ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8274/2021 от 01.07.2021 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

23RS0041-01-2021-007296-84 К делу № 2а-8274/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июля 2021 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Бубновой Ю.А.,

секретаря судебного заседания Тихонова Д.Е.,

с участием помощника судьи Смолярова В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нестеренко Д.М, к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании действий (бездействия),

УСТАНОВИЛ:

Нестеренко Д.М, обратился в суд с административным исковым заявлением к АМО г. Краснодара и департаменту муниципальной собственности и городских земель АМО г. Краснодар о признании незаконным бездействия, выраженном в неисполнении просьб Административного истца сформировать земельный участок, площадь <данные изъяты> кв.м., из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства на территории смежной к принадлежащему ему земельному участку с кадастровым номером: (по южной границе) в соответствии с планом границ и каталогом координат; а также просит привести в соответствие с видом разрешенного использования предлагаемого к формированию земельного участка документы градостроительного зонирования и территориального планирования, и произвести обмен на договорной основе земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером: , на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся в муниципальной собственности. Также, просит суд обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет (без одновременной государственной регистрации прав) земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного согласно плану границ от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, на основании заявления Нестеренко Д.М,; обязать Административных ответчиков заключить с Административным истцом договор мены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 1909 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного согласно плану границ от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, и земельного участка, находящегося в собственности Административного истца, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером: , категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>; обязать департамент архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар привести в соответствие с видом разрешенного использования земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного согласно плану границ от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: г. Краснодар, ПВО, <адрес>, документы градостроительного зонирования и территориального планирования; обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю исправить реестровые ошибки в местоположении границ и площадях нежилых зданий (павильоны скважины), расположенных по адресу: <адрес>: площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером: и площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером: , на основании заявления Административного истца.

В судебном заседании представитель Административного истца требования иска поддержал, на их удовлетворении в полном объеме настаивал.

Представитель Административных ответчиков в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица ООО “Краснодар Водоканал” в судебном заседании полагался на усмотрение суда.

Иные лица, их представители в судебное заседание не явились. Причинах неявки суду не сообщили.

Суд, выслушав доводы каждой из сторон, изучив материалы административного дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Пунктами 3 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что Административный истец на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним и ФИО6, является собственником земельного участка, площадь: <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>.

С даты приобретения указанного земельного участка в свою собственность Административный истец его не использовал по назначению, к строительству капитальных объектов не приступал, иных построек не возводил по причине того, что жителями жилого района на спорном земельном участке была организована спортивная площадка общего пользования для организации детских игр, выгула домашних животных и прочее.

В настоящее время Административный истец желает реализовать свое право использовать принадлежащий ему земельный участок по назначению. Однако, указанные выше обстоятельства препятствуют ему в этом.

В связи с чем, Административный истец обратился в адрес Административного ответчика с заявлением о формировании земельного участка, площадь: <данные изъяты> кв.м., из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства на территории, смежной к принадлежащему ему земельному участку (по южной границе), в соответствии с планом границ и каталогом координат; о приведении в соответствие с видом разрешенного использования предлагаемого к формированию земельного участка документы градостроительного зонирования и территориального планирования; о произведении обмена на договорной основе земельного участка, площадь: <данные изъяты> кв.м., образуемого в результате раздела земельного участка, кадастровый , на земельный участок, площадь: <данные изъяты> кв.м., находящийся в муниципальной собственности.

ДД.ММ.ГГГГ из земельного участка, кадастровый , образован земельный участок, площадь: <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ департаментом архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар дан ответ, что решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ “О генеральном плане муниципального образования город Краснодар” утвержден генеральный план МО г. Краснодар, согласно которому спорный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

В связи с чем, суд не может принять доводы Административного ответчика о том, что спорный земельный участок находится в иной зоне застройки.

Так, в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории МО г. Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6, рассматриваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах г. Краснодар (Ж.1.1), где вид разрешенного использования “для индивидуального жилищного строительства (код классификатора 2.1), относится к основному виду разрешенного использования. Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности МО г. Краснодар, разрешение на строительство объекта капитального строительства не спорном земельном участке не выдавалось.

ДД.ММ.ГГГГ по поручению АМО г. Краснодар, департаментом муниципальной собственности и городских земель АМО г. Краснодар по результатам рассмотрения обращения Административного истца сообщено, что Департаментом ведется сбор дополнительной информации, необходимой для всестороннего рассмотрения вопроса, изложенного в обращении.

В соответствии с п. 2 ст. 39.21 Земельного Кодекса РФ, обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.

В силу п. 3.19 Свода правил 136.13330.2012 “Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения” (утв. приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ от ДД.ММ.ГГГГ/ГС), к объектам социальной инфраструктуры относятся, в частности, спортивные объекты.

Под объекта инженерной инфраструктуры понимаются объекты, обеспечивающие объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, централизованными системами водоснабжения, канализации дождевой канализации, теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, телефонизации и связи.

