ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-824/19 от 18.04.2019 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

версия для печатиДЕЛО № 2а-824/2019 (Решение)

Дело № 2а-824/2019

УИД: 26RS0023-01-2019-001304-89

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

18 апреля 2019 года гор. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кайшева Н.Е.,

при секретаре судебного заседания Зароченцевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению С.А. к администрации Минераловодского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Минераловодского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Исковые требования мотивированы тем, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу:.............. воды, ............... Жилое помещение из-за постоянных паводков подвергалось затоплению, что привело к его значительному разрушению и невозможности в нем проживать, невозможности использовать его по прямому назначению для безопасного проживания. О последнем залитии составлен акт обследования от 18.06.2016 г. 22.09.2016 г. межведомственной комиссией было составлено заключение по результатам проведения обследования жилого помещения, принадлежащего истцу. На основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, выявлены основания для признания жилого дома подлежащим капитальному ремонту, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями. Постановлением Администрации Минераловодского городского округа № 2611 от 30.09.2016 г. жилой дом, принадлежащий её был признан подлежащим капитальному ремонту, реконструкции с целью проведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями. Не согласившись с результатами проведенной экспертизы, она обратилась в ЗАО «Гражданпроект» за проведением независимой строительно-технической экспертизы по конструктивной безопасности жилого дома. Согласно проведенной экспертизе, здание жилого дома находится в аварийном состоянии и непригодно для постоянного проживания и дальнейшей безопасной эксплуатации здания. 12.10.2017 г. она повторно обратилась к ответчику с требованием провести оценку соответствия жилого дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, и признать его непригодным для проживания. 27.10.2017 г. был получен ответ, что заключением комиссии № 12 от 22.09.2016 г., актом обследования помещения № 32 от 22.09.2016 г., постановлением администрации Минераловодского городского округа № 2611 от 30.09.2016 г. жилой дом был признан подлежащим капитальному ремонту, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями. Решением от .............. Минераловодский городской суд Ставропольского края постановил: обязать администрацию Минераловодского городского округа города рассмотреть заявление С.А. от .............. о проведении оценки соответствия жилого помещения, расположенного по адресу .............. требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Данное решение суда Администрацией Минераловодского городского округа не было выполнено. Ею было подано новое заявление о признании жилого дома, расположенного по адресу:.............. воды, .............. от .............. в межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Минераловодского городского округа. 07.11.2018 г. ей поступил ответ на вышеуказанное заявление, в котором указывается о возврате данного заявления без рассмотрения. Отказ мотивирован якобы несоответствием представленного строительно-технического заключения по конструктивной безопасности объекта-жилого дома требованиям Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Также отказ мотивирован не поступлением заявления от неё о завершении проведения капитального ремонта, реконструкции жилого дома. Данные обстоятельства свидетельствуют о бездействии ответчика. Так как комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов. Со ссылкой на Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, считает, что межведомственная комиссия обязана была рассмотреть заявление и заключение жилищной инспекции, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома. В силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц именно администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования дома. Администрация Минераловодского городского округа и её должностные лица имели возможность совершить необходимые действия и применить необходимые меры, направленные на исполнение возложенной на них обязанности, однако не сделали этого, чем нарушили её права и законные интересы.

Поэтому административный истец просил суд:

- признать незаконным бездействие Администрации Минераловодского городского округа по заявлению С.А. от .............. о признании жилого дома, расположенного по адресу:.............. непригодным для проживания, выразившегося в не рассмотрении заключения по конструктивной безопасности объекта, подготовленное ЗАО «Гражданпроект» и непринятии решения, предусмотренного п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в отношении жилого дома, расположенного по адресу:..............;

- возложить обязанность на ответчика принять решение, предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в отношении жилого дома, расположенного по адресу:.............. течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Административный истец С.А. надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Административный ответчик администрация Минераловодского городского округа надлежаще извещена о месте и времени рассмотрения дела, ее представитель в судебное заедание не явился, причина неявки суду неизвестна.

