ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-828/2021 от 25.05.2021 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-828/2021

44RS0002-01-2021-000980-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«25» мая 2021 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.,

при секретаре Стяжковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ивановой А. Б. к Управлению ЖКХ Администрации г. Костромы о признании незаконным распоряжения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на счете регионального оператора,

установил:

Иванова А.Б. обратилась в суд с настоящим административным иском, в обоснование заявленных требований указала, что 02.07.2020 Управлением ЖКХ Администрации г. Костромы принято Распоряжение №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городского округа город Кострома». Согласно распоряжению, фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, указанных в приложении (172 МКД), подлежит формированию на счете регионального оператора НКО «Фонд капитального ремонта», в указанных многоквартирных домах должен быть проведен капитальный ремонт. До принятия указанного распоряжения собственники помещений многоквартирных домов, указанных в приложении (172 МКД), формировали фонд капитального ремонта на специальных счетах. Многоквартирный дом по адресу: ..., включен в адресный перечень, являющийся приложением к распоряжению (строка 56 приложения). Истец является собственником квартиры в указанном многоквартирном доме, полагает, что принятым решением нарушены ее права и законные интересы. Так, истец лишена права собственности на денежные средства, находящиеся на специальном счете. Как указано в распоряжении, его принятие основано на нормах ЖК РФ, а именно ч. 7 ст. 189. Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 26.03.2014 №100-а, в 2017-2019 годах в отношении МКД истца был запланирован капитальный ремонт фундамента. Ввиду того, что дому требуется капитальный ремонт фасадов, собственники копили денежные средства на этот вид работ, который является наиболее дорогостоящим. По какой причине в Региональной программе на 2017-2019 годы на ремонт фундамента, ей не известно, фундамент находится в удовлетворительном состоянии. Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений МКД о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... от 22.07.2020 года собственниками было принято решение о проведении капитального ремонта фасада, утверждена допустимая стоимость перечня услуг и работ, выбрана подрядная организация для проведения капремонта, а также организация, представляющая интересы собственников в вопросе проведения капитального ремонта фасада. На основании вышеуказанного протокола 22.07.2020 года ООО «Управляющая компания ЖКХ№3» были заключены договоры на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который в настоящее время находится в стадии завершения. 14.08.2020 Управлением ЖКХ Администрации г. Костромы принято распоряжение №01-17/113 «О внесении изменений в распоряжение начальника Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от 02.07.2020 №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городского округа город Кострома», которым действие пункта 1 приостановлено до 01.12.2020, а собственники помещений МКД, указанных в Приложении к распоряжению, в случае принятия решения о переносе срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, либо о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, уведомить некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», Департамент строительства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, Управление ЖКХ Администрации города Костромы в срок до 15.11.2020. Таким образом, ни фактических, ни юридических оснований для включения ее дома в адресный перечень, являющийся приложением к Распоряжению, и как следствие, для «принудительного» изменения способа формирования фонда капитального ремонта и перечисления накопленных на специальном счете денежных средств на счет регионального оператора не имелось. В настоящее время денежные средства находятся на специальном счете не переведены на счет регионального оператора, однако последний обратился в Арбитражный суд для принудительного перевода денежных средств на счет регионального оператора. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 36.1, 189 ЖК РФ, Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области истец просит признать незаконным распоряжение Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 02.07.2020 №01-17/96 в части включения в приложение многоквартирного дома: ... взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины 300 рублей.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственная жилищная инспекция Костромской области, НО «Фонд капитального ремонт многоквартирных домов Костромской области», ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства №3», Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, ИП Абрамов И.С.

