, указывает, что имеющаяся система по своим характеристикам не способна осуществлять контроль и учет персонала и посетителей, по своим конструктивным особенностям становится механическим препятствием только для первого проходящего, идущие вслед имеют возможность проходить без ограничений.

В соответствии с требованием постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности на объектах (территориях) Министерства просвещения Российской Федерации, независимо от присвоенной им категории, организуется пропускной режим и контроль за его соблюдением.

Одним из методов реализации данного требования является оснащение объекта (территории) СКУД. При этом оборудование СКУД объектов Министерства просвещения Российской Федерации первой и второй категории опасности в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2019 № 1006 носят обязательный характер.

Использование СКУД позволяет обеспечить организацию прохода на территорию охраняемого объекта, в здание, отдельные этажи и помещения для работников, обучающихся и иных лиц, механическое препятствие несанкционированному проходу в зоны и помещения ограниченного доступа, санкционирование прохода в здания и зоны ограниченного доступа по идентификационным признакам, контроль и учет персонала и посетителей на охраняемом объекте, в зонах и помещениях.

Поскольку в отношении ГАПОУ СО «ТМК» установлена 2 категория опасности оборудование здания СКУД обязательно.

Из материалов дела следует, что на объекте ГАПОУ СО «ТМК» имеется система контроля управления доступом.

В 2020 году на момент разработки паспорта безопасности было указано, что данная система находится в нерабочем состоянии. В 2021 году была выделена субсидия на ремонт СКУД в размере 113000 руб. Система была исправлена.

12.12.2022 между ГАПОУ СО «ТМК» и ООО «Виктан» был заключен договор на техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации и системы контроля и управления доступом, согласно которому ООО «Виктан» принял на себя обязательства по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту охранной сигнализации и СКУД.

Согласно Рекомендациям по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов, находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, разработанными федеральным казенным учреждением «Научно-исследовательский центр «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, СКУД включает в себя следующие элементы: устройства, преграждающие управляемые – двери, турникеты, шлюзовые кабины, ворота; устройства исполнительные – электромагнитные и электромеханические замки, электромагнитные защелки, механизмы привода дверей и ворот; устройства считывающие, в зависимости от типа используемых идентификационных признаков; идентификаторы.

СКУД ГАПОУ СО «ТМК» соответствует описанию, представленному в Рекомендациях, для получения доступа к СКУД имеется домофон с видеофиксацией, который обеспечивает контроль доступа в здание, затем по электронному пропуску, который прикладывается к считывателю входа, калитка автоматически открывается и сотрудник или обучающийся проходит в здание учреждения.

В материалы дела представлена справка ООО «Виктан», согласно которой на объекте ГАПОУ СО «ТМК» по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе д. 119 имеется и обслуживается система контроля и управления доступом (СКУД) – электронная проходная автоматическая калитка со створкой на центральном входе с электронными пропусками, включающая в себя следующее оборудование: контроллер доступа, блок питания, считыватель выходы и входа. Установлено, что данная система представляет собой комплекс системы контроля и управления доступом и находится в рабочем состоянии (том 3 л.д. 173).

Из административного иска следует, что имеющаяся система по своим характеристикам не способна осуществлять контроль и учет персонала и посетителей, по своим конструктивным особенностям становится механическим препятствием только для первого проходящего, идущие вслед имеют возможность проходить без ограничений судом отклонен, поскольку опровергается материалами дела.

Наличие в настоящее время данного нарушения подтверждено пояснениями старшего инженера ГО, В и Э ИТСО и Б МОВО по г. Тольятти- ФФГКУ УВО ВНГ России по Самарской области Габдрахмановым Р.Г., не доверять которым у суда оснований не имеется.

Административный истец просит также обязать ответчика провести обследование и категорирование объекта, составить паспорт безопасности объекта.

Распоряжением Министерства образования и науки Самарской области от 07.11.2023 № 325-р утвержден график проведения актуализации паспортов безопасности объектов (территорий) образования (том 2 л.д.160-164).