Из представленных суду представителем административного ответчика О.В. письменных возражений следует, что ответчик требования не признает по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 219 КА С РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления. Административное исковое заявление подано С.А. 19.03.2019 г., однако об оспариваемом решении ей стало известно 19.11.2018 г., что подтверждается личной подписью о получении ответа межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Минераловодского городского округа от 07.11.2018 г. исх. № 22. Исходя из того, что С.А. пропущен срок на обращение в суд, требований С.А. не могут быть удовлетворены. Не могут быть удовлетворены требования С.А. и по существу, на основании следующего. Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в редакции на 25.09.2018 (далее - Положение), которым установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, в том числе и сносе. В соответствии с п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения ряд документов, одним из которых является заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям. В абз. 3 п. 46 Положения в случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. Таким образом, доводы истца о том, что действующим законодательством не предусмотрен возврат документов без рассмотрения, не основан на законе. 25.09.2018 г. истец обратилась в комиссию с соответствующим заявлением, к которому приложила документы, в том числе и строительно-техническое заключение, подготовленное ЗАО «Гражданпроект» г. Минеральные Воды, которое не соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ, в связи с чем межведомственной комиссией документы возвращены по основаниям указанным в письме от 07.11.2019 г. № 22. С учетом обстоятельств, подлежащих доказыванию и перечисленных в части 9 статьи 226 КАС РФ бездействием государственного органа является неисполнение этим органом обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми актами, определяющими полномочия этого органа. 07.11.2019 г. истцу ответ дан в пределах компетенции межведомственной комиссии, что свидетельствует об отсутствии бездействия ответчика, что в силу пункта 2 части 2 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований. Более того, ранее С.А. уже обращалась в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого дома, расположенного по адресу: .............., непригодным для проживания. На основании заключения межведомственной комиссии № 12 от 22.09.2016 г. администрацией Минераловодского городского округа 30.09.2016 г. принято постановление № 2611, согласно которому жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, признан подлежащим капитальному ремонту, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями. Согласно п. 52 Положения № 47 решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Однако С.А. вышеуказанные заключение и постановление органа местного самоуправления не обжалованы. При этом срок для их обжалования, установленный ч.1 ст. 219 КАС РФ пропущен. Исходя из абз.3 п.47, п.53 Положения следует, что заключение МВК, не является итоговым, предполагает проведение определенного перечня работ, по окончании которого подлежит повторному разрешению вопрос о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан. Согласно п. 1, п. 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Как следует из акта обследования помещения № 32 от 22.09.2016 г., составленного межведомственной комиссией С.А. как собственники обследуемого дома рекомендовано для обеспечения безопасности и создания нормальных условий провести страховочные мероприятия и усиления конструкций жилого дома, так как без их проведения наступит аварийное техническое состояние. Исходя из вышеуказанного для проведения ремонта истец должна была выполнить рекомендации межведомственной комиссии, поскольку исходя из вышеуказанных норм закона именно на собственнике жилого помещения лежит бремя его содержания. В силу ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно положениям ст. 10 ГК РФ, ст. 1 ЖК РФ граждане обязаны добросовестно и разумно осуществлять принадлежащие им права, не нарушать права, свободы и законные интересы других лиц. Вместе с этим истец, как следует из приложенных материалов, а именно отсутствия доказательств выполнения ремонта жилого дома, планомерно обращается за признанием жилого дома непригодным для проживания, что может свидетельствовать о сознательном приведении жилого помещения в непригодность, о чем было указано в акте обследования жилого дома, а именно о последствиях непринятия мер по проведению капитального ремонта. Таким образом, предъявление истцом рассматриваемого иска надлежит расценить как злоупотребление правом на судебную защиту, что должно влечь отказ в его удовлетворении в силу взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 10 ГК РФ и части 2 статьи 1 ЖК РФ. Что касается решения Минераловодского городского суда от 26.02.2018 г., то оно исполнено, заявление С.А. от 12.10.2017 г. рассмотрено непосредственно межведомственной комиссией и 03.07.2018 г. оно возвращено без рассмотрения по аналогичным основаниям, ответ истцом получен 09.07.2018 г. Таким образом, С.А. неоднократно обращалась в межведомственную комиссию, но требования по предоставлению документов, которые необходимы в соответствии с п. 45 Положения, не выполняет, в связи с чем межведомственная комиссия лишена возможности принять соответствующее решение, которое предусмотрено п. 47 Положения. Более того, заявление истца от .............. рассматривалось непосредственно межведомственной комиссией, что не соответствует обстоятельствам, которые были предметом рассмотрения Минераловодским городским судом по делу № №2а-604/2018. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований

Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, их относимость, допустимость, достоверность каждого в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В процессе состязательности суд не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Судом было распределено бремя доказывания по делу, сторонам были разъяснены последствия непредставления доказательств в подтверждение обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Таким образом, судом были созданы сторонам все необходимые условия для полного и всестороннего исследования доказательств и установления фактических обстоятельств дела.

Как следует из материалов дела и судом установлено, С.А. на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 40,8 кв.м., расположенный по адресу:.............., на основании договора купли – продажи домовладения от 15.03.1999 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.06.2013 г.

В данном жилом доме С.А. зарегистрирована по постоянному месту жительства с 23.03.1999 г.

.............. был составлен акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате залития ливневой водой 16-.............., который был утвержден главой Минераловодского городского округа С.Ю., согласно которого саманный дом, принадлежащий С.А. на праве собственности, был залит водой (3 жилых комнаты, коридор), стены пропитались влагой 25 см от пола.

Согласно выводам строительно – технического заключения по конструктивной безопасности жилого дома (.............., .............. выполнено ЗАО «Гражданпроект» в августе 2016 года, здание жилого дома находится в аварийном состоянии и непригодно для постоянного проживания и дальнейшей безопасной эксплуатации здания.

19 августа 2016 года С.А. обратилась с заявлением в межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, в также многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции на территории Минераловодского городского округа, в котором просит признать её дом, расположенный по адресу: .............. аварийным и подлежащим сносу.

22 сентября 2016 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации Минераловодского городского округа от 16.03.2016 г. № 105-р, был составлен и подписан акт обследования помещения № 32, в котором указано «заключение межведомственной комиссии по результатам обследования - выявлены основания для признания жилого дома подлежащим капитальному ремонту, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.

В этот же день, а именно 22 сентября 2016 года межведомственной комиссией было оформлено заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции № 12, согласно которого межведомственная комиссия по результатам рассмотренных документов (заявления, свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом, кадастровых паспортов, выписок из ЕРГН, заключения ЗАО «Гражданпроект» 2016 г., уведомления межведомственной комиссии) и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, приняла заключение о выявлении оснований для признания жилого дома подлежащим капитальному ремонту, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями, так как без проведения страховочных мероприятий и усиления конструкций наступит аварийное техническое состояние фундаментов здания, капитальных саманных стен, саманных перегородок.

30 сентября 2016 года было вынесено постановление администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края № 2611 «О признании жилого дома, расположенного по адресу: .............. подлежащим капитальному ремонту, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями», согласно которого жилой дом, расположенный по адресу:.............. был признан подлежащим капитальному ремонту, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.

12 октября 2017 года С.А. обратилась в администрацию Минераловодского городского округа.............. с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания (аварийным), в котором она просит провести оценку соответствия жилого помещения, расположенного по адресу.............. воды, .............., требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ............................, и признать его непригодным для проживания.

На данное заявление Управлением архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского округа Ставропольского края был подготовлен ответ от 27.10.2017 г. исх. № 3385, из которого следует, что на территории Минераловодского городского округа действует межведомственная комиссия по призванию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На основании заключения комиссии от 22.09.2016 г. № 12, акта обследования помещения от 22.09.2016 г. № 32. постановлением администрации Минёраловодского городского округа от 30.09.2016 г. № 2611 жилой дом, расположенный по адресу:.............., был признан подлежащим капитальному ремонту, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями. Уведомления о завершении проведения капитального ремонта, реконструкции вышеуказанного жилого дома в комиссию от С.А. не поступало, хотя в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Данные обстоятельства были установлены судом при рассмотрении административного дела № 2а-604/2018 по административному исковому заявлению С.А. к администрации Минераловодского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести оценку соответствия жилого помещения и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, взыскании судебных расходов.

Как установлено судом, решением Минераловодского городского суда от 26 февраля 2018 года признано незаконным бездействие администрации Минераловодского городского округа, выразившееся в не рассмотрении по существу заявления от 12.10.2017 г. С.А. о проведении оценки соответствия жилого помещения, расположенного по адресу.............. воды, .............., требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и на администрацию Минераловодского городского округа были возложены обязанности рассмотреть заявление С.А. от 12.10.2017 г.

В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Во исполнение решения Минераловодского городского суда от 28.02.2018 г. заявление С.А. от 12.10.2017 г. о признании жилого дома, расположенного по адресу:.............. непригодным для проживания, поступившее 09.06.2018 г. в межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а так же многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Минераловодского городского округа было рассмотрено.

03 июля 2018 года на данное заявление С.А. межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а так же многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Минераловодского городского округа, ей было направлено письмо «О возврате документов без рассмотрения», согласно которого комиссия возвращает заявление без рассмотрения в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, а именно: заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома, так как решением членов комиссии, такое заключение является необходимым для принятия решения о признании жилого дома соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям. В данном письме разъясняется С.А. право на предоставление в комиссию технический паспорт жилого дома по собственной инициативе. Также ей разъясняется, что после поступления в комиссию документов, предусмотренных пунктом 45 Положения, члены комиссии рассмотрят их и примут соответствующее решение.

25 сентября 2018 года С.А. обратилась в межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а так же многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Минераловодского городского округа, с заявлением, в котором просит признать жилой дом, расположенный по адресу: .............. воды, .............., непригодным для проживания. К данному заявлению ею прилагается договор купли – продажи, свидетельство на право собственности, кадастровый паспорт, строительно- техническое заключение.

В письме исх. № 18 от 22.10.2018 г. межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а так же многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Минераловодского городского округа, указано, что на заседании 19.10.2018 г. было принято определение о привлечении эксперта Т.И. для проведения совместного с ней обследования домовладения, расположенного по адресу:.............., Минераловодский городской округ, ............... Сообщаем, что эксперт Т.И. приглашена на совместное с членами комиссии обследование Вашего жилого дома, назначенное на 07.11.2018 г. в ............... Рекомендуем Вам обеспечить доступ членов комиссии и эксперта Т.И. к жилому дому, расположенному по вышеуказанному адресу в назначенное время, для проведения обследования Вашего жилого дома. По результатам проведения обследования Вашего жилого дома членами комиссии будет принято соответствующее решение.

07 ноября 2018 года С.А. межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а так же многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Минераловодского городского округа, было направлено письмо «О возврате документов без рассмотрения», в котором указано, что заявление от 25.09.2018 о признании жилого дома, расположенного по адресу:.............. непригодным для проживания, рассмотрено. По итогам рассмотрения сообщаем, что руководствуясь абзацем 3 пункта 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 (далее по тексту - Положение), комиссия возвращает Вам данное заявление без рассмотрения по следующим основаниям. Представленное Вами строительно-техническое заключение по конструктивной безопасности объекта - жилого дома, расположенного по адресу: .............., подготовленное ЗАО «Гражданпроект» г. Минеральные Воды, не соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Часть 2 статьи 41 данного закона распространяет действие ряда его норм (в частности, действие статей 2, 4, 6-8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Закона) на деятельность не только государственных судебно-экспертных учреждений, но также и негосударственных экспертных учреждений. Так, негосударственные экспертные учреждения выполняют аналогичные государственным судебноэкспертным учреждениям задачи. При осуществлении своей деятельности они руководствуются теми же принципами. При осуществлении своей деятельности эксперты негосударственных экспертных учреждений обладают теми же правами и несут те же обязанности, что и эксперты государственных судебно- экспертных учреждений. К заключению негосударственного эксперта предъявляются общие требования Закона. В нарушение вышеуказанных норм права, в представленном Вами рассмотрение комиссии заключении отсутствуют: время и место производства обследования; сведения об органе или о лице, назначивших обследование; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством России Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; содержание и результаты исследований с указанием применен методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. Для обследования вышеуказанного здания и подготовки заключен специалисту ЗАО «Гражданпроект» в распоряжение был предоставлен только техническая инвентаризация домовладения, при этом не указано, кем имен проведена инвентаризация и дата ее проведения. Детальное инструментальное обследование здания не проводилось осмотр здания был предварительный (визуальный). При этом, специалист ЗАО «Гражданпроект» дает заключение о том, что здание жилого дома находится аварийном состоянии и непригодно для постоянного проживания и дальнейшем эксплуатации. Согласно СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», ограниченно работоспособное состоянье - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния продолжительности и условий эксплуатации. Согласно пункта 5 СП 13-102-2003, обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится, как правило, в три связанных между собой этапа: подготовка к проведению обследования; предварительное (визуальное) обследование; детальное (инструментальное) обследование. Согласно п. 7.4 СП 13-102-2003 - если при визуальном обследовании будут обнаружены дефекты и повреждения, снижающие прочность устойчивость и жесткость несущих конструкций сооружения, то необходимо перейти к детальному обследованию. Согласно п.7.7 СП 13-102-2003, при обнаружении характерных трещин перекосов частей здания, разломов стен и прочих повреждений и деформаций свидетельствующих о неудовлетворительном состоянии грунтового основания, необходимо проведение инженерно-геологического исследования по результатам которого может потребоваться не только восстановление и ремонт строительных конструкций, но и укрепление оснований и фундаментов. Таким образом, с учетом обнаруженных дефектов здания, выдача заключения без подготовки к проведению обследования, детального (инструментального) обследования, - является необоснованным и недостоверным…. До настоящего времени, в комиссию не поступало заявления о завершении проведения капитального ремонт реконструкции жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу соответствии с принятым постановлением администрации Минераловодского городского округа от 30.09.2016 № 2611 «О признании жилого до? расположенного по адресу:.............., подлежащим капитальному ремонту, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещение в соответствие с установленными требованиями». После предоставления в комиссию документов, подготовленных в соответствии с вышеуказанными нормами права, предусмотренных Положением, члены комиссии рассмотрят их и примут соответствующее решение.

Переходя к правовому анализу и оценке сложившейся спорной ситуации, суд исходит из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статья 2 ЖК РФ предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение № 47 от 28.01.2006 г.), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения № 47 от 28.01.2006 г.).

В соответствии с пунктом 7 Положения № 47 от 28.01.2006 г. уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении № 47 от 28.01.2006 г. требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В пункте 47 Положения № 47 от 28.01.2006 г. указано, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, перечень решений по результатам работы комиссия является исчерпывающим и расширению не подлежит.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения № 47 от 28.01.2006 г.).

В соответствии с пунктом 49 Положения № 47 от 28.01.2006 г. на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Свою позицию по данному вопросу высказал Верховный суд в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 г.

Согласно п. 33 Положения № 47 от 28.01.2006 г. основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43 Положения № 47 от 28.01.2006 г.).

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (пункт 44 Положения).

Согласно п. 52 Положения № 47 от 28.01.2006 г. решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Судом установлено что, во исполнение решения Минераловодского городского суда от 28.02.2018 г. заявление С.А. от 12.10.2017 г. о признании жилого дома, расположенного по адресу:..............,1 непригодным для проживания, было рассмотрено. И данное заявление было возвращено С.А. без рассмотрения, в связи с отсутствием заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома, так как решением членов комиссии, такое заключение является необходимым для принятия решения о признании жилого дома соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям. Судом отмечается, что решением Минераловодского городского суда от 28.02.2018 г. суд обязал ответчика рассмотреть заявление С.А. по существу.

25 сентября 2018 года С.А. обращается с заявлением о признании жилого дома непригодным для проживания.

Из письма исх. № 18 от 22.10.2018 г. межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а так же многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Минераловодского городского округа, следует что, 19.10.2018 г. было принято решение о привлечении эксперта Т.И. для проведения обследования жилого дома, расположенного по адресу: .............. и об обследовании жилого дома 07.11.2018 г.

Решения комиссии по результатам проведения обследования жилого дома ответчиком не представлено.

07 ноября 2018 года С.А. были возвращены документы без рассмотрения по существу.

Таким образом с 25 сентября 2018 года по настоящее время, никакого решения, предусмотренного п. 47 Положения № 47 от 28.01.2006 г., межведомственная комиссия по заявлению С.А. от 25.09.2018 г. не выносила, что свидетельствует о бездействии ответчика, поскольку согласно п. 1.1 Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Минераловодского городского округа, утв. Постановлением администрации Минераловодского городского округа.............. от 04.03.2016 г. № 442 (далее Положение № 442), «Межведомственная комиссия о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Минераловодского городского округа (далее по тексту - Комиссия) является постоянно действующим органом при администрации Минераловодского городского округа, осуществляющим рассмотрение вопросов принятия решения по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Кроме того, в силу п. 3.8. Положения № 442 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: - о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания; - о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г.; - о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; - о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (список решений является исчерпывающим). Принятие того или иного решения межведомственной комиссии не связано с не предоставлением С.А. уведомления о завершении проведения капитального ремонта, реконструкции жилого дома.

С учетом изложенного, заявленные требования о признании незаконным бездействие Администрации Минераловодского городского округа по заявлению С.А. от .............. о признании жилого дома, расположенного по адресу:.............. непригодным для проживания, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; о возложении обязанности на ответчика принять решение, предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в отношении жилого дома, расположенного по адресу:.............., в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд не соглашается с позицией ответчика, что истцом пропущен 3-х месячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, т.к. С.А. 19.11.2018 г. получила письмо межведомственной комиссии о возврате документов, поскольку решения комиссии по результатам проведения обследования жилого дома 07.11.2018 г. вынесено не было, а пункт 47 Положения № 47 от 28.01.2006 г. не содержит такого решения как возврат документов, суд приходит к выводу, что истцом не пропущен срок для обращения в суд.

В силу ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Суд не может подменять уполномоченные исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления в принятии решения и служить юридическим основанием для самостоятельного решения указанными органами вопросов, находящихся в их полномочиях.

Поскольку вопросы признания жилых помещений пригодными или непригодными для проживания отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и при рассмотрении данных вопросов межведомственная комиссия обязана руководствоваться Положением № 47 от 28.01.2006 г., то не подлежат удовлетворению заявленные требования о признании незаконным бездействие Администрации Минераловодского городского округа выразившееся в не рассмотрении заключения по конструктивной безопасности объекта, подготовленного ЗАО «Гражданпроект».

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление С.А. к администрации Минераловодского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности удовлетворить - частично.

Признать незаконным бездействие администрации Минераловодского городского округа по заявлению С.А. от 25.09.2018 г. о признании жилого дома, расположенного по адресу:.............., непригодным для проживания, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Возложить на администрацию Минераловодского городского округа обязанность принять решение, предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в отношении жилого дома, расположенного по адресу:.............., в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Отказать С.А. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействие Администрации Минераловодского городского округа выразившееся в не рассмотрении заключения по конструктивной безопасности объекта, подготовленного ЗАО «Гражданпроект».

Решение принято судом в окончательной форме 23 апреля 2019 года и может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд.

Председательствующий: