К делу № 2а-8221/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 10 декабря 2015 года
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Круглова Н.А.,
при секретаре судебного заседания (..),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г.Сочи административное дело по административному исковому заявлению (..) о признании незаконным отказа Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
(..) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, в котором просила суд признать незаконным и отменить решение об отказа Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом» на земельном участке с кадастровым № площадью 700 кв.м., расположенному по адресу: <адрес> а также обязать ответчика выдать разрешения на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом» со следующими характеристиками: площадь застройки 337 кв.м., этажностью 6 (шесть) включая 1 (один) этаж мансарда, 1 (один) этаж цоколь, высота жилого <адрес>., обшей площадью здания 2144 кв.м.. расположенного на земельном участке с кадастровым № площадью 700 кв.м. по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указала, что ею подано заявление в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи Краснодарского края о выдаче разрешения на строительство объекта «индивидуальный жилой дом» на земельном участке с кадастровым № общей площадью 700 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> однако она получила отказ, который считает незаконным и необоснованным. Указание административного ответчика на нарушение градостроительного кодекса в ч.3 ст.48 ГрК РФ является необоснованным и не соответствующим действительному тексту данной нормы, текст которой, выгладит следующим образом: «Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три. предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства».
Указание ответчика на нарушение ею правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, Градостроительного кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ установленных критериев отнесения зданий к объектам индивидуального жилищного строительства, является необоснованным и неподтвержденным.
Ссылка ответчика на разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ об определении количества этажей и этажности и критериях отнесения зданий к объектам индивидуального жилищного строительства также является необоснованной, в виду следующего: так в самом тексте данного письма указано следующее: «В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения». Более того, отмеченная нормативная база, в письме на которую Минэкономразвития России обратило внимание к настоящему времени не применима, в виду отсутствия в том виде и смысле, который был на момент издания токового письма.
Данный земельный участок является собственностью (..), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законодательством порядке, ограничения и обременения участка отсутствуют.
В соответствии со ст. 35, 36 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В (..) ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Собственник в (..) подп. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
Статья 56.1 ЗК РФ гласит, что предусмотренные подпунктами 2 и 3 пунша 1 статьи 40 ЗК РФ права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются ЗК РФ, другими федеральными законами.
В (..) п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ст.8 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В (..) ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. Пункт 9 названной статьи содержит закрытый перечень необходимых для получения разрешения документов, которые ею был подготовлены и представлены в администрацию г.Сочи.
Представленная мною документация для получения разрешения на строительство соответствует требованиям действующего законодательства, соблюдены отступы строения в соответствии с градостроительным планом земельного участка, высота жилого дома не превышает параметры установленные зоной Ж-2.
Проект жилого дома разработан в соответствии с выданным градостроительным планом земельного участка, что также подтверждается положительным заключением ООО «АрхиТек», негосударственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ№, выполненному ООО «Центра архитектурно-строительного надзора», на земельном участке по <адрес>
В судебном заседании представителя административного истца по доверенности (..) заявленные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном иске.
В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации города Сочи по доверенности (..) просила суд отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав доводы и возражения представителя административного ответчика, изучив материалы дела и представленные письменные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании достоверно установлено и подтверждено материалами дела, что в пользовании (..) находится земельный участок, с кадастровым № площадью 700 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>
(..) обратился в администрацию г.Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства по объекту «Индивидуальный жилой дом» количеством этажей – 6, на земельном участке с кадастровым № площадью 700 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Решением Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи за истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство объекта: «Индивидуальный жилой дом» количеством этажей – 6, на земельном участке с кадастровым № площадью 700 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>
Отказ в выдаче разрешения на строительство мотивирован тем обстоятельством, что Согласно проекту, разработанному ООО «АрхиТек», положительному заключению негосударственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ№, выполненному ООО «Центра архитектурно-строительного надзора», на земельном участке по <адрес> Хостинского района г.Сочи предполагается строительство индивидуального жилого дома с количеством этажей - 6.
Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, Градостроительным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ установлены критерии отнесения зданий к объектам индивидуального жилищного строительства. Согласно Разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ определены количество этажей и критерия отнесения зданий к объектам индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 2 статьи 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Исходя из положений части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ объекты индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, в отношении которых осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте.
По Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, устанавливающим градостроительные регламенты для земельных участков, индивидуальный жилой дом - индивидуально-определенное здание с количеством этажей не более чем три, предназначенное для проживания одной семьи, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Таким образом, отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей более чем три (при расчете количества этажей которых включаются все этажи в здании), не относятся к объектам индивидуального жилищного строительства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым № категория земель - земли населенных пунктов, площадью 700 кв.м, расположенный по адресу <адрес> указан вид разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство».
Согласно вышеуказанному по типологическому признаку проектируемое здание не относится к объектам индивидуального жилищного строительства (количество этажей - 6).
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с положениями статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (с изм. и доп., вступ. в (..) с ДД.ММ.ГГГГ), строительство на земельном участке должно осуществляться в соответствии с градостроительным регламентом, в том числе путем приведения его вида разрешенного использования в соответствие с регламентом. Необходимо привести вид разрешенного земельного участка виду намечаемой деятельности.
Согласно информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Сочи, а так же в соответствии с постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении наименований существующих сельских населенных пунктов, улиц и переулков в административных границах города Сочи Краснодарского края», земельный участок с кадастровым № расположен в городской черте Хостинского внутригородского района города Сочи.
Приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены нормативы градостроительного проектирования Краснодарского края, в соответствии с которыми указаны предельно допустимые параметры застройки жилой зоны в зависимости от типов жилых домов, включающие в себя такое понятие как коэффициент использования территории.
Для участков малоэтажной жилой застройки городских округов и поселений применяется коэффициент использования территории земельного участка (коэффициент плотности застройки) установленный в таблице 43 основной части настоящих Нормативов.
