Дело № 2а-821/2020
55RS0005-01-2020-000738-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Валитовой М.С.
при секретаре Сазанович Ю.С., помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в городе Омске 17 марта 2020 года
дело по административному иску ФИО2, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании решения незаконными.
В обоснование требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Администрации КАО <адрес>№ принадлежащий им на праве общей долевой собственности индивидуальный жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес> общей площадью 125,5 кв.м. переведен в нежилой фонд для использования в качестве магазина товаров первой необходимости.
ДД.ММ.ГГГГ им выдано уведомление о переводе жилого дома в нежилое помещение с указанием о выполнении работ по перепланировке и переустройству объекта в соответствии с согласованным проектом, по завершении которых нежилое помещение принято в эксплуатацию согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако при обращении в Управление Росреестра по Омской области ДД.ММ.ГГГГ им необоснованно было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета принадлежащего им объекта в связи с отсутствием разрешения на строительство (реконструкцию) и разрешения на ввод в эксплуатацию.
На основании изложенного просят признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области внести изменения в основные характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Административные истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Представитель административных истцов ФИО4, действующий на основании доверенностей (л.д.26-27), в судебном заседании требования поддержал в полном объеме. Указал, что произведенная перепланировка выражалась в переносе перегородок внутри жилого дома, которая была согласована с органом местного самоуправления.
Представитель административного ответчика ФИО5., действующая на основании доверенности (л.д.75), в судебном заседании требования не признала ввиду их необоснованности. Настаивала, что перевод жилого помещения в нежилое возможен только в результате реконструкции, для проведения которой административные истцы разрешения не получали, в эксплуатацию объект не вводили.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с ч.1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания для приостановления государственной регистрации и государственного кадастрового учета предусмотрены в статье 26 Закона о регистрации.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Закона о регистрации).
В судебном заседании установлено, что жилой дом общей площадью 125,5 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО3, ФИО2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10).
Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 411 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины товаров первой необходимости, по адресу: <адрес> который также принадлежит на праве общей долевой собственности истцам согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-16).
На основании распоряжения администрации КАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ был осуществлен перевод жилого помещения (жилого дома) с кадастровым номером № в нежилое (л.д. 46).
В целях обеспечения возможности использования жилого дома как нежилого здания была выполнена перепланировка и переустройство в соответствии с проектной документацией «Проект перепланировки и переустройства жилого <адрес>», разработанным ООО «Ремстройбыт» (л.д.55-59).
После выполненных работ по перепланировке и переустройству согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ объект принят в эксплуатацию (л.д. 47).
ДД.ММ.ГГГГФИО4, действуя по доверенности от ФИО2 и ФИО3, обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:140123:549 в связи с уточнением местоположения недвижимости на земельном участке и изменением его характеристик, приложив распоряжение администрации КАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№, акт приемки в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление администрации КАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ и технический план от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69-70).
09 сентября 2019 года государственным регистратором принято решение о приостановлении осуществления действий по изменению основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав сроком до 09 декабря 2019 года на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2016 года № 943, по тем основаниям, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства РФ (л.д.37-38, 39-40).
02 октября 2019 года административный ответчик посчитал, что причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета не устранены и 09 декабря 2019 года принял решение об отказе государственного кадастрового учета (л.д. 33-36).
Административные истцы считают данное решение необоснованным, нарушающим их права и законные интересы.
Отказывая в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав, государственный регистратор в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ указал со ссылкой на ст. 27 Закона о государственной регистрации привел те же доводы, которые послужили основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Представленный заявителями в последующем технический план от ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен в связи с изменением сведений об указанном здании, согласно которому у здания изменилось назначение с «жилое» на «нежилое», а также наименование «жилой дом» на «магазин товаров первой необходимости». К заявлению также были приложены уведомление администрации КАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение администрации КАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, акт приемки в эксплуатацию нежилого помещения (нежилого здания) от ДД.ММ.ГГГГ, которые выданы в отношении помещения. Заявление об осуществлении государственного кадастрового учета подано в отношении помещения с кадастровым номером №, которое согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости является зданием.
По мнению органа регистрации прав, действующее законодательство предусматривает возможность перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение только в отношении помещений, как одного из видов объектов недвижимости. Здание не относится к нежилым помещениям, которые являются самостоятельным видом объекта недвижимости, относятся к части здания, в связи с чем для его эксплуатации в качестве нежилого необходимо оформление разрешительных документов на реконструкцию и ввод его в эксплуатацию в порядке, предусмотренном статьями 51, 55 ГрК РФ.
Вместе с тем распоряжение администрации КАО г. Омска и акт приемки в эксплуатацию содержат кадастровый номер объекта недвижимости и его вид - жилой дом, что позволяет идентифицировать данный объект.
