ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-821/20 от 26.06.2020 Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-821/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Борисовой Н.А.,

при секретаре Абраменковой А.С.,

с участием представителя административного ответчика по доверенности Хану С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации города Иваново, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Иваново о признании незаконным требования об освобождении земельного участка,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации города Иваново, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Иваново о признании незаконным требования об освобождении земельного участка.

Иск мотивирован тем, что администрацией города Иваново в адрес ФИО1 направлено требование об освобождении самовольно занятых земель общего пользования от 24.12.2019, в соответствии с которым администрация предложила истцу в течение семи дней с момента получения данного письма, освободить самовольно занятые земли общего пользования по адресу: <адрес> от установленных теплиц, открытой беседки, деревянного забора, забора из сетки-рабицы. В случае неисполнения указанного требования в установленный срок, ответчик указал, что земли общего пользования будут освобождены в принудительном порядке.Истец с требованием администрации г. Иваново не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Считает, что земельный участок, на котором установлены указанные в требованииадминистрации объекты, принадлежит истцу на праве собственности. Кроме того указывает, что администрация не уполномочена на осуществление строительного надзора и выставления требования о сносе хозяйственных построек.

На основании изложенного ФИО1 просит суд признать незаконным требование администрации города Иваново от 24.12.2019 № 12-0119/4881 об освобождении земельного участка по адресу: <адрес>, у <адрес>.

В ходе рассмотрения делапротокольным определением от 17.06.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО2

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила. Ранее в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что пользуется данным участком в течение длительного времени, надобность в нем появилась в 2019 году для устройства дороги в литейный цех. Земельный участок под домом отмежеван в 2009 году. Документы на право занятия земельного участка у <адрес>А по <адрес> у нее отсутствуют, но она покупала квартиру в доме с таким участком. На участке высажены плодовые деревья, участок огорожен забором, все постройки, кроме забора, принадлежат собственнику квартиры № 2 ФИО2 Истец обращалась в администрацию с заявлением о предоставлении ей данного участка, однако ей отказали, пояснив, что необходимо проведение аукциона.

Представитель административного ответчика Администрации г. Иваново по доверенности Хану С.И. в судебном заседании на иск возражал, по основаниям, изложенным в отзыве, из которого следует, что специалистами Ивановского городского комитета по управлению имуществом 14.11.2019 осуществлен выезд по адресу: <адрес>А, в ходе которого установлено, что на землях, государственная собственность на которые не разграничена, свободных от прав третьих лиц, у домов по <адрес> расположены ряд некапитальных сооружений, а также ряд капитальных объектов.02.12.2019 выходом на место специалиста Управления установлено наличие самовольно установленных объектов, составлен Акт о самовольно установленном объекте» от 02.12.2019 №О-40.Письмами Управления от 24.12.2019 № 12-01-19-4881 ФИО1, ФИО2 извещены о необходимости освобождения самовольно занятых земель общего пользования по адресу: <адрес>, у <адрес>А от установленных теплиц, открытой беседки, деревянного забора, забора из сетки-рабицы в течение семи дней с момента получения данных писем.Кроме того, информация о необходимости освобождения самовольно занятых земельобщего пользования по адресу: <адрес>, у домов вышеуказанных объектов была опубликована в газете «Рабочий край».Учитывая неисполнение предписаний о добровольном освобождении земель общегопользования от самовольно установленных объектов, 13.02.2020 оставлен Акто неисполнении предписания о добровольном освобождении емельного участкаот самовольно установленного объекта № О-40.На основании вышеуказанных документов 04.06.2020 Администрация г. Иваново в соответствии с Временным положением от 15.06.1999 № 254 «О порядке освобожденияземельных участков на территории города Иванова» обеспечила издание постановленияо принудительном освобождении земель общего пользования, расположенных по адресу:<адрес>, у домов № 636 (л.д. 112-115). Кроме того обратил внимание суда на пропуск истцом срока обращения с настоящим иском в суд.

Представить административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Иваново в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в порядке главы 9 КАС РФ.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела, извещена надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий(бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела земельный участок кадастровый номер , площадью 835 кв.м., вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, с расположенным на нем жилым домом, кадастровый номер , площадью 135,9 кв.м., по адресу: <адрес>А, принадлежит на праве собственности ФИО1 – 57/100 доли и ФИО2– 43/100 доли в праве общей долевой собственности, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 03.06.2020 (л.д. 50-52, 54-55).

Границы земельного участка с кадастровым номером 37:24:020306:30установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

14.11.2019 специалистами Ивановского городского комитета по управлению имуществом осуществлен выезд по адресу: <адрес>А, в ходе которого установлено, что на землях, государственная собственность на которые не разграничена, свободных от прав третьих лиц, у домов по <адрес> расположены ряд некапитальных сооружений (два металлических гаража, теплицы, открытая беседка, деревянный забор, забор из сетки-рабицы), а также ряд капитальных объектов (3 хозяйственные постройки, баня) (л.д. 67-77).

По результатам выезда 14.11.2019 специалистами Ивановского городского комитета по управлению имуществом было установлено, что примыкающие к земельному участку земли общего пользования со стороны земельного участка с кадастровым номером по <адрес> ограждены забором из сетки-рабицы, в границах которого расположены некапитальные сооружения: теплицы и открытая беседка; а также рубленая баня и деревянная хозяйственная стройка (сарай), обладающие признаками капитальности.

