Дело №2а-8291/2016 <***>РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации(мотивированное решение изготовлено 26.12.2016 года)
г. Екатеринбург 20 декабря 2016 года
Кировский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Зоновой А.Е., при секретаре Кульментьевой М.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алексеев Н.Г., Алексеева С.П, к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании несоответствующими закону решений об отказе во включении в реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков,
УСТАНОВИЛ:
Алексеев Н.Г. и Алексеева С.П, обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании несоответствующими закону решений об отказе во включении в реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков.
В обоснование требований указали, что *** между Алексеев Н.Г. и ООО «Профиль-строй» был заключен авансовый договор *** согласно которому ООО «Профиль-строй» обязалось уступить административному истцу право требования двухкомнатной квартиры строительный *** в *** в *** КСКМ «Центрум» по договору об инвестировании средств в совместное строительств жилья № *** от ***. Стоимость уступки прав составила <***> рублей. *** между Алексеев Н.Г. и ООО «Профиль-строй» был заключен основной договор уступки права требования № *** и дополнительное соглашение к нему в отношении передачи прав на указанную квартиру. Алексеев Н.Г. оплата по договорам была осуществлена в полном объеме. *** между Алексеева С.П, и ООО «Профиль-Строй» также был заключен вначале авансовый договор № ***, а затем основной договор уступки прав требования № *** и дополнительное соглашение к нему в отношении *** в ***. Стоимость уступки прав составила <***> рублей и была оплачена в полном объеме.
Однако ООО «Профиль-строй» свои обязательства по договорам не исполнило, впоследствии выяснилось, что в связи с грубым неисполнением своих обязательств пр оплате паевых вносов, в том числе на строительство квартир *** в ***, с *** ООО «Профиль-строй» было исключено из членов ЖСК «Центрум», то есть на момент заключения договоров уступки прав ООО «Профиль-строй» не обладало правом распоряжения спорными объектами. Кроме того, в отношении директора ООО «Профиль-Строй» С. было возбуждено уголовное дело *** по ч.4 ст.159 УК РФ, которое *** было прекращено в связи со смертью.
Указанное свидетельствует о наличии у истцов права на включение в реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на основании Закона Свердловской области от 24.06.2011 N 50-ОЗ «О поддержке граждан, пострадавших от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах». Между тем 08.04.2016 года в адрес истцов поступили решения Департамента об отказе во включении их в реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков. Истцы полагают данное решение незаконным, поскольку содержание закона свидетельствует о том, что предметом его регулирования является предоставление поддержки гражданам, пострадавшим от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения. То есть оказание поддержки гражданам, пострадавшим от недобросовестных действий любых юридических лиц по любым видам договоров, предметом которых являлось возникновение у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах.
На основании изложенного истцы просят признать незаконным и отменить решение Департамента государственного жилищного и строительного надзора в Свердловской области № 353-О от 08.04.2016 об отказе во включении в реестр граждан Алексеева С.П,, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирных домов, обязать Департамент устранить нарушение прав административного истца.
Признать незаконным и отменить решение Департамента государственного жилищного и строительного надзора в Свердловской области № 354-О от 08.04.2016 об отказе во включении в реестр граждан Алексеев Н.Г., чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирных домов, обязать Департамент устранить нарушение прав административного истца
Определением суда от *** к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен ЖСК «Центрум».
В судебное заседание административные истцы Алексеева С.П, и Алексеев Н.Г. не явились, воспользовались правом на ведение дела через представителя. В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности от ***Танкиев Р.Я. на административных исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в административном иске. Дополнительно пояснил, что законом предусмотрена защита прав граждан, пострадавших от деятельности любых юридических лиц, при осуществлении последним действий по привлечению денежных средств для возникновения права собственности на квартиры.
В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Молотилова А.А., действующая на основании доверенности от ***, возражала и против административного иска, поддержала возражения письменного отзыва. Дополнительно пояснила, что в оснований для включения истцов в реестр обманутых граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков не имелось, поскольку истцы не могут быть отнесены к категории лиц, подпадающих под положения указанного закона, у них не возникло никаких отношений непосредственно с самим застройщиком, ООО «Профиль-Строй» таковым не является, по вопросу приобретения квартир в собственность, застройщик права истцов не нарушал.
Представитель заинтересованного лица ЖСК «Центрум» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Учитывая изложенное, принимая во внимание мнение явившихся лиц, положения ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что о нарушении своих прав заявитель узнал после *** (дата сопроводительного письма о направлении ответа об отказе во включении в реестр), настоящее заявление подано в суд ***, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд с настоящим иском административным истцом не пропущен.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Отношения по восстановлению прав граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков урегулированы Законом Свердловской области от 24.06.2011 N 50-ОЗ «О поддержке граждан, пострадавших от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах»
В соответствии со ст.3 данного закона в целях предоставления поддержки гражданам, пострадавшим от деятельности недобросовестных застройщиков, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области по государственному контролю (надзору) в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области (далее - уполномоченный орган) формирует и ведет реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков (далее - реестр).
Граждане, пострадавшие от деятельности недобросовестных застройщиков, включаются в реестр на основании их заявлений или заявлений их законных представителей, поданных в уполномоченный орган. Форма заявления о включении гражданина, пострадавшего от деятельности недобросовестного застройщика, в реестр утверждается Правительством Свердловской области.
Уполномоченный орган рассматривает заявление о включении гражданина, пострадавшего от деятельности недобросовестного застройщика, в реестр и заключение экспертной комиссии не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом такого заявления и принимает мотивированное решение о включении гражданина в реестр либо об отказе во включении гражданина в реестр. Копия решения направляется лицу, подавшему заявление, в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения.
Реализуя указанные положения закона, ***Алексеева С.П, обратилась с соответствующим заявлением в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, о включении ее в реестр на основании авансового договора (дополнительного соглашения) об уступке права требования № *** от *** года, заключенного между Алексеева С.П, и ООО «Профиль-Строй», дополнительного соглашения к авансовому договору *** от *** – в отношении прав требования на *** в *** от ЖСК «Центрум», квитанции об оплате на сумму <***> рублей, на сумму <***> рублей и на сумму <***> рублей, дополнительных соглашений к договору № *** об уступке прав требования от *** года, от *** года, от *** года, уведомления ЖСК «Центрум» о расторжении с ООО «Профиль-Строй» договора паевого взноса с 15.07.2009 года, справки об отсутствии паевых взносов ООО «Профиль-Строй» за ***.
Решением Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 08.04.2016 года № 353-О Алексеева С.П, было отказано во включении в реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на территории Свердловской области (далее по тексту – реестр), поскольку Алексеева С.П, не является субъектом правоотношений, регулируемых Законом и лицом, имеющим в соответствии с п.3 Порядка включения в реестр при соблюдении условий, перечисленных в ст.4 Закона, права на включение в реестр, поскольку ООО «Профиль-Строй» не могло передать Алексеева С.П, право требования (ввиду его отсутствия на момент заключения договора) на предоставление в собственности *** в *** по договору уступки права требования № *** от *** года.
***Алексеев Н.Г. обратился с соответствующим заявлением в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, о включении ее в реестр на основании авансового договора № *** (дополнительного соглашения) об уступке права требования от *** года, заключенного между Алексеева С.П, и ООО «Профиль-Строй», дополнительного соглашения к авансовому договору № *** от *** года – в отношении прав требования на *** в *** от ЖСК «Центрум», квитанции об оплате на сумму <***> рублей, на сумму <***> рублей и на сумму <***> рублей, дополнительного соглашения к договору № *** уступки права требования от ***, от *** года, от *** года, уведомления ЖСК «Центрум» о расторжении с ООО «Профиль-Строй» договора паевого взноса с 15.07.2009 года, справки об отсутствии паевых взносов ООО «Профиль-Строй» за ***.
Решением Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 08.04.2016 года № 354-О Алексеев Н.Г. было отказано во включении в реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на территории Свердловской области (далее по тексту – реестр), поскольку Алексеева С.П, не является субъектом правоотношений, регулируемых Законом и лицом, имеющим в соответствии с п.3 Порядка включения в реестр при соблюдении условий, перечисленных в ст.4 Закона, права на включение в реестр, поскольку ООО «Профиль-Строй» не могло передать Алексеев Н.Г. право требования (ввиду его отсутствия на момент заключения договора) на предоставление в собственности *** в *** по договору уступки права требования № *** от *** года.
Условия и порядок включения граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков, в реестр определены в ст.4 Закона Свердловской области от 24.06.2011 N 50-ОЗ, Постановлением Правительства Свердловской области от 03.10.2011 N 1317-ПП "О поддержке граждан, пострадавших от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах", которым утвержден Порядок формирования и ведения реестра нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на территории Свердловской области".
В силу п.17 Порядка формирования реестра основаниями для решения Уполномоченного органа по ведению Реестра об отказе во включении гражданина в Реестр являются в том числе подача заявления о включении в Реестр лицом, не имеющим в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка права на включение в Реестр.
Согласно п.3 Порядка формирования реестра включению в Реестр подлежат граждане, пострадавшие от действий недобросовестных застройщиков на территории Свердловской области, при соблюдении условий, перечисленных в статье 4 Закона.
В соответствии с положениями ст.4 Закона граждане, пострадавшие от деятельности недобросовестных застройщиков, включаются в реестр при соблюдении следующих условий:
1) привлечение недобросовестным застройщиком денежных средств гражданина связано с возникновением у этого гражданина права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, расположенном на территории Свердловской области, который на момент привлечения таких денежных средств не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
2) привлечение недобросовестным застройщиком денежных средств гражданина совершено до вступления в силу настоящего Закона;
3) недобросовестным застройщиком гражданину не предоставлено жилое помещение, которое этот недобросовестный застройщик должен был предоставить в соответствии с договором, предусматривающим привлечение им денежных средств этого гражданина, в связи:
с ликвидацией недобросовестного застройщика;
с утратой недобросовестным застройщиком права аренды земельного участка, на котором планировалось построить многоквартирный дом, указанный в подпункте 1 настоящей статьи;
с незаключением недобросовестным застройщиком договора аренды земельного участка, на котором планировалось построить многоквартирный дом, указанный в подпункте 1 настоящей статьи, при условии, что органом государственной власти Свердловской области или органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, было принято решение о предоставлении недобросовестному застройщику этого земельного участка;
с иными обстоятельствами - в случае, если факт непредоставления гражданину жилого помещения, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, установлен судебным актом, вступившим в законную силу;
4) гражданину не возмещена либо возмещена не в полном объеме стоимость того количества квадратных метров жилого помещения, которое гражданин оплатил по договору, предусматривающему привлечение недобросовестным застройщиком, от деятельности которого пострадал гражданин, денежных средств этого гражданина;
5) гражданину ранее не предоставлялась поддержка в соответствии с настоящим Законом;
6) уступка требования, направленная на возникновение у гражданина права собственности на жилое помещение, указанное в подпункте 1 настоящей статьи, совершена до вступления в силу настоящего Закона - в случае, если такая уступка требования имела место;
7) требование о передаче жилого помещения или денежное требование, которое гражданин имеет к недобросовестному застройщику, не может быть погашено способами, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве);
8) заявление о включении гражданина, пострадавшего от деятельности недобросовестного застройщика, в реестр подано в уполномоченный орган до 1 января 2017 года.
Кроме того, постановлением Правительства Свердловской области от 03.10.2011 N 1317-ПП утвержден Порядок формирования и ведения реестра нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на территории Свердловской области, в п. 3 которого также указано на необходимость соблюдения условий, перечисленных в статье 4 Закона N 50-ОЗ, при включении в реестр граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков на территории Свердловской области (п. 3).
Буквальный анализ указанных положений Закона № 50-ОЗ приводит к выводу о том, что законодателем понятие «застройщик» как субъект правоотношений, возникших между гражданами и лицами по вопросу приобретения в собственность жилого помещения, понимается именно как лицо, осуществляющее строительство (руководство строительством) жилого помещения; лицо, которое по договору обязано именно передать гражданину спорное жилое помещение (п.1 и п.3 ст.4 Закона).
При этом законодатель также различает отношения по уступке прав требования к застройщику и непосредственный договор с застройщиком, результатом которого является возникновение права собственности (п.6 ст.4 Закона).
Таким образом, суд приходит к выводу, что защите в рамках положений Закона № 50-ОЗ подлежат граждане, пострадавшие именно от действий недобросовестных застройщиков, то есть лиц, которые должны были, исходя из существа правоотношений, передать гражданам оплаченные ими жилые помещения, а не от действий цедентов при уступке прав гражданам требований к должнику-застройщику. Доводы стороны истца об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что у Алексеева С.П, и Алексеев Н.Г. не возникли правоотношения с застройщиком жилых помещений, в данном случае ЖСК «Центрум», обязанным ООО «Профиль-Строй» передать жилые помещения, в случае если бы ООО «Профиль-Строй» не был исключен из состава членов кооператива.
Согласно ст.382, ст.384 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
В соответствии со ст.390 Гражданского кодекса Российской Федерации при уступке цедентом должны быть соблюдены следующие условия: уступаемое требование существует в момент уступки, если только это требование не является будущим требованием; цедент правомочен совершать уступку.
Из договора уступки права требования № *** от *** года, заключенного между ООО «Профиль-Строй» и Алексеева С.П,, следует, что ООО «Профиль-Строй» уступило Алексеева С.П, право требования на *** в ***, Алексеева С.П, переходят все права требовать от ЖСК «Центрум» (не от ООО «Профиль-Строй») надлежащего исполнения обязательств по передаче данной квартиры в собственность. В силу п.6 договора ООО «Профиль-Строй» обязуется предоставить Алексеева С.П, справку, подтверждающую полную оплату по договору в срок до 09.11.2009 года, а в силу п. 7 договора – по требованию Алексеева С.П, все документы, удостоверяющие указанное право, и сообщить Алексеева С.П, все иные сведения, имеющие значение для осуществления приобретенного права.
Аналогичные условия содержатся в договоре уступки прав требования № *** от *** года, заключенном между ООО «Профиль-строй» и Алексеев Н.Г.
Истцами не оспорено, что на момент заключения данных договоров и внесения оплаты ООО «Профиль-Строй» денежных средств, ООО «Профиль-Строй» было исключено из членов ЖСК «Центрум» в связи с невнесением взносов, а значит у него 09.10.2009 года отсутствовало право требования к ЖСК «Центрум» передачи квартир ***, что подтверждается также справками ЖСК «Центрумя» об отсутствии договоров о внесении паевых взносов за *** между ООО «Профиль-Строй» и ЖСК, отсутствии оплаты со стороны ООО «Профиль-Строй» паевых взносов за данные квартиры, справкой об исключении ООО «Профиль-Строй» из состава ЖСК в связи с неуплатой паевых взносов с 15.07.2009 года, в том числе в отношении ***, решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от *** по иску Алексеев Н.Г. к ПЖСК «Центрум» о признании решения общего собрания недействительным, договора исполненным, договора действительным и взыскании убытков.
Стороной истца также не оспорено, что при заключении данных договоров уступки прав требования и внесения оплаты по договору цессии в полном объеме, ООО «Профиль-Строй» им не были представлены документы, подтверждающие права требования к ЖСК «Центрум» по передаче квартир, что не соответствует принципу разумности и осмотрительности участников гражданского оборота.
Таким образом, на основе анализа представленных доказательств, суд приходит к выводу, что у Алексеева С.П, и Алексеев Н.Г. правоотношений с ЖСК «Центрум», а значит право требования к ЖСК передачи квартир в собственность, не возникло, а значит ЖСК либо иное лицо, которое обладало правом передачи в собственность спорных квартир как недобросовестный застройщик, права истцов не нарушали.
В силу указанного суд полагает правомерным вывод административного ответчика, положенный в основу отказа во включении истцов в реестр согласно решениям № 353-О и № 354-О от 08.04.2016 года, о том, что истцы не относятся к числу граждан пострадавших от недобросовестных застройщиков, в связи с чем требования истцов о признании указанных решений незаконными удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 178, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Алексеев Н.Г., Алексеева С.П, к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании несоответствующими закону решений об отказе во включении в реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья <***> А.Е. Зонова