Технический план от 16 августа 2019 года был подготовлен в связи с изменением сведений о планировке и назначении здания с кадастровым номером 55:36:140123:549, что соответствует сведениям Единого государственного реестра недвижимости об этом объекте недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. Закона о государственной регистрации каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, неповторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Кадастровый номер является одним из идентификаторов, используемых при ведении Единого государственного реестра недвижимости, и в силу ч. 6 ст. 5 Закона о государственной регистрации недвижимости содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии.
Таким образом, в вышеуказанных распоряжении, акте приемки в эксплуатацию, технических планах, заявлении об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости содержатся сведения об одном и том же объекте недвижимости, который идентифицирован кадастровым номером, следовательно, противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителями документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте, отсутствуют.
В силу ч. 2 ст. 1 Закона о государственной регистрации Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 7 ч. 2 ст. 14 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
На основании ч. 4 ст. 18 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом о государственной регистрации недвижимости или иными федеральными законами (ч.5 ст. 18 Закона о государственной регистрации).
Как указано в ч.2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Часть 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относит: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартиру, часть квартиры; 3) комнату.
Жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч.2 ст. 16 ЖК РФ).
Таким образом, жилой дом является зданием, при этом относится к одному из видов жилых помещений.
Пункт 39 ст. 1 ГрК РФ регламентирует, что объект индивидуального жилищного строительства – это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в ГрК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства ГрК РФ, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положения главы 3 и главы 4 ЖК РФ, предусматривающие условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, а также переустройства и перепланировки жилого помещения, в полной мере распространяются на жилые дома, являющиеся одним из видов жилых помещений.
Жилищный кодекс РФ не предусматривает исключений для осуществления процедуры перевода жилых помещений в нежилые помещения в отношении жилых домов, являющихся одним из видов жилых помещений.
Согласно ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Как усматривается из ответа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, объект недвижимости (здание), расположенный по адресу: РФ, <...> согласно Карте градостроительного зонирования территорий города Омска, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года № 201, определяется в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки Ж-1 (л.д.42).
Таким образом, принадлежащий административным истцам жилой дом с учетом изменения его назначения в результате процедуры перевода его в нежилое помещение полностью соответствует требованиям градостроительного регламента, установленного для территориальной зоны Ж-1, предусмотренного Решением ОГС № 201. Магазины товаров первой необходимости являются одним из основных видов разрешенного использования для территориальной зоны Ж-1. При выполнении работ по перепланировке и переустройству жилого дома в целях его перевода в нежилое помещение предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов, предусмотренные градостроительным регламентом, не превышены.
Распоряжение администрации КАО г. Омска от 02 февраля 2016 года № 59 о переводе жилого помещения (жилого дома) с кадастровым номером № в нежилое помещение принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, никем не оспорено, а потому является законным. Акт приемки в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ в силу ч. 9 ст. 23 ЖК РФ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного жилого дома в качестве нежилого объекта.
В жилом доме, принадлежащем заявителям, в связи с его переводом в нежилое помещение были выполнены работы по перепланировке и переустройству для обеспечения возможности его использования в качестве нежилого помещения.
Выполненный ООО «Ремстройбыт» проект перепланировки и переустройства жилого дома в нежилое и акт приемки в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ подтверждают, что в жилом доме были предусмотрены работы по изменению функционального назначения помещений в связи с его переводом его в нежилое помещение, эти работы и были выполнены.
Таким образом, в данном жилом доме было изменено только функциональное назначение помещений в связи с переводом жилого дома в нежилое помещение.
Определение понятия реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено п.14 ст. 1 ГрК РФ, в соответствии с которым реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу ст. 51 ГрК РФ реконструкция осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В соответствии с п. 4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается на основании разрешения на строительство и представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка (ч. 1 ст. 55 ГрК РФ).
Вопреки доводам административного ответчика ни Жилищный кодекс РФ, ни Градостроительный кодекс РФ не содержат положений о том, что изменение функционального назначения жилого дома (объекта капитального строительства) возможно только в результате реконструкции, равно как не установливают запрета на изменение функционального назначения (перевод) жилого помещения (жилого дома), являющегося объектом капитального строительства, в нежилое помещение в соответствии с процедурой, предусмотренной главой 3 ЖК РФ.
