ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-824/20 от 20.02.2020 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-824/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2020 года г. Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего Богомоловой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Бобиной Д.А.,

с участием представителя ГУ МВД России по Пермскому краю Голенковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Шоймардова ... к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю, ГУ МВД России по Пермскому краю, Администрации г. Перми о признании отказа в выдаче свидетельства Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом незаконным, возложении обязанности по выдаче свидетельства участника Государственной программы переселения соотечественников,

у с т а н о в и л:

Шоймардов Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю, администрации г. Перми о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, возложении обязанности по выдаче свидетельства участника Государственной программы переселения соотечественников.

В обосновании административного иска указано, что Дата им были поданы документы и заявление об участии в программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Дата было получено уведомление об отказе в выдаче свидетельства Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Решение об отказе принято ввиду отсутствия у заявителя соответствующего уровня образования. Шоймардов Н.А. родился в Дата году на территории СССР, является соотечественником, что подтверждено свидетельством о рождении, подходит по всем критериям для участия в программе, предоставил все необходимые документы. Отказ в выдаче свидетельства является необоснованным, незаконным и неправомерным и нарушает его права свободы. Требование о предоставлении дополнительно документа о профессиональном образовании является несостоятельным, поскольку у Шоймардова Н.А. имеется запись в трудовой книжке о присвоении квалификации 5 разряда, подтверждающая профессиональные навыки и умения. Само требование о предоставлении документа об образовании выходит за рамки, исчерпывающего перечня документов, требуемого для предоставления услуги, согласно приказу МВД России от 07.11.2017 №842. Указ Президента РФ от 22.06.2006 г. №637 не содержит требований о представления документа об образовании. В региональной программе Пермского края перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства отсутствует. Подтвержденная записью в трудовой книжке его квалификация изготовитель полуфабрикатов 5 разряда, свидетельствует о наличии профессиональных навыков и умений. Наличие характеристики и ходатайства от предприятия, так же свидетельствует о его профессиональной пригодности и востребованности на предприятии. Предприятием предоставлено ходатайство о содействии ему в выдаче свидетельства Государственной программы, поскольку он занимает 2 должности на предприятии, являющихся наиболее востребованными на рынке труда г. Перми (грузчик и изготовитель полуфабрикатов). По смыслу региональной программы Пермского края пункт об образовании и квалификации введен для исключения экономических рисков при трудоустройстве и обустройстве соотечественников. Поскольку он трудоустроен в ООО «СМАК» по бессрочному трудовому договору, трудовой книжке уже более 3 лет, предоставил ходатайство о заинтересованности в нем предприятия, имеет квалификацию выше, чем предусматривает диплом о профессиональном образовании, то экономический риск, исключен. Документы об образовании и квалификации, предоставляются при наличии и являются необязательными.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГУ МВД России по Пермскому краю, заинтересованного лица - Аппарат Правительства Пермского края.

В судебное заседание административный истец не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Пермскому краю Голенкова С.А. в судебном заседании с административным иском не согласилась, пояснив, что отказ в выдаче свидетельства принят с учетом решения Департамента социальной политики, что предусмотрено п.17 Указа Президента №637, права административного истца на проживание на территории России не ограничены, поскольку Шоймардов имеет вид на жительство, он не лишен возможности при наличии соответствующего уровня образования вновь обратиться с заявлением о выдаче свидетельства участника Государственной программы переселения соотечественников.

Административный ответчик Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Адрес в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом.

Административный ответчик администрация Адрес судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, а также письменный отзыв, согласно которому с требованиями, предъявленными в административном иске не согласны, поскольку администрация Адрес не является органом, уполномоченным принимать нормативные акты в сфере реализации Государственной программы, не являются органом, принимающим решения о выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы, то есть являются ненадлежащим административным ответчиком.

Представитель Аппарата Адрес в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики установлены Федеральным законом от 01.01.2001 N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

По смыслу пункта 1 ст. 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской Республики, РСФСР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3).

Законодательство в области отношений с соотечественниками основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов (ст. 6 Федерального закона от 01.01.2001 N 99-ФЗ).

Названным Федеральным законом также предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию (статья 13.1).

Указом Президента РФ от 01.01.2001 N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Согласно п.6 названной Государственной программы: участник Государственной программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца; региональная программа переселения - утверждаемая высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации государственная программа субъекта Российской Федерации либо подпрограмма государственной программы субъекта Российской Федерации, направленная на оказание содействия приему и обустройству участников Государственной программы и членов их семей и осуществляемая при государственной поддержке, предоставляемой в рамках Государственной программы.

Порядок оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию согласно Государственной программе, решение соотечественника об участии в программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания или на территории Российской Федерации, если соотечественник постоянно или временно проживает на территории Российской Федерации (пункты 15-16).