Согласно Графику ГАПОУ СО «ТМК» обязано провести работы по актуализации паспорта в срок, не позднее 28.02.2025.

Согласно приказу № 590 от 20.11.2023 «О создании межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта ГАПОУ СО «ТМК», организовано обследование и категорирование объекта ГАПОУ СО «ТМК».

Согласно пункту 48 Требований Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки, не реже одного раза в 5 лет, а также при изменении:

а) общей площади и периметра объекта (территории);

б) количества критических элементов объекта (территории);

в) мер по инженерно-технической защите объекта (территории).

Из материалов дела следует, что паспорт безопасности объекта ГАПОУ СО «ТМК» составлен 28.02.2020.

Таким образом, пятилетний срок не истек.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательство установлено изменение условий, предусмотренных пп. а, б п. 48 Требований, что является основанием для актуализации паспорта безопасности.

С учетом изложенного, требование прокурора о проведении обследования и категорирования объекта, составить паспорт безопасности объекта является обоснованным, поскольку данное действие в силу вышеуказанных положений закона является необходимым после устранения нарушений федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений, заявленных в настоящем деле.

Представленный административными ответчиками акт обследования и категорирования объекта от 06.12.2023 суд не принимает во внимание, поскольку он не подписан всеми членами комиссии, прокурором на данный акт вынесен протест, представителем ОНД и ПР по г.о. Тольятти Исхаковым Р.Н. выражено особое мнение как члена комиссии к акту обследования и категорирования объекта (том 3 л.д. 194-199, 205-206, 215).

Старший инженера ГО, В и Э ИТСО и Б МОВО по г. Тольятти-ФФГКУ УВО ВНГ России по Самарской области Габдрахманов Р.Г. выразил отказ от подписи в представленном акте обследования и категорирования объекта (территории), изложив свою позицию в письме от 20.12.2023. Указанное мнение подтвердил и в судебном заседании 20.12.2023 (том 3 л.д. 207-211).

В указанном письме представитель заинтересованного лица МОВО по г. Тольятти ФФГКУ УВО ВНГ России по Самарской области Габдрахманов Р.Г. ссылается на не устранение административными ответчиками имеющихся нарушений Требований, полагает решение комиссии не легитимным, поскольку в состав комиссии помимо членов, предусмотренных п. 10 Требований, включены представители МКУ г.о. Тольятти «Центр профилактики нарушений» и представитель Тольяттинского Управления Министерства образования и науки Самарской области, участие которых, по его мнению, возможно, но не должно влиять на принимаемое решение. Данное решение обосновывает положениями статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», согласно которой, противодействие терроризму в РФ основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризму. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 данного Закона Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий). Таким образом, требования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ.

Представитель Габдрахманов Р.Г. также указывает на отсутствие Технического задания на проектирование инженерно-технических средств охраны при новом строительстве, капитальном ремонте, реконструкции или модернизации объектов (территорий) на объекте ГАПОУ СО «ТМК» по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе д. 119. Административные ответчики полагают его необязательным.

Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны при новом строительстве, капитальном ремонте, реконструкции или модернизации объектов (территорий). По решению руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), объекты (территории) могут оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты (пункт 29 Требований).

Согласно пункту 5 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно пункту 1.4 Устава ГАПОУ СО «ТМК», учредителем учреждения является Самарская область. Функции и полномочия учредителя осуществляются министерством образования и науки Самарской области.

В соответствии с пунктом 1.6 Учреждение является образовательной организацией, юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с действующим законодательством.

Учреждение наделено имуществом, находящимся в собственности Самарской области и закрепленным за ним на праве оперативного управления. Функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области осуществляются министерством имущественных отношений Самарской области.

Приказом Министерства имущественных отношений № 643 от 15.04.2013 за ГАПОУ СО «ТМК» закреплено на праве оперативного управления здание профессионального лицея № 36, литера – АА1А2, расположенное по адресу Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, д. 119.

Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Таким образом Учреждение обязано соблюдать нормы действующего законодательства в отношении тех объектов, которые находятся у него на праве оперативного управления и нести бремя их содержания.

Согласно Уставу учредителем Учреждения является Самарская область. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения возложены на Министерство образования и науки Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области непосредственно в той части, в которой им делегированы отдельные полномочия от учредителя – Самарской области.

В соответствии положением о министерстве, утвержденном Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 79, Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области.

Согласно Положению о министерстве образования и науки Самарской области, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2008 № 238, данный орган исполнительной власти осуществляет, в частности, функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание данного министерства и реализацию возложенных на министерство функций; определение нормативов финансирования государственных учреждений дополнительного образования Самарской области, государственных учреждений дополнительного профессионального образования Самарской области, а также иных организаций, созданных для реализации отдельных функций государственного управления в сфере образования и науки; утверждению планов финансово-хозяйственной деятельности находящихся в ведении данного министерства государственных бюджетных учреждений Самарской области, а также бюджетной сметы данного министерства и др.

Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 28.05.2008 № 173 утвержден Порядок осуществления органами исполнительной власти Самарской области функций и полномочий учредителя государственного автономного учреждения Самарской области.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что органы исполнительной власти Самарской области, осуществляющие функции и полномочия учредителя автономного учреждения, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными актами, в частности, осуществляют финансовое обеспечение выполнения государственного задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем.

Министерство образования и науки Самарской области осуществляет функции и полномочия учредителя автономного учреждения, в связи с чем, суд приходит к выводу, что именно на Министерстве образования и науки Самарской области лежит обязанность по осуществлению финансирования расходов на обеспечение антитеррористической защищенности, как неотъемлемой части общих условий безопасности получения образования.

Отсутствие финансирования не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку несоблюдение требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения существенным образом влияет на безопасные условия обучения, жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Как указано выше образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 Кодекса.

Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации.

Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").

В силу статьи 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 1 статьи 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации.

При этом суд отмечает, что возложение обязанности по финансированию образовательного учреждения на устранение нарушений федерального законодательства об антитеррористической деятельности на Министерство образования и науки Самарской области не нарушает требования бюджетного законодательства, не ограничивает право главного распорядительного органа местного бюджета на самостоятельное решение вопросов отнесенных к его компетенции, поскольку данная обязанность не определяет размер необходимого финансирования, либо способ принятия мер по устранению нарушений федерального законодательства об антитеррористической деятельности.

Кроме того суд учитывает вступившие в законную силу постановления об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности за нарушение требований законодательства РФ о противодействии терроризму (в том числе и заявленные в настоящем иске), а также длительное неисполнение административными ответчиками нарушений федерального законодательства об антитеррористической деятельности, что свидетельствует о бездействии административных ответчиков.

Ссылка Министерства образования и науки Самарской области на судебную практику, не может быть принята во внимание, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства конкретного дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств и их оценки применительно к рассматриваемому спору.

Судебный прецедент по смыслу приведенных положений закона к источникам права не отнесен. Судебная практика не является формой права и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.

В целом, доводы административных ответчиков сводятся к несогласию с выявленными нарушениями в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений, полагают, что нарушений нет. Данный довод суд отклоняет как необоснованный, поскольку опровергается представленными в материалы дела документами и пояснениями лиц, участвующих в деле.

