ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-826/2021КОПИ от 18.05.2021 Чайковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-826/2021 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2021 года г. Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шлегель А.Н.

при секретаре Горбуновой Д.А.

с участием представителя административного истца Петрова В.Г.

представителя административного ответчика Зайцева А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Долгова И.В. к Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о признании решения незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Долгов И.В. обратился с административным иском, с учетом его уточнения о признании незаконным распоряжения Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от <данные изъяты> о снятии его многодетной семьи с учета в целях предоставления бесплатно земельного участка по причине наличия в его собственности земельного участка с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства и возложении обязанности восстановить ее на учете.

В обоснование исковых требований указал, что постановлением администрации Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ многодетная семья истца была включена в реестр за в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.

На основании распоряжения начальника Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-р многодетная семья истца с данного учета снята по причине наличия в общей долевой собственности земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> га, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по <адрес>

Однако, строительство жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения для сельхозпроизводства противоречит нормам действующего законодательства, а оспариваемое решение нарушает права его многодетной семьи на получение мер социальной поддержки.

С учетом уточнения исковых требований, просит учетом уточнения исковых требований, признать распоряжение Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-р о снятии многодетной семьи истца в составе Долгова И.В., Долгова И.А., ФИО1, ФИО2, ФИО3 с учета многодетных семей для предоставления земельного участка в собственность бесплатно незаконным и возложить обязанность восстановить на учете многодетных семей для предоставления земельного участка в собственность бесплатно в установленном законом порядке.

Административный истец Долгов И.В. извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, реализовал процессуальные права через представителя Петрова В.Г.

Представитель административного истца Петров В.Г. на исковых требованиях настаивал, повторно привел доводы, изложенные в исковом заявлении. Представил письменные пояснения, приобщенные к материалам дела. Указал, что в материалах дела имеется апелляционная и кассационная жалобы Долгова И.В. Основным доводом является то, что изначально нормативно-правой акт об обеспечения землей многодетных семей был принят на федеральном уровне для обеспечения жильем многодетных семей., с чем согласилась кассационная инстанция. Изначально не была затребована кадастровая выписка о земельным участке с кадастровым . Фактически Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, отменяя решение суда, сослался на то, что необходимо установить к какой категории относится спорный земельный участок, к землям населенных пунктов или к сельскохозяйственным землям, что имеет правовое значение, поскольку с учетом ст. 85 ЗК РФ на землях населенных пунктов разрешается строительство жилья, на иных категориях земель строить запрещено. Из выписки ЕГРН на земельный участок видно, что он относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, на нем строительство жилого дома невозможно, административный иск должен быть удовлетворен.

Заинтересованное лицо Долгова И.А. извещена, поддержала требования административного истца, являющегося ее супругом.

Представитель административного ответчика Зайцев А.Н. возражал относительно требований иска. Указал, что Долгов И.А. являлся собственником земельных участков с кадастровыми (далее - ЗУ ), (далее- ЗУ ), расположенных в <адрес>, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного назначения и для ведения личного подсобного хозяйства соответственно. Право собственности в отношении ЗУ прекращено в 2013г. Семья административного истца была включена в реестр многодетных семей с правом на бесплатное предоставление земельного участка. Однако в связи с установлением обстоятельств того, что на момент постановки на учет, у Долгова И.В. имелся в собственности участок, размер которого больше предельного (минимального) размера, установленного градостроительными регламентами соответствующего муниципального образования Пермского края по месту расположения такого участка (участков), решением от ДД.ММ.ГГГГ семья снята с учета.

Административный ответчик Елькина Л.А., начальник Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Заслушав представителей административных истца и ответчика, исследовав материалы дела с учетом кассационного определения Судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрены настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, системное толкование приведенного выше процессуального закона позволяет сделать вывод, что для признания действий (бездействия), решений органа, должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 39.19 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления многодетным семьям земельных участков бесплатно на территории Пермского края регулируется Законом от 01 декабря 2011 года N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" (далее - Закон N 871-ПК).

Согласно части 1 статьи 1 Закона N 871-ПК земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность: бесплатно; без торгов и предварительного согласования места размещения объекта; для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, садоводства, огородничества, животноводства.

Условия предоставления многодетной семье земельных участков определены в части 3 статьи 1 Закона N 871-ПК, к ним, помимо иного, отнесено следующее: члены многодетной семьи не имеют на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, расположенного на территории Пермского края, либо члены многодетной семьи имеют на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельный участок (земельные участки), расположенный на территории Пермского края, размер которого (которых в сумме) меньше предельного (минимального) размера, установленного градостроительными регламентами соответствующего муниципального образования Пермского края по месту расположения такого земельного участка (части земельного участка, земельных участков). До утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки муниципального образования применяются предельные (минимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с Законом Пермской области от 02 сентября 2003 года N 965-193 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность".

Учет многодетных семей в целях предоставления земельных участков осуществляется по их месту жительства на основании заявления многодетной семьи о предоставлении в собственность земельного участка в орган местного самоуправления Пермского края. Порядок ведения учета многодетных семей в соответствии с настоящим Законом определяется органами местного самоуправления Пермского края (часть 2 статьи 3 Закона N 871-ПК).

Исчерпывающий перечень оснований для снятия многодетных семей с учета органом местного самоуправления приведен в части 11 статьи 3 Закона N 871-ПК, в том числе выявление представленных многодетной семьей заведомо недостоверных сведений в документах, по результатам рассмотрения которых, многодетная семья принята на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка.

Законом Пермской области от 02.09.2003 № 965-193 (ред. от 19.12.2008) «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» (далее - Закон № 965-193) установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из материалов дела и установлено с учетом пояснения сторон, семья административного истца, состоящая из 5 человек, а именно, самого истца Долгова И.В., его супруги Долговой И.В., несовершеннолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является многодетной.