Согласно сведениям топографических планов, выполненных в июне 2015 года и марте 2016 года, объекты инженерной инфраструктуры: три кабельные линии 6 кВ, питающие линии скважин “Л1, Л2, Л3” водозабора “Ново-Западный” и два сборных водопровода диаметром 500 мм от водозабора “Ново-Западный”.

В 2017 году Административный истец заказывал рабочую документацию по выносу трех кабельных линий 6 кВ и сетей водопровода за границы земельного участка, кадастровый ,однако, ввиду предполагаемой значительной финансовой затратности предстоящих работ, указанные проекты реализованы не были.

В силу ч. 3 ст. 3 Земельного Кодекса РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 567 Гражданского Кодекса РФ, к договору мены применяются правила о купле-продажи, если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом, каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Согласно ч. 1 ст. 37 Земельного Кодекса РФ, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с п. 9 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ч. 14 ст. 41 настоящего Федерального закона

В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Согласно сведения Публичной кадастровой карты в границах подлежащего формированию земельного участка расположены нежилые здания (павильоны, скважины), площадь: <данные изъяты> кв.м., кадастровый , площадь: <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенные по адресу: <адрес>, находящиеся в муниципальной собственности, и, фактически, расположенные за границами подлежащего формированию земельного участка.

Определением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 09.06.2021 по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО “Юг-Регион-Оценка”.

Согласно выводам Экспертного заключения ООО “Юг-Регион-Оценка” от ДД.ММ.ГГГГ, имеется реестровая ошибка в ЕГРН в отношении следующих объектов: , которая заключается в расположении зданий павильонов скважин (экспертируемые объекты), расположенных на испрашиваемой части земельного участка, находящейся в муниципальной собственности. Испрашиваемый земельный участок расположен вне границ ЗСО режима (первый пояс). Строительство жилого дома вблизи ЗСО строгого режима (первый пояс) возможно на расстоянии не менее 30 м от водозабора, в отдельных случаях допускается сокращать это расстояние при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Прецеденты расположения ЗУ для ИЖС во втором защитном поясе ЗСО имеются.

У суда не имеется оснований не доверять выводам Экспертного заключения ООО “Юг-Регион-Оценка». Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

В силу ч. 3-4 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

В силу ч. 2 ст. 3.3. Федерального Закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ “О введении в действие Земельного Кодекса РФ”, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В силу ч. 1 ст. 19 Земельного Кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

МО г. Краснодар наделено статусом городского округа Законом Краснодарского края от 10.03.2004 № 670-КЗ “Об установлении границ МО г. Краснодар и наделении его статусом городского округа”.

Пунктом 1 ст. 44 решения городской Думы Краснодара от 19.07.2003 № 37 п. 1 “О принятии Устава МО г. Краснодар” определено, что распорядительным органом МО г. Краснодар является исполнительно-распорядительным органом МО г. Краснодар, в структуру которого входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы; отраслевыми (функциональными) органами являются также департаменты.

Решением городской Думы Краснодара от 15.12.2005 № 4 п. 19 “Об утверждении Положения о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар” установлено, что Департамент является отраслевым органом АМО г. Краснодар, одной из основных задач которого является подготовка материалов по вопросам распоряжения земельными участками на территории МО г. Краснодар, в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет также функцию по заключению договоров, предметом которых является передача земельных участков в собственность.

С учетом изложенного, названных норм закона, суд приходит к выводу, что требования административного иска Нестеренко Д.М, являются законными и обоснованными, а решения органа власти составленными в нарушение нормам и требований действующего Законодательства РФ, в связи чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления Нестеренко Д.М, к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании действий (бездействия) - удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администрации муниципального образования город Краснодар и департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, выраженные в неисполнении просьб Нестеренко Д.М, сформировать земельный участок, площадь <данные изъяты> кв.м., из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства на территории смежной к принадлежащему ему земельному участку с кадастровым номером: (по южной границе) в соответствии с планом границ и каталогом координат.

Привести в соответствие с видом разрешенного использования предлагаемого к формированию земельного участка документы градостроительного зонирования и территориального планирования, и произвести обмен на договорной основе земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером: на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся в муниципальной собственности.

Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет (без одновременной государственной регистрации прав) земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного согласно плану границ от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, на основании заявления Нестеренко Д.М.

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар заключить с Нестеренко Д.М, договор мены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного согласно плану границ от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, и земельного участка, находящегося в собственности Административного истца, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером: категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать департамент архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар привести в соответствие с видом разрешенного использования земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного согласно плану границ от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, документы градостроительного зонирования и территориального планирования.

Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю исправить реестровые ошибки в местоположении границ и площадях нежилых зданий (павильоны скважины), расположенных по адресу: <адрес>: площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером: и площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером: на основании заявления Административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 08.07.2021.

Председательствующий: