ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-821/2023 от 08.09.2023 Соликамского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-821/2023

УИД 59RS0035-01-2023-003327-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Соликамск 8 сентября 2023 года

Соликамский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Борщова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тихомировой А.В.,

с участием представителя административного истца Гуриненко Н.Б.,

представителей административного ответчика ФКУ ИЦ ГУФСИН ФИО1 по <...>ФИО4, действующей на основании доверенности,

заинтересованного лица АО «Соликамскбумпром» Воложанинова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «Исправительный центр ГУФСИН ФИО1 по <...>», ГУФСИН ФИО1 по <...>, ФИО1 о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Усольский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - административный истец, прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к ФКУ «Исправительный центр ГУФСИН ФИО1 по <...>» (далее - центр, ФКУ ИЦ-1), ГУФСИН ФИО1 по <...>, ФИО1 о возложении обязанности, с учетом заявления об изменении предмета заявленных требований от <дата>, о возложении на центр обязанности в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу привести помещения ФКУ ИЦ-1, расположенного по адресу: Карналлитовая, 98, <...> в соответствие с требованиями ФИО1 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата> N 1454/пр, которым утвержден Свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования. СП 308.1325800.2017", а именно:

- в стене, разделяющей помещение дежурной смены и проходной коридор КПП (пункта пропуска) ФКУ ИЦ-1 установить оконный проем из пулестойкого стекла;

- оборудовать помещение дежурной смены размером не менее 20,0 кв.м.;

- оборудовать комнату подогрева и приема пищи дежурной смены размером не менее 10,0 кв.м.;

- оборудовать гардеробную дежурной службы с душевыми размером из расчета 0,6 кв.м. на одного сотрудника мужского пола из расчета 100%-ной численности дежурной службы, но не менее 4,0 кв.м., гардеробную дежурной службы с душевыми не менее 1,7 кв.м.;

- оборудовать кассу размером не менее 6 кв.м.;

- оборудовать кабинет группы тылового обеспечения размером из расчета не менее 6,0 кв.м. на одного человека, но не менее 12,0 кв.м.;

- оборудовать жилые комнаты ,7,11,17,18 вместимостью 2,4,6 мест;

- установить ножные ванны из расчета 1 штука на 15 осужденных, писуары из расчета 1 штука на 15 осужденных;

- оборудовать комнату быта размером из расчета 0,2 кв.м. на одного осужденного;

- оборудовать кладовую чистого белья размером из расчета 0,04 кв.м. на одного осужденного, но не менее 4 кв.м.;

- оборудовать кладовую грязного белья размером из расчета 0,04 кв.м. на одного осужденного, но не менее 4 кв.м.;

- оборудовать комнату для отправления религиозных обрядов размером из расчета 0,25 кв.м. на одного осужденного.

Возложить обязанность на ФИО1 в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН ФИО1 по <...> на устранение указанных нарушений законодательства.

Возложить обязанность на ГУФСИН ФИО1 по <...> незамедлительно довести бюджетные ассигнования, выделенные ФИО1 до ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН ФИО1 по <...> на устранение указанных нарушений законодательства.

Возложить обязанность на ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН ФИО1 по <...> в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу привести помещения ФКУ ИЦ-1, расположенного по адресу: Степана Разина ул., 1 строение 1, <...> в соответствие с требованиями ФИО1 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата> N 1454/пр, которым утвержден Свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования. СП 308.1325800.2017", а именно:

- оборудовать ширину проходного коридора КПП (пункта пропуска) не менее 2,0 м.;

- в стене, разделяющей помещение дежурной смены и проходной коридор КПП (пункта пропуска) ФКУ ИЦ-1 установить оконный проем из пулестойкого стекла;

- оборудовать помещение дежурной смены размером не менее 20,0 кв.м.;

- оборудовать комнату подогрева и приема пищи дежурной смены размером не менее 10,0 кв.м.;

- оборудовать комнату отдыха дежурной смены размером не менее 12 кв.м.;

- оборудовать гардеробную дежурной службы с душевыми размером из расчета 0,6 кв.м. на одного сотрудника мужского пола из расчета 100%-ной численности дежурной службы, но не менее 4,0 кв.м., гардеробную дежурной службы с душевыми не менее 1,7 кв.м.;

- оборудовать жилые комнаты ,3,6,7,8 вместимостью 2,4,6 мест;

- установить ножные ванны из расчета 1 штука на 15 осужденных, писуары из расчета 1 штука на 15 осужденных;

- оборудовать комнату быта размером из расчета 0,2 кв.м. на одного осужденного;

- оборудовать комнату приготовления, подогрева и раздачи пищи размером из расчета 0,2 кв.м. на одного осужденного;

- оборудовать комнату мытья мыть и хранения посуды размером из расчета 0,15 кв.м. на одного осужденного;

- оборудовать кладовую чистого белья размером из расчета 0,04 кв.м. на одного осужденного, но не менее 4 кв.м.;

- оборудовать кладовую грязного белья размером из расчета 0,04 кв.м. на одного осужденного, но не менее 4 кв.м.;

- оборудовать комнату для отправления религиозных обрядов размером из расчета 0,25 кв.м. на одного осужденного;

- оборудовать помещение хранения хозяйственного инвентаря размером из расчета 0,1 кв.м. на одного осужденного;

- оборудовать помещение хранения уборочного инвентаря размером из расчета 0,8 кв.м. на 100 кв.м. общей площади.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что прокуратурой была проведена проверка исполнения администрацией учреждения действующего законодательства. В ходе проверки установлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок и условия отбывания наказания в виде принудительных работ, а именно помещения ФКУ ИЦ ГУФСИН ФИО1 по <...> не соответствуют предъявляемым требованиям СП 308.1325800.2017.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Гуриненко Н.Б. требования административного иска поддержала, просила его удовлетворить по требованиям заявления об изменении предмета административного иска от <дата>.

Представитель административного ответчика Гаврилюк О.Н., возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных возражений.

Представитель заинтересованного лица АО «Соликамскбумпром» Воложанинов П.В. возражал против удовлетворения иска по доводам письменных возражений.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует и установлено судом, что распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата>-р создано ФКУ «Исправительный центр ГУФСИН ФИО1 по <...>», на праве оперативного управления за указанным учреждением закреплено нежилое здание по адресу: <...>, Карналлитовая, 98.

ФИО1 от <дата> утвержден Устав ФКУ «Исправительный центр ГУФСИН ФИО1 по <...>» (л.д. 51-67, том 1); ФИО1 от <дата> создан участок ФКУ «Исправительный центр ГУФСИН ФИО1 по <...>» (л.д. 68-70, том 1); ФИО1 ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН ФИО1 по <...> от <дата> утверждено положение об участке ФКУ «ИЦ ГУФСИН ФИО1 по <...> (л.д. 71-74, том 1).

В августе 2022 года прокуратурой <...> была проведена проверка соответствия действующему законодательству помещений ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН ФИО1 по <...>, в ходе проверки установлено, что указанные помещения не соответствуют предъявляемым требованиям СП 308.1325800.2017 (л.д. 18-19, том 1), а именно: в нарушение требований пункта 25.2.1 СП 308.1325800.2017 администрацией учреждения для проживания осужденных используются 5 комнат (,7,11,17,18) вместимостью свыше 2, 4, 6 мест; помещение дежурной смены составляет менее 20 квадратных метров, чем нарушаются требования пункта 25.2.1 СП 308.1325800.2017; оконные проемы в стенах, разделяющих помещения дежурной смены и проходные коридоры КПП ИЦ-1 выполнены не из пулестойкого стекла, что противоречит положениям пункта 25.2.2 СП 308.1325800.2017; ИЦ-1 не оборудован гардеробной дежурной службы с душевыми; кладовой для хранения чистого и грязного белья, ножных ванн из расчета 1 штука на 15 осужденных, комнатой для отправления религиозных обрядов.