Коэффициент плотности застройки (Кпз) - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка.
Площадь правомерного земельного участка с кадастровым № находящегося по адресу: <адрес>
Учитывая параметры указанные в таблице 43 вышеуказанного документа для застройки жилыми домами усадебного типа на земельном участке 700 кв.м с учетом коэффициент использования территории не более 0,4 допускается размещение проектируемых объектов с учетом существующих общей площадью не более 280 кв.м.
Согласно представленным материалам проектной документации данный параметр проектируемого объекта превышает вышеуказанный норматив: общая площадь - 2144 кв. м.
Выдача разрешений на строительство регламентируется статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям части 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство обязаны осуществить следующие действия:
1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2)проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, определен частями 9 (объекты индивидуального жилищного строительства) и 7 (иные объекты капитального строительства) статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, в соответствии с установленным перечнем документов, прилагаемых к заявлению.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации к указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации - пояснительная записка; - схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; - схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; - схемы, отображающие архитектурные решения; - сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; - проект организации строительства объекта капитального строительства; - проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
При рассмотрении представленных документов было установлено следующее.
Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, Градостроительным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ установлены критерии отнесения зданий к объектам индивидуального жилищного строительства. Согласно Разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ определены количество этажей и критерия отнесения зданий к объектам индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 2 статьи 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Исходя из положений части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ объекты индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, в отношении которых осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте.
По Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, устанавливающим градостроительные регламенты для земельных участков, индивидуальный жилой дом - индивидуально-определенное здание с количеством этажей не более чем три, предназначенное для проживания одной семьи, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Таким образом, отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей более чем три (при расчете количества этажей которых включаются все этажи в здании), не относятся к объектам индивидуального жилищного строительства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым № категория земель - земли населенных пунктов, площадью 700 кв.м, расположенный по адресу <адрес> указан вид разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство».
Согласно вышеуказанному по типологическому признаку проектируемое здание не относится к объектам индивидуального жилищного строительства (количество этажей - 6).
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с положениями статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (с изм. и доп., вступ. в (..) с ДД.ММ.ГГГГ), строительство на земельном участке должно осуществляться в соответствии с градостроительным регламентом, в том числе путем приведения его вида разрешенного использования в соответствие с регламентом. Необходимо привести вид разрешенного земельного участка виду намечаемой деятельности.
Согласно информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Сочи, а так же в соответствии с постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении наименований существующих сельских населенных пунктов, улиц и переулков в административных границах города Сочи Краснодарского края», земельный участок с кадастровым № расположен в городской черте Хостинского внутригородского района города Сочи.
Приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены нормативы градостроительного проектирования Краснодарского края, в соответствии с которыми указаны предельно допустимые параметры застройки жилой зоны в зависимости от типов жилых домов, включающие в себя такое понятие как коэффициент использования территории.
Для участков малоэтажной жилой застройки городских округов и поселений применяется коэффициент использования территории земельного участка (коэффициент плотности застройки) установленный в таблице 43 основной части настоящих Нормативов.
Коэффициент плотности застройки (Кпз) - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка.
Площадь правомерного земельного участка с кадастровым № находящегося по адресу: <адрес>
Учитывая параметры указанные в таблице 43 вышеуказанного документа для застройки жилыми домами усадебного типа на земельном участке 700 кв.м с учетом коэффициент использования территории не более 0,4 допускается размещение проектируемых объектов с учетом существующих общей площадью не более 280 кв.м.
Согласно представленным материалам проектной документации данный параметр проектируемого объекта превышает вышеуказанный норматив: общая площадь - 2144 кв. м.
Согласно части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что объектами индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Аналогичная норма содержится в части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой объектами индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, в отношении которых осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте.
Из содержания подпункта 19 пункта 2 статьи 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" также следует, что подземный этаж здания включается в общее количество этажей.
Согласно Письму Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ при определении этажности объектов индивидуального жилищного строительства должны считаться этажи как надземной, так и подземной частей объекта.
В письме Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об определении количества этажей и этажности и критериях отнесения зданий к объектам индивидуального жилищного строительства" указано, что под количеством этажей следует понимать количество всех этажей, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный.
Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ№ к этажам жилых домов относят:
этаж мансардный (мансарда) - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этажа;
этаж надземный - этаж при отметке пола помещений не ниже планировочной отметки земли;
этаж подвальный - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения;
этаж технический - этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций; может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней частях здания;
этаж цокольный - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений.
Из указанных норм права следует, что количество этажей индивидуального жилого дома без проведения экспертизы проектной документации и получения разрешения на его строительство не должно превышать трех этажей. Под количеством этажей следует понимать количество всех этажей, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный.
Тогда как (..) обращалась в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом», этажностью 6 (шесть), расположенного на земельном участке с кадастровым № площадью 700 кв.м. по адресу: <адрес>
Таким образом, отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей более чем три (при расчете количества этажей которых включаются все этажи в здании), не относятся к объектам индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрация города Сочи ДД.ММ.ГГГГ было обоснованно отказано (..) в выдаче разрешения на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом», этажностью 6 (шесть), расположенного на земельном участке с кадастровым № площадью 700 кв.м. по адресу: <адрес>
Нарушений прав и законных интересов административного истца при этом, судом не установлено. Соответственно, в сложившейся ситуации, у суда отсутствуют правовые основания для возложения обязанности на Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрация города Сочи по выдаче (..) разрешения на строительство согласно заявленным требованиям.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218, 219, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления (..) о признании незаконным отказа Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в соответствии со ст. 177 КАС РФ составлено и подписано судьёй ДД.ММ.ГГГГ
Судья Н.А. Круглов
РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО
«СОГЛАСОВАНО»