В данном случае в результате перевода жилого помещения (жилого дома), принадлежащего заявителям, в нежилое помещение изменения параметров объекта капитального строительства (жилого дома), его частей не произошло (не изменились его высота, количество этажей, площадь и объем). Не были осуществлены его надстройка, перестройка, расширение, а также не были затронуты его несущие строительные конструкции. Следовательно, перевод жилого помещения (жилого дома) в нежилое помещение реконструкцией объекта капитального строительства не является, что усматривается из Проекта перепланировки и переустройства жилого дома в нежилое. Соответственно, никакого разрешения на строительство, а также на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Учитывая, что изменение назначения жилого дома осуществлено в результате процедуры перевода жилого помещения в нежилое помещение без проведения работ по реконструкции объекта капитального строительства, Управлению Росреестра по Омской области были представлены все необходимые для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости документы.
Доводы административного ответчика, что изменение назначения жилого дома возможно только при его реконструкции со ссылкой не только на понятие реконструкции по п.14 ст. 1 ГрК РФ, но также на понятие реконструкции жилого дома, которое предусмотрено Ведомственными строительными нормами «ВСН 61-89(р). Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования», утвержденными Приказом Госкомархитектуры от 26 декабря 1989 года № 250 (далее - ВСН 61-89(р)), суд считает несостоятельными.
Согласно Приложению к ВСН 61-89(р)) реконструкция жилого дома – это комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей жилого дома (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади дома) или его назначения и осуществляемых в целях улучшения условий проживания и приведения эксплуатационных показателей жилого дома к уровню современных требований. При этом реконструкция жилого дома может включать в себя и изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии обоснований - частичную разборку здания.
Однако, применяя данные Ведомственные строительные нормы, необходимо учитывать следующее.
Согласно ВСН 61 -89(р) настоящие нормы распространяются на проектирование реконструкции и капитального ремонта жилых домов высотой до 16 этажей включительно. Исходя из определения реконструкции жилого дома, а также общего смысла норм, содержащихся в ВСН 61-89(р), можно сделать вывод, что они распространяются на многоквартирные жилые дома.
В настоящее время в отношении реконструкции индивидуальных жилых домов действует Свод правил СП 55.13330.2011 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные», который согласно статье 1 распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства) (далее - СП 55.13330.2011). СП 55.13330.2011 не содержит определение реконструкции жилого дома, следовательно, необходимо руководствоваться определением реконструкции, которое предусмотрено п.14 ст. 1 ГрК РФ.
Несмотря на то, что в определении понятия реконструкции жилого дома, содержащемся в ВСН 61 -89 (р), указано, что реконструкция жилого дома - это комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, связанных в том числе с изменением его назначения, в нем также предусмотрено, что данные изменения осуществляются в целях улучшения условий проживания и приведения показателей жилого дома к уровню современных условий, что никакого изменения назначения жилого дома не предполагает, поскольку в случае изменения назначения жилого дома на нежилое здание, использовать последнее для проживания граждан невозможно.
Кроме того, ни в ВСН 61-89(р), ни в СП 55.13330.2011 не содержится ни одного требования к реконструкции жилого дома, в результате которой осуществлялось бы изменение назначения жилого дома на нежилое. Наоборот, исходя из требований к реконструкции жилого дома следует, что после реконструкции назначение жилого дома остается жилым и данный объект капитального строительства будет использоваться для проживания граждан.
В силу положений ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурностроительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Таким образом, изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав в данном случае должно осуществляться не на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а на основании технического плана, распоряжения администрации КАО г. Омска от 02 февраля 2016 года № 59, а также акта приемки в эксплуатацию нежилого помещения от 06 июня 2018 года, которые и были представлены правообладателямми в орган регистрации прав.
Учитывая, что выдача разрешения на строительство в данном случае не требуется, не требуется и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная защита предполагает восстановление нарушенного права заявителя в правоотношениях с заинтересованным лицом посредством пресечения неблагоприятных последствий незаконных актов, действий (бездействия), а также понуждения ответчика к надлежащему исполнению предусмотренных законом обязанностей.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Возражая против заявленных требований, административный ответчик не доказал, что документы, представленные административными истцами на государственную регистрацию, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Оспариваемое решение нарушает права ФИО2 и ФИО3, как собственников объекта недвижимости с кадастровым номером № на его использование как здания в соответствии с тем назначением, которое оно приобрело в результате процедуры перевода жилого помещения (жилого дома) в нежилое.
Оценив фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу, что представленные в регистрирующий орган представителем административных истцов документы были достаточными, соответствующими по форме и содержанию требованиям действующего законодательства и являлись основанием для осуществлении государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, суд считает, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком необоснованно было отказано в удовлетворении заявления истцов, следовательно, оспариваемое решение как не соответствующее нормативным правовым актам и нарушающее права административных истцов надлежит признать незаконным.
В целях восстановления нарушенных прав на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует возложить обязанность внести изменения в основные характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления представителя ФИО2, ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области внести изменения в основные характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления представителя ФИО2, ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20.03.2020, не вступило в законную сил