В соответствии с пунктом 17 Государственной программы решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения. Перечень собственных полномочий органов местного самоуправления городского округа установлен статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ).

Уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения в Пермском крае является Аппарат Правительства Пермского края. Функции уполномоченного органа осуществляет Департамент социальной политики Аппарата Правительства Пермского края.

Программа переселения соотечественников утверждена Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 №1325 «Об утверждении государственной программы Пермского края «Экономическая политика и инновационное развитие».

Судом установлено, что Шоймардов Н.А. является гражданином Адрес, в настоящее время находится на территории России на основании вида на жительство , сроком действия с Дата по Дата, с Дата зарегистрирован по адресу: Адрес.

Административный истец Дата обратился с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Дата Департаментом социальной политики Аппарата Правительства Пермского края принято решение о несоответствии гражданина ... Шоймардов Н.А. условиям Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

ГУ МВД России по Пермскому краю принято решение об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы. Данное решение принято с учетом решения Аппарата Правительства Пермского края от 07.11.2019 Участие в Государственной программе невозможно ввиду отсутствия у заявителя соответствующего уровня образования (п.3.2.2.1 Регламента приема участников Государственной программы РФ и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории Пермского края).

О принятии оспариваемого решения Дата административному истцу направлено уведомление

По правилам ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч.1 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Поскольку рассматриваемый административный иск о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от Дата предъявил в суд Дата, им соблюден установленный законом срок на обращение за судебной защитой.

О нарушении порядка принятия оспариваемых решений, установленного Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденным Приказом МВД России от 01.01.2001 N 842, стороной административного истца не заявлялось, судом таких нарушений не установлено.

Разрешая по существу заявленные требования, суд руководствуется следующим.

Как следует из п. 27 Государственной программы, утвержденной Указом Президента РФ от 01.01.2001 N 637, соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется.

В соответствии с пунктом 3.2.2.1 Постановления Правительства Пермского края от 03.10.2013 №1325 «Об утверждении государственной программы Пермского края «Экономическая политика и инновационное развитие» участники Государственной программы должны иметь среднее профессиональное или высшее образование по специальностям (профессиям), включенным в перечень наиболее востребованных профессий на рынке труда Пермского края, размещенный на дату рассмотрения заявления на официальном сайте управления в сфере содействия занятости Министерства социального развития Пермского края по адресу: http://www.szn.permkrai.ru, и документально подтвержденный стаж работы по специальности (профессии), указанной в документе (документах) об образовании и (или) о квалификации, который должен составлять не менее одного года.

При этом довод административного истца о наличии у него трудовых отношений с ООО «СМАК», а также предоставлении характеристики и ходатайства от предприятия правового значения по делу не имеет.

Обстоятельства, связанные с исполнением административным истцом трудовых обязанностей изготовителя полуфабрикатов 5 разряда сами по себе наличия у него соответствующего уровня образования, необходимого для участия в государственной программе, не подтверждают.

Кроме того, исходя из буквального смысла рассматриваемого пункта Постановления Правительства Пермского края от 03.10.2013 №1325 участник Программы должен иметь как соответствующее образование, так и документально подтвержденный стаж работы в совокупности.

Решение об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы от Дата принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями п.17 Государственной программы, утвержденной Указом Президента РФ от 01.01.2001 N 637, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти Департамента социальной политики Аппарата Правительства Пермского края о несоответствии участника условиям Государственной программы, которое административным истцом не оспаривается.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашла свое подтверждение позиция административных ответчиков о том, что Шоймардов Н.А. не соответствует критериям, определенным государственной программой Пермского края «Экономическая политика и инновационное развитие», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от Дата.

Требования, заявленные административным ответчиком в Администрации г.Перми не состоятельны, поскольку в силу ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Перми, утвержденным решением Пермской городской думы от Дата, вопросы организации мероприятий Государственной программы переселения соотечественников, не отнесены к полномочиям Администрации г.Перми.

Относительно доводов административного истца о несоответствии государственной программы Пермского края «Экономическая политика и инновационное развитие», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 №1325, Государственной программе утвержденной Указом Президента РФ от 01.01.2001 N 637, то он является предметом самостоятельных исковых требований, не заявленных в рамках данного иска, которые не относятся к подсудности суда общей юрисдикции.

Для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действийтребованиям законодательства и нарушение в результате этих действийправ и законных интересов заявителя.

Поскольку решение ГУ МВД России по Пермскому краю принято в пределах компетенции, без нарушения установленного порядка, соответствуют требованиям закона, оснований для признания решения незаконным, его отмене не имеется.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Шоймардова ... к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю, ГУ МВД России по Пермскому краю, Администрации г. Перми о признании отказа в выдаче свидетельства Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом незаконным, возложении обязанности по выдаче свидетельства участника Государственной программы переселения соотечественников – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

...

... Судья Л.А. Богомолова

В мотивированном виде изготовлено Дата года