Ввиду того, что в настоящее время указанные требования закона образовательным учреждением в полном объеме не выполнены, но вышепоименованные положения норм действующего федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений обязательны для исполнения и непосредственным образом влияют на жизнь и здоровье людей, в том числе несовершеннолетних детей, требования прокурора об их устранении подлежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом установленных по делу обстоятельств, мнения сторон, суд считает возможным установить срок для устранения ГАПОУ СО «ТМК» выявленных нарушений требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности учреждения образования 2 (два) месяца с момента выделения денежных средств на выполнение соответствующих мероприятий, и 6 (шесть) месяцев Министерству образования и науки Самарской области с момента вступления решения суда в законную силу для обеспечения финансирования образовательного учреждения на устранение нарушений федерального законодательства об антитеррористической защищенности на объекте, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 119. Такой срок, с учетом длительного не устранения требований законодательства об антитеррористической защищенности учреждения образования, суд считает разумным и достаточным для реального исполнения решения суда.

Более того, при отсутствии финансирования (выделения денежных средств учредителем) на соответствующие мероприятия либо собственных средств, полученных в том числе от предоставления платных услуг, либо, если денежные средства будут выделены в период времени, в который ввиду погодных условий не представится возможным исполнить решение суда, административные ответчики не лишены возможности обратиться в суд в порядке статьи 358 КАС РФ с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, изменении способа и порядка его исполнения.

Проанализировав установленные выше обстоятельства, учитывая содержание указанных правовых предписаний, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора к ГАПОУ СО «ТМК», Министерству образования и науки Самарской области и отказе в удовлетворении требований к Министерству имущественных отношений Самарской области.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Автозаводского района г. Тольятти Самарской области к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Самарской области «Тольяттинский машиностроительный колледж», Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности по устранению нарушений федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский машиностроительный колледж» (ГАПОУ СО «ТМК») ИНН 6321014870, Министерства образования и науки Самарской области, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности учреждения образования, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 119.

Обязать Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский машиностроительный колледж» (ГАПОУ СО «ТМК») ИНН 6321014870 устранить нарушения федерального законодательства об антитеррористической защищенности, путем совершения в двухмесячный срок с момента поступления финансирования на соответствующие мероприятия на объекте по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 119, следующих действий:

- устранить причины неправомерного проникновения на объект (территорию), исключить возможность бесконтрольного выхода из здания либо входа через эвакуационные выходы, минуя пост охраны;

- обеспечить в полном объеме выполнение наружного освещения объекта (территории) путем установки прожекторов наружного освещения на здание ГАПОУ СО «ТМК»;

- дооснастить объект (территорию) охранными средствами видеонаблюдения – дополнительными видеокамерами, охватывающими весь периметр объекта (территории), видеорегистратором с жестким диском для хранения информации не менее 30 суток;

- установить охранную сигнализацию в помещениях, расположенных на 1 этаже объекта;

- произвести дооборудование объекта (территории) СКУД в полном объеме (имеющаяся система по своим характеристикам не способна осуществлять контроль и учет персонала и посетителей, по своим конструктивным особенностям становится механическим препятствием только для первого проходящего, идущие вслед имеют возможность проходить без ограничений);

- обеспечить жесткую фиксацию створок ворот в закрытом положении;

- провести обследование и категорирование объекта, составить паспорт безопасности объекта.

Обязать Министерство образования и науки Самарской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский машиностроительный колледж» (ГАПОУ СО «ТМК») ИНН 6321014870 на устранение нарушений федерального законодательства об антитеррористической защищенности на объекте, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 119, на выполнение работ по устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию), исключить возможность бесконтрольного выхода из здания либо входа через эвакуационные выходы, минуя пост охраны; обеспечению в полном объеме выполнения наружного освещения объекта (территории) путем установки прожекторов наружного освещения на здание ГАПОУ СО «ТМК»; дооснащению объекта (территории) охранными средствами видеонаблюдения – дополнительными видеокамерами, охватывающими весь периметр объекта (территории), видеорегистратором с жестким диском для хранения информации не менее 30 суток; установлению охранной сигнализации в помещениях, расположенных на 1 этаже объекта; произведению дооборудования объекта (территории) СКУД в полном объеме; обеспечению жесткой фиксации створок ворот в закрытом положении.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 января 2024 года.

Судья Н.П. Кознов