ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-828/20 от 09.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 2а-828/2020

УИД 70RS0003-01-2019-007522-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Родичевой Т.П.,

при секретаре Ильиной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Томской области о признании незаконным отказа в предоставлении документов, обязании предоставить документы,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Томской области, в котором просит признать антиконституционным отказ должностных лиц Управления Росреестра по Томской области в предоставлении документов при регистрации права на недвижимое имущество: гаражный бокс <номер обезличен>, общей площадью 19,4 кв.м., кадастровый номер: <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен> обязать Управление Росреестра по Томской области исполнить требования ст. 24 Конституции РФ – предоставить документы: № 17, № 763384, № 736678, ответ на запрос № 2443/883, ответ на запрос № 01-01-19/2851, ответ на запрос № 07448/19, ответ на запрос № 03-1-27/06439; взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец ФИО1 является членом ГЭК «Охотник-1» и обладает правом собственности на гаражный бокс <номер обезличен>, общей площадью 19,4, кадастровый номер <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен> Данный гаражный бокс был передан кооперативом административному истцу 28.04.2008. 19.04.2019 ФИО1 в лице представителя ФИО2 обратился в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный гаражный бокс. 29.04.2019 Управлением Росреестра по Томской области принято решение (уведомление) о приостановлении государственной регистрации права собственности. В уведомлении от 29.04.2019 ФИО3 указала, что в рамках межведомственного взаимодействия направлены запросы в Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, Томское отделение Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области. В уведомлении от 29.07.2019 об отказе в государственной регистрации прав, скрывая от гражданина полную и достоверную информацию, ФИО3 не указала даты документов и органы, предоставившие ответы, содержание запросов и ответов. Полагая, что межведомственные запросы ФИО3 были направлены не во все органы и учреждения, где могут храниться документы, 26.08.2019 представителем административного истца ФИО2 руководителю Управления Росреестра по Томской области направлено заявление с требованием проверить законность действий ФИО3, отменить отказ в государственной регистрации и провести регистрацию, а также на основании ст. 24 Конституции РФ предоставить надлежащим образом заверенные копии документов: № 17, № 763384, № 736678, ответ на запрос № 2443/883, ответ на запрос № 01-01-19/2851, ответ на запрос № 07448/19, ответ на запрос № 03-1-27/06439. До настоящего времени копии документов ФИО1 предоставлены не были. Запрашиваемая административным истцом информация непосредственно затрагивает права и свободы гражданина РФ, указанные в Конституции РФ, ст. 131 ГК РФ. Административный истец считает отказ должностных лиц Управления Росреестра по Томской области в предоставлении документов при государственной регистрации права собственности на объект недвижимости незаконным, поскольку он прямо противоречит ст. 24 Конституции РФ и нарушает иные права и законные интересы административного истца.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Томской области ФИО4, действующий на основании доверенности № 106 от 30.12.2019, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, не просил об отложении дела, в материалах дела имеется отзыв на административное исковое заявление, дополнения к отзыву на административное исковое заявление представителя Управления Росреестра по Томской области ФИО5, действующей на основании доверенности от 30.12.2019 № 110, из содержания которых следует, что в период с 26.08.2019 по 26.11.2019 в Управление Росреестра по Томской области, поступили заявления ФИО2, действующего в интересах ФИО1, вх. № 0086-1/19 от 26.08.2019, вх. № 14047/19 от 28.08.2019, вх. № 19951/19 от 26.11.2019 с просьбой предоставить документы, а именно: № 17, № 763384, № 736678, ответ на запрос № 2443/883, ответ на запрос № 01-01-19/2851, ответ на запрос № 07448/19, ответ на запрос № 03-1-27/06439. Запросов о предоставлении сведения из ЕГРН в установленном законом порядке в отношении спорного объекта недвижимости не поступало. Положениями ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Приказом Росреестра от 23.12.2015 N П/666 «Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость», Приказом Росреестра от 27.09.2019 N П/0401 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» не предусмотрена возможность предоставления регистрирующим органом заявителю (или его представителю) вышеуказанных документов, заявитель вправе забрать только подлинники предоставленных им на государственную регистрацию документов (справку ГЭК «Охотник» от 02.04.2019, чек от 17.04.2019), все остальные документы (в том числе ответы на запросы) подлежат хранению в реестровом деле. Представителю заявителя по существу поставленных в обращениях вопросов были даны всесторонние и своевременные ответы.

Заинтересованные лица ФИО3, ФИО6, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия сторон.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Положениями ч. 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 этого же Федерального закона).

Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 утверждено Положение о которой.

Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, 22.04.2019 ФИО1 в лице представителя ФИО2, действующего на основании доверенности, обратился в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации права на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен> кадастровый номер <номер обезличен>

Из уведомления о приостановлении государственной регистрации прав № КУВД-001/2019-4943181/1 от 29.04.2019 Управления Росреестра по Томской области следует, что осуществление действий по государственной регистрации прав приостановлено до 29.07.2019 в связи с тем, что заявителем (ФИО1) не представлено документов, подтверждающих правомерность создания объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес обезличен> в состав которого входит гаражный бокс <номер обезличен>, а также правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается данный объект недвижимости; в доверенности представителя заявителя ФИО2 отсутствуют полномочия на представление интересов ФИО1 в Управлении Росреестра по Томской области по вопросу подачи заявления и необходимых документов для проведения государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес обезличен>

Согласно уведомлению об отказе государственной регистрации прав № КУВД-001/2019-4943181/3 от 29.07.2019 ФИО1 отказано в государственной регистрации прав на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен> с указанием на то обстоятельство, что документы, подтверждающие правомерность создания объекта недвижимости по адресу: <адрес обезличен> в состав которого входит гаражный бокс <номер обезличен>, правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен указанный объект заявителем по-прежнему не представлены. Кроме того, в Департаменте архитектуры и градостроительства администрации Города Томска отсутствуют сведения о выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес обезличен> в состав которого входит гаражный бокс № 21. Также указано на возможность получения представленных для осуществления государственной регистрации прав документов, а именно: заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество № MFC-0246/2019-14800-1; доверенность; справка гаражно-эксплуатационного кооператива «Охотник-1»; опись документов, принятых для оказания государственных услуг; № 17; № 763384; № 736678; ответ на запрос № 2443/883; ответ на запрос № 01-01-19/2851; ответ на запрос № 07448/19; ответ на запрос № 03-1-27/06439.

В соответствии с п. 8 ст. 8.1 ГК РФ отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде.

Вышеуказанные уведомления о приостановлении государственной регистрации прав и об отказе государственной регистрации прав административным истцом в установленном законом порядке оспорены не были.

Вместе с тем ФИО1 в лице представителя ФИО2, действующего на основании доверенности, 26.08.2019 обратился в Управление Росреестра по Томской области с заявлением-жалобой (входящий № 0086-1/19), в котором выразил несогласие с уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав и об отказе государственной регистрации прав, просил проверить законность действий ФИО3, отменить отказ в государственной регистрации и провести государственную регистрацию прав ФИО1 на гаражный бокс <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен> кадастровый номер <номер обезличен>, находящийся в кооперативе «Охотник-1». Также просил предоставить надлежащим образом заверенные копии документов, а именно: № 17; № 763384; № 736678; ответ на запрос № 2443/883; ответ на запрос № 01-01-19/2851; ответ на запрос № 07448/19; ответ на запрос № 03-1-27/06439.

Также административный истец в лице представителя ФИО2, действующего на основании доверенности, 28.08.2019 обратился в Управление Росреестра по Томской области с заявлением (входящий № 14047/19), в котором указал на несогласие с уведомлением об отказе в государственной регистрации прав от 29.07.2019, просил сообщить, проводилась ли ранее государственная регистрация прав на какой-либо гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес обезличен> находящийся в кооперативе «Охотник-1».

06.09.2019 Управлением Росреестра по Томской области на обращения ФИО1 от 26.08.2019 вх. № 0086-1/19 и от 28.08.2019 вх. № 14047/19 подготовлен ответ № 11-0443/19, в котором указано, что ФИО1 представил на государственную регистрацию права собственности на гаражный бокс в качестве правоустанавливающего документа справку от 02.04.2019, подписанную председателем ГК «Охотник-1», согласно которой ФИО1 является членом вышеуказанного гаражного кооператива, паевые взносы за гаражный бокс <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> уплачены полностью 25.04.2002. Согласно сведениям кадастра недвижимости гаражный бокс <номер обезличен> по вышеуказанному адресу поставлен на кадастровый учет 02.11.2011, которому присвоен кадастровый номер <номер обезличен>, входит в состав нежилого здания (гаражного комплекса) по адресу: <адрес обезличен> кадастровый номер <номер обезличен>, год завершенного строительства 1984. Данное нежилое здание (кадастровый номер <номер обезличен>) расположено на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> который предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование ГСК «Охотник-1» на основании постановления Мэра Города Томска от 21.07.1998 № 938-з для эксплуатации и обслуживания индивидуальных гаражей, о чем выдан государственный акт № ТО-21-007236, то есть на момент предоставления земельного участка ГСК «Охотник-1» нежилое здание, состоящее из гаражных боксов, уже существовало как объект капитального строительства. Документов, подтверждающих факт возведения (строительства) ГСК «Охотник-1» гаражного комплекса по вышеуказанному адресу, в Управление представлено не было. По сведениям Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию нежилого здания по вышеуказанному адресу ГСК «Охотник-1» не выдавалось. В результате изучения реестрового дела (КУВД-001/2019-4943181) и содержащихся в нем документов нарушений законодательства со стороны государственного регистратора прав не установлено. Отсутствие указания в уведомлении об отказе в государственной регистрации права от 29.07.2019 адреса офиса приема-выдачи документов не привели к нарушению прав заявителя, поскольку при подаче заявления 19.04.2019 представителем ФИО1 была сделана отметка о способе получения заявителем документов – лично в многофункциональном центре. Также указано, что заявитель имеет право забрать только подлинники представленных им документов (справка ГК «Охотник-1» от 02.04.2019, чек от 17.04.2019), все остальные документы (в том числе ответы на запросы) подлежат хранению в реестровом деле.

Учитывая, что в материалах административного дела отсутствуют сведения о дате получения ФИО7 (его представителем по доверенности ФИО2) ответа от 06.09.2019 за №11-0443/2029 на обращения от 26.08.2019 вх. № 0086-1/19 и от 28.08.2019 вх. № 14047/19, а административный иск поступил в суд первой инстанции 17.12.2019, суд не может сделать вывод о пропуске административным истцом срока на обращение в суд и буде исходить из того, что срок не пропущен.

26.11.2019 ФИО1 в лице представителя ФИО2, действующего на основании доверенности, обратился в Управление Росреестра по Томской области с заявлением (входящий № 19951/19), в котором выразил несогласие с отказом в государственной регистрации права собственности на гаражный бокс, и ответом Управления Росреестра по Томской области от 06.09.2019 № 11-0443/19; вновь просил предоставить заверенные копии документов: № 17, № 763384, № 736678, ответ на запрос № 2443/883, ответ на запрос № 01-01-19/2851, ответ на запрос № 07448/19, ответ на запрос № 03-1-27/06439; также просил сообщить, имеется ли в УФРС следующая информация: о существовании гаражно-строительного кооператива (Устав общества и т.п.), технический паспорт на строения инв. 12997, постановление Мэра Города Томска от 21.07.1998 № 938-з о предоставлении земельного участка для эксплуатации и обслуживания индивидуальных гаражей в бессрочное (постоянное) пользование, кадастровый паспорт на земельный участок с номером <номер обезличен>, государственный акт № ТО-21-007236, сообщить, в каком году и на какие гаражные боксы было признано право собственности в судебном порядке, произведена государственная регистрация прав, и предоставить заверенные копии соответствующих документов.

16.12.2019 Управлением Росреестра по Томской области на вышеуказанное обращение ФИО1 от 26.11.2019 № 19951/19 дан ответ № 11-0622/19, в котором указано, что порядок выдачи подлинников представленных заявителем документов был разъяснен ранее в ответе от 06.09.2019 № 11-0443/19. Также указано, что содержащаяся в кадастре недвижимости информация о годе завершенного строительства гаражного комплекса внесена на основании технического паспорта, подготовленного по состоянию на 11.05.2010 и переданного отделением Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в 2011 году по госконтракту ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области. На основании данного кадастрового паспорта гаражные боксы были поставлены на кадастровый учет, в данном техническом паспорте содержится отметка о том, что на возведение нежилого строения по вышеуказанному адресу разрешение не предъявлено. Разъяснено, что копию указанного технического паспорта на бумажном носителе заявитель вправе запросить в Томском отделении АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ». Помимо этого, указано, что ни на запрос государственного регистратора прав, ни заявителем документов, подтверждающих факт приемки государственной приемочной комиссией законченного строительством объекта (гаражей по указанному адресу) в регистрирующий орган представлено не было. В свою очередь технический паспорт на строение не подтверждает факт законности постройки, данный документ подтверждает лишь тот факт, что постройка была проинвентаризирована органами технического учета и поставлена на технический учет. Разъяснено, что информацию о предоставлении земельных участков в собственность либо на ином праве, заявитель может запросить в администрации Города Томска либо Государственном архиве Томской области. Также разъяснено, что копии учредительных документов на гаражный кооператив заявитель вправе запросить в уполномоченном органе – Межрайонной ИФНС России № 7 по Томской области. Указано, на возможность получения сведений, содержащийся в ЕГРН, путем запроса в установленном порядке.

Полагая незаконным отказ должностных лиц Управления Росреестра по Томской области в предоставлении документов при регистрации права на недвижимое имущество, истец обратился в суд. Проверяя законность отказа Управления Росреестра по Томской области, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 27 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения органом регистрации прав таких документов, а по основанию, указанному в пункте 3 статьи 25 настоящего Федерального закона, в течение трех рабочих дней по истечении срока, указанного в пункте 3 статьи 25 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 12 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 62 «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен Федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Пунктом 13 статьи 62 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» определен перечень лиц, обладающих правом получать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости. В данный перечень входят в том числе сами правообладатели, а также физические и юридические лица, имеющие доверенность от правообладателя.

Согласно ч. 15 ст. 62 данного закона правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу части 1 статьи 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (п. 1); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п. 4).

Согласно части 1 статьи 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Согласно пункту 7, 8, 9 Инструкции об организации работы с обращениями и личного приема граждан в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденной приказом Росреестра от 26 августа 2015 года N П/450, граждане могут направлять в Росреестр как индивидуальные, так и коллективные обращения. Основанием для регистрации обращений является поступление в Росреестр письменного обращения гражданина или обращения, поступившего в форме электронного документа. Делопроизводство по обращениям граждан ведется отдельно от общего делопроизводства Росреестра.

Обращение, поступившее в Росреестр, рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его регистрации (пункт 21 Инструкции, утвержденной приказом Росреестра от 26.08.2015 N П/450).

Приказом Росреестра от 23.12.2015 N П/666 утвержден Порядок ведения, порядок и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость.

В силу п. 40 Порядка, утвержденного Приказом Росреестра от 23.12.2015 N П/666, в реестровое дело объекта недвижимости помещаются документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости (в том числе поступившие в ходе осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в порядке внутриведомственного и межведомственного взаимодействия), а также иные документы, указанные в Законе, в том числе: копия уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 29 Закона); копия уведомления о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 3 статьи 31 Закона); копия уведомления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 5 статьи 29 Закона); копия письменного сообщения об исправлении технической ошибки, направленного заявителю (статья 61 Закона).

В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме и включает в себя, в том числе реестровые дела.

Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, форма выписок из ЕГРН установлены приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378 и приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968.

Пунктом 32 Порядка, установленного приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968, предусмотрено, что формы запросов приведены в приложениях N 1-4 к названному Порядку.

Согласно пункту 52 Порядка, установленного приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968, запрос, представленный с нарушениями настоящего порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим порядком, считается неполученным и не рассматривается органом регистрации прав.

Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее – Административный регламент).

Согласно п. 38 Административного регламента сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен Законом о регистрации.

В силу п. 42 Административного регламента государственная услуга предоставляется при поступлении в орган регистрации прав от заявителя (его представителя) запроса в соответствии с пунктами 1 - 60 порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 968

Как следует п. 213 Административного регламента, в случае если запрос о предоставлении сведений представлен с нарушениями требований Порядка, в том числе не соответствует по форме и (или) содержанию установленным требованиям, сотрудник, осуществляющий прием документов, уведомляет заявителя о требованиях, в соответствии с которыми должен быть представлен запрос.

Принимая во внимание приведенные выше законодательные положения, анализируя содержание поступивших в Управление Росреестра по Томской области обращений ФИО1 и подготовленных на данные обращения ответов, суд не находит оснований для признания действий Управления Росреестра по Томской области незаконными.

Так, из содержания заявлений ФИО1 от 26.08.2019 (входящий № 0086-1/19) и от 28.08.2019 (входящий № 140477/19) следует, что заявитель фактически среди прочего выразил несогласие с отказом в государственной регистрации права на гаражный бокс <номер обезличен> расположенный по адресу: <адрес обезличен>

Вместе с тем, в установленном законом порядке ФИО1 приостановление, равно как и отказ в государственной регистрации права, не обжаловал.

В ответе от 06.09.2019 № 11-0443/19 на поступившие обращения Управлением Росреестра по Томской области заявителю были разъяснены обстоятельства, на основании которых была приостановлена государственная регистрации права на гаражный бокс, и последующий отказ в государственной регистрации права, с указанием на отсутствие нарушений государственным регистратором при рассмотрении заявления ФИО1

Таким образом, требования действующего законодательства, регламентирующие порядок обращения граждан, Управлением Росреестра по Томской области в данной части нарушены не были.

Кроме того, в заявлении от 26.06.2019 № 0086-1/19 ФИО1 просит выдать надлежащим образом заверенные копии следующих документов: № 17, № 763384, № 736678, ответ на запрос № 2443/883, ответ на запрос № 01-01-19/2851, ответ на запрос № 07448/19, ответ на запрос № 03-1-27/0643.

На заявление о выдаче вышеуказанных документов дан ответ (от 06.09.2019 за №11-0443/19) с указанием на то, что при рассмотрении заявления ФИО1 о государственной регистрации права Управлением Росреестра по Томской области были направлены межведомственные запросы, на которые поступили ответы, выдача поступивших ответов заявителю положениями ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусмотрена.

В рассматриваемом случае Управление Росреестра по Томской области законно и обосновано отказало в выдаче испрашиваемых документов, поскольку по смыслу ч. 2 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрен возврат заявителю только приложенных им к заявлению документов, иные документы, в том числе полученные ответы на межведомственные запросы, подлежат хранению в реестровом деле.

Помимо прочего, в ответе Управления Росреестра по Томской области от 06.09.2019 № 11-0443/19 содержится верное указание на возможность получения заявителем сведений из ЕГРН в установленном законом порядке, между тем, доказательств обращения ФИО1 в Управление Росреестра по Томской области с запросом по установленной форме о предоставлении сведений из ЕГРН в материалах дела не имеется.

На содержащуюся в заявлении ФИО1 от 28.08.2019 № 14047/19 просьбу сообщить, проводилась ли ранее государственная регистрация прав на какой-либо гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес обезличен> находящийся в кооперативе «Охотник-1», дан ответ, согласно которому в ЕГРН содержится информация о регистрации прав в отношении трех гаражных боксов по данном адресу, права собственников признаны в судебном порядке.

Заявление ФИО1 от 26.11.2019 № 19951/19, несмотря на разъяснения, данные в ответе от 06.09.2019 № 11-0443/2019, по-прежнему содержало просьбу выдать надлежащим образом заверенные копии документов, а именно: № 17, № 763384, № 736678, ответ на запрос № 2443/883, ответ на запрос № 01-01-19/2851, ответ на запрос № 07448/19, ответ на запрос № 03-1-27/0643.

Помимо этого, в заявлении от 26.11.2019 № 19951/19 ФИО1 просил сообщить, имеется ли в УФРС следующая информация: о существовании гаражно-строительного кооператива (Устав общества и т.п.), технический паспорт на строения инв. 12997, постановление Мэра Города Томска от 21.07.1998 № 938-з о предоставлении земельного участка для эксплуатации и обслуживания индивидуальных гаражей в бессрочное (постоянное) пользование, кадастровый паспорт на земельный участок с номером <номер обезличен>, государственный акт № ТО-21-007236, в каком году и на какие гаражные боксы было признано право собственности в судебном порядке, произведена государственная регистрация прав, и предоставить заверенные копии соответствующих документов.

Ответ Управления Росреестра по Томской области от 16.12.2019 № 11-0622/19 содержит информацию о разъяснении ФИО1 ранее в ответе от 06.09.2019 № 11-0443/19 информации о невозможности предоставления документов: № 17, № 763384, № 736678, ответ на запрос № 2443/883, ответ на запрос № 01-01-19/2851, ответ на запрос № 07448/19, ответ на запрос № 03-1-27/0643.

