ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-824/20 от 25.11.2020 Шарьинского районного суда (Костромская область)

УИД44RS0003-01-2020-001495-45

Дело № 2а-824/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2020 года г. Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Игуменовой О.В., при секретаре судебного заседания Анакиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лавриновича А.Н. к Межрайонной ИФНС России №6 по Костромской области об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.09.2020 года и протокола рассмотрения материалов налоговой проверки от 26.08.2020 г.

у с т а н о в и л:

Лавринович А.Н. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России №6 по Костромской области об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и протокола рассмотрения материалов налоговой проверки от 26.08.2020 г.

В обоснование иска указано, что 18.06.2020г. в его адрес было направлено требование о предоставлении уточнённой налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2019г., на которое был направлен ответ, в котором указано, что право собственности на земельные участки возникло 25.09.1996г. на основании Постановления Главы Ярославского муниципального округа «О предоставлении земельных участков в собственность» . Кроме того, земельные участки были проданы по низкой цене, не соответствующей кадастровой стоимости, т.к. дороже не покупали. 11.09.2020г. им было получено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и протокол рассмотрения материалов налоговой проверки от 26.08.2020г. О данной проверке он узнал только из письма, полученного 11.09.2020г., то есть не был уведомлен о проведении проверки.

Административный истец просит суд отменить Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и протокол рассмотрения материалов налоговой проверки от 26.08.2020г.

Административный истец Лавринович А.А в судебном заседании не участвовал.Извещен о времени и месте рассмотрения дела согласно имеющегося в материалах дела почтового уведомления надлежащим образом (л.д.32). Согласно имеющегося в материалах дела заявления просил рассмотреть административное дело в его отсутствие. Заявленные требования поддержал в полном объеме. ( л.д. 26)

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области в судебном заседании также не участвовал. Направил в суд заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 53).

На основании вышеизложенного суд считает возможным рассмотреть административное дело в соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства., без участия административного истца и представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 87 Налогового кодекса РФ целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Как установлено судом 26.08.2020 года Межрайонной ИФНС России № 6 по Костромской области была проведена камеральная налоговая проверка в отношении Лавринович А.А., на основании налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 года, представленная 19.03.2020 года.

Так согласно представленной декларации Лавриновичем А.А. 19.04.2019 года были проданы земельные участки с кадастровыми номерами , и , расположенные по адресу: АДРЕС,. Всего доход Лавриновича А.А. от продажи земельных участков составил 587 000 руб. На эту же сумму им был заявлен имущественный вычет, в связи с чем налог к уплате по декларации не был исчислен. (л.д. 7-11).

При проведении камеральной проверки был составлен протокол рассмотрения материалов налоговой проверки от 26.08.2020 года. Согласно отметок в котором Лавринович А.А. был извещен о месте и времени рассмотрения материалов проверки ( от 03.07.2020) (л.д. 16)

На основании проведенной проверки, Налоговым органом был выявлен факт совершения Лавриновичем А.А. налогового правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 122 НК РФ.

Решением от 03.09.2020 года Лавринович А.А. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, так как по результатам проверки было установлено нарушение Лавриновичем А.А. ст. 210 НК РФ, а именно занижение налога, подлежащего уплате в бюджет, на 157 322 руб. по причине занижения налоговой базы для исчисления налога на доходы при продаже земельных участков. Лавриновичу А.А. назначено наказание в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 31 464 руб., доначисленного налога в сумме 157 322 руб. и пени - 1 128,78 рублей. (л.д. 12-14).

Лавринович А.А., не согласившись с данным решением подал апелляционную жалобу в Управление ИФНС России по Костромской области.

Согласно решения Управления ФНС по Костромской области от 09.11.2020 г. апелляционная жалоба Лавриновича А.А. оставлена без удовлетворения.

Лавринович А.В. обратился в суд с административным иском к МИФНС России № 6 по Костромской области в котором просил отменить Протокол камеральной проверки от 26.08.2020 г., поскольку не был уведомлен о ее проведении, а также Решение о привлечении к административной ответственности, поскольку право собственности на земельные участки возникло у него 25.09.1996 года.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пп. 5 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц.

На основании пункта 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период: от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса; от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Пунктом 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что, если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В соответствии с пунктом 4 статьи 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 НК РФ.

Для объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность до 1 января 2016 года, минимальный предельный срок владения таким имуществом составляет три года (пункт 17.1 статьи 217 НК РФ в предыдущей редакции, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Таким образом, в случае продажи земельного участка, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, образуется доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц.

В силу пункта 5 статьи 217.1 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Согласно постановления главы Ярославского муниципального округа от 25.09.1996 Лавриновичу А.А., в числе прочих, предоставлен в собственность земельный участок из земель Телегинского с/с для ведения личного подсобного хозяйства площадью 0,8 га в районе АДРЕС. (л.д. 17)

Как следует из выписки из ЕГРН от 12.03.2019 года земельный участок с кадастровым номером площадью 8 000 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС, принадлежит Лавриновичу А.А. на праве собственности, дата регистрации права 07.03.2019 года. (л.д. 49-50)

Федеральный закон № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которым установлено, что Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, она является единственным доказательством существования зарегистрированного права, был принят 21.07.1997 года.

Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно статьи 6 (утратила силу с 01 января 2017 года - Федеральный законот 03 июля 2016 года N 361-ФЗ) Федерального закона № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, обязательная регистрация права собственности на недвижимое имущество действовавшим на момент предоставления административному истцу в собственность земельного участка с кадастровым номером площадью 8 000 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС, законодательством не была предусмотрена.

Следовательно, собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 8 000 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС, с 25.09.1996 года являлся Лавринович А.А.

Как следует из Решения от 03.09.2020 года Лавринович А.А., совместно с декларацией представил в налоговый орган соглашение о разделе земельного участка от 24.03.2019 г., согласно которого земельный участок с кадастровым , площадью 8000 кв.м, разделен на пять земельных участков.

В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1). Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 данного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2).

В соответствии со статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 1). При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (пункт 2).

Таким образом, при разделе земельного участка возникают новые объекты недвижимого имущества, срок нахождения которых в собственности налогоплательщика определяется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно выписок из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами , площадью 712 кв.м., , площадью 1057 кв.м., , площадью 2150 кв.м. принадлежат на праве собственности Лавринович А.А., дата регистрации права собственности 16.04.2019 года. ( л.д. 35-48)

Принимая во внимание, что земельные участки, образованные в результате раздела другого земельного участка и реализованные административным истцом, после регистрации на них права собственности находились в собственности Лавриновича А.А. менее пяти лет, полученные от их продажи доходы не подлежат освобождению от налогообложения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом согласно статье 216 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.

Следовательно срок уплаты налога за 2019 год - 15.07.2020 года.

Согласно ч. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ за несвоевременную уплату в бюджет налога на ходы физических лиц начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.

В соответствии со статьей 114 Налогового кодекса РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 Кодекса.

В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Согласно статье 107 Налогового кодекса РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 Кодекса.

Учитывая, что проводимой проверкой было установлено, что Лавринович А.А. не уплатил налоги за продажу земельных участков в установленный срок у административного ответчика имелись все основания для привлечении Лавриновича А.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом процедура привлечения к налоговой ответственности была соблюдена налоговым органом.

Следовательно решение МИФНС России № 6 по Костромской области от 03.09.2020 года является законным и обоснованным.

Рассматривая требования Лавриновича А.А. об отмене Протокола камеральной проверки от 26.08.2020 г., суд приходит к следующему выводу. Протокол рассмотрения материалов налоговой проверки, составляется в соответствии со ст. 101 НК РФ. Протокол является документом, фиксирующим процесс рассмотрения указанных материалов в рамках проводимой налоговой проверки, и не обладает признаками ненормативного правового акта, а потому обжалованию не подлежит.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, по заявленным требованиям на административного истца возлагается обязанность предоставления доказательств подтверждающих, что оспариваемыми действиями (бездействием) нарушены его права, свободы и законные интересы. При этом на административного ответчика возлагается обязанность по доказыванию, что ими соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.

Недоказанность подлежащих установлению обстоятельств влечет негативные процессуальные последствия для лица, на которое возложено бремя доказывания указанных обстоятельств. Так, при недоказанности нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым решением, действием (бездействием) административное исковое заявление подлежит отказу в удовлетворении. В случае если административным ответчиком не доказано соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, административное исковое заявление подлежит удовлетворению (при доказанности обстоятельств, подлежащих доказыванию административным истцом).

Следовательно, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом нашло свое подтверждение, что решение административного ответчика МИФНС России № 6 о привлечении Лавринович А.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствуют действующему законодательству. Доказательств обратного суду не представлено.

Сроки на обращение с административным иском в суд установленные ст.219 КАС РФ административным истцом Лавринович А.А. не пропущены.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признаетих не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Изучив в совокупности представленные доказательства, суд не усматривает оснований для признанияоспариваемого решения административного ответчика незаконным, нарушающим права административного истца. При отсутствии доказательств нарушения рассматриваемым решением прав административного истца в удовлетворении заявленных Лавриновичем А.А. требований следует отказать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-189, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Лавриновича А.Н. к Межрайонной ИФНС России №6 по Костромской области об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.09.2020 года и протокола рассмотрения материалов налоговой проверки от 26.08.2020 г. отказать..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Шарьинский районный суд в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий: О.В. Игуменова

Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2020г