<дата> в адрес начальника ГУФСИН ФИО1 по <...> вносилось представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного федерального законодательства.

Из ответа на представление от <дата> следует, что вышеуказанные нарушения уголовно-исполнительного законодательства не устранены, поскольку здание, где располагается ИЦ-1 ГУФСИН ФИО1 по <...>, построено и введено в эксплуатацию в 1984 году, при его проектировании и строительстве применялись действовавшие на тот момент «Указания по проектированию и строительству ИТУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД ССР), имеющиеся здания не позволяют оборудовать недостающее количество комнат и площадей, в связи с чем не имеется возможности производить какие-либо перепланировки, реконструкцию, оборудовать недостающее количество комнат и площадей для приведения в соответствие с СП 308. Мероприятия по реконструкции и строительству здания могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объекта в Федеральную целевую программу, отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от ФКУ ИЦ-1, которое не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве дополнительных помещений (л.д. 37,38).

В соответствии с пунктом 1.1 СП 308.1325800.2017 настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений.

Пунктом 25.2 СП 308.1325800.2017 определен состав, площади и требования к оборудованию помещений здания ИЦ.

В силу п. 25.2.1 Свода правил норма жилой площади в расчете на одного осужденного к наказанию в виде принудительных работ в ИЦ составляет не менее 4,0 м2.

Состав, вместимость и нормы площади помещений (блоков помещений) ИЦ следует определять по таблице 25.2 Свода правил, в соответствии с которой, помещение дежурной смены должно составлять не менее 20 кв.м., комната подогрева и приема пищи дежурной смены должна составлять не менее 10 кв.м., гардеробная дежурной службы с душевыми (мужская) не менее 0,6 кв.м. на одного сотрудника женского пола из расчета 100%-ной численности дежурной службы, но не менее 4,0 кв.м., касса должна составлять 6 кв.м., кабинет группы тылового обеспечения 6,0 кв.м. на одного человека, но не менее 12,0 кв.м.

Указанной таблицей также предусмотрены помещения для проживания осужденных – комнаты на 2,4,6 мест, комната для отправления религиозных обрядов 0,25 кв.м. на одного осужденного, но не менее 9,0 кв.м., кладовая чистого белья 0,04 кв.м. на одного осужденного, но не менее 4,0 кв.м., кладовая грязного белья 0,04 кв.м. на одного осужденного, но не менее 4,0 кв.м., комната быта 0,2 кв.м. на одного осужденного, но не менее 10,0 кв.м.

В соответствии с примечанием вышеназванной таблицы помещения умывальной следует оборудовать одной ножной ванной и одним умывальником на 15 осужденных мужского пола, одной ножной ванной и одним умывальником на 10 осужденных женского пола.

Помещение уборной следует оборудовать одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных (примечание таблицы).

В силу п. 25.2.2 Свода правил в стене, разделяющей помещение дежурной смены и проходной коридор КПП (пункта пропуска), предусматривается оконный проем с заполнением оконным блоком из пулестойкого стекла, позволяющий просматривать весь проходной коридор и вход в него.

В административном иске прокурор просит возложить обязанность на ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН ФИО1 по <...> привести помещения участка ФКУ ИЦ-1, расположенного по адресу: Степана Разина ул.,1 строение 1, <...> в соответствие с требованиями ФИО1 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата> N 1454/пр, которым утвержден Свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования. СП 308.1325800.2017", а именно:

- оборудовать ширину проходного коридора КПП (пункта пропуска) не менее 2,0 м.;

- в стене, разделяющей помещение дежурной смены и проходной коридор КПП (пункта пропуска) ФКУ ИЦ-1 установить оконный проем из пулестойкого стекла;

- оборудовать помещение дежурной смены размером не менее 20,0 кв.м.;

- оборудовать комнату подогрева и приема пищи дежурной смены размером не менее 10,0 кв.м.;

- оборудовать комнату отдыха дежурной смены размером не менее 12 кв.м.;

- оборудовать гардеробную дежурной службы с душевыми размером из расчета 0,6 кв.м. на одного сотрудника мужского пола из расчета 100%-ной численности дежурной службы, но не менее 4,0 кв.м., гардеробную дежурной службы с душевыми не менее 1,7 кв.м.;

- оборудовать жилые комнаты № 2,3,6,7,8 вместимостью 2,4,6 мест;

- установить ножные ванны из расчета 1 штука на 15 осужденных, писуары из расчета 1 штука на 15 осужденных;

- оборудовать комнату быта размером из расчета 0,2 кв.м. на одного осужденного;

- оборудовать комнату приготовления, подогрева и раздачи пищи размером из расчета 0,2 кв.м. на одного осужденного;

- оборудовать комнату мытья мыть и хранения посуды размером из расчета 0,15 кв.м. на одного осужденного;

- оборудовать кладовую чистого белья размером из расчета 0,04 кв.м. на одного осужденного, но не менее 4 кв.м.;

- оборудовать кладовую грязного белья размером из расчета 0,04 кв.м. на одного осужденного, но не менее 4 кв.м.;

- оборудовать комнату для отправления религиозных обрядов размером из расчета 0,25 кв.м. на одного осужденного;

- оборудовать помещение хранения хозяйственного инвентаря размером из расчета 0,1 кв.м. на одного осужденного;

- оборудовать помещение хранения уборочного инвентаря размером из расчета 0,8 кв.м. на 100 кв.м. общей площади.

Разрешая требования прокурора в указанной части, суд приходит к следующему.

Договором безвозмездного пользования имуществом от <дата> АО "Соликамскбумпром»" предоставило в безвозмездное пользование ФКУ «ИЦ ГУФСИН ФИО1 по <...>» помещение площадью 106,9 кв.м., находящееся по адресу: <...>, кадастровый , принадлежащее ссудодателю на основании договора купли-продажи от <дата>.

Из пункта 2.4.3 данного Договора следует, что ссудополучатель обязуется не производить капитальные (затрагивающие несущие конструкции) перепланировки и переоборудование помещений, связанные с деятельностью ссудополучателя.

В судебном заседании представителями административного ответчика, заинтересованного лица факт несоответствия названного помещения требованиям СП 308.1325800.2017 не оспаривался, представитель заинтересованного лица пояснил, что для выполнения требований истца необходимо проведение работ по реконструкции здания участка исправительного центра, требования прокурора технически неисполнимы. Кроме того, в опровержение требования иска в части возложения обязанности установить в стене, разделяющей помещение дежурной смены и проходной коридор КПП (пункта пропуска) ФКУ ИЦ-1 оконный проем из пулестойкого стекла, заинтересованным лицом представлен договор поставки товара от <дата>, дополнительное соглашение к договору подряда от <дата>.

Представитель заинтересованного лица Воложанинов П.В., указал, что в здании установлены в необходимом количестве душевые, представляющие из себя ножные ванны в качестве основания, оборудованные душевыми лейками. Кроме этого отдельно от душевых, в санузлах установлены ножные ванны (по одной ножной ванне в каждом санузле), что подтверждается представленными суду фотоматериалами. Здание оборудовано в необходимом количестве туалетами, унитазами. Установка писуаров в существующих площадях здания не представляется возможным, так как не позволяют площади здания. Необходимость в дополнительном оборудовании здания дополнительными ножными ваннами и писуарами отсутствует. Помещения, указанные в требованиях истца в здании присутствуют, но не соответствуют заявленным требованиям по площади. Кроме того, права и законные интересы осужденных, сотрудников центра не нарушаются. Пункт 4.17 СП 308.1325800.2017 допускает по согласованию с ФИО1 отступать от указанных в СП 308.1325800.2017 положений. При утверждении размещения участка исправительного центра по адресу: <...>ФИО1 согласовала прием указанных помещений, что подтверждается письмом ГУФСИН ФИО1 по <...> от <дата>.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что используемое ИЦ-1 помещение не может быть приведено в указанной части в состояние, соответствующее требованиям СП 308.1325800.2017, в силу объективных препятствий.

