Дело № 2а-824/2021
Поступило в суд 20.05.2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тогучин Новосибирской области 25 августа 2021 года
Тогучинский районный суд Новосибирской области
в составе:
Председательствующего Красновой О.В.,
при секретаре Кудрявцевой Н.А.,
с участием старшего помощника прокурора Тогучинского района Новосибирской области Кузьминых Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании материалы административного искового заявления ФИО7 к Совету депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, администрации Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области о признании незаконным решения о досрочном прекращении полномочий депутата,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, администрации Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области о признании незаконным решения о досрочном прекращении полномочий депутата.
В обоснование заявленных требований указано, что 13 сентября 2020 года административный истец был избран депутатом Совет депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области шестого созыва по многомандатному избирательному округу №.
ДД.ММ.ГГГГ решением № шестой сессии Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области ее полномочия депутата Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области были прекращены в связи с неисполнением обязанности установленной Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Административный истец считает, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области является незаконным по следующим обстоятельствам.
Действительно в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» административный истец обязан подавать сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Полномочия депутата могут быть прекращены досрочно за нарушения Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» выраженные в следующем: не представление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; представление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Как видно из обжалуемого решения ею сведения представлены в установленном порядке, достоверность и полнота сведений не оспаривается, а имеются технические недочеты по оформлению Справки. Данные недочеты не связаны с недостоверностью и неполнотой сведений о доходах, что в свою очередь исключает возможность досрочного прекращения полномочий административного истца как депутата Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области.
Обжалуемое решение нарушает ее права, гарантированные Конституцией РФ, а также иными Законами, регламентирующими право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и возможность беспрепятственного осуществления полномочий как депутата.
Жалоба в порядке подчиненности не подавалась.
Просила признать незаконным и отменить решение № шестой сессии Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области о прекращении полномочий депутата Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области ФИО7.
Административный истец ФИО7 в судебном заседании пояснила, что декларацию подавала в конце декабря 2020 г. за 2020 год, имеет среднетехническое образование, агроном, познаний в информационных технологиях недостаточно, когда обратилась за помощью в сельсовет, ей отказали. В конце декабря 2020 г. она принесла декларацию председателю сельсовета ФИО8, первый раз сдала декларацию в конце декабря во время сессии, в последних числах декабря ей сказали, что она не правильная и вернули ее, отказались принять, и 14.01.2021 г. у нее отказались принять декларации. Ей позвонили за 2 часа до сессии, с другими депутатами она не общается. Доводы административного искового заявления поддержала и просила удовлетворить.
Представитель административного истца адвокат Реутов С.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что ФИО7 нарушений при подаче декларации не допустила, поводом для лишения депутата полномочий может являться только заключение губернатора Новосибирской области ч.7 п.3 ст.40 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», обязанность по сдаче декларации выполнена, решение об избрании ФИО7 депутатом вынесено 15.09.2020 г., а декларацию она сдала в срок 14.01.2021 г. Нарушение в том, что неверно указан год в декларации считает несущественным, так как данные в декларации указаны верно. У Совета депутатов нет полномочий по лишению депутата полномочий. Просил заявленные исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области ФИО8 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что они действовали на основании письма, Устава. Внеочередная сессия была собрана в связи с полученным письмом. Декларацию не приняли потому, что в ней были ошибки. Просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель административного ответчика администрации Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, пояснила, что депутаты обязаны предоставлять декларации, предупреждали всех. С 2020 г. заместитель главы администрации фио1 оказывает помощь при оформлении деклараций. Просила отказать в удовлетворении требований. В отзыве указано, что Совет депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области шестого созыва был сформирован при проведении всеобщих выборов в единый день голосования 13 сентября 2020 года. В числе 13 депутатов, избранных на указанных выборах, в состав Совета депутатов по многомандатному избирательному округу № была избрана депутат ФИО7
На основании части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273 ФЗ «О противодействии коррупции», на депутатов представительных органов сельских поселений Новосибирской области, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, избранных на муниципальных выборах, возложена обязанность предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах) в орган Новосибирской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений в течение четырех месяцев со дня избрания на муниципальных выборах, т.е. до 13.01.2021 года. Отчетной датой является дата проведения выборов 13.09.2020 г. Сведения о доходах представляются в форме справки о доходах за год, предшествующий году избрания депутата (в случае наступления соответствующего события в течение 2020 года - отчетным годом будет 2019 год).
С целью исполнения депутатами Совета депутатов Кировского сельсовета возложенных на них обязанностей по предоставлению сведений о доходах и расходах, установленных Федеральными законами №№ 273-ФЗ, 216 -ОЗ, главой Кировского сельсовета ФИО9 и заместителем главы администрации фио1 неоднократно после сессий доводилась информация до всех депутатов о необходимости в срок представить указанные сведения в Администрацию Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Также было предложено оказание посильной помощи в передаче справок до 11.01.2021 года. Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки были размещены 15.12.2020 на официальном сайте администрации Кировского сельсовета.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией была получена почтой справка о доходах от ФИО7 за 2020 год. Справка была не заверена подписью ФИО7 Дата печати справки ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Совета депутатов Кировского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Кировского сельсовета поступило письмо от Администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений № от ДД.ММ.ГГГГ «О неисполнении установленной обязанности».
Из которого следовало, что из 13 сельских депутатов, избранных на муниципальных выборах 13.09.2020 в Кировском сельсовете Тогучинского района Новосибирской области, обязанность по предоставлению сведений за 2019 год о доходах в течение четырех месяцев со дня избрания на муниципальных выборах, то есть до 13.01.2021, не исполнена депутатами Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области: фио2, фио3, фио4, ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ на шестой сессии Совета Депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области в соответствии с Законом Новосибирской области от 10.11.2017 №216-ОЗ, статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ, Уставом Кировского сельсовета, Регламентом Совета Депутатов Кировского сельсовета, во исполнение требований отдела Новосибирской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений изложенных в письме, было принято решение № «О прекращении полномочий депутата Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области ФИО7»
Согласно пункту 5 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1-4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 13.1 лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит освобождению от должности в случае непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования в соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Основанием для прекращения полномочий представительным органом является факт получения представительным органом сведений о нарушении депутатом обязанностей и ограничений, установленных законом. При этом представительный орган муниципального образования лишен права дифференцированной оценки подобных действий: за установлением оснований в установленный срок должно последовать прекращение полномочий виновного. Наличие объективного юридического факта, по сути, связывает представительный орган в решениях, исключая какую-либо возможность действовать по своему усмотрению. Там же: «Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в ряд Федеральных законов в части ужесточения антикоррупционного законодательства. Учитывая, что деятельность депутатов различного уровня носит публичный характер и связана с представительством интересов граждан, соответствие антикоррупционным требованиям при реализации полномочий является неотъемлемым условием их особого статуса. Неисполнение требований антикоррупционного законодательства рассматривается законодателем как основание для невозможности дальнейшего исполнения полномочий. Данная позиция согласуется с государственной политикой в сфере противодействия коррупции».
Депутат ФИО7 в нарушение действующего законодательства о противодействии коррупции заведомо не предоставили сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, что является основанием, в силу приведенных норм законодательства, для досрочного прекращения полномочий депутата.
На основании вышеизложенного считает решение Совета Депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области № «О прекращении полномочий депутата Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области ФИО7» законным и обоснованным, а заявление ФИО7 не подлежащим удовлетворению.
Выслушав стороны, мнение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании было установлено, что решением № шестой сессии Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от 22.04.2021 года полномочия депутата Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области ФИО7 были прекращены в связи с неисполнением обязанности установленной Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
По результатам проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Совета депутатов Кировского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Кировского сельсовета поступило письмо от начальника отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений № от ДД.ММ.ГГГГ при администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, с предложением о рассмотрении вопроса о принятии мер в соответствии с действующим законодательством.
Из которого следовало, что из 13 сельских депутатов, избранных на муниципальных выборах 13.09.2020 в Кировском сельсовете Тогучинского района Новосибирской области, обязанность по предоставлению сведений за 2019 год о доходах в течение четырех месяцев со дня избрания на муниципальных выборах, то есть до 13.01.2021, не исполнена депутатами Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области: фио2, фио3, фио4, ФИО7
Свидетель фио5 в судебном заседании пояснил, что он является депутатом с ДД.ММ.ГГГГ, он присутствовал на всех сессиях Совета депутатов. На сессиях председатель и глава сельсовета говорили о том, что нужно подавать декларации. Информация о том, что состоится очередная сессия публикуется на сайте, также специалист сельсовета фио6 обзванивает всех. На 6 сессии 22.04.2021 г. ФИО8 озвучила заключение отдела по коррупции. Уточняла, есть ли вопросы и предложения. ФИО7 говорила, что будет работать только на том участке и с теми людьми, которые за нее проголосовали. Он сам заполнял и сдал декларацию секретарю фио1, декларацию можно сдать в сельсовет, а можно увезти в Новосибирск. Когда зачитывали изменения ФЗ фио3, фио2, фио4, ФИО7 были против ФЗ. Председатель ФИО8 и ФИО9 объяснили им, что нельзя голосовать против ФЗ - нельзя, это было на сессии 20.10.2020 г. (точно не помнит)
Свидетель фио1 в судебном заседании пояснила, что на сессии 23.11.2020 г. она слышала, как глава администрации ФИО9 говорила депутатам, что необходимо сдать декларации, предлагала помощь. 24.12.2020 г. подходила ФИО7 со справкой, там была ошибка- в Управление Президента, а надо было в антикоррупционный отдел. ФИО7 ее забрала. Затем ФИО7 пришла 14.01.2021 г. во второй половине дня со справкой. Она отказалась принимать у ФИО7 справку, так как сроки прошли. 22.01.2021 г. справка поступила в сельсовет, без подписей, датированная 14.01.2021 г. Администрация не уполномочена брать справки у депутатов, уполномоченного нет. Срок подачи декларации исчисляется с 13.09.2020 г. по 13.01.2021 г. Справка должна быть в Новосибирске 13.01.2021 г. Декларации публикуются на сайте
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действия (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Оценив вышеуказанные установленные обстоятельства дела, исследовав представленные доказательства, суд находит решение № шестой сессии Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении полномочий депутата Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области ФИО7 в связи с неисполнением обязанности, установленной Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», незаконным.
Так, согласно положениям части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лицо претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений.
В соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2019 №18-2/10/П-9431, в рамках реализации полномочий, предусмотренных пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. №309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", были даны разъяснения о порядке представления лицом, замещающим муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения иосуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
Согласно разъяснениям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации следует, что «указанный четырехмесячный срок со дня избрания депутатом или передачи вакантного депутатского мандата начинает исчисляться со дня принятия избирательной комиссией соответствующего решения.»
Как следует из газеты Кировский вестник № от 15.09.2020г., что Решением избирательной комиссии Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от 15.09.2020г. № выборы депутатов Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области шестого созыва признаны состоявшимися, а результаты выборов – действительным.
Поскольку выборы были признаны состоявшимися и результаты действительны только 15.09.2020, и исходя из разъяснений Министерства труда, четырехмесячный срок подлежит исчислению с 15.09.2020г.
Исходя из пояснений начальника отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что поступивший к ним от ФИО7 конверт не сохранен, однако декларация заполнена 14.01.2021г., и исходя из данной даты исходили, при решении вопроса о пропуске срока подачи декларации, так как выборы проводились 13.09.2020г.
Кроме того в данном письме отражено, что сведения о доходах предоставлены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что также явилось основанием для направления письма председателю Совета депутатов Кировского сельсовет Тогучинского района Новосибирской области для принятия мер в соответствии с действующим законодательством от ДД.ММ.ГГГГ№.
Анализируя предоставленную истцом декларацию в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ доход ФИО7 составлял 213.205,78 рублей.
В судебном заседании административным истцом в обоснование доводов о наличии опечатки в декларации, предоставлена справка о доходах за 2019 год в которой отражен доход в размере 213.205,78 рублей, что соответствует размеру, указанному в поданной декларации, в связи с чем суд находит состоятельными доводы истца о наличии описки в декларации.
При этом ранее ФИО7 17.12.2020 пыталась сдать аналогичную декларацию за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с такой же величиной дохода, однако заместителем главы администрации Кировского сельсовета фио1. в принятии данной декларации ей было отказано, при этом данный свидетель подтвердил, что ранее она никогда не отказывала в принятии документов и в ее полномочия не входит проверка декларации, она только их принимает.
Депутат Кировского сельсовета фио5., допрошенный в судебном заседании подтвердил, что уже в 2011 году и в последующие года всегда декларации депутаты Кировского сельсовета сдавали через заместителя главы администрации Кировского сельсовета. При этом и свидетель фио1 подтвердила, что декларации все депутаты сдают ей, в декабре 2020 она вернула декларацию ФИО7 для исправления.
С соответствии со статьей 8.1 Закона Новосибирской области от 10.11.2017 N 216-ОЗ "Об отдельных вопросах, связанных с исполнением гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, и лицами, замещающими должность главы местной администрации по контракту, муниципальные должности, обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и о внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области":
Доводы административного истца и ее представителя о том, что является ненадлежащим рассмотрение на шестой сессии шестого созыва Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области письма начальника отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений от ДД.ММ.ГГГГ№ и на основании данного письма, в котором предлагалось только рассмотреть вопрос о принятии мер в отношении депутатов в соответствии с действующим законодательством, прекратить ее полномочия, являются состоятельными.
Поскольку согласно статье 8.1 указанного выше Закона на рассмотрении сессии подлежала бы только информация направленная Губернатором Новосибирской области в представительный орган местного самоуправления для рассмотрения и применения мер ответственности, а не письмо начальника отдела.
При этом и доводы о наличии конфликта также были подтверждены свидетелем фио5., который показал, что на одной из сессии произошел конфликт между депутатами, полномочия которых были прекращены на шестой сессии шестого созыва Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области с Председателем Совета депутатов Кировского сельсовета, которая оказывала давление на данных депутатов при принятии решений на сессии.
В связи с чем суд находит требования административного истца подлежащим удовлетворению, поскольку наличие описок является несущественным недостатком в декларации, срок не пропущен, процедура рассмотрения данного вопроса была нарушена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение № шестой сессии Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении полномочий депутата Совета депутатов Кировского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области ШавловойЗ.хметовны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья Краснова О.В.