УИД 91RS0023-01-2021-001665-32
Дело № 2а-827\2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2021 года.
Решение суда принято в окончательной форме 17 декабря 2021 года.
17 декабря 2021 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи - Ильичевой Н.П.,
при секретаре - Басюл Я.В.,
с участием представителя истцов - ФИО1
представителя административного ответчика - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5, ФИО6, ФИО7, представителя ФИО1 к Администрации Черноморского района Республики Крым, Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, Черноморскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица, - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совет Министров Республики Крым, Министерство сельского хозяйства Республики Крым, Южное региональное управление Россельхознадзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, о признании отказа органа местного самоуправления незаконным, о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, в интересах ФИО5, ФИО6, ФИО7, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Черноморского района Республики Крым, Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совет Министров Республики Крым, Министерство сельского хозяйства Республики Крым, Южное региональное управление Россельхознадзор Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, о признании отказа органа местного самоуправления незаконным, о понуждении совершить определенные действия.
Административные требования обоснованы тем, что истцу ФИО3 принадлежат на праве собственности земельные участки для сельскохозяйственного использования: в целом с кадастровым номером № (категория земли – сельскохозяйственного назначения), расположенный по адресу: ФИО4, <адрес>, на территории Межводненского сельского совета, участок №; в целом с кадастровым номером № (категория земли - сельскохозяйственного назначения), расположенный по адресу: ФИО4, <адрес>;
4/5 доли с кадастровым номером № (категория земли - сельскохозяйственного назначения), расположенный по адресу: ФИО4, <адрес>, <адрес>; 4/5 доли с кадастровым номером № (категория земли - сельскохозяйственного назначения), расположенный по адресу: ФИО4, <адрес>. Истцу ФИО6, принадлежат на праве собственности земельные участки для сельскохозяйственного использования: в целом с кадастровым номером № (категория земли - сельскохозяйственного назначения), расположенный по адресу: ФИО4, <адрес>; 1/5 доли с кадастровым номером № (категория земли - сельскохозяйственного назначения), расположенный по адресу: <адрес>;
1/5 доли с кадастровым номером № (категория земли - сельскохозяйственного назначения), расположенный по адресу: ФИО4, <адрес>, <адрес>. Истцу ФИО8, принадлежит на праве собственности земельный участок для сельскохозяйственного использования с кадастровым номером №. Истцы полагают, что земельные участки с кадастровыми номерами: № невозможно использовать в сельскохозяйственных целях в соответствии с классификатором видов разрешенного использования утверждённых 10 ноября 2020 года № П/0412. Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК не может изменить вид разрешенного использования по всем испрашиваемым земельным участкам на: для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, в связи с присвоенной испрашиваемым земельным участкам зоной, отличающейся от сельскохозяйственной градостроительной зоны, а именно - зоны рекреации, зона отдыха и туризма Р4. Полагают, что вышеуказанным земельным участкам необходимо изменить категорию: с сельскохозяйственного назначения на категорию, при которой допустима рекреационная деятельность. В действующем российском законодательстве существуют лишь две категории, при которых допустима рекреационная деятельность, а именно: земли населенных пунктов; земли особо охраняемых территорий и объектов. Решением Черноморского районного совета РК 115 внеочередного заседания 1 созыва от 5 октября 2018 года № 1059 был утверждён Генеральный план Муниципального образования Межводненского сельского поселения, Черноморского района, Республики Крым, на котором данные земельные участки вошли в функциональную зону рекреации зону отдыха и туризма. Решением Черноморского районного совета РК 115 заседания 1 созыва от 29 августа 2019 года № 1373 были утверждены правила землепользования и застройки, муниципального образования Межводненское сельское поселение, Черноморского района, Республики Крым, на котором указанные земельные участки вошли в зону Р4 – Зона объектов отдыха и туризма, один из основных видов разрешенного использования которой, согласно установленных градостроительных регламентов зоны (Р4), является «Гостиничное обслуживание – размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды». Согласно статье 23, п8, п1, п3, п4 пп 1, п. 7-пп. 1, пп. 2, пп. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, № 190-ФЗ в Генеральном плане (материалах по обоснованию Генерального плана а так же положению о территориальном планировании) содержится информация, которая отображает принадлежность к зонам земельных участков, к размещению на территории Межводненского сельского поселения Схемой территориального планирования Черноморского муниципального района предложены инвестиционные площадки в сфере развития туристско-рекреационной сферы: в <адрес> (3 объекта), в с Водопойное (1объект), в <адрес> (1 объект). <адрес> границы рекреационной зоны Межводненского сельского поселения составляет – 420,4 га. В Генеральном плане Муниципального образования Межводненского сельского поселения, утверждённом Советом ФИО4 Республики ФИО4, отображена информация, доказывающая, что земельные участки с кадастровыми номерами: № были включены в зону рекреации – подраздел земли отдыха и туризма с четкими границами и общей площадью зоны Рекреации отдыха и туризма – 420,4 га. В связи, с чем истцы приняли совместное решение по установлению (изменению) категории земель (из земель сельскохозяйственного назначения, на - земли населенных пунктов). На территории Межводненского сельского поселения на сегодняшний день не создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. Истцы полагают, что только Администрация Черноморского района Республики Крым имеет полномочия на создание порядка отнесения земель муниципального образования Межводненское сельское поселение к землям особо охраняемых территорий местного значения. Администрация Черноморского района Республики Крым отказала истцам в создании порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий и объектов рекреационного назначения местного значения. Истцы полагают, что отказ Администрации Черноморского района Республики Крым в создании и утверждении порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий рекреационного назначения местного значения и утверждении порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения местного значения на территории Черноморского района нарушает их права. Истцы просят: признать отказ администрации Черноморского района Республики Крым в создании и утверждении порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий рекреационного назначения местного значения и утверждении порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения местного значения на территории Черноморского района от 30 июля 2021 года, - незаконным; в условиях требования Федерального законодательства обязать администрацию Черноморского района Республики Крым создать и утвердить порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий рекреационного назначения местного значения и утвердить порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения местного значения на территории Черноморского района.
15.11.2021 Определением суда привлечен к участию в деле, в качестве ответчика, Черноморский районный совет Республики Крым.
В судебное заседание административные истцы ФИО5, ФИО6, ФИО7 не явились, извещены надлежаще, обеспечили явку своего представителя.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1 поддержала исковые требования по основаниям указанным в иске, также предоставила суду письменную Позицию относительно возражений администрации Черноморского района по административному делу № 2а-827/2021, согласно которым истцы считают возражения незаконными и необоснованными.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Администрации Черноморского района Республики Крым, - ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований, предоставила в суд письменные возражения, согласно которым, в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 27 Устава муниципального образования Черноморский район Республики Крым к компетенции Представительного органа местного самоуправления (Черноморский районный совет Республики Крым) относится установление в соответствии с настоящим Уставом порядка реализации правотворческой инициативы граждан. Существует определенная процедура правотворческой инициативы, которая обязательна для применения всеми гражданами. Решением 37 заседания Черноморского районного совета Республики Крым 1 созыва от 28 августа 2015 года № 291 утверждено Положение о правотворческой инициативе граждан в муниципальном образовании Черноморский район Республики Крым (далее – Положение). В силу п. 1.5 указанного положения субъектом правотворческой инициативы является инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом (далее - инициативная группа), которая реализует правотворческую инициативу путем внесения проектов муниципальных правовых актов в органы и должностным лицам местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, согласно Уставу муниципального образования Черноморский район Республики Крым. Согласно п. 2.1 названного Положения формирование инициативной группы по внесению проектов муниципальных правовых актов осуществляется на основе волеизъявления граждан на собраниях, сходах жителей муниципального образования Черноморский район Республики Крым, в трудовых коллективах и т.п. Проанализировав нормы Положения, сделан вывод о том, что инициативная группа создана не была, решение о ее создании не было предоставлено ни администрации, ни суду. Кроме того, административные истцы постоянно проживают на территории других муниципальных образований, на территории других субъектов Российской Федерации, о чем они сами указывают в своем исковом заявлении. В связи с чем, быть членом инициативной группы не могут, равно как и вносить проекты муниципальных правовых актов, проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в действующие муниципальные правовые акты либо признании их утратившими силу в органы и должностным лицам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым по вопросам местного значения.
Представитель административного ответчика Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, заявлений, возражений в суд не подавал.
Представитель административного ответчика Черноморского районного совета Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, подал в суд заявление, просил рассматривать дело без участия представителя; также подал в суд письменные возражения от 15.12.2021, в удовлетворении исковых требований просил отказать, также полагает, что перевод земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом исполнительной власти субъектов РФ, в данном случае Советом министров Республики Крым, в связи с чем, требования истца заявлены к ненадлежащему ответчику.
Представитель заинтересованного лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, заявлений, возражений в суд не подавал.
Представитель заинтересованного лица - Совета Министров Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, заявлений, возражений в суд не подавал.
Представитель заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, подал в суд письменные пояснения, в которых указал, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с отнесением земель к землям рекреационного назначения. Подтверждение исключительности случая обусловлено требованием статьи 79 ЗК РФ, согласно которому сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В рассматриваемом случае, доказательства или обоснования необходимости и исключительности перевода земельных участков сельскохозяйственного назначения № не представлены. В целях сохранения приоритета охраны земли, как важнейшего средства производства в сельском хозяйстве, в целях обеспечения продовольственной безопасности перед использованием земли для ее застройки, перевод земель сельскохозяйственных угодий в земли рекреационного назначения представитель заинтересованного лица считает возможным при условии предоставления доказательств их непригодности для ведения сельского хозяйства. Кроме того, генеральный план Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым утвержден в редакции, не согласованной с Министерством. В частности, указанные земельные участки необоснованного отнесены к зоне отдыха и туризма без согласования с Министерством. В ходе совещания 08.11.2019 Министерством указано администрации Черноморского района и администрации Межводненского сельского поселения на недопустимость необоснованного перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов и проектных решений в документах территориального планирования, предусматривающих установление градостроительных регламентов на сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем, администрации Черноморского района поручено провести работу о внесении изменений в генеральные планы сельских поселений Черноморского района в части исключения из границ населенных пунктов и отнесению к функциональной зоне сельскохозяйственных угодий земельных участков сельскохозяйственного назначения, не согласованных с Министерством. Также, согласно распоряжению Главы Республики Крым «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» от 05.11.2019 № 563-рг, на территории Республики Крым установлен запрет на изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилую застройку. Просит в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица Южного регионального управления Россельхознадзор Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, заявлений, возражений в суд не подавал.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, заслушав представителя истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1, ч.8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов; пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании установлено, что истцы обратились в суд в установленные законом процессуальные сроки.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно Приказа Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 (ред. от 16.09.2021) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 и подпунктом 5.26(7.19) пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков согласно приложению к настоящему приказу; под кодом 1.0 в Приложении указан вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, описание вида разрешенного использования земельного участка: ведение сельского хозяйства; содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Судом установлено, что ФИО5 принадлежат на праве собственности земельные участки для сельскохозяйственного использования, в целом: с кадастровым номером № (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), расположенный по адресу: ФИО4, <адрес>; с кадастровым номером № (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), расположенный по адресу: ФИО4, <адрес>, <адрес>; также ФИО5 принадлежат на праве долевой собственности земельные участки для сельскохозяйственного использования: 4/5 доли земельного участка с кадастровым номером № (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), расположенный по адресу: ФИО4, <адрес>, <адрес>; 4/5 доли земельного участка с кадастровым номером № (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Выписками из ЕГРН и ответом Черноморского районного отдела Госкомрегистра № 49-11/1598 от 10.11.2021 (л.д. 22-25, 30-33, 128)
Судом установлено, что ФИО6, принадлежат на праве собственности земельные участки для сельскохозяйственного использования: в целом с кадастровым номером № (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), расположенный по адресу: ФИО4, <адрес>, Межводненский сельский совет, участок №; 1/5 доли земельного участка с кадастровым номером № (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), расположенный по адресу: <адрес> 1/5 доли земельного участка с кадастровым номером № (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Выписками из ЕГРН и ответом Черноморского районного отдела Госкомрегистра № 49-11/1598 от 10.11.2021 (л.д. 26-27, 30-33, 128).
Судом установлено, что ФИО7, принадлежит на праве собственности земельный участок для сельскохозяйственного использования с кадастровым номером №, что подтверждается Выпиской из ЕГРН и ответом Черноморского районного отдела Госкомрегистра № 49-11/1598 от 10.11.2021 (л.д. 28-29, 128).
На основании вышеизложенного, спорные земельные участки принадлежат истцам на праве собственности, в связи с чем, довод представителя ответчика – Черноморского районного совета Республики Крым о том, что надлежащим ответчиком по делу является Совет министров Республики Крым, необоснованный.
Судом установлено, что 5 октября 2018 года, на 115 внеочередном заседании 1 созыва был утверждён Генеральный план Муниципального образования Межводненского сельского поселения, Черноморского района, Республики Крым, на котором заявленные истцами земельные участки вошли в функциональную зону рекреации зону отдыха и туризма (т.1 л.д.44,45).
Судом установлено, что 29 августа 2019 года, на 133 заседании 1 созыва были утверждены правила землепользования и застройки, муниципального образования Межводненское сельское поселение, Черноморского района, Республики Крым (т.1 л.д.43).
Судом установлено, что в Генеральном плане Межводненского сельского поселения, утверждённым Советом министров Республики Крым, отображена информация, согласно которой земельные участки с кадастровыми номерами № были включены в зону рекреации – подраздел земли отдыха и туризма, что подтверждается Выкопировкой из карты градостроительного зонирования муниципального образования Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым (т.1 л.д.75).
Судом установлено, что Генеральный план Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым утвержден в редакции, не согласованной с Министерством сельского хозяйства Республики Крым; земельные участки с кадастровыми номерами № отнесены к зоне отдыха и туризма без согласования с Министерством сельского хозяйства Республики Крым.
Согласно письменным пояснениям Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 19.11.2021 № 9.3/158, в ходе совещания 08.11.2019 Министерством указано администрации Черноморского района и администрации Межводненского сельского поселения на недопустимость необоснованного перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов и проектных решений в документах территориального планирования, предусматривающих установление градостроительных регламентов на сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем, администрации Черноморского района поручено провести работу о внесении изменений в генеральные планы сельских поселений Черноморского района в части исключения из границ населенных пунктов и отнесению к функциональной зоне сельскохозяйственных угодий земельных участков сельскохозяйственного назначения, не согласованных с Министерством (т.1 л.д. 158-161).
Судом установлено, что на обращение ФИО6, Министерством Экономического развития Российской Федерации от 20.02.2020 № ОГ-Д23-2025 было направлено разъяснение, а именно: возможность осуществления рекреационной деятельности предусмотрена в составе земель особо охраняемых территорий и объектов (статья 94 Земельного кодекса) и за пределами границ населенных пунктов в случае перевода земельного участка в соответствующую категорию земель (т.1 л.д.69-70).
Согласно ч.1 ст. 5 Закон Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК (ред. от 26.06.2020) категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу:
1) жилой и общественной застройки - землями населенных пунктов;
2) сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, - землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;
3) природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если данные земельные участки предоставлены организациям, осуществляющим охрану объектов окружающей среды, и находятся вне границ населенного пункта, в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов, а в прочих случаях - к категории земель, в границах которой допускается деятельность, осуществляемая на земельном участке;
4) оздоровительного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;
5) рекреационного назначения, за исключением участков, предназначенных для дачного строительства, - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;
6) историко-культурного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;
7) лесохозяйственного назначения - землями лесного фонда, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;
8) водного фонда - землями водного фонда, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;
9) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения - землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов.
Согласно распоряжению Главы Республики Крым «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» от 05.11.2019 № 563-рг, на территории Республики Крым установлен запрет на изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилую застройку.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (часть 2 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суду не предоставлено доказательств того, что на вышеуказанных земельных участках, принадлежащих истцам, расположены объекты, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, что могло бы нарушать права истцов в пользовании данными объектами.
Решением Черноморского районного совета Республики Крым № 291 от 28 августа 2015 года утверждено Положение о правотворческой инициативе граждан в муниципальном образовании Черноморский район Республики Крым (далее – Положение).
