Дело № 2а-827/2019 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.С., при секретаре Цукановой Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Севастополя, начальнику Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя ФИО2, Дирекции строительства Севастополя, об оспаривании распоряжений, УСТАНОВИЛ: Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к ответчикам, в котором просит признать незаконными распоряжения Правительства Севастополя № от 01.11.2018 года, №-№ от 15.11.2018 года о списании государственного имущества согласно приложениям; обязать Дирекцию строительства г. Севастополя воздержаться от совершения действий, могущих повредить или уничтожить объекты, указанные в спорных распоряжениях. В обоснование административного иска указывает, что в список объектов, подлежащих списанию, включены, в том числе, объекты культурного наследия, расположенные на территории объекта культурного наследия с системой внутрикомплексных объектов «Форт Меньшиков» по адресу: <адрес>, тогда как проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, иных работ осуществляются при наличии заключения историко-культурной экспертизы, которая проведена не была. Определением Ленинского районного суда г. Севастополя от 12.02.2019 года в принятии административного иска в части обязания Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя наложить административный штрафы в отношении «Дирекции строительства (г. Севастополь») в соответствии с положениями КоАП РФ; признать незаконным начало освоения земельного участка <адрес> в городе Севастополе отказано. Определением судебного заседания от 06.03.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Фонд «Национальное культурное наследие», Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя. В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Представитель административного ответчика Правительства Севастополя ФИО3 просил в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Представители административного ответчика – начальника Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя ФИО4 и ФИО5 просили в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Представители заинтересованного лица Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя ФИО4 и ФИО5 просили в удовлетворении административного иска отказать. Представитель заинтересованного лица Фонд «Национальное культурное наследие» ФИО6 в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, предоставив письменные возражения. Выслушав пояснения административного истца, представителей административных ответчиков, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии указанной совокупности условий требования о признании недействительным ненормативного правового акта удовлетворению не подлежат. Пунктом 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 года № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» предусмотрено, что государственная собственность Украины, находящаяся до принятия настоящего решения на территории города-героя Севастополя, является собственностью города Севастополя. 18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым заключен Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. В силу статей 1, 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 18.03.2014, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее - Закон №46-ЗС) право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя, независимо от государственной регистрации данного права, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признается правом собственности города Севастополя. Пунктом 1, 2 статьи 214 ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Частью 1 статьи 31 Устава города Севастополя, частью 1 статьи 5 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее - Закон города Севастополя № 5-ЗС), статьей 2 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя» (далее - Закон города Севастополя № 6-ЗС) установлено, что исполнительную власть в городе Севастополе осуществляют Губернатор города Севастополя, Правительство Севастополя и исполнительные органы государственной власти города Севастополя. Пункт 7 части 2 статьи 34 Устава города Севастополя, пункт 2 части 1 статьи 25 Закона города Севастополя № 5-ЗС устанавливают, что Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти. На основании пункта 1 статьи 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации. Согласно ст.3, п.1 ст.6 Закона города Севастополя № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя. Частью 1 статьи 35 Устава города Севастополя, частью 3 статьи 10 Закона города Севастополя № 6-ЗС предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти города Севастополя на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора города Севастополя издают приказы и распоряжения. Из анализа вышеуказанных норм закона, следует, что город федерального значения Севастополь в лице Правительства Севастополя является собственником спорного объекта недвижимости в силу закона, который в силу положений ст.209 ГК вправе распоряжаться этим имуществом по собственному усмотрению. Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 08.08.2018 №11243-РДЗ в Реестр собственности города Севастополя включено недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка №35 по адресу: <...>. Одновременно, принятым распоряжением недвижимое имущество предоставлено Фонду проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» на праве безвозмездного пользования. между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Фондом проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» заключен договор безвозмездного пользования имуществом, находящимся в собственности города Севастополя № 31-18БП. 24 июня 2016 года постановлением Правительства Севастополя №619- ПП утвержден Порядок списания государственного, находящегося в собственности города Севастополя (далее - Порядок №619), устанавливающий процедуру списания основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, находящихся в собственности города Севастополя (далее - имущество Севастополя). На момент принятия Правительством Севастополя обжалуемых ненормативных правовых актов Порядок №619 действовал в редакции от 06.03.2018. Списание имущества Севастополя представляет собой комплекс действий, связанных с признанием имущества Севастополя непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, недостачи или хищения (пункт 2 Порядка №619). Пунктом 4 Порядка №619 определены основания для списания имущества Севастополя, в том числе, полный физический износ, невозможность или экономическая нецелесообразность его восстановления (ремонта, реконструкции, модернизации); несоответствие технического состояния имущества требованиям нормативно-технической документации, иным нормам, установленным государственными органами, если при этом невозможно или нецелесообразно его восстановление (ремонт, реконструкция, модернизация), а также когда имущество Севастополя не может быть приватизировано (реализовано). До получения согласия на списание имущества Севастополя разборка, демонтаж или ликвидация такого имущества не допускаются. Согласно пункта 8 Порядка №619 Комиссии по списанию имущества Севастополя осуществляет следующие полномочия: исследует имущество Севастополя, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации; принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества Севастополя, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, конструкций и материалов от имущества; устанавливает причины списания имущества Севастополя, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества; готовит заключение о техническом состоянии подлежащего списанию имущества Севастополя с указанием причин невозможности его дальнейшего использования и (или) нецелесообразности восстановления; подготавливает акт о списании имущества Севастополя в зависимости от вида списываемого имущества, составленный в соответствии с утвержденными унифицированными формами первичной учетной документации, содержащий обязательные реквизиты, установленные законодательством Российской Федерации, и включающий компетентные выводы Комиссии; формирует пакет документов в соответствии с разделами 17-21 настоящего Порядка. Списание имущества Севастополя, включенного в состав имущественной казны города Севастополя и переданного в безвозмездное пользование, осуществляется в отношении недвижимого имущества независимо от его стоимости, на основании решения Правительства Севастополя о списании имущества (пункт 16 Порядка №619). При рассмотрении вопроса о списании объектов имущественной казны города Севастополя уполномоченный орган направляет обращение в адрес Государственного казенного учреждения города Севастополя «Фонд государственного имущества», предметом деятельности которого является осуществление мероприятий по списанию объектов казны, с целью формирования пакета документов (пункт 23 Порядка №619). Судом установлено, что 24.10.2018 года ГКУ «Фонд государственного имущества» в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направлены документы для списания 14 объектов государственного имущества, находящего в казне города Севастополя, расположенного по адресу: <адрес>. 25.10.2018 года состоялось заседание Комиссии по списанию государственного имущества, по результатам которой принято заключение о целесообразности списания имущества (14 объектов), поскольку все здания находятся в неудовлетворительном состоянии, имеется опасность разрушения. Кроме того, комиссией принят во внимание отчетом по обмерам и обследованию здания 54-го Механического завода№К-18/0798-54. Правительство Севастополя в рамках наделенных полномочий в соответствии с Порядком № приняло решение о списании государственного имущества, находящегося в казне города Севастополя. ГКУ «Фонд государственного имущества» в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направлены документы для списания 43 объектов государственного имущества, находящего в казне города Севастополя, расположенного по адресу: <адрес>, состоялось заседание Комиссии по списанию государственного имущества. Учитывая то, что объекты недвижимости находятся в неудовлетворительном, аварийном состоянии, имеется опасность обрушения, а также результаты проведенных ООО «<данные изъяты>», ООО <данные изъяты>» исследований, оформленных отчетами по обмерам и обследованию зданий 54-го Механического завода, 24-го завода ЖБИ №№№ Комиссия посчитала целесообразным списать недвижимое имущество. Правительство Севастополя в рамках наделенных полномочий в соответствии с Порядком № приняло решение о списании государственного имущества, находящегося в казне города Севастополя. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые распоряжения приняты административным ответчиком в пределах полномочий, в соответствии с нормами законодательства о списании государственного имущества, находящего в казне города Севастополя. Выражая несогласие с оспариваемыми распоряжениями, ФИО1 ссылался на списание указанными распоряжениями, в том числе объектов культурного наследия. Согласно положениям статьи 16.1 Федеральном законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон 73-ФЗ) региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия). Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр. В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона 73-ФЗ после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы. Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, указанных в статье 30 Закона 73-ФЗ, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы установлены Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе», согласно которому Министерство культуры Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 7 указанного Положения, осуществляет аттестацию экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации. Так, по результатам проведения археологических полевых работ на указанном земельном участке, приказом Управления от 27.12.2018 № 1181 «О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Форт Меншиков» с системой внутрикомплексных объектов», расположенного: <адрес> (территории памятника истории регионального значения «Скульптурная композиция «Солдат и матрос», памятника истории регионального значения «Оборонительная стена 7-го бастиона» и территории завода № 54), включен в перечень выявленных объектов культурного наследия». Управлением в адрес пользователя указанного земельного участка - Фонда проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» (далее - Фонд) направлены письма от 15.01.2019 и от 17.01.2019 с указанием необходимости выполнения комплекса мероприятий по изучению и сохранению выявленного объекта культурного наследия. Управлением были получены от Фонда следующие документы: Проектная документация. Раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства». Мероприятия по сохранению объекта культурного наследия. СГМ18-1334.СВС-ОКН. Том 7.1; Акт государственной историко-культурной экспертизы раздела проектной документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия при производстве демонтажа объектов капитального строительства в связи с реализацией проекта «Музейный и театральнообразовательный комплексы в г. Севастополе. 3 этап. Подготовка территории строительства. Реконструкция существующих инженерных сетей. Участок 91:03001001:1334». г. Управлением в адрес Фонда было направлено письмо о согласовании предложенных мероприятий по сохранению объекта культурного наследия при демонтаже объектов, подлежащих сносу в районе объектов культурного наследия «Форт Меншиков» и «Оборонительная стена 7-го бастиона», а также о согласовании заключения ГИКЭ. Сведений о принадлежности списанного имущества к объектам культурного наследия не представлено и судом такие данные не установлены; из пояснений представителя Фонда следует, что списанное имущество, указанное в распоряжениях в настоящее время снесены. Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов. При этом доказательств нарушения обжалуемыми распоряжениями в части списания государственного имущества, прав и законных интересов административного истца судом также не установлено. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется. Руководствуясь статьями 175-189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Административный иск ФИО1 оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме. В окончательной форме решение принято 07.03.2019 года. Судья Ю.С. Степанова |