Закрепленный договоре безвозмездного пользования имуществом от <дата> между ссудодателем АО "Соликамскбумпром" и ссудополучателем ФКУ «ИЦ ГУФСИН ФИО1 по <...>» запрет на капитальные (затрагивающие несущие конструкции) перепланировки и переоборудование помещений не может быть обойден в судебном порядке. В связи с этим исковые требования прокурора, противоречащие условиям правоотношений по использованию помещений Исправительного центра, не подлежат удовлетворению.

Кроме того, прокурор в иске просит возложить обязанность на ФКУ ИЦ ГУФСИН ФИО1 по <...> привести помещения ФКУ ИЦ-1, расположенного по адресу: Карналлитовая, 98, <...> в соответствие с требованиями ФИО1 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата> N 1454/пр, которым утвержден Свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования. СП 308.1325800.2017", а именно:

- в стене, разделяющей помещение дежурной смены и проходной коридор КПП (пункта пропуска) ФКУ ИЦ-1 установить оконный проем из пулестойкого стекла;

- оборудовать помещение дежурной смены размером не менее 20,0 кв.м.;

- оборудовать комнату подогрева и приема пищи дежурной смены размером не менее 10,0 кв.м.;

- оборудовать гардеробную дежурной службы с душевыми размером из расчета 0,6 кв.м. на одного сотрудника мужского пола из расчета 100%-ной численности дежурной службы, но не менее 4,0 кв.м., гардеробную дежурной службы с душевыми не менее 1,7 кв.м.;

- оборудовать кассу размером не менее 6 кв.м.;

- оборудовать кабинет группы тылового обеспечения размером из расчета не менее 6,0 кв.м. на одного человека, но не менее 12,0 кв.м.;

- оборудовать жилые комнаты № 2,7,11,17,18 вместимостью 2,4,6 мест;

- установить ножные ванны из расчета 1 штука на 15 осужденных, писуары из расчета 1 штука на 15 осужденных;

- оборудовать комнату быта размером из расчета 0,2 кв.м. на одного осужденного;

- оборудовать кладовую чистого белья размером из расчета 0,04 кв.м. на одного осужденного, но не менее 4 кв.м.;

- оборудовать кладовую грязного белья размером из расчета 0,04 кв.м. на одного осужденного, но не менее 4 кв.м.;

- оборудовать комнату для отправления религиозных обрядов размером из расчета 0,25 кв.м. на одного осужденного

Возложить обязанность на ФИО1 в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН ФИО1 по <...> на устранение указанных нарушений законодательства.

Возложить обязанность на ГУФСИН ФИО1 по <...> незамедлительно довести бюджетные ассигнования, выделенные ФИО1 до ФКУ ИЦ-1 ГУФСИН ФИО1 по <...> на устранение указанных нарушений законодательства.

Разрешая требования прокурора в указанной части, суд приходит к следующему.

В судебном заседании представителем административного ответчика, факт несоответствия названного помещения требованиям СП 308.1325800.2017 не оспаривался. Представитель в судебных заседаниях указывала, что требования прокурора технически не исполнимы, требуется проведение работ по перепланировке, реконструкции здания, в связи с чем ФКУ ИЦ-1 не может являться надлежащим ответчиком по делу.

По результатам контрольной проверки требования прокурора, заявленные в административном иске, ФКУ ИЦ ГУФСИН ФИО1 по <...> не исполнены, что подтверждается докладной запиской старшего помощника прокурора Гуриненко Н.Б. от <дата>.

Как указано выше, из ответа ГУФСИН ФИО1 по <...> от <дата> на представление прокурора следует, что здание, где располагается ИЦ-1 ГУФСИН ФИО1 по <...>, построено и введено в эксплуатацию в 1984 году, при его проектировании и строительстве применялись действовавшие на тот момент «Указания по проектированию и строительству ИТУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД ССР), имеющиеся здания не позволяют оборудовать недостающее количество комнат и площадей, в связи с чем не имеется возможности производить какие-либо перепланировки, реконструкцию, оборудовать недостающее количество комнат и площадей для приведения в соответствие с СП 308. Мероприятия по реконструкции и строительству здания могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объекта в Федеральную целевую программу, отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от ФКУ ИЦ-1, которое не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве дополнительных помещений.

Следовательно, используемое помещение не может быть приведено в указанной части в состояние, соответствующее требованиям СП 308.1325800.2017, в силу объективных препятствий. В связи с этим избранный прокурором способ защиты права путем понуждения к реконструкции (ремонту) помещений является ненадлежащим.

Несмотря на возражения административного ответчика и вышеназванный ответ от <дата> на представление прокурора, прокурором не представлено доказательств наличия возможности осуществить оборудование помещений исправительного центра дополнительными комнатами, а также привести в соответствие с СП 308.1325800.2017 имеющиеся помещения путем увеличения площадей помещения, учитывая техническое состояние здания.

Изложенное исключает возможность удовлетворения административного иска о понуждении ФКУ ИЦ ГУФСИН ФИО1 по <...> оборудовать в исправительном центре помещения административного назначения, жилые комнаты нормативной вместимостью, оборудовать отсутствующие в исправительном центре гардеробную дежурной смены с душевыми, комнату подогрева и приема пищи дежурной смены, кладовую грязного и чистого белья, комнату для отправления религиозных обрядов, кабинет группы тылового обеспечения, оборудовать помещения обслуживающего назначения ножными ванными, писуарами.

Кроме этого, согласно пункту 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от <дата> N 1314, именно ФИО1 осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.

В связи с этим ФКУ ИЦ ГУФСИН ФИО1 по <...> не может являться надлежащим ответчиком по требованиям о проведении реконструкции помещений Исправительного центра, поскольку не обладает полномочиями государственного заказчика по реконструкции.

Вместе с тем, суд находит административный иск прокурора подлежащим удовлетворению в части возложения обязанности на ФКУ ИЦ ГУФСИН ФИО1 по <...> установить в стене, разделяющей помещение дежурной смены и проходной коридор КПП (пункта пропуска) ФКУ ИЦ-1 оконный проем из пулестойкого стекла, поскольку данные работы не требуют существенного вмешательства в конструктивные характеристики здания, не затрагивают несущие конструкции здания, что не оспаривается административным ответчиком и нашло отражение в ответе ГУФСИН ФИО1 по <...> от <дата> на представление прокурора.

Учитывая положения статьи 187 КАС РФ, принимая во внимание характер заявленных требований, необходимость проведения административным ответчиком работ, требующих временных и финансовых затрат, суд приходит к выводу о необходимости установить срок исполнения возложенной судом обязанности по установке в стене, разделяющей помещение дежурной смены и проходной коридор КПП (пункта пропуска) ФКУ ИЦ-1 оконный проем из пулестойкого стекла в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом понуждение ФИО1 и ГУ ФИО1 по <...> к выделению и доведению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Возложение на ФИО1 обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по оборудованию исправительного центра дополнительными помещениями является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа (соответствующая позиция отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 81-КГ20-1).

Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований прокурора в части возложения обязанностей на ГУФСИН ФИО1 по <...> и ФИО1.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

р е ш и л:

Административное исковое заявление Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «Исправительный центр ГУФСИН ФИО1 по <...>», ГУФСИН ФИО1 по <...>, ФИО1 о возложении обязанности – удовлетворить частично.

Возложить обязанность на ФКУ Исправительный центр ГУФСИН ФИО1 по <...> привести помещения ФКУ ИЦ-1, расположенного по адресу: <...> в соответствие с требованиями ФИО1 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата> N 1454/пр, которым утвержден Свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования. СП 308.1325800.2017", а именно:

- в стене, разделяющей помещение дежурной смены и проходной коридор КПП (пункта пропуска) ФКУ ИЦ-1 установить оконный проем из пулестойкого стекла.

Установить срок исполнения возложенной судом обязанности в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части административное исковое заявление прокурора – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 22.09.2023.

Судья Борщов А.В.