К делу № 2а-8286/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 22 декабря 2015 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.
при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,
рассмотрев в помещении Центрального районного суда города Сочи в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
В заявлении административный истец просил: признать незаконным и отменить решение об отказе Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи Краснодарского края от 20.11.2015 года в выдаче разрешения на строительство объекта «Сблокированный жилой дом» на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., расположенному по адресу: г. Сочи, Центральный район, <адрес>»; обязать Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи Краснодарского края выдать разрешения на строительство объекта «Сблокированный жилой дом» на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м. расположенному по адресу: г. Сочи, Центральный район, <адрес>
Свои требования административный истец мотивировал тем, что им подано заявление в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи Краснодарского края о выдаче разрешения на строительство объекта «индивидуальный жилой дом» на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 1200 кв,м., по <адрес> Центрального района г. Сочи.
Впоследствии истцом получен отказ, который он считает незаконным и необоснованным.
Административный ответчик указал на нарушение Градостроительного кодекса в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, что также является необоснованным и не соответствующим действительному тексту данной нормы Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства; отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).
На основании данной нормы мною истцом была проведена экспертиза, которая является положительной.
Административный истец считает указание административного ответчика на нарушение правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, Градостроительного кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ установленных критериев отнесения зданий к объектам индивидуального жилищного строительства является необоснованным и неподтвержденным.
Ссылка ответчика на разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от 20.03.2013 № ОГ-Д23-1423) об определении количества этажей и этажности и критериях отнесения зданий к объектам индивидуального жилищного строительства также является необоснованной, поскольку в тексте письма указано, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Более того, отмеченная нормативная база, в письме на которую Минэкономразвития России обратило внимание к настоящему времени не применима, ввиду утраты силы в том виде и смысле, который был на момент издания такового письма.
Данный земельный участок является собственностью административного истца. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, ограничения и обременения участка отсутствуют.
Представленная истцом документация для получения разрешения на строительство соответствует требованиям действующего законодательства.
Проект жилого дома разработан в соответствии с выданным градостроительным планом земельного участка, что также подтверждается положительным заключением ООО «АрхиТек», негосударственной экспертизы от 24.09.2015 года №, выполненному ООО «Центра архитектурно-строительного надзора», на земельном участке по <адрес>.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 по доверенности № № от 21.12.2015 года - ФИО2 поддержал доводы, изложенные в заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивал.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации города Сочи – ФИО3, действующая на основании доверенности № от 08.10.2015 года, административный иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено частью 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Как видно из материалов дела, 13.11.2015 года ФИО1 через МАУ г. Сочи «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (МАУ г. Сочи «МФЦ») обратился по вопросу оказания услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» по объекту «Сблокированный жилой дом» на земельном участке по <адрес>.
20.11.2015 года Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО1 выдан письменный отказ №, в соответствии с которым ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство объекта «Сблокированный жилой дом» на земельном участке по <адрес>.
В отказе Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от 20.11.2015 года указано, что при рассмотрении представленных документов установлено их несоответствие требованиям градостроительного законодательства.
Отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от 20.11.2015 года в выдаче разрешения на строительство объекта «Сблокированный жилой дом» на земельном участке по <адрес> мотивирован следующим.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> общей площадью 1200 кв.м. – жилой дом, состоящий из нескольких блоков (сблокированный жилой дом).
Согласно проекту, разработанному ООО «АрхиТек», положительному заключению негосударственной экспертизы от 24.09.2015 №, выполненному ООО «Центр архитектурно-строительного надзора», на земельном участке по <адрес> предполагается строительство сблокированного жилого дома с количеством этажей 6.
Жилой дом, состоящий из 4-х блоков с количеством этажей шесть (при расчете количества этажей которых включаются все этажи в здании), не относится к жилыми домами блокированной застройки.
Учитывая вышеизложенное, необходимо привести вид намечаемой деятельности к виду разрешенного использования земельного участка.
Установлено разночтение в указании технико-экономических показателей в материалах проектной документации, выполненной в 2015 году ООО «АрхиТек», и положительном заключении негосударственной экспертизы от 24.09.2015 №, выполненной ООО «Центр архитектурно-строительного надзора».
Учитывая вышеизложенное, представленная проектная документация не являлась предметом рассмотрения экспертизы.
Площадь застройки проектируемого жилого дома посчитана в нарушение требований СП 118.13330.2012.
Проектируемое здание не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данного земельного участка градостроительным планом от 13.07.2015 № 7771 в части размещения проектируемого объекта за границами места допустимого размещения зданий, строении и сооружений и несоблюдения минимального отступа от границ земельного участка и максимального процента застройки в границах земельного участка.
Представленная проектная документация по составу и содержанию не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»: исходные данные для подготовки проектной документации на объект капитального строительства представлены не в полном объеме; в материалах проектной документации установлены технические ошибки в части указания технико-экономических показателей проектируемого объекта; не представлены разделы проектной документации, положительное заключение экспертизы проектной документации по проектируемым подпорным стенам; сводный план сетей не содержит информацию о местах подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения; мощности необходимые для инженерно-технического обеспечения проектируемого здания превышают нормативы установленные техническими условиями эксплуатирующих организаций; в графической части раздела «Проект организации строительства», стройгенплан, не указано расположение инженерных сетей и источников обеспечения строительной площадки водой, электроэнергией, связью, а также трасс сетей с указанием точек их подключения; в разделе "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" мощности необходимые для инженерно-технического обеспечения проектируемого здания превышают нормативы, установленные техническими условиями эксплуатирующих организаций; и так далее.
В положительном заключении негосударственной экспертизы от 24.09.2015 №, выполненном ООО «Центр архитектурно-строительного надзора», установлены разночтения в части указания месторасположения, общей площади, количества этажей проектируемого объекта.
В рамках выполнения Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 года № 1229-КЗ необходимо представить раздел проектной документации «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов».
Суд считает, что отказ № от 20.11.2015 года Департамента архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в выдаче разрешения на строительство объекта «Сблокированный жилой дом» на земельном участке по <адрес>, является обоснованным ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, <адрес>», категории земель: земли населенных пунктов – жилой дом, состоящий из нескольких блоков (сблокированный жилой дом).
Право собственности на указанный участок зарегистрировано за ФИО1 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 24.06.2015 года, запись регистрации №, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права от 25.06.2015 года.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу п. 1, п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 6 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).
В соответствии с п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; 8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Как видно их материалов дела, 13.11.2015 года согласован и утвержден директором департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО4 градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., по <адрес>.
Градостроительный план № № земельного участка с кадастровым номером № выдан ФИО1
При этом, согласно выданному градостроительному плану № №, земельный участок с кадастровым номером №, расположен в территориальной зоне Ж-2 – зона малоэтажной застройки коттеджного и блокированного типа до 15 метров, с параметрами разрешенного строительства: максимальный процент застройки в границах земельного участка – 50%; минимальный отступ от границ земельного участка – 3 м.; максимальная высота здания до конька крыши – 15 м. Основной вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящие жилые дома на одну семью), жилой дом, состоящий из нескольких блоков (сблокированный жилой дом).
Статьей 49 Градостроительного кодекса РФ установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: 1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); 2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); 3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования; 4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; 5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Как установлено в судебном заседании, согласно проекту, разработанному ООО «АрхиТек», положительному заключению негосударственной экспертизы от 24.09.2015 №, выполненному ООО «Центра архитектурно-строительного надзора», на земельном участке по <адрес>, административным истцом предполагается строительство сблокированного жилого дома с количеством этажей 6.
Однако, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, под «жилыми домами блокированной застройки» понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Таким образом, жилой дом, состоящий из 4-х блоков с количеством этажей шесть (при расчете количества этажей которых включаются все этажи в здании), строительство которого планируется административным истцом на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером №, не относятся к жилыми домами блокированной застройки.
Кроме того, Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи было установлено разночтение в указании технико-экономических показателей в материалах проектной документации, выполненной в 2015 году ООО «АрхиТек», и положительном заключении негосударственной экспертизы от 24.09.2015 №, выполненной ООО «Центр архитектурно-строительного надзора», а также в части указания месторасположения, общей площади, количества этажей проектируемого объекта. Учитывая изложенное, представленная проектная документация не являлась предметом рассмотрения экспертизы.
В свою очередь административным истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих, что в материалах проектной документации, выполненной в 2015 году ООО «АрхиТек», и положительном заключении негосударственной экспертизы от 24.09.2015 №, выполненной ООО «Центр архитектурно-строительного надзора» отсутствуют разночтения.
Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи также было установлено, что площадь застройки проектируемого жилого дома посчитана в нарушение требований СП 118.13330.2012.
Проектируемое здание не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данного земельного участка градостроительным планом от 13.07.2015 № № в части размещения проектируемого объекта за границами места допустимого размещения зданий, строении и сооружений и несоблюдения минимального отступа от границ земельного участка и максимального процента застройки в границах земельного участка.
Административным истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих, что площадь застройки проектируемого жилого дома посчитана без нарушений, а проектируемое здание соответствует требованиям градостроительным регламентам в части минимального отступа от границ земельного участка и максимального процента застройки в границах земельного участка.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие соответствие представленной проектной документации по требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
В силу изложенного, заявленные административным истцом требования об обязании Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи Краснодарского края выдать разрешения на строительство объекта «Сблокированный жилой дом» на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., расположенному по адресу: г. Сочи, Центральный район, <адрес>», удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Шевелев Н.С.
В окончательной форме решение суда изготовлено 24 декабря 2015 года.
Решение в законную силу не вступило
«Согласовано»