Дело № 2а-823/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2018 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Мелентьевой Т.А.,
при секретаре Селезневой Е.Д.,
с участием представителей административного истца Шнейдера П.П. - Конькова В.Ю., Пшеничникова А.А., выступающих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ соответственно,
представителя административного ответчика Павловой Е.Р., выступающей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица – администрации г. Томска Щеглова Д.В., выступающего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
заинтересованного лица - заместителя начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры области Федько П.С., выступающего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица АО «ТРЦ» - Пшеничникова А.А., выступающего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному иску Шнейдера П.П. к комитету по охране объектов культурного наследия Томской области о признании незаконным пункта первого приказа от ДД.ММ.ГГГГ№, о признании незаконным действия по направлению, утвержденного охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Дом жилой» Конец ХIХ в. – ХХв.» в адрес Шнейдера П.П.
УСТАНОВИЛ:
Шнейдер П.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к комитету по охране объектов культурного наследия Томской области о признании незаконным пункта первого приказа от ДД.ММ.ГГГГ№, о признании незаконным действия по направлению, утвержденного охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Дом жилой» Конец ХIХ в. – ХХв.» в адрес Шнейдера П.П.
В обоснование административного иска указано, что приказом комитета по охране объектов культурного наследия Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены охранные обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Дом жилой» Конец ХIХ в.-начало ХХ в.», расположенного по адресу:
Указанный приказ невозможен к исполнению, поскольку объект культурного наследия по адресу: фактически утрачен, земельный участок, на котором располагался данный объект снят с кадастрового учета в связи с образованием нового и решением суда на Шнейдера П.П. возложена обязанность воссоздать утраченный объект культурного наследия посредством его реставрации на ином земельном участке, сформированном администрацией г. Томска в исторической части города Томска.
Оспариваемый приказ нарушает права административного истца, поскольку за неисполнение содержащихся в нем требований предусмотрена административная ответственность.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представители административного истца в судебном заседании требования поддержали по указанным в иске и в дополнении к нему основаниям.
Представитель административного ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнения к нему, сводящиеся к тому, что в настоящее время объект культурного наследия по не исключен из единого государственного реестра объектов культурного наследия. Юридически рассматриваемый объект культурного наследия существует, расположен на том же месте. Решением суда не установлено, что вновь образованный участок должен быть образован в ином месте, по другому адресу.
Земельный участок по адресу: в настоящее время расположен в зоне охраны объектов культурного наследия федерального значения «ЗРФ 3-6», установленной постановлением администрации Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Томска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны».
Согласно выкопировки из экспликации к Историко-градостроительному опорному пану, сам земельный участок по адресу: г. Томск, пр. Ленина, д. 143 предназначен для здания, отнесенного к зданиям и сооружениям, характерным для города и определяющим его художественную выразительность.
Таким образом, самостоятельной охране в составе объектов культурного наследия подлежит не только «Дом жилой» Конец ХIХ в.-начало ХХ в.», расположенный по адресу: , но и территория земельного участка, расположенная по данному адресу и имеющая охранную зону.
Во исполнение решения суда, администрацией г. Томска выделен земельный участок по адресу: , однако комитет отказывает в разработке нормативно-правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия по адресу: поскольку по указанному адресу отсутствует объект культурного наследия, включенный в реестр.
Представитель заинтересованного лица – администрации г. Томска считал требования подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в отзыве, сводящимся к тому, что оспариваемый приказ противоречит вступившему в законную силу решению суда.
Представитель заинтересованного лица АО «ТРЦ» считал требования подлежащими удовлетворению, поскольку на момент утверждения оспариваемым приказом охранного обязательства - к ..., уже физически не существовало ни объекта культурного наследия («Дом жилой» Конец XIX в. - начало XX в.), ни земельного участка с адресом , в связи с чем на Шнейдера П.П. такое охранное обязательство не могло быть возложено в соответствии со ст. 47.6 Федерального закона.
Заинтересованное лицо - заместитель начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры области считал требования, подлежащими рассмотрению в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Согласно статье 46 Конституции РФ, положениям главы 22 КАС РФ, пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд гражданином или организацией.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемый приказ издан ДД.ММ.ГГГГ. С настоящим административным иском истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
На основании ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В силу ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (ч. 1).
Охранным обязательством устанавливаются следующие требования:
1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона;
2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона;
3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона;
4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2).
В случае необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия, определенные пунктом 7 настоящей статьи, вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия.
В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, может обжаловать указанные требования в суд (ч. 3).
Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия, предусмотренный статьей 21 настоящего Федерального закона (ч. 4).
В случае отсутствия паспорта объекта культурного наследия в охранное обязательство вносятся:
1) сведения о наименовании объекта культурного наследия;
2) сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий;
3) сведения о категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
4) сведения о виде объекта культурного наследия;
5) номер и дата принятия органом государственной власти решения о включении объекта культурного наследия в реестр;
6) сведения о местонахождении объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта);
7) сведения о границах территории объекта культурного наследия (при наличии);
8) описание предмета охраны объекта культурного наследия (при наличии);
9) фотографическое (иное графическое) изображение объекта культурного наследия, за исключением отдельных объектов археологического наследия, фотографическое изображение которых вносится на основании решения соответствующего органа охраны объектов культурного наследия;
10) сведения о наличии зон охраны данного объекта культурного наследия с указанием номера и даты принятия органом государственной власти акта об утверждении указанных зон либо информация о расположении данного объекта культурного наследия в границах зон охраны иного объекта культурного наследия;
11) сведения о требованиях к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, об особом режиме использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона;
12) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (ч. 5).
Охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи:
1) по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона;
2) по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона (ч. 6).
Охранное обязательство утверждается:
1) актом федерального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень;
2) актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (ч. 7).
Изменения в охранное обязательство вносятся соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном для утверждения охранного обязательства (ч. 8).
Форма охранного обязательства, порядок его подготовки и утверждения, порядок подтверждения лицом, указанным в пункте 11 настоящей статьи, выполнения содержащихся в нем требований устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (ч. 9).
Акт соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, определенного пунктом 7 настоящей статьи, с утвержденным им охранным обязательством подлежит размещению на сайте соответствующего органа охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и приобщается федеральным органом охраны объектов культурного наследия к учетному делу соответствующего объекта культурного наследия (ч. 10).
Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления нескольким унитарным предприятиям и (или) учреждениям, охранное обязательство подлежит выполнению каждым унитарным предприятием и (или) учреждением. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правовых договоров нескольким юридическим лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из таких лиц. В случае, если часть объекта культурного наследия закреплена на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за унитарным предприятием или учреждением, а часть передана в безвозмездное пользование на основании гражданско-правовых договоров юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из таких лиц. Содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона (ч. 11).
Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 настоящего Федерального закона ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не позднее пятнадцати рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (ч. 12).
В случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия. В иных случаях обязанность лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи, по выполнению охранного обязательства возникает с момента получения данным лицом документов, предусмотренных пунктом 12 настоящей статьи (ч. 13).
Действие охранного обязательства прекращается со дня принятия Правительством Российской Федерации решения об исключении объекта культурного наследия из реестра (ч. 14).
Условия охранных обязательств в отношении отнесенных к объектам культурного наследия архитектурных ансамблей, усадебных и дворцово-парковых комплексов, являющихся сложными вещами, распространяются на все их составные части (ч. 15).
Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм права следует, что охранное обязательство устанавливается в отношении фактически существующего объекта культурного наследия.
В соответствии со ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно п. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Пунктом первым приказа комитета по охране объектов культурного наследия Томской области от 20.11.2017 № 144/01-07 утверждено охранные обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Дом жилой» Конец ХIХ в.- начало ХХ в., расположенного по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 143.
ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу решение Ленинского районного судам г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску прокурора Ленинского района г. Томска, действующего в интересах Российской Федерации, Томской области, неопределенного круга лиц к АО «ТРЦ», Шнейдеру П.П., Ф.М.Г. Администрации г. Томска, Комитету по охране объектов культурного наследия Томской области, Департаменту по культуре и туризму Томской области о сносе самовольной постройки, признании бездействия незаконным, воссоздании объекта культурного наследия, которым суд решил:
- признать незаконным бездействие Шнейдера П.П., Администрации города Томска, Департамента по культуре и туризму Томской области по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой, конец XIX – начало XX века», расположенного по адресу
- обязать администрацию города Томска произвести действия по формированию иного земельного участка в исторической части города площадью не менее ... кв.м. в целях его предоставления Шнейдеру П.П. для воссоздания объекта культурного наследия «Дом жилой, конец XIX – начало XX века» посредством его реставрации;
- обязать Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области произвести действия по выдаче Шнейдеру П.П. по его заявлению задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой, конец XIX – начало XX века»;
-обязать Шнейдера П.П. воссоздать утраченный объект культурного наследия «Дом жилой, конец XIX – начало XX века» посредством его реставрации на ином земельном участке, сформированном администрацией города Томска в исторической части города Томска в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу. После воссоздания объекта культурного наследия «Дом жилой, конец XIX – начало XX века» Шнейдеру П.П. произвести регистрацию права собственности на него в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, получить адресную справку и предоставить Комитету по охране объектов культурного наследия Томской области документы, необходимые для подготовки и предоставления сведений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
-обязать Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области после введения воссозданного здания объекта культурного наследия в эксплуатацию совершить действия по предоставлению сведений о местонахождении (адресе) объекта культурного наследия «Дом жилой, конец XIX – начало XX века», для внесения изменений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, исключив из него в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу названный памятник по прежнему адресу в связи с фактической утратой;
- обязать Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области после воссоздания объекта культурного наследия «Дом жилой, конец XIX – начало XX века» совершить действия по формированию зоны охраны воссозданного объекта культурного наследия и внесению соответствующих сведений в «Проект зоны охраны объектов культурного наследия» с одновременным исключением ранее сформированной зоны охраны объекта культурного наследия «Дом жилой, конец XIX – начало XX века».
Также судом принимаются во внимание и фактические обстоятельства дела, установленные при вынесении Ленинским районным судом г. Томска решения от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-686/16.
В частности, судом установлено, что:
- распоряжением администрации Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Томска, в отношении которых принимается решение о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения, включен «Дом жилой, конец XIX - начало ХХ века», расположенный по адресу:
- приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой» конец XIX - начало ХХ века по указанному адресу в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ему присвоен регистрационный номер ...;
-актом обследования Комитета по охране объектов историко-культурного наследия Департамента по культуре и туризму Томской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что произведен снос объекта культурного наследия регионального значения по адресу:
-кадастровой выпиской указанного здания подтверждается снятие объекта недвижимости – двухэтажного многоквартирного дома по адресу: , площадью ... кв.м, с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ;
- Шнейдер П.П. являлся собственником всех квартир в многоквартирном доме по адресу: , на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок по адресу: , кадастровый номер ..., на котором ранее располагался объект культурного наследия, передан ДД.ММ.ГГГГ АО «ТРЦ» в собственность без каких-либо ограничений и обременений, без оформления и выдачи охранного обязательства, без заключения договора о восстановлении на предоставленном ему земельном участке ранее утраченного объекта культурного наследия.
Далее, ДД.ММ.ГГГГ АО «ТРЦ» продало указанный земельный участок Фомичевой М.Г., что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением собственников от ДД.ММ.ГГГГ... смежных земельных участков (в том числе и земельный участок с адресом были объединены в один земельный участок, площадью ... кв.м, расположенный по адресу: , кадастровый номер ..., вид разрешенного использования - многофункциональные деловые и обслуживающие здания.
Право общей долевой собственности пяти физических лиц на образованный в результате объединения земельный участок, площадью ... кв.м, расположенный по адресу: , кадастровый номер .... зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ г. С указанного момента объединенные смежные земельные участки прекратили свое существование и сняты с кадастрового учета, что подтверждается п. 17.3 кадастрового паспорта земельного участка ... от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время земельный участок по адресу , кадастровый номер ... передан собственниками в аренду АО «ТРЦ» для строительства многофункционального делового и обслуживающего здания (Торгово-развлекательного центра) в соответствии с разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№, что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ.
На образованном земельном участке , кадастровый номер ... возведен объект незавершенного строительства, площадь застройки ... кв.м. кадастровый помер ....
Право собственности на объект незавершенною строительства зарегистрировано за АО «ТРЦ» - подтверждается выпиской из ЕГРП на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: , кадастровый номер ... от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы административного ответчика о том, что вышеуказанным судебным актом не установлено, что вновь образованный земельный участок должен быть образован в ином месте, по другому адресу суд считает несостоятельными и основанными на неверном толковании решения суда по гражданскому делу № 2-686/2016, поскольку указанным судебным актом суд конкретно установил, что восстановление объекта культурного наследия должно производиться не на земельном участке по адресу , а на ином земельном участке в исторической части города, сформированном и предоставленном Шнейдеру П.П. для этих целей.
Во исполнение решения суда администрацией г. Томска образован земельный участок по адресу: , площадью ... кв.м., кадастровый №, что подтверждается постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ№ Для утверждения проекта границ территории объекта культурного наследия материалы направлены в региональный орган охраны объектов культурного наследия.
Исполнительное производство, возбужденное в отношении администрации г. Томска по делу №ДД.ММ.ГГГГ окончено в связи с исполнением в полном объеме, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы административного ответчика о том, что комитет отказывает в разработке нормативно-правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия по адресу: г. Томск, пер. Затеевский,3, поскольку по указанному адресу отсутствует объект культурного наследия, включенный в реестр рассмотрению не подлежат, поскольку не относятся к предмету настоящего спора.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к рассматриваемым правоотношениям вопреки доводам административного ответчика подлежат применению нормы гражданского законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Также, суд считает основанными на неверном толковании норм права доводы административного ответчика о том, что юридически рассматриваемый объект культурного наследия существует, так как не исключен из единого государственного реестра объектов культурного наследия, поскольку гражданское законодательство связывает прекращение права собственности с фактической утратой объекта.
Само по себе наличие в реестре сведений об объекте культурного наследия, который фактически утрачен, не может служить основанием для утверждения охранного обязательства.
В силу ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
Также, не принимается во внимание позиция административного ответчика о законности оспариваемого приказа, связанную с тем, что самостоятельной охране в составе объектов культурного наследия подлежит не только «Дом жилой» Конец ХIХ в.-начало ХХ в.», расположенный по адресу: , но и территория земельного участка, расположенная по данному адресу и имеющая охранную зону, при этом вновь образованный земельный участок по адресу: расположен в зоне охраны объектов культурного наследия федерального значения «ЗРФ 3-6», поскольку суд считает, что как установлено выше сам объект культурного наследия по адресу: утрачен, следовательно, территория на земельном участке по адресу: им не занята и не связана с ним.
Доказательств того, что земельный участок по адресу: предоставлен для восстановления вышеуказанного объекта культурного наследия, в материалах дела не имеется.
Таким образом, поскольку охранное обязательство утверждено в отношении объекта культурного наследия, который утрачен, земельный участок по адресу: , на котором ранее располагался объект культурного наследия, снят с кадастрового учета, а на вновь образованном земельном участке по адресу: кадастровый номер ... возведен объект незавершенного строительства, площадь застройки ... кв.м. кадастровый помер ..., его исполнение является фактически не возможным, суд считает, что пункт первый приказа № 144/01-07 от 20.11.2017, утвердивший такое охранное обязательство, является незаконным.
При этом пункт первый приказа № от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права Шнейдера П.П., поскольку утвержденное им охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Дом жилой» Конец ХIХ в.- начало ХХ в., расположенного по адресу: фактически предписывает ему требования к сохранению объекта культурного наследия по данному адресу.
При этом, поскольку охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Дом жилой» Конец ХIХ в. – ХХв. было утверждено, то само действие по направлению в адрес Шнейдера П.П. является законным, поскольку соответствует требованиям ч. 12 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Шнейдера П.П. к комитету по охране объектов культурного наследия Томской области удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт первый приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Дом жилой» Конец ХIХ в.- начало ХХ в., расположенного по адресу:
В удовлетворении требования о признании незаконным действия по направлению в адрес Шнейдера П.П. утвержденного охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Дом жилой» Конец ХIХ в. – ХХв.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А. Мелентьева