Кроме того, в ответе на обращение Управления Росреестра по Томской области от 16.12.2019 № 11-0622/19 содержатся ответы на поставленные ФИО1 вопросы, в том числе разъяснения о возможности получить иные (помимо вышеуказанных) документы в соответствующих государственных учреждениях.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание то обстоятельство, что испрашиваемые ФИО1 документы поступили в Управление Росреестра по Томской области на основании межведомственных запросов, ч. 2 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрен возврат заявителю только приложенных к заявлению документов, на данное законодательное положение верно указано в ответах Управления Росреестра по Томской области на обращения ФИО1, суд приходит к выводу, что отказ Управления Росреестра по Томской области в выдаче испрашиваемых документов является законным.

Доводы административного искового заявления об обратном основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, анализ которых позволяет сделать вывод об отсутствии у административного ответчика обязанности по выдаче надлежащим образом заверенных копий испрашиваемых административным ответчиком документов из реестрового дела.

Анализ имеющихся в материалах дела ответов Управления Росреестра по Томской области свидетельствует, что порядок рассмотрения заявлений ФИО1 и их сроки соблюдены.

Несогласие административного истца с содержанием ответа не может служить основанием для признания незаконным действий административного ответчика при рассмотрении обращения.

То обстоятельство, что уведомление об отказе в государственной регистрации прав содержит неверное указание на возможность получения заявителем испрашиваемых документов не свидетельствует о незаконности последующего отказа в их предоставлении, поскольку, как указано выше, отказ в выдаче документов основан на законе, данные обстоятельства разъяснялись заявителю в ответах на обращения.

Ссылка административного истца на то, что действия административного ответчика нарушают его права, предусмотренные ст. 24 Конституции РФ, безосновательна в связи со следующим.

Согласно ч. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

В силу ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации любая затрагивающая права и свободы гражданина информация должна быть ему доступна при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты; при этом Конституция Российской Федерации допускает возможность установления в отношении той или иной информации специального правового режима, в том числе режима ограничения свободного доступа к ней со стороны граждан (определения от 12 мая 2003 года N 173-О, от 29 января 2009 года N 3-О-О и др.).

В Постановлении от 18 февраля 2000 г. N 3-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что права, закрепленные в ст. ст. 23, 24 и 29 Конституции РФ, обосновывают и обеспечивают в том числе возможность для гражданина требовать предоставления ему собираемых органами государственной власти и их должностными лицами сведений, непосредственно затрагивающих его права и свободы и тем более касающихся его частной жизни, чести и достоинства. Основания для ограничения указанных прав могут устанавливаться законом только в качестве исключения из общего дозволения (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ) и должны быть связаны именно с содержанием информации, поскольку иначе они не были бы адекватны конституционно признаваемым целям.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

С учетом вышеизложенного, поскольку нормами ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусмотрен возврат заявителю документов, кроме тех, что представлены заявителем на государственную регистрацию, что является исключением из общего правила, установленного ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, на данное обстоятельство административному истцу указано в ответах на обращения, ему также было разъяснено о возможности предоставления сведений из ЕГРН на основании запроса по установленной форме и получения иных сведений в компетентных органах, в связи с чем действия административного ответчика не привели к нарушению конституционных прав административного истца.

Помимо этого, суд обращает внимание, что из требований административного искового заявления не представляется возможным достоверно установить, какие именно документы просит выдать ФИО1, поскольку административное исковое заявление содержит лишь указание на реквизиты документов, при этом сведений об их содержании, органах, от которых исходят данные документы, административный истец в материалы дела не представил.

Таким образом, исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждается, что отказ Управления Росреестра по Томской области о предоставлении документов ФИО1 является законным и обоснованным, принят административным истцом в пределах своих полномочий, не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем заявленные административным истцом ФИО1 требования о признании незаконным отказа в предоставлении документов при регистрации права, возложении обязанности предоставить документы удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия бездействия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, проанализировав вышеприведенные положения закона и установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Росреестра по Томской области о признании незаконным (антиконституционным) отказа в предоставлении документов при регистрации права на недвижимое имущество: гаражный бокс <номер обезличен>, общей площадью 19,4 кв.м., с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, обязании предоставить документы №17, №763384, №736678, ответы на запрос №2443/883, №01-01-19/2851, №07448/19, №03-1-27/06439, взыскании государственной пошлины, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Т.П. Родичева

Мотивированный текст решения суда изготовлен 19.06.2020.

Верно

Судья Т.П.Родичева

Секретарь И.Н. Ильина