Согласно п. 1.5 Положения, субъектом правотворческой инициативы является инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом (далее - инициативная группа), которая реализует правотворческую инициативу путем внесения проектов муниципальных правовых актов в органы и должностным лицам местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, согласно Уставу муниципального образования Черноморский район Республики Крым
Согласно п. 3.1 Положения, в целях реализации правотворческой инициативы инициативная группа граждан вносит в органы местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта, документы, в том числе проект муниципального правового акта; пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости
принятия муниципального правового акта, его целей и основных положений.
Судом установлено, что 30.07.2021 № 02-14/9418/1 Администрация Черноморского района Республики Крым на заявление от 02.07.2021, в адрес ФИО6 направила ответ, согласно которому, в настоящее время нормативный правовой акт, регулирующий порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий (рекреационного значения) на территории Черноморского района отсутствует; кроме того, отсутствует закон Республики Крым, регулирующий порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий, в связи с чем, отсутствует возможность разработать вышеуказанный порядок на уровне муниципального образования; в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки, расположены за пределами границ населенных пунктов, не относятся к муниципальной собственности, отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, учитывая отсутствие нормативных правовых актов регулирующих порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий на региональном уровне, рассмотреть вопрос отнесения указанных земель к землям рекреационного назначения не представляется возможным (л.д.21).
Суд, изучив поданное истцами заявление от 29.06.2021, адресованное Главе администрации Черноморского района ФИО9, дата регистрации 02.07.2021 (далее - Заявление от 29.06.2021), приходит к выводу, что истцы фактически обратились с требованиями, в том числе с требованием правотворческой инициативы о создании порядка отнесения земель Черноморского района Республики Крым к землям особо охраняемых территорий (рекреационного назначения) местного значения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем, суд приходит к выводу, что истцами не соблюден порядок обращения с нормотворческой инициативой, утвержденный вышеуказанным Положением; кроме того, истцы не проживают на территории муниципального образования Черноморский район Республики Крым, в связи с чем, не являются субъектами правотворческой инициативы.
Суд относится критически к доводам истцов о том, что они не являются инициативной группой, которая создала собственный проект муниципального правового акта, в связи с тем, что в материалах дела содержится: Проект об особо охраняемой территории (рекреационного назначения) местного значения муниципального образования Межводненского сельского поселения Черноморского района, Республики Крым «Песчаное» (л.д. 48-50); пояснительная записка о возможности создания особо охраняемой территории Местного значения на территории Межводненского сельского поселения, Черноморского района, Республики (л.д.51-55), которые подготовлены и предоставлены истцами, что подтверждается мотивировочной частью искового заявления, а именно: «нами было разработано Положение о создании особо охраняемой территории местного значения и в разный промежуток времени, дважды было направлено два соответствующих заявления в Черноморскую районную администрацию Республики Крым с необходимым перечнем документов на создание порядка отнесения земель к особо охраняемым территориям и объектам».
Кроме того, требования № 1 Заявления от 29.06.2021 об отнесении смежных земельных участков, принадлежащих истцам с местоположением Республика Крым, Черноморский район, на территории Межводненского сельского совета, общей площадью 72930 кв.м. к землям особо охраняемых территорий (рекреационного назначения) местного значения Черноморского района Республики Крым, - не могли быть рассмотрены, в связи с тем, что не создан и не утвержден Порядок отнесения земель Черноморского района Республики Крым к землям особо охраняемых территорий (рекреационного назначения) местного значения, что было достоверно известно истцам при подачи вышеуказанного заявления.
Требования № 2 Заявления от 29.06.2021 об утверждении границы особо охраняемой территории (рекреационного назначения) местного значения муниципального образования Межводненское сельское поселение, Черноморского района Республики Крым «Песчаное» для размещения гостиничного комплекса, - не могли быть рассмотрены, в связи с тем, что нет особо охраняемой территории (рекреационного назначения) местного значения муниципального образования Межводненское сельское поселение, Черноморского района Республики Крым «Песчаное», условное название территории определили истцы.
Требования № 3 Заявления от 29.06.2021 об утверждении положения особо охраняемой территории (рекреационного назначения) местного значения муниципального образования Межводненское сельское поселение, Черноморского района Республики Крым «Песчаное» для размещения гостиничного комплекса, - также не могли быть рассмотрены, по вышеуказанным обоснованиям.