Информация и материалы по результатам выезда Ивановскимгородским комитетом по управлению имуществом были направлены адресУправления архитектуры и градостроительства администрации города Иванова для рассмотрения вопроса об освобождении земель общего пользования (л.д. 132).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

Освобождение земельных участков от самовольно установленных некапитальных сооружений на территории города Иваново регулируется Временным положением о порядке освобождения земельных участков на территории города Иваново, утвержденным решением Ивановской городской Думы от 15.06.1999 № 254, в котором предусмотрена четко определенная при осуществлении освобождения земельных участков последовательность действий, первым из которых является фиксирование актом факта самовольного установления объекта.

В соответствии с вышеуказанным Временным положением факт самовольного установления объекта фиксируется актом, составляемым уполномоченным должностным лицом Администрации города Иванова. Правом составлять акты, фиксирующие факт самовольного установления (возведения) объекта, наделяются уполномоченные должностные лица функциональных (отраслевых) органов Администрации города Иванова: Ивановского городского комитета по управлению имуществом; управления архитектуры и градостроительства; управления экономического развития и торговли; управления по делам наружной рекламы, информации и оформления города. Владельцу самовольно возведенного объекта предлагается добровольно освободить земельный участок в семидневный срок. В случае неисполнения предложений о добровольном освобождении самовольно занятого земельного участка об этом составляется акт уполномоченным должностным лицом одного из органов Администрации города Иванова, указанных в пункте 1 настоящего Временного Положения. На основании акта о невыполнении требования об освобождении земельного участка издается постановление Администрации города Иванова о принудительном сносе объекта.

Из материалов дела следует, что 02.12.2019 специалистом Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Иваново установлен факт наличия самовольно установленных объектов (два металлических гаража, теплицы, открытая беседка, деревянный забор, забор из сетки - рабицы)на земельном участке у домов и по <адрес>, о чем составлен Акт о самовольно установленном объекте №О-40 (л.д. 63).

Письмами Управления от 24.12.2019 № 12-01-19-4881 ФИО1, ФИО2 извещены о необходимости освобождения самовольно занятых земель общего пользования по адресу: <адрес>, у <адрес>А от установленных теплиц, открытой беседки, деревянного забора, забора из сетки-рабицы в течение семи дней с момента получения данных писем (л.д. 7, 61).

Указанные письма были получены ФИО1 - 09.01.2020 (л.д. 62) и ФИО2 - 06.01.2020 (л.д. 130), что подтверждается отчетами об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами.

Кроме того, информация о необходимости освобождения самовольно занятых земельобщего пользования по адресу: <адрес>, у домов вышеуказанных объектов была опубликована в газете Рабочий край (номер от 10.01.2020№ 1 (27032)) (л.д. 128).

Указанные предложения административным истцом остались не исполненными.

13.02.2020 специалистом Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Иваново оставлен Акт № О-40о неисполнении предписания о добровольном освобождении земельного участка от самовольно установленного объекта (л.д. 64).

04.06.2020 Администрацией г. Иваново в соответствии с Временным положением от 15.06.1999 № 254 «О порядке освобождения земельных участков на территории города Иванова» издано Постановлениео принудительном освобождении земель общего пользования, расположенных по адресу: <адрес>, у домов № 636 (л.лд. 65)

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Таких документов административным истцом в адрес Администрации г. Иваново предоставлено не было.

Принимая во внимание факт самовольного занятия земель общего пользования некапитальными объектами, требования администрации г. Иваново, изложенные в письме от 24.12.2019 № 12-01-19-4881, являются законными.

Порядок и процедура издания в адрес административного истца оспариваемого документа (письма с предложением добровольно освободить земельный участок) судом проверена в рамках рассмотрения дела и признается соответствующей Временному положению о порядке освобождения земельных участков на территории г. Иваново, утвержденному решением Ивановской городской Думы от 15.06.1999 № 254. Нарушений при проведении процедуры не установлено. Акт, фиксирующий факт самовольного установления объекта составлен уполномоченным должностным лицом специалистом управления архитектуры и градостроительства администрации г. Иваново, что предусмотрено п.1 Временного положения.

При этом суд обращает внимание, что предложение в добровольном порядке освободить земельный участок, изложенное в обжалуемом письме от 24.12.2019 само по себе не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает. Такой акт реагирования носит рекомендательный характер, не содержит властно-распорядительных обязательных предписаний, распоряжений, и не может нарушать права и законные интересы административного истца.

Исходя из содержания главы 22 КАС РФ, для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Учитывая изложенное, оспариваемое письмо должностного лица администрации г. Иваново не содержит всей совокупности условий, предусмотренных ч. 1 ст. 218 КАС РФ, позволяющих суду оценить их как действия (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, которыми нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Проверяя соблюдение ФИО1 сроков обращения с настоящим иском суд учитывает следующее.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Установлено, что оспариваемое письмо администрации г. Иваново № 12-0119/4881 от 24.12.2019, ФИО1 было получено 09.01.2020 (л.д. 62)

С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 23.04.2020 (л.д. 22), т.е. с пропуском установленного законом процессуального срока. Ходатайств о восстановлении срока ФИО1 заявлено не было, доказательств уважительности причин пропуска срока в суд не представлено.

В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При указанных обстоятельствах административное исковое заявление ФИО1. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации города Иваново, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Иваново о признании незаконным требования об освобождении земельного участка, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2020.

Председательствующий судья подпись

КОПИЯ ВЕРНА. Судья:

Секретарь: