ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8218/17 от 08.11.2017 Одинцовского городского суда (Московская область)

2А-8218/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 ноября 2017 года г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Павловой И.М.

при секретаре Дутовой Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Савицкой Анны Васильевны к Правительству Московской области на неправомерные действия (решения) органа государственной власти,

У с т а н о в и л:

Савицкая А.В. обратилась в суд с вышеназванным административным иском к Правительству Московской области и просит: обязать Правительство Московской области внести соответствующие изменения в законодательство Московской области, а именно определить исполнительный орган в составе Правительства Московской области, который будет уполномочен на создание межведомственной комиссии для жилых помещений, находящихся в частной собственности, в соответствии с требованиями п. 7(1) Постановления Правительства № 47 от 28.01.2006г.; обязать Правительство Московской области принять к исполнению коллективное заявление (истца и его соседей по вышеуказанному адресу) о создании Межведомственной комиссии о признании жилых квартир непригодными для проживания.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что административный ответчик незаконно не исполняет п. 7 (1) Постановления Правительства №47 от 28.01.2006 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещений непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и не организовывает Межведомственную комиссию по признанию квартир по адресу: АДРЕС непригодными для проживания на основании заявления граждан. С 01.08.2016 г. Межведомственная комиссия должна быть создана на уровне Субъекта РФ, если многоквартирному дому менее 5 лет после ввода в эксплуатацию. Многоквартирный дом по вышеуказанному адресу является новостройкой (менее 5 лет) и после введения дома в эксплуатацию в период гарантийного срока выявлены вредные факторы среды обитания человека. Истец вместе с другими жильцами неоднократно обращались с заявлением в Правительство Московской области, однако Межведомственная комиссия не создана, коллективное заявление переслано в различные департаменты, которые отвечали в рамках своих компетенций, но Межведомственную комиссию так и не создали. По мнению административного истца данная ситуация стала возможна из-за невнесения Правительством Московской области соответствующих изменений в законодательство Московской области вслед за изменениями в Постановление Правительства № 47 от 28.01.2006 г. Считает, что указанные действия нарушают права и законные интересы истца, а именно: не позволяют зафиксировать нарушение жилищных прав в соответствии с законодательством РФ и лишают истца возможности представить эти доказательства в суде в будущем для защиты своих жилищных и конституционных прав.

Административный истец Савицкая А.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала, поддержав доводы, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика Правительства Московской области по доверенности Горячева Ю.И. в судебном заседании представила письменные возражения, полагала требование административного истца об обязании внести соответствующие изменения в законодательство Московской области и определить исполнительный орган в составе Правительства Московской области, который будет уполномочен на создание межведомственной комиссии для жилых помещений, находящихся в частной собственности, в соответствии с требованиями пункта 7.1 Положения РФ не подлежащим удовлетворению, так как исполнительный орган на территории Московской области, осуществляющий организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии Московской области определен. Положение о межведомственной комиссии Московской области по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания и переводу жилых домов (жилых помещений) в нежилые не устанавливает ограничений по формам собственности помещений при принятии решений о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания. Требование об обязании принять к исполнению коллективное заявление истца и его соседей может быть рассмотрено в административном порядке Межведомственной комиссией Московской области, а в случае отказа в рассмотрении заявления, обжаловаться административным истцом в судебном порядке с предъявлением требования к надлежащему административному ответчику.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 46 Конституции РФ установлено право каждого, обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства РФ.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу требований ч. 9, ч. 11 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Разрешая требование административного истца об обязании Правительства Московской области внести соответствующие изменения в законодательство Московской области и определить исполнительный орган в составе Правительства Московской области, который будет уполномочен на создание межведомственной комиссии для жилых помещений, находящихся в частной собственности, в соответствии с требованиями п. 7(1) Постановления Правительства № 47 от 28.01.2006г. суд исходит из следующего.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Жилищного кодекса РФ определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

При этом в силу ст. 13 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.

Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47) устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Пунктом 7(1) названного Положения установлено, что в случае необходимости оценки и обследования помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию такие оценка и обследование осуществляются комиссией, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения, согласно которому орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Состав комиссии, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях оценки и обследования помещения или многоквартирного дома в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, формируется в соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 7 настоящего Положения. При этом в состав этой комиссии в обязательном порядке включаются эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Постановлением Правительства Московской области от 06.07.2004 (в ред. постановлений Правительства Московской области от 01.06.2005 , от 20.11.2009 ) утверждено Положение «О Межведомственной комиссии Московской области по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания и переводу жилых домов (жилых помещений) в нежилые».

В соответствии с п. 3.14 указанного Положения Московской области организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

Межведомственная комиссия Московской области уполномочена, в том числе, признавать жилые дома (жилые помещения) непригодными для проживания (п. 1.1 Положения МО). С правом принятия решений о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания (п. 3.12 Положения МО).

Указанное полномочие возложено на Межведомственную комиссию Московской области независимо от отсутствия в разделе 2 «Основные задачи и функции Комиссии» Положения МО данного полномочия как «Основного».

По смыслу п. п. 34, 36, 38 Положения РФ следствием признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания являются рекомендации Межведомственной комиссии Московской области с указанием предполагаемых мер, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания, а также заключение Межведомственной комиссии Московской области по результатам обследования помещения путем признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что в целом согласуется с целью принятых положений Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и с требованиями форма акта обследования (приложение к Положению РФ).

Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что исполнительный орган на территории Московской области, осуществляющий организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии Московской области определен – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, как и состав указанной комиссии, Положение МО не устанавливает ограничений по формам собственности помещений при принятии решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем, требование административного истца об обязании внести соответствующие изменения в законодательство Московской области и определить исполнительный орган в составе Правительства Московской области, который будет уполномочен на создание межведомственной комиссии для жилых помещений, находящихся в частной собственности, в соответствии с требованиями пункта 7.1 Положения РФ удовлетворению не подлежит.

Статьей 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (часть 1); письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 данного Федерального закона (часть 3).

Из содержания приведенной нормы следует, что решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению. Прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) не установлено.

Поскольку вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, исполнительный орган, осуществляющий организационно-техническое обеспечение деятельности которой определен, следовательно, требование о принятии к исполнению коллективного заявления относиться к компетенции Межведомственной комиссии Московской области, несогласие с содержанием письменного ответа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области не свидетельствует о бездействии Правительства Московской области по принятию коллективного заявления, в связи с чем, удовлетворении в рамках настоящего административного спора не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного иска Савицкой Анне Васильевне:

- об обязании Правительства Московской области внести соответствующие изменения в законодательство Московской области, а именно определении исполнительного органа в составе Правительства Московской области, который будет уполномочен на создание межведомственной комиссии для жилых помещений, находящихся в частной собственности, в соответствии с требованиями п. 7(1) Постановления Правительства № 47 от 28.01.2006г.;

- об обязании Правительства Московской области принять к исполнению коллективное заявление (истца и его соседей по вышеуказанному адресу) о создании Межведомственной комиссии о признании жилых квартир непригодными для проживания.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд, через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:

Решение изготовлено в окончательной форме 13 ноября 2017 года.