ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-823/20 от 23.03.2020 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-823/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2020 года г.Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Гаранина Е.В. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску ИФНС России по Ленинскому району г.Саратову к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова обратилась с административным иском к ответчику о взыскании задолженности и просит взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу в сумме 9200 рублей, пени в размере 129 рублей 72 копейки, налог на имущество физических лиц в сумме 2520 рублей 00 копеек и пени в сумме 35 рублей 53 копейки.

В обоснование своих требований истец указал, что административный ответчик являлся в 2017 году владельцем движимого и недвижимого имущества: квартиры, по адресу: <адрес>; VOLVO . Налоговым органом в адрес ответчика было направлено уведомление об уплате налога за 2017 год на имущество физических лиц. Срок уплаты налога как в добровольном порядке, та и по требованию истек, однако задолженность не погашена.

Дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку сумма требований не превышает 20000 рублей.

Ответчик ФИО1 представил суду свои возражения против предъявленного иска, в котором просил отказать в его удовлетворении ввиду следующего. ФИО1 указывает, что 14 сентября 2016 года судебный пристав Ленинского РОСП № 1 г. Саратова изъял по акту о наложении ареста (оценки имущества) у него транспортное средство VOLVO . Исполнительное производство возбуждено на основании решения Волжского районного суда г. Саратова от 11 марта 2016 года, которым исковые требования Банка ВТБ 24 (ПАО) задолженность по кредитному договору и обращено взыскание на транспортное средство, способ реализации имущества – публичные торги. Ответчик указывает на то, что поскольку машина выбыла из его владения то прекращение начисления налога должно быть прекращено. Относительно требований о взыскании с него имущественного налога ответчик в возражениях нечего не указал.

ИФНС Ленинского района г. Саратова дополнений, к иску относительно направленных, в том числе и в их адрес возражений ответчика не представила.

Изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 62 КАС РФ определено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

1) жилой дом;

2) квартира, комната;

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога».

Ставки налога установлены в статье 2 Закона N 109-ЗСО, исходя из которой для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно (с года выпуска которых прошло свыше 3 лет) – 30 рублей, свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 50 рублей.

На основании п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

На основании ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налоговое уведомление является письменным документом, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога, и составляется по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено, что в адрес административного ответчика было направлено налоговые уведомление от 14 июля 2018 года с расчетом налога на имущество физических лиц за 2017 год, согласно которому за 12 месяцев владения автомобилем начислен налог на автомобиль 9200 рублей 00 копеек и на квартиру 2520 рублей.

Отправка уведомления подтверждена реестром и факт его получения не оспаривался ответчиком в возражении.

На основании ст.69 НК РФ наличие недоимки у налогоплательщика является основанием для направления в его адрес требования об уплате налогов, сборов, пени, штрафов.

В связи с этим, в адрес ФИО1 было направлено требование № 747 об имеющейся задолженности по налогу за 2017 год в размере 11720 рублей, пени 165 рублей 25 копеек. Указанные требования не исполнены в срок до 19 марта 2019 года.

Срок исполнения по требованию истек, однако задолженность по налогам и пени до настоящего времени налогоплательщиком не погашена.

Согласно п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

09 сентября 2019 г. мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского района г. Саратова был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени. В дальнейшем мировым судьей было вынесено определение об отмене судебного приказа от 14 ноября 2019 года, в котором разъяснено право инспекции на обращение в суд в порядке административного искового производства.

В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Указанный срок административным истцом соблюден, с иском налоговая инспекция обратилась 04 февраля 2020 года.

Таким образом, процедура и сроки взыскания налога административным истцом соблюдены.

Что касается доводов ответчика об отсутствии правовых оснований для начисления и взыскания транспортного налога, то суд исходит из следующего.

Согласно сведениям РОСП № 1 Ленинского района в рамках исполнительного производства -ИП, 14 сентября 2016 года был наложен арест на автомобиль VOLVO который в рамках процедуры его реализации 30 октября 2017 года был передан ВТБ 24 (ПАО) в счет погашения задолженности по кредиту на сумму 523260,00 рублей.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 (редакция от 26 декабря 2013 года действующей в соответствующем налоговом периоде) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 938) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Системное толкование норм права, содержащихся в Постановлении Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 и в Налоговом кодексе РФ, позволяет сделать вывод, что плательщиками транспортного налога могут быть только собственники зарегистрированных транспортных средств, поскольку за иными лицами транспортные средства не регистрируются.

В силу подп. 1 ч. 2 ст. 235 ГК РФ обращение взыскания на имущество по обязательствам его собственника является основанием прекращения права собственности на это имущество.

В случае оставления взыскателем за собой имущества, на которое обращается взыскание, судебный пристав-исполнитель обязан не только оформить документы, но и обеспечить фактическое поступление названного имущества во владение взыскателя.

С момента передачи автомобиля ответчика по акту передачи нереализованного имущества должника взыскателю в счет погашения долга у ВТБ 24 (ПАО) возникло право собственности на это транспортное средство.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 № 938 и Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» возникновение права собственности на автомобиль не связывается с фактом его регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

При наличии таких данных следует признать, что с 30 октября 2017 года ответчик ФИО1 перестал быть собственником транспортного средства, являющегося объектом налогообложения по данному спору и, учитывая, что регистрационные данные в отношении автомобиля должны были быть изменены в этом же месяце, а при налогообложении месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации в силу ст. 362 НК РФ принимается за полный месяц, ФИО1 не может быть плательщиком транспортного налога на этот автомобиль с 01 ноября 2017 года (срок его владения автомобилем в 2017 году составил 10 месяцев).

То обстоятельство, что автомобиль в 2017 году значился зарегистрированным за ответчиком в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения, не может являться основанием для возложения на него обязанности по уплате транспортного налога, поскольку снятие транспортного средства с учета связи с обращением на него взыскания, зависело не от воли ответчика, а от действий иных лиц.

В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 938, ответчик, в связи с отсутствием у него паспорта транспортного средства, лишен возможности производить какие-либо регистрационные действия в отношении объекта налогообложения.

В связи с изложенным размер налога за 2017 год подлежит пересчету, и за 10 месяцев владения подлежит уплате налог в размере 7667 рублей 00 копеек.

Таким образом, образовавшаяся недоимка по налогу на имущество в размере 2520 рублей и пеня в размере 35 рублей 53 копейки, недоимка по транспортному налогу в размере 7667 рублей и пеня в размере 89 рублей 44 копейки подлежат взысканию в доход бюджета с административного ответчика.

Согласно (ст.61.1) и п.п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ, с учетом удовлетворения заявленных истцом требований с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 412 рублей 48 копеек в доход муниципального бюджета.

Руководствуясь ст.ст.14, 62, 175-180, 186 КАС РФ, суд

решил:

Взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 года в размере 2520 рублей, пени в размере 35 рублей 53 копейки, транспортный налог за 2017 год в размере 7667 рублей 00 копеек, пени в размере 89 рублей 44 копейки, а всего 10311(десять тысяч триста одиннадцать) рублей 97 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 412 рублей 48 копеек.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова.

Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2020 года.

Судья: