ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8222/202224И от 24.06.2022 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело №2а-8222/2022 24 июня 2022 года

47RS0004-01-2022-006554-98

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.,

при секретаре Иванченко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Всеволожского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании бездействий незаконными, обязании произвести действия,

УСТАНОВИЛ:

Всеволожский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в обоснование требований указав, что городской прокуратурой проведена проверка по обращению Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области ФИО1 по вопросу соблюдения администрацией МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области требований федерального законодательства в сфере организации электроснабжения на территории указанного муниципального образования.

Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что 17.08.2021 г. в администрацию МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области поступило и зарегистрировано за вх.№2060/01-18 обращение Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области ФИО5 по вопросу принятия на баланс администрации воздушной линии электроснабжения ВЛ-6 кВт, а также трансформаторной подстанции ТП-2321.

В нарушение требований федерального законодательства право собственности на указанную в обращении Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области ФИО1 воздушную линию электроснабжения ВЛ-6 кВ и трансформаторную подстанцию ТП-2321, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Большие Пороги в установленном законом порядке не оформлено, соответствующее заявление воВсеволожский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области не подано.

Выявленные городской прокуратурой нарушения требований федерального законодательства в сфере организации электроснабжения на территории указанного муниципального образования послужили основанием внесения городской прокуратурой 13.01.2022 г. в адрес врио главы администрации «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО6, представления об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено. По результатам рассмотрения представления нарушения не устранены.

В связи с чем, прокурор просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на оформление в муниципальную собственность воздушной линии электроснабжения ВЛ-6 кВ и трансформаторную подстанцию ТП-2321, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Большие Пороги;

- обязать администрацию МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в срок до 31.12.2022 г. подать соответствующее заявление воВсеволожский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области с целью оформления в муниципальную собственность воздушной линии электроснабжения ВЛ-6 кВ и трансформаторную подстанцию ТП-2321, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Большие Пороги.

В настоящее судебное заседание прокурор не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени слушания административного дела.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения, в которых просит суд отказать в удовлетворении административного иска, рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель Управления Росреестра по Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени слушания административного дела.

Суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст. 150,226 КАС РФ.

Изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

В силу ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Материалами дела установлено, что городской прокуратурой проведена проверка по обращению Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области ФИО5 по вопросу соблюдения администрацией МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области требований федерального законодательства в сфере организации электроснабжения на территории указанного муниципального образования.

Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что 17.08.2021 г. в администрацию МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области поступило и зарегистрировано за вх.№2060/01-18 обращение Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области ФИО5 по вопросу принятия на баланс администрации воздушной линии электроснабжения ВЛ-6 кВт, а также трансформаторной подстанции ТП-2321.

В нарушение требований федерального законодательства право собственности на указанную в обращении Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области ФИО5 воздушную линию электроснабжения ВЛ-6 кВ и трансформаторную подстанцию ТП-2321, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Большие Пороги в установленном законом порядке не оформлено, соответствующее заявление воВсеволожский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области не подано.

Выявленные городской прокуратурой нарушения требований федерального законодательства в сфере организации электроснабжения на территории указанного муниципального образования послужили основанием внесения городской прокуратурой 13.01.2022 г. в адрес врио главы администрации «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО6, представления об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено. По результатам рассмотрения представления нарушения не устранены.

Как следует из частей 1, 2 статьи51Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно статье 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения, сельского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из части 1статьи225Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с частью 3статьи225Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаютсянаучеторганом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дняпостановкибесхозяйной недвижимой вещинаучеторган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Как следует из статьи210Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из статьи130Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно пункту 11 статьи1 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации линии электропередач итрансформаторныеподстанции относятся к линейным объектам.

Согласно пунктам 3, 5 Порядка принятиянаучетбесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931,научетпринимаются сооружения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятиенаучетобъекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявленияопостановкенаучетбесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления сельских поселений.

В соответствии с пунктом 1 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 11 февраля 2005 года № 68 государственная регистрация права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, под которыми понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи, осуществляется на основании ГК РФ и в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сучетомособенностей, установленных указанным Положением. К линейно- кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (пункт 2 Положения). Государственная регистрация права на земельные участки, на которых располагаются линейно-кабельные сооружения связи, осуществляется территориальными органами, действующими в пределах соответствующего регистрационного округа (по месту расположения этих земельных участков) (пункт 10 Положения).

Таким образом, административный иск Всеволожского городского прокурора Ленинградской области к администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействие администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в частипостановкинаучетбезхозяйного имущества – объектов электроэнергии, о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлениемопостановкенаучетбесхозяйных объектов недвижимости подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.218-226, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Всеволожского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании бездействий незаконными, обязании произвести действия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на оформление в муниципальную собственность воздушной линии электроснабжения ВЛ-6 кВ и трансформаторную подстанцию ТП-2321, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Большие Пороги.

Обязать администрацию МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в срок до 31.12.2022 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлениемопостановкенаучетвоздушной линии электроснабжения ВЛ-6 кВ и трансформаторную подстанцию ТП-2321, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Большие Пороги.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда через суд его постановивший.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 01.07.2022 г.