Требования № 4 Заявления от 29.06.2021 о возложении обязанности по содержанию и контролю санитарного состояния рекреационной зоны, контролю над соблюдением особого режима на территории рекреационной зоны соответствующим контролирующим органам, - также не могли быть рассмотрены, по вышеуказанным обоснованиям.
На основании вышеизложенного, суд считает ответ Администрации Черноморского района Республики Крым от 30.07.2021 № 02-14/9418/1 на заявление истцов от 29.06.2021 (вх. от 02.07.2021), законным и обоснованным.
Истцы, как на обоснование своих требований ссылаются на Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым № 33а-10287/2020 от 08 декабря 2020 года, которым было установлено, что администрация Черноморского района создает Порядок отнесения к особо охраняемым территориям и объектам рекреационного назначения местного значения.
В судебном заседании представитель администрации Черноморского района пояснила, что действительно в полномочия администрации Черноморского района входит создание Порядка отнесения к особо охраняемым территориям и объектам рекреационного назначения местного значения, однако при наличии определенных условий: принятие нормативных правовых актов регулирующих порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий на региональном уровне или внесение инициативной группой проекта муниципального правового акта в соответствии с Положением, утвержденным решением Черноморского районного совета от 28.08.2015 № 291; в настоящее время на региональном уровне нормативно-правовой акт не принят, о чем был дан ответ; инициативная группа не создана, в связи с чем, никто не вносил соответствующий проект на рассмотрение.
Суд относится критически к доводам истцов о том, что администрация Черноморского района в рамках утверждения ПЗЗ и Генерального плана отнесла большую часть прибрежной зоны Черноморского района к зоне рекреации (включая земли за границами населенных пунктов), в связи с чем, администрация Черноморского района обязана создать порядок отнесения рекреационных земель в зону особо охраняемых территорий рекреационного назначения местного значения, в связи с тем, что в судебном заседании установлено, что Министерством сельского хозяйства Республики Крым, в ходе совещания 08.11.2019 указано администрации Черноморского района и администрации Межводненского сельского поселения на недопустимость необоснованного перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов и проектных решений в документах территориального планирования, предусматривающих установление градостроительных регламентов на сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем, администрации Черноморского района поручено провести работу о внесении изменений в генеральные планы сельских поселений Черноморского района в части исключения из границ населенных пунктов и отнесению к функциональной зоне сельскохозяйственных угодий земельных участков сельскохозяйственного назначения, не согласованных с Министерством.
На запрос суда от 22.11.2021 № 4480/2а-827/2021, Администрация Черноморского района Республики Крым, дала следующие пояснения: по состоянию на 06.12.2021 изменения в Генеральный план в части исключения из границ населенных пунктов и отнесению к функциональной зоне сельскохозяйственных угодий земельных участков сельскохозяйственного назначения, не согласованных Министерством сельского хозяйства Республики Крым, не вносились. Дополнительно сообщили, что осуществление мероприятий по внесению в генеральные планы планируются в 2022 году, в зависимости от получения субсидии на выполнение указанных мероприятий, что подтверждается ответом от 06.12.2021 № 02-10/16885/1.
В судебном заседании не установлено нарушений прав истцов в понимании ст. 209 ГК РФ, а именно: собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, кроме того, в судебном заседании предоставлены доказательства того, что ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, в связи с тем, что собственник земельных участков с КН № ФИО5 не выполнил установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, т.е. ФИО5 не использует земельные участки сельскохозяйственного назначения в соответствии с категорией земель; довод истцов о том, что в зоне рекреации (согласно Генеральному плану) запрещена деятельность по использованию земельных участков в целях сельскохозяйственного использования, суд не принимает во внимание, в связи с тем, что Генеральный план муниципального образования Межводненского сельского поселения не влияет на правовой статус земельных участков истцов, и истцы могут использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования утверждённых 10 ноября 2020 года № П/0412.
На основании вышеизложенного, требования иска не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление, ФИО5, ФИО6, ФИО7, представителя ФИО1 к Администрации Черноморского района Республики Крым, Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, Черноморскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица, - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совет Министров Республики Крым, Министерство сельского хозяйства Республики Крым, Южное региональное управление Россельхознадзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, о признании отказа органа местного самоуправления незаконным, о понуждении совершить определенные действия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Н.П. Ильичева