В судебное заседание административный истец Иванова А.Б. не явилась, направила в суд представителя по доверенности Матчанову Ю.В., которая исковые требования поддержала. Полагала, что ответчик при внесении изменений с оспариваемое распоряжение, которыми приостановил перевод денежных средств фонда капитального ремонта дома на счет регионального оператора и предложил собственникам МКД в установленном порядке перенести срок капитального ремонта, ввел в заблуждение собственников дома. Последними проведена значительная работа, проведено общее собрание, срок капитального ремонта, предусмотренный региональной программой, перенесен на 2021 год, определен подрядчик и организация, осуществляющая строительный надзор, проведены работы по ремонту фасадов за счет средств фонда капитального ремонта. Однако после предоставления данных документов в соответствующие органы, дом не исключен из перечня. После получения информации о переводе фонда капитального ремонта дома на счет регионального оператора собственниками МКД принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, в настоящее время собственниками планируется проведение капитального ремонта фундамента, однако в настоящее время они лишены этой возможности, поскольку денежные средства взыскиваются Фондом капитального ремонта со спецсчета. Краткосрочной программой капитального ремонта проведение ремонта в доме в 2021-2022 годах не предусмотрено. При таких обстоятельств собственники МКД лишены возможности провести капитальный ремонт за счет сформированных на специальном счете МКД.

Представитель административного ответчика Управления ЖКХ Администрации города Костромы и заинтересованного лица Администрации города Костромы Ермакова Е.Н. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве. Указала, что оспариваемое распоряжение издано уполномоченным лицом, в пределах его компетенции. Все условия, предусмотренные ч.7 ст.189 ЖК РФ, в данном случае соблюдены: собственники формировали фонд капитального ремонта на специальном счете, ремонт фундамента, предусмотренный региональной программой капитального ремонта на 2017 – 2019 не проведен; собственники помещений многоквартирного дома действий по принятию решения о переносе сроков своевременно не приняли; по результатам комиссионного обследования установлена необходимость проведения работ, предусмотренных программой капитального ремонта (ремонт фасадов).

Представитель заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Костромской области Литова А.И. исковые требования оставила на усмотрение суда, поддержала доводы изложенные в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица ООО «УК ЖКХ №3» Матчанова Ю.В. полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо НО «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил. Представитель заинтересованного лица НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» Везеничева С.С. направила отзыв, в котором просила дело рассмотреть без их участия.

Заинтересованные лица Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, администрация города Костромы и ИП Абрамов И.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

В соответствии со ст. 150 КА РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Часть 11 ст. 226 КАС РФ предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу ст. 36.1 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее - специальный счет), и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете (ч. 1). Доля собственника помещения в многоквартирном доме в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, пропорциональна суммарному размеру взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственником такого помещения и предшествующим собственником такого помещения (ч. 2).

В соответствии со ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: 1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; 3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; 4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации; 5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам; 6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет, и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с ч. 7 ст. 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений; 7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств; 9) устанавливается порядок информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта (ч. 1).

Согласно ст. 168 ЖК РФ, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч. 1).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт (ч. 2).

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (ч. 3).

Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ч. 3.1).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: 1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; 2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; 3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; 5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ч. 4).

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 4.1).

Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, ч. 8 ст. 170 и ч. 5 ст. 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В соответствии со ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта (ч. 1).

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (ч. 3).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора (ч. 4).

В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования (п. 4.1).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной ч. 4 ст. 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (ч. 7).

Согласно ст. 171 ЖК РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1).

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в ч. 3 ст. 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены ч. 2 ст. 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 179 ЖК РФ, платежи собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора являются одним из источников формирования имущества регионального оператора.

Согласно ст. 189 ЖК РФ, проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (ч. 1).

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (ч. 2).

Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 3).

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (ч. 4).

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту; сроки проведения капитального ремонта; источники финансирования капитального ремонта; лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (ч. 5.1).

В случае, если в срок, указанный в ч. 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (ч. 6).

В случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Решение о капитальном ремонте общего имущества в этом многоквартирном доме принимается в соответствии с частями 3 - 6 настоящей статьи. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора. Положения настоящей части не применяются в случае наличия непогашенных кредита и (или) займа, погашение которых осуществляется за счет средств, поступающих на соответствующий специальный счет (ч. 7).

Постановлением Администрации Костромской области от 26.03.2014 №100-а утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы.

Согласно приложению №1 к Региональной программе в редакции действующей в настоящее время, многоквартирный дом по адресу: ... включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.

На 2020-2022 годы запланировано проведение ремонта фасада, включая ПСД и технадзор, на 2023-2025 ремонт инженерной системы, включая ПСД и технадзор, на 2029-2031 ремонт подвала, включая ПСД и технадзор, на 2035-2037 ремонт фундамента, включая ПСД и технадзор, на 2038-2040 ремонт крыши, включая ПСД и технадзор, на 2041-2043 ремонт инженерных систем, включая ПСД и технадзор.

В ранее действовавшей редакции (до внесения изменений Постановлением Администрации Костромской области от 21.12.2020 N 599-а) приложения №1 к Региональной программе, на 2017-2019 годы был запланирован капитальный ремонт фундамента, на 2020-2022 годы запланировано проведение ремонта крыши.

Постановлением Администрации Костромской области от 22.12.2014 №535-а утвержден Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области.

Согласно указанному Порядку, последний распространяется на многоквартирные дома, включенные в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043.

Порядок применяется в случаях: 1) актуализации региональной программы; 2) определения в соответствии с ч. 4 ст. 181 ЖК РФ необходимости повторного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме при вынесении общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме решения о зачете стоимости ранее оказанных услуг и (или) проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятом в соответствии со ст. 21 Закона Костромской области; 3) установления в соответствии с ч. 7 ст. 189 ЖК РФ необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, если в срок, определенный в региональной программе, капитальный ремонт не был проведен (п. 2).

В целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта (п. 3).

В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления, органа муниципального жилищного контроля, органа государственного жилищного надзора Костромской области, регионального оператора, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. К работе комиссий привлекаются лица, уполномоченные действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах (п. 4).

С инициативой рассмотрения комиссией вопроса об установлении необходимости проведения капитального ремонта могут выступать руководитель структурного подразделения органа местного самоуправления, ответственного за координацию вопросов жилищно-коммунального хозяйства, и иные заявители в лице регионального оператора, организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом или оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также собственников помещений многоквартирных домов, уполномоченных решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5).

С целью установления технического состояния общего имущества многоквартирного дома, требующего определения необходимости проведения капитального ремонта, комиссия проводит обследование технического состояния конструктивных элементов дома, которое оформляется актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома с приложением фотоматериалов. Акт должен содержать выводы комиссии о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома (п. 6).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: 1) о признании многоквартирного дома требующим проведения какого-либо вида работ по капитальному ремонту и (или) необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой. Данное решение принимается в одном из следующих случаев: если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; если исходя из акта о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности. Данное решение должно содержать указание на вид работ по капитальному ремонту, определенный в региональной программе, и предельные сроки его проведения и (или) на необходимость оказания услуг и (или) выполнения работ одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем (при наличии); 2) о признании многоквартирного дома не требующим капитального ремонта определенных конструктивных элементов и (или) инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома. Данное решение принимается при отсутствии оснований, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта 1 настоящего пункта (п. 7).

Решение комиссии оформляется протоколом (п. 8). Протокол заседания комиссии является основанием внесения изменения в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы, а также подготовки актуализации региональной программы уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (п. 9).

Иванова А.Б. является собственником ? доли в праве собственности на ... многоквартирном доме по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Управление данным домом осуществляется управляющей компанией ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства №3», протоколом б/н от 20.03.2017 общего собрания собственников помещений в указанном МКД способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора изменен на способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого выбрано ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства №3».

Вопрос о проведении капитального ремонта общего имущества дома, предусмотренного Региональной программой на 2017-2019 годы, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ... до 2019 года не рассматривался, ремонт не проводился.

Распоряжением Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от 02.07.2020 №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ г. Кострома» в связи с тем, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вила работ, предусмотренных региональной программой, установлено сформировать фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в г. Костроме на счете НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» согласно адресному перечню многоквартирных домов (приложение) (п. 1); провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах г. Костромы, согласно адресному перечню, в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора (п. 2); отделу по эксплуатации жилищного фонда Управления жилищно-коммунального хозяйства уведомить владельцев специальных счетов о принятом решении, в том числе с использованием ГИС ЖКХ (п. 3).

В адресный перечень, изложенный к Приложении к указанному распоряжению, включен многоквартирный дом по адресу: ... (п. 56).

Протоколом общего внеочередного собрания собственников помещений МКД по адресу: ... от 22.07.2020 собственниками принято решение о проведении в 2020-2021 капитального ремонта фасада за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете, утверждена предельно допустимая стоимость перечня услуг и (или работ) по капитальному ремонту фасада в размере 1 557 450 руб., ООО «ЖКХ №3» поручено представлять интересы собственников помещений в вопросе проведения капитального ремонта фасада МКД, подрядной организацией выбраны ИП Абрамов И.С. и ООО СК «Алюпласт», ООО «ЖЭРСУ » - проведение технического надзора.

22.07.2020 между ООО «ЖКХ №3» и ИП Абрамовым И.С. заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту фасада в срок не позднее 01.08.2021, стоимость работ 1 291 762 руб.

Также 22.07.2020 между ООО «ЖКХ №3» и ООО СК «Алюпласт» заключены договоры на выполнение работ по капитальному ремонту фасада (замена окон МОП на пластиковые стеклопакеты) в срок не позднее 31.12.2021, стоимость работ 224 000 руб.

22.07.2020 между ООО «ЖКХ №3» и ООО «ЖЭРСУ №3» заключён договор возмездного оказания услуг по строительному контролю (надзору) стоимостью 41 688 руб.

Протоколом общего внеочередного собрания собственников помещений МКД по адресу: ... от dd/mm/yy собственниками принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцев которого собственники выбрали ООО «УК ЖКХ №3», кредитную организацию для открытия специального счета выбрали АО «Россельхозбанк».

Распоряжением Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от 14.08.2020 №01-17/113 внесены следующие изменения в распоряжение Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от 02.07.2020 №01-17/96: заголовок изложен в следующей редакции «О формировании фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»; во вводной части цифры «1.14» заменены цифрами «1.15»; пункт 2 признан утратившим силу. Приостановлено действие п. 1 распоряжения Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от 02.07.2020 №01-17/96 и приложения к распоряжению до 01.12.2020 (п. 2). Предписано при необходимости, комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта провести обследование многоквартирных домов, указанных в приложении к распоряжению в соответствии с постановлением Администрации Костромской области от 22.12.2014 №535-а (п. 3). Собственникам помещений МКД, указанных в приложении к распоряжению, в случае принятия решения о переносе срока проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, либо о проведении работ по капитальному ремонту общего имущества МКД предписано уведомить НО «Фонд капитального ремонта МКД Костромской области», Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, Управление ЖКХ Администрации г. Костромы в срок до 15.11.2020 (п. 4).

Информация о проведении капитального ремонта фасада МКД по ... в период 2020-2022 была направлена НО «Фонд капитального ремонта МКД Костромской области», Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, Управление ЖКХ Администрации г. Костромы 10.09.2020.

На момент рассмотрения дела работы по капитальному ремонту фасадов МКД по ... выполнены, что подтверждается актами выполненных работ от 19.08.2020 и от 28.04.2021.

14.09.2020 комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории г. Костромы, проведено обследование технического состояния общего имущества многоквартирных домов, в том числе МКД по адресу: ... по результатам которого установлено, что в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, в период 2017-2019 годов запланирован капитальный ремонт фундамента. Крыша и инженерные система находятся в удовлетворительном состоянии. Фасад находится в неудовлетворительном состоянии, наблюдается выветривание цементного раствора из кирпичной кладки, ее расслоение, балконные плиты имеют трещины, разрушения, отсутствие фрагментов в бетонных плитах. Цоколь имеет трещины, отслоения штукатурного слоя, наблюдаются разрушения отмостки, фрагментарное отсутствие по всему периметру здания. Руководствуясь ведомственными строительными нормами "Правила оценки физического износа жилых зданий" ВСН 53-86 (р), утвержденными Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 года N 446, и ведомственными строительными нормами "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ВСН 58-88 (р), утвержденными Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархйтектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", комиссия пришла к выводу: степень износа основных конструктивных элементов общего имущества многоквартирного дома составляет менее 70%, имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности для основных конструктивных элементов здания. Требуется выполнение работ по капитальному ремонту фундамента и фасада.

Как следует из протокола комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории г. Костромы, от 14.09.2020, многоквартирный жилой ... в ... признан требующим капитального ремонта крыши, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой на период 2017-2019 годы. НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» выполнить капитальный ремонт фундамента в 2021 году.

Вместе тем, изменения в региональную программу и в краткосрочную программу капитального ремонта на 2021 год, как предусмотрено протоколом комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта, на предмет проведения работ по капитальному ремонту фундамента МКД № 35 не внесены.

Распоряжением Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от 30.11.2020 №01-17/1417 внесены изменения в приложение к распоряжению начальника управления ЖКХ Администрации г. Костромы от 02.07.2020 №01-17/96, строки 3,6,7,8,15,27,57,64,65,80,82,103,109,111 признаны утратившими силу. Отделу по эксплуатации жилищного фонда Управления ЖКХ Администрации г. Костромы поручено направить региональному оператору настоящее распоряжение для организации перечисления взносов на капитальный ремонт со счета регионального оператора на специальный счет, открытый собственниками помещений в многоквартирных домах, указанных в п. 1 распоряжения, на основании решения общего собрания об открытии специального счета в кредитной организации.

Рассматриваемый МКД из адресного перечня, предусмотренного оспариваемым распоряжением, не исключен.

До настоящего времени денежные средства фонда капитального ремонта на счет регионального оператора владельцем специального счета не перечислены.

Как следует из пояснений представителя истца, в настоящее время у них на специальном счёте имеются денежные средства для проведения капитального ремонта фундамента, ими сейчас организуется общее собрание, на котором будет решен вопрос о ремонте фундамента в этом году. Согласно справке ООО «УК ЖКХ №3» остаток денежных средств на специальном счете на 24.05.2021 составляет 1 183 322,01 руб.

Из материалов дела следует, что в настоящее время в Арбитражном суде Костромской области рассматривается дело № А31-469/2021 по иску НО «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» к ООО «УК ЖКХ №3» об обязании перечислить денежные средства.

Проанализировав представленные сторонами доказательства и приведенные положения законодательства, суд находит заявленные требования обоснованными.

Исходя из норм ЖК РФ и Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на территории Костромской области, решение об изменении способа формирования капитального ремонта многоквартирного дома может быть принято исключительно после проведения обследования в многоквартирном доме в установленном порядке и подтверждения необходимости проведения капитального ремонта предусмотренного программой.

Поскольку оспариваемое распоряжение принято без проведения обследования многоквартирного дома и установления необходимости ремонта, предусмотренного региональной программой, то есть с нарушением установленного порядка, оно не может быть признано законным.

В настоящее время собственники помещений многоквартирного дома перенесли срок проведения капитального ремонта фасадов, запланированный программой с учетом изменений на 2020-2022 год и провели данный ремонт.

То обстоятельство, что последующим обследованием многоквартирного дома необходимость капитального ремонта фундамента подтверждена, в рассматриваемом случае не свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца, поскольку исполнение оспариваемого распоряжения повлечет невозможность проведения капитального ремонта фундамента в 2021 году при необходимости его проведения и при наличии реальной возможности. При этом в краткосрочную программу капитального ремонта на 2021 год, как это предусмотрено протоколом комиссии по установлению необходимости проведения ремонта, работы по капитальному ремонту фундамента многоквартирного ..., не включены.

Оспариваемое распоряжение в действующей редакции подлежит признанию незаконным в части включения в приложение многоквартирного дома по адресу: ... (п. 56 приложения).

Нарушенные права истца подлежат восстановлению путем аннулирования правовых последствий издания незаконного правового акта.

Предпринятые собственниками МКД меры по изменению способа формирования фонда капитального ремонта в июле 2020 года не обеспечивают восстановление нарушенных прав истца, поскольку исполнение данного решения возможно в силу приведенных положений ЖК РФ по истечении года с момента его принятия и, соответственно, не обеспечивает проведение капитального ремонта в срок, установленный собственниками МКД,

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.

Поскольку требования Ивановой А.Б. подлежат удовлетворению в полном объеме, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Ивановой А. Б., удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от 02.07.2020 № 01-17/96 «О формировании фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» в части включения в приложение к распоряжению многоквартирного дома по адресу: ....

Взыскать с Управления ЖКХ Администрации г. Костромы в пользу Ивановой А. Б. расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г.Костромы.

Судья Ю.В. Коровкина

Полный текст решения изготовлен 08 июня 2021 г.