Дело № 2а-827/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2022 года г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Поповой О.Г.,
с участием сторон,
при секретаре Кистеревой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сальского городского прокурора действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Сальского района, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях,
УСТАНОВИЛ:
Сальский городской прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Сальского района, сославшись на следующие обстоятельства.
Сальской городской прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Ростовской области от 14.02.2022 № проведена проверка исполнения Администрацией Сальского района законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях.
Во исполнение требований ч. 3 ст. 4 ФЗ № 115 постановлением Администрации Сальского района № от 31.01.2022 утвержден перечень объектов муниципального имущества муниципального образования «Сальский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2022 году, в который включены 428 объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.
При этом, указанным постановлением предписано отделу жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, промышленности и связи, отделу экономического развития, инвестиционной политики и поддержки предпринимательства подготовить документацию для проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений; Управлению имущественных отношений Сальского района организовать проведение конкурсов на право заключения концессионных соглашений. Контроль за выполнением постановления возложен на заместителя главы Администрации по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства ФИО1, заместителя главы Администрации по финансам, экономике, инвестициям -начальника финансового управления ФИО2, начальника Управления имущественных отношений Сальского района ФИО3
Администрацией Сальского района постановления аналогичного содержания издаются с 2019 года:
- № от 29.01.2019 «Об утверждении Перечня объектов муниципального имущества муниципального образования «Сальский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений»;
- № от 28.01.2021 «Об утверждении Перечня объектов муниципального имущества муниципального образования «Сальский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году».
Вопреки вышеуказанным требованиям законодательства, в течение 3 лет отделом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, промышленности и связи, отделом экономического развития, инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Администрации Сальского района организационно-распорядительные документы Администрации Сальского района оставлены без исполнения, документация для проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений не подготовлена. Заместителем главы Администрации Сальского района по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства ФИО1 и заместителем главы Администрации по финансам, экономике, инвестициям - начальником финансового управления ФИО2 бездействие работников указанных отделов оставлено без внимания.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ № 416) организация водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Частью I ст. 41.1 ФЗ № 416 передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 41.1 ФЗ № 416 в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.
В случае, если права владения и (или) пользования объектами и (или) системами, указанными в части 1 настоящей статьи, передаются по договору аренды или по концессионному соглашению, указанные системы и (или) объекты подлежат обязательному техническому обследованию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Результаты технического обследования указываются в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 20 ст. 39 ФЗ № 115, в случае включения в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, органы местного самоуправления размещают на указанных в ч. 3 ст. 4 ФЗ № 115 официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о порядке получения копии подготовленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отчета о техническом обследовании имущества, предлагаемого к включению в объект концессионного соглашения.
В нарушение ч. 20 ст. 39 ФЗ № 115 Администрацией Сальского района сведения о порядке получения копии отчета о техническом обследовании имущества, предлагаемого к включению в объект концессионного соглашения, на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещены.
Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 ФЗ № 416, по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 года заключать договоры аренды на срок до 3 лет.
При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения.
Порядок заключения концессионных соглашений определен ч. 1 ст. 13 ФЗ № 115, согласно которой концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Федерального закона.
Во исполнение ст. 12 ФЗ № 416 постановлением Администрации Сальского района № от 21.07.2017 ООО «Родник» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории сельских поселений.
Как установлено проверкой, ООО «Родник» при осуществлении своей деятельности использует объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории:
- Юловского сельского поселения на основании: договора аренды имущества № от 31.12.2015, заключенного на период с 01.01.2016 до 29.02.2016 (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ПС РФ); договора аренды имущества № от 11.06.2021, заключенного на 5 лет;
- Гигантовского сельского поселения на основании: договора аренды имущества № от 21.03.2016, заключенного на 5 лет (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ); договора аренды имущества № от 02.02.2021, заключенного на 5 лет;
- Буденновского сельского поселения на основании: договора аренды имущества № от 25,01.2016, заключенного на 5 лет (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ); договора аренды имущества № от 02.02.2021, заключенного на 5 лет;
- Кручено-Балковского сельского поселения на основании договора аренды имущества № от 14.03.2016, заключенного на период с 14.03.2016 по 14.03.2018 (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ);
- Ивановского сельского поселения на основании договора аренды имущества № от 22.01.2016, заключенного на период с 20.01.2016 по 20.01.2019 (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ);
- Новоегорлыкского сельского поселения на основании договора аренды имущества № от 09.08.2017, заключенного на период с 09.08.2017 по 08.08.2020 (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ);
- Манычского сельского поселения на основании: договора аренды имущества № от 25.01.2016, заключенного на период с 25.01.2016 по 25.01.2019 (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ); договора аренды имущества № от 02.02.2021, заключенного на 5 лет;
- Сандатовского сельского поселения на основании: договора аренды имущества № от 12.02.2016, заключенного на период с 12.02.2016 по 12.20.2019 (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ); договора аренды имущества № от 02.02.2021, заключенного на 5 лет;
- Рыбасовского сельского поселения на основании: договора аренды имущества № от 22.01.2016, заключенного на период с 21.01.2016 по 21.01.2019 (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ); договора аренды имущества № от 11.06.2021, заключенного на 5 лет;
- Екатериновского сельского поселения: на основании договора аренды имущества № от 17.02.2016, заключенного на период с 17.02.2016 по 17.02.2019 (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ); договора аренды имущества № от 11.06.2021, заключенного на 5 лет.
При этом договоры аренды имущества, заключенные между Управлением имущественных отношений Сальского района и ООО «Родник» в 2021 году, в соответствии со ст. 609 Гражданского кодекса РФ в ЕГРН не зарегистрированы.
Учитывая вышеизложенное, Администрацией Сальского района требования ст. 41.1 ФЗ № 416, ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» о передаче прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, после 01.01.2015 только на основании концессионного соглашения проигнорированы.
До настоящего времени в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения, перечисленных в постановлении Администрации Сальского района № 94 от 31.01.2022 «Об утверждении Перечня объектов муниципального имущества муниципального образования «Сальский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2022 году», конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения не проводились, вопрос о заключении концессионного соглашения в порядке, предусмотренном ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», также не решен. Отсутствие до настоящего времени заключенных концессионных соглашений в отношении указанных объектов свидетельствует о бездействии Администрации Сальского района.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства Администрацией Сальского района продолжается практика подмены концессионных соглашений договорами аренды объектов водоснабжения и водоотведения, а также пролонгации ранее заключенных возмездных договоров использования такого имущества, срок которых истек.
По данному факту Сальским городским прокурором главе Администрации Сальского района 24.02.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях, однако меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих не приняты, о чем свидетельствует информация Администрации Сальского района от 29.03.2022.
Указанные факты нарушений действующего федерального законодательства грубо нарушают гарантированные жилищным законодательством права неопределенного круга лиц - потребителей на предоставление коммунальных услуг в необходимом количестве и надлежащего качества.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1.1. ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Поскольку городским прокурором обжалуется длящееся бездействие, то сроки обращения с административным исковым заявлением, определенные ст. 219 КАС РФ, прокурором соблюдены.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая, что требуется время на подготовку необходимых документов и заключения концессионного соглашения, полагает разумным и необходимым установить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие Администрации Сальского района, выразившееся в непринятии мер по заключению концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры - объекты водоснабжения и водоотведения, перечисленные в постановлении Администрации Сальского района № от 31.01.2022 «Об утверждении Перечня объектов муниципального имущества муниципального образования «Сальский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2022 году»; обязать Администрацию Сальского района принять меры по заключению концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры - объекты водоснабжения и водоотведения, перечисленные в постановлении Администрации Сальского района № от 31.01.2022 «Об утверждении Перечня объектов муниципального имущества муниципального образования «Сальский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2022 году», в срок 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Помощник Сальского городского прокурора Суворов Н.А. в судебном заседании требования прокурора поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – ФИО4, действующая на основании доверенности возражала относительно удовлетворения требований прокурора, представила в суд возражения, согласно которым с предъявленными требованиями Администрация Сальского района не согласна по следующим основаниям. 1) Во исполнение требований части 3 статьи 4 Федерального закона от 11.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - ФЗ № 115) постановлением Администрации Сальского района от 31.01.2022 № 94 утвержден перечень объектов муниципального образования «Сальский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2022 году, в который включены 428 объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения и 29 ГТС. Ранее Администрацией принимались аналогичные постановления от 29.01.2019 №, от 28.01.2021 № в целях выполнения полномочий в этой сфере.
В августе 2020 года в Администрацию Сальского района поступило предложение о заключении концессионного соглашения от ООО «Родник» с разработанной финансовой моделью, после чего Администрация Сальского района направила проект концессионного соглашения с устраненными замечаниями в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (письмо от 10.08.2020 №). Министерством ЖКХ РО вынесены замечания: согласование долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, конкурсная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (письмо от 15.12.2020 №). Администрацией Сальского района конкурсная документация была приведена в соответствие закону и направлена в министерство ЖКХ РО (письма от 22.12.2020 №, от 23.12.2020 №).
В тоже время Администрацией Сальского района был направлен данный проект концессионного соглашения (письмо от 21.01.2021 №) в Региональную службу по тарифам Ростовской области (далее - РСТ РО) на согласование в части значений долгосрочного параметра регулирования.
Были получены следующие замечания от РСТ РО (письмо от 01.02.2021 №
№): заявленный предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемого вида на период действия концессионного соглашения с целью соблюдения ограничений в Ростовской области роста размера платы граждан за коммунальные услуги; в расчет необходимой валовой выручки с 2023 года включена концессионная плата в размере 100 тыс. рублей, однако в проекте концессионного соглашения указано, что концессионная плата не предусмотрена; величина неподконтрольных расходов, учтенная при регулировании тарифов на 2021 год, для ООО «Родник» на территории Сальского городского поселения (мкр. Плодопитомник), Гигантовского сельского поселения (пос. Гигант) составила: - 922,21 тыс. руб. (учтено освобождение от уплаты НДС), так как существенным препятствием для расчета финансовой модели является наличие единого тарифа на п. Гигант и микрорайон Плодопитомник. Микрорайон Плодопитомник относится к территориальному ведению Администрации Сальского городского поселения. На имущество Сальского городского поселения должно быть заключено отдельное концессионное соглашение.
В 2021 году по результатам рассмотрения представления Сальской городской прокуратуры об устранении нарушений законодательства о концессионных оглашениях от 01.02.2021 №, поступившего в Администрацию Сальского района 25.02.2021 (№), начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, промышленности и связи ФИО5 был привлечен к дисциплинарной ответственности (распоряжение Администрации Сальского района от 25.03.2021 № «О наложении дисциплинарного взыскания»).
В Администрации Сальского района проведены совещания 06.07.2021, 16.07.2021 под руководством первого заместителя главы Администрации Сальского района ФИО6 по вопросу заключения концессионных соглашений.
Кроме того, министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области совместно с представителями Администрации Сальского района и ООО «Родник» проведено совещание 15.07.2021 по вопросу заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения п. Гигант Сальского района под руководством первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, по результатам которого решено: направить в министерство ЖКХ Ростовской области на согласование концессионные соглашения в отношении объектов водоснабжения п. Гигант и микрорайона Плодопитомник и утвердить тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения для п. Гигант и микрорайона Плодопитомник.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ФЗ № 115 установлено, что задание формируется на основании утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и или) водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод. Задание должно содержать величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации. Задание не может содержать требования, ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому- либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.
Администрацией Сальского района в 2021 году был заключен муниципальный контракт от 06.04.2021 № с ООО «СТРОИТЕЛЬНЫЙ АЛЬЯНС» на выполнение работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения Сальского района Ростовской области на период до 2032 года. Работы по разработке схем водоснабжения и водоотведения Сальского района на период с 2021 по 2032 годы заполнены в полном объеме. Финансирование произведено за счет средств местного бюджета. Схемы утверждены постановлением Администрации Сальского района от 06.04.2022 № № «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения поселений Сальского района на период с 2022 по 2032 годы».
Постановление размещено на официальном сайте Администрации Сальского района https://salsk.donland.ru.
В 2022 году по результатам рассмотрения представления Сальской городской прокуратуры об устранении нарушений законодательства о концессионных соглашениях от 24.02.2021 № поступившего в Администрацию Сальского района 28.02.2021 (№), ведущий специалист отдела жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, промышленности и связи ФИО7 привлечена к дисциплинарной ответственности (распоряжение Администрации Сальского района от 28.03.2021 № «О наложении дисциплинарного взыскания») за некачественную подготовку проекта постановления Администрации Сальского района «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения сельских поселений Сальского района на период с 2022 по 2032 годы», приведшую к неоднократному возвращению его на доработку и длительному согласованию с уполномоченными должностными лицами.
Таким образом, Администрацией Сальского района принимались меры по заключению концессионных соглашений на объекты водоснабжения, Администрация Сальского района не уклонялась от принятия решений и совершения действий в соответствии с возложенными полномочиями в сфере водоснабжения, а также не уклонялась от заключения концессионных соглашений.
Следовательно, признаки бездействия Администрации Сальского района отсутствуют.
27 апреля 2022 года в Администрацию Сальского района поступили предложения ООО «Родник» о заключении концессионных соглашений: от 25.04.2022 № на объекты холодного водоснабжения, расположенные в п. Гигант Гигантовского сельского поселения, п. Юловский Юловского сельского поселения, п. Манычстрой Буденновского сельского поселения; от 25.04.2022 № на объекты холодного водоснабжения, расположенные в п. Гигант Гигантовского сельского поселения; от 25.04.2022 № на объекты холодного водоснабжения, расположенные в Буденновском, Гигантовском, Екатериновском, Ивановском, Кручено-Балковском, Манычском, Новоегорлыкском, Рыбасовском, Сандатовском, Юловском сельских поселениях.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5, части 4.1 статьи 37 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено по инициативе индивидуального предпринимателя, российского или иностранного юридического
лица либо действующих без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двух и более указанных
юридических лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи Федерального закона № 115-ФЗ, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 указанной статьи.
Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 Федерального закона № 115-ФЗ, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением (часть 4.2 статьи 37 Федерального закона № 115-ФЗ).
Администрацией Сальского района подготовлена дорожная карта по разработке и утверждению концессионного соглашения (копия прилагается). Поскольку в силу части 1 статьи 39 Федерального закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной а обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, предоставленный инициатором заключения концессионного соглашения пакет документов направлен Администрацией Сальского района на согласование в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области 04.05.2022 (№), в РСТ РО - 29.04.2022 (№, №, №).
В ходе рассмотрения заявлений Администрации Сальского района от 29.04.2022 о согласовании метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования на основании предложения ООО «Родник» Региональной службой по тарифам РО были направлены запросы дополнительной информации от 05.05.2022 №, от 06.05.2022 №, от 05.05.2022 №. Письмом Администрации Сальского района в РСТ от 11.05.2022 № предоставлена недостающая информация, и 23.05.2022 (№) РСТ согласовало для ООО «Родник» метод регулирования тарифов - метод индексации и индекс эффективности операционных расходов на первый год действия концессионного соглашения в размере 1 %.
Процедура заключения концессионных соглашений осуществляется Администрацией Сальского района в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в установленные законом Срок заключения соглашений согласно дорожной карте запланирован на 26.08.2022, направление соглашений в Росреестр для государственной регистрации обременений на объекты водно-канализационного хозяйства - на 25.09.2022.
Таким образом, основания для понуждения Администрации Сальского района к совершению каких-либо действий (обязания принять меры) по заключению концессионных соглашений, отсутствуют. Меры приняты.
На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований к Администрации Сальского района отказать.
Административный ответчик – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области о времени и месте рассмотрения дела извещен в порядке, предусмотренном ст. 96 КАС РФ, представитель в назначенное судом время не явился, посредством заявления просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, отзыве на административное исковое заявление указал на то, что полномочия должностных лиц Министерства на подписание данных концессионных соглашений от имени Ростовской области, удостоверяются доверенностью, выдаваемой от имени Губернатора Ростовской области. Направленный администрацией Сальского района на рассмотрение проект концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Сальского района Министерством был рассмотрен. По итогам рассмотрения Министерством дан ответ от 17.06.2022 № № с замечаниями и предложениями. В настоящее время на рассмотрении Министерства находится направленный 20.06.2022 администрацией Сальского района проект концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Сальского района. Таким образом, предъявленные к Министерству исковые требования по настоящему делу считают незаконными и необоснованными. Министерство не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Вопрос передачи прав владения и (или) пользования системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем по концессионным соглашениям в соответствии с вышеизложенными нормами действующего законодательства относится к компетенции уполномоченных органов местного самоуправления.
Необходимое содействие в реализации данного вопроса Министерством администрации Сальского района оказывается.
На основании изложенного, просит в удовлетворении требований Сальского городского прокурора по настоящему делу к Министерству отказать.
Суд, в соответствии с положениями ст. 150, ст. 263 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания.
В силу ст. 176 КАС РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения административного истца, административного ответчика, исследовав и оценив доказательства, судом установлено следующее.
Согласно ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, урегулированы Федеральным законом от 21, 07.2005 № 1 15-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - ФЗ № 115), целями которого являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 4 ФЗ № 115 к объектам концессионного соглашения отнесены в том числе централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Исходя из содержания ст. 3 ФЗ № 115, суть концессионного соглашения состоит в обязательстве концессионера за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту: государству или муниципальному образованию. Также концессионер может осуществлять деятельность, связанную с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения.
Одной из целей передачи объектов концессионного соглашения в концессию является их реконструкция, в рамках которой проводятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
Материалами дела подтверждается, что постановлением Администрации Сальского района № от 31.01.2022 утвержден перечень объектов муниципального имущества муниципального образования «Сальский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2022 году, в который включены 428 объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения (л.д. 30-74).
В соответствии с указанным постановлением, постановлено: Отделу жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, промышленности и связи, отделу экономического развития, инвестиционной политики и поддержки предпринимательства подготовить документацию для проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений; Управлению имущественных отношений Сальского района организовать: размещение настоящего постановления на официальном сайте Администрации Сальского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведение конкурсов на право заключения концессионных соглашений.
Из материалов дела следует, что Администрацией Сальского района постановления аналогичного содержания издаются с 2019 года: - № от 29.01.2019 «Об утверждении Перечня объектов муниципального имущества муниципального образования «Сальский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений» (Том 2, л.д.2-32); - № № от 28.01.2021 «Об утверждении Перечня объектов муниципального имущества муниципального образования «Сальский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году» (том 2, л.д. 33-77).
Однако, как установлено судом, в течение трех лет отделом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, промышленности и связи, отделом экономического развития, инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Администрации Сальского района организационно-распорядительные документы Администрации Сальского района оставлены без исполнения, документация для проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений не подготовлена, бездействие работников указанных отделов оставлено без внимания.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ № 416) организация водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Частью 1 ст. 41.1 ФЗ № 416 передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 41.1 ФЗ № 416 в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.
В случае, если права владения и (или) пользования объектами и (или) системами, указанными в части 1 настоящей статьи, передаются по договору аренды или по концессионному соглашению, указанные системы и (или) объекты подлежат обязательному техническому обследованию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Результаты технического обследования указываются в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 20 ст. 39 ФЗ № 115, в случае включения в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, органы местного самоуправления размещают на указанных в ч. 3 ст. 4 ФЗ № 115 официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о порядке получения копии подготовленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отчета о техническом обследовании имущества, предлагаемого к включению в объект концессионного соглашения.
Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 ФЗ № 416, по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Следовательно, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 года заключать договоры аренды на срок до 3 лет, при этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения.
Порядок заключения концессионных соглашений определен ч.1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "О концессионных соглашениях", согласно которой концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 37 указанного закона концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32, статьями 51 и 52.1 настоящего Федерального закона, частями 2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
В соответствии с ч.2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "О концессионных соглашениях", При исполнении концессионного соглашения концессионер обязан: 1) осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); 2) использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; 3) осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случая, указанного в части 3.7 статьи 13 настоящего Федерального закона; 4) обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; 5) предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; 6) поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением; 7) заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки энергетических ресурсов, потребляемых при исполнении концессионного соглашения, а также оплачивать указанные энергетические ресурсы.
Постановлением Администрации Сальского района № от 21.07.2017 года ООО «Родник» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории сельских поселений.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ООО «Родник» при осуществлении своей деятельности использует объекты централизованных систем холодного водоснабжения, расположенные на территории:
- Гигантовского сельского поселения на основании: договора аренды имущества № от 21.03.2016, заключенного на 5 лет (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ); договора аренды имущества № от 02.02.2021, заключенного на 5 лет (том 2 л.д. 78-107);
- Юловского сельского поселения на основании: договора аренды имущества № от 31.12.2015, заключенного на период с 01.01.2016 до 29.02.2016 (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ПС РФ); договора аренды имущества № от 11.06.2021, заключенного на 5 лет (том 2, л.д.108-153);
- Буденновского сельского поселения на основании: договора аренды имущества № от 25.01.2016, заключенного на 5 лет (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ); договора аренды имущества № от 02.02.2021, заключенного на 5 лет;
- Кручено-Балковского сельского поселения на основании договора аренды имущества № от 14.03.2016, заключенного на период с 14.03.2016 по 14.03.2018 (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ);
- Ивановского сельского поселения на основании договора аренды имущества № от 22.01.2016, заключенного на период с 20.01.2016 по 20.01.2019 (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ);
- Новоегорлыкского сельского поселения на основании договора аренды имущества № 2 от 09.08.2017, заключенного на период с 09.08.2017 по 08.08.2020 (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ);
- Манычского сельского поселения на основании: договора аренды имущества № от 25.01.2016, заключенного на период с 25.01.2016 по 25.01.2019 (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ); договора аренды имущества № от 02.02.2021, заключенного на 5 лет;
- Сандатовского сельского поселения на основании: договора аренды имущества № от 12.02.2016, заключенного на период с 12.02.2016 по 12.20.2019 (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ); договора аренды имущества № от 02.02.2021, заключенного на 5 лет;
- Рыбасовского сельского поселения на основании: договора аренды имущества № от 22.01.2016, заключенного на период с 21.01.2016 по 21.01.2019 (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ); договора аренды имущества № от 11.06.2021, заключенного на 5 лет;
- Екатериновского сельского поселения: на основании договора аренды имущества № от 17.02.2016, заключенного на период с 17.02.2016 по 17.02.2019 (считается возобновленным на неопределенный срок согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ); договора аренды имущества № от 11.06.2021, заключенного на 5 лет.
Договоры аренды имущества, заключенные между Управлением имущественных отношений Сальского района и ООО «Родник» в 202 году, в соответствии с требованиями ст. 609 Гражданского кодекса РФ в ЕГРН не зарегистрированы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Администрацией Сальского района требования ст. 41.1 ФЗ № 416, ч.6 ст. 5 ФЗ от 07.05.2013 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» о передаче прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, после 01.01.2015 года только на основании концессионного соглашения проигнорированы.
В нарушение указанных требований законодательства Администрацией Сальского района продолжается практика подмены концессионных соглашений договорами аренды объектов водоснабжения и водоотведения, а также пролонгации ранее заключенных возмездных договоров использования такого имущества, срок которых истек.
По данному факту Сальским городским прокурором главе Администрации Сальского района 24.02.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях (л.д.16-22), однако меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих не приняты, о чем свидетельствует информация Администрации Сальского района от 29.03.2022 (л.д.23-26).
Суд принимает доводы административного ответчика в части того, что постановлением Администрации Сальского района от 31.01.2022 № утвержден перечень объектов муниципального образования «Сальский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2022 году, в который включены 428 объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения и 29 ГТС, кроме того, ранее Администрацией принимались аналогичные постановления от 29.01.2019 №, от 28.01.2021 № в целях выполнения полномочий в этой сфере. Однако с августа 2020 года с момента поступления предложения о заключении концессионного соглашения от ООО «Родник» с разработанной финансовой моделью, до настоящего времени концессионные соглашения на объекты коммунальной инфрастуктуры – объекты водоснабжения и водоотведения, перечисленные в постановлении Администрации Сальского района № от 31.01.2022 «Об утверждении Перечня объектов муниципального имущества муниципального образования «Сальский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2022 году» не заключены.
Обращаясь с настоящим административным иском, административный истец указывает на то, что принятые ранее меры прокурорского реагирования оказались не эффективными, главе Администрации Сальского района вынесено представление об устранении нарушений законодательства о концессионных соглашениях, однако меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, административным ответчиком не приняты.
Ненадлежащая организация деятельности по устранению нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях грубо нарушают гарантированные жилищным законодательством права неопределенного круга лиц – потребителей на предоставление коммунальных услуг в необходимом количестве и надлежащего качества.
Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы по исполнению указанной обязанности, не являются законным основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него федеральными законами обязанностей и не должны способствовать нарушению законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях.
Длящееся бездействие органа местного самоуправления нарушает не только действующее законодательство Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях, но и права и свободы граждан, установленные Конституцией Российской Федерации, в том числе права на предоставление коммунальных услуг в необходимом количестве и надлежащего качества.
Всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, суд полагает требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом, учитывая, что на подготовку необходимых документов и заключения концессионного соглашения, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Сальского городского прокурора действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Сальского района, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Сальского района, выразившееся в непринятии мер по заключению концессионного соглашения на объекты коммунальной инфрастуктуры – объекты водоснабжения и водоотведения, перечисленные в постановлении Администрации Сальского района № от 31.01.2022 года «Об утверждении Перечня объектов муниципального имущества муниципального образования «Сальский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2022 году».
Обязать Администрацию Сальского района принять меры по заключению концессионного соглашения на объекты коммунальной инфрастуктуры – объекты водоснабжения и водоотведения, перечисленные в постановлении Администрации Сальского района № от 31.01.2022 года «Об утверждении Перечня объектов муниципального имущества муниципального образования «Сальский район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2022 году», в срок 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении административных исковых требований к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий О.Г. Попова
Решение в окончательной форме изготовлено 30 июня 2022 года.