Глава многодетной семьи Долгов И.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в администрацию Чайковского городского поселения о принятии на учет многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка на территории Чайковского городского поселения для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), представил пакет документов.

На основании указанного заявления и представленных документов семья Долгова И.В. включена в реестр многодетных семей в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно, номер в реестре 632 на основании постановления Администрации Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, принятого в форме распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р семья Долгова И.В. снята с учета многодетных семей (л. д. 22).

Основанием к снятию с учета послужили сведения, содержащиеся в ЕГРП, согласно которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Долгов И.В. является правообладателем земельного участка (выписка на л. д. 21):

- с кадастровым , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> га, по адресу: <адрес>, территория СПК «Урал», регистрация права ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая исковые требования, и удовлетворяя их, суд исходит из того, что в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 года Президент Российской Федерации назвал проблему обеспечения жильем многодетных семей одной из самых острых и призвал создать для них "режим наибольшего благоприятствования".

В целях реализации указанного Послания Федеральным законом от 14.06.2011 N 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации" внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми граждане, имеющие трех и более детей, получили право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с указанным Федеральным законом в Пермском крае принят Закон от 01.12.2011 N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" (принят ЗС ПК 17.11.2011).

Вступивший в силу 1 марта 2015 года Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес существенные изменения в земельное законодательство в части управления и распоряжения земельными участками, вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот и целый ряд иных изменений, включая новые понятия и институты, которые существенным образом изменили ранее сложившуюся систему земельных отношений и повлияли на ее развитие.

В том числе внесены изменения в статью 39.5 ЗК РФ, согласно которой, предусмотрена возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, при установлении законом субъекта Российской Федерации соответствующих случая и порядка предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

В связи с чем, довод административного истца и его представителя о том, что целью принятия вышеуказанных нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровнях являлось обеспечение многодетных семей жильем путем обеспечения их земельными участками для указанных целей, по мнению суда, обоснованно заслуживает внимания, а исполнение указанных норм муниципалитетом призвано реализовать инициативу главы государства по их социальной поддержке на местах.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что при подаче заявления о постановке на учет для бесплатного предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома административный истец представил все необходимые документы в администрацию Чайковского городского поселения, в том числе правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером 59:12:000000:10, площадью 12,4 га, категория – земли сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства.

Право граждан, имеющих трех и более детей, к которым относится истец, на получение в собственность бесплатно земельного участка в качестве меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями гарантировано на федеральном уровне как Земельным кодексом Российской Федерации, так и Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", поэтому принимая многодетную семью на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, уполномоченный орган взял на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него.

На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 01 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 29 января 2004 года N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 27 декабря 2005 года N 502-О).

При оценке довода представителя административного ответчика о том, что наличие у истца, как члена многодетной семьи земельного участка на праве собственности земельного участка, с кадастровым , размер которого больше минимального размера, установленного Законом № 965-193, судом учтено, что эти обстоятельства истцом не оспариваются, но и не имеют правового значения, поскольку его категория - земли сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства по следующим основаниям.

В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 7, 8, 77, 78, 79) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

К сельскохозяйственным угодьям относят пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Сельскохозяйственные угодья не могут использоваться для строительства жилых домов. На землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения исключается индивидуальное жилищное строительство.

Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения предоставляются и предназначаются исключительно для нужд сельского хозяйства (целевое назначение) и могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (разрешенное использование), а индивидуальное жилищное строительство преследует иную цель - обеспечение физических лиц жильем. В связи с этим, строительство жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения для ведения сельхозпроизводства противоречит закону, а оспариваемое решение нарушает права административного истца, главы многодетной семьи на получение мер социальной поддержки.

По указанным основаниям судом отклоняется как ошибочный и не основанный на законе довод представителя административного ответчика о возможности строительства жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения для ведения сельхозпроизводства.

Поскольку при принятии оспариваемого решения о снятии многодетной семьи с учета для предоставления земельного участка для целей ИЖС уполномоченным органом не учтены вышеуказанные обстоятельства и требования закона, что нарушает права административного истца и членов его семьи, в том числе несовершеннолетних детей, находящихся под особой защитой государства, которым в силу ст. 7 Конституции Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка, то суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ввиду наличия совокупности, предусмотренных ст. 227 КАС РФ условий, как несоответствие оспариваемого решения закону и нарушении им прав административного истца.

В целях восстановления прав административного истца на ответчика следует возложить обязанность по восстановлению многодетной семьи Долгова И.В. на учете в целях бесплатного предоставления земельного участка для испрашиваемых им целей – для индивидуального жилищного строительства.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Долгова И.В. к Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о признании решения незаконным, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать решение Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, оформленное распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-р о снятии многодетной семьи Долгова И.В. в составе Долгова И.В., Долговой И.А., ФИО1, ФИО2, ФИО3 с учета многодетных семей для предоставления земельного участка в собственность бесплатно - незаконным.

Возложить на Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа обязанность - восстановить многодетную семью Долгова И.В. в составе Долгова И.В., Долговой И.В., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учете многодетных семей для предоставления земельного участка в собственность бесплатно в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья /подпись/ А.Н. Шлегель

Мотивированное решение составлено 25 мая 2021 года.

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи _____________________________________

(А.Н. Шлегель)

Секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Чайковского городского суда Пермского края

_____________________

(Д.Г. Бурнышева)

«_____» _____________ 20__ г

Решение _________________ вступило в законную силу.

Подлинный документ подшит в деле № 2а- 826/2021

УИД 59RS0040-01-2020-001435-23

Дело находится в производстве

Чайковского городского суда Пермского края