ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8296/2016 от 08.11.2016 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-8296/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2016 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд г. Мурманска

в составе:

председательствующего судьи Шуминовой Н.В.,

при секретаре Брагиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Региональному некоммерческому партнерству «Строители Заполярья» о ликвидации,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с административным иском к Региональному некоммерческому партнерству «Строители Заполярья» о ликвидации.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> зарегистрировано Региональное некоммерческое партнерство «Строители Заполярья». ДД.ММ.ГГГГ Управлением принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы организации в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. В период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время изменения в сведения о Региональном некоммерческом партнерстве «Строители Заполярья», содержащиеся в ЕГРЮЛ, не вносились. ДД.ММ.ГГГГ, а затем ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным лицам Регионального некоммерческого партнерства «Строители Заполярья» вручены памятки о необходимости предоставления ежегодной отчетности в установленный срок. ДД.ММ.ГГГГ в отношении Регионального некоммерческого партнерства «Строители Заполярья» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес административного ответчика вынесено предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения – ДД.ММ.ГГГГ. Предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в адрес административного ответчика, в вышестоящий орган или суд не обжаловалось. В установленный срок требования Управления выполнены. В нарушение требований законодательства Российской Федерации административный ответчик не представил в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за ДД.ММ.ГГГГ в установленный Законом срок. ДД.ММ.ГГГГ в отношении Регионального некоммерческого партнерства «Строители Заполярья» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Октябрьского судебного района г. Мурманска в отношении административного ответчика было вынесено постановление, которым административный ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес административного ответчика вынесено предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения – ДД.ММ.ГГГГ. Предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в адрес административного ответчика, в вышестоящий орган или суд не обжаловалось. В установленный срок требования Управления не выполнены. ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес административного ответчика вынесено предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения – ДД.ММ.ГГГГ. Предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в адрес административного ответчика, в вышестоящий орган или суд не обжаловалось. В установленный срок требования Управления выполнены. Кроме того, корреспонденция, направленная в адрес административного ответчика, вернулась в Управление за истечением срока хранения. На основании изложенного, просит суд ликвидировать Региональное некоммерческое партнерство «Строители Заполярья»; назначить ликвидатором – генерального директора Регионального некоммерческого партнерства «Строители Заполярья» В.Л.Н.; взыскать с административного ответчика государственную пошлину.

Представитель административного истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия представителя Управления.

Административный ответчик – Региональное некоммерческое партнерство «Строители Заполярья» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом по известному месту жительства и регистрации, возврат судебного уведомления с адреса его регистрации в силу статьи 165.1 ГК РФ суд расценивает в данном случае как надлежащее уведомление о слушании, поскольку доказательств того, что ответчик не получил судебное извещение по обстоятельствам, не зависящим от него, суду не представлено и в судебном заседании не добыто. Суд также учитывает, что в силу разъяснений Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу регистрации и места жительства или пребывания.

Заинтересованное лицо – В.Л.Н. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки суду не сообщила, мнения по заявленным требованиям не представила.

При таких обстоятельствах суд в соответствии с ч. 7 статьи 150, 263 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, учитывая, что их участие в данном случае не является обязательным.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

В соответствии с пп. 65 п. 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Управление по субъекту (на территории <адрес> - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>) осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации их уставным целям, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган (на территории <адрес> - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>) документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждены формы отчетности о деятельности некоммерческих организаций. В соответствии с вышеуказанным Приказом некоммерческие организации представляют в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам ОН0001 и ОН0002.

В соответствии с п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, вместо отчетов по формам ОН0001 и ОН0002, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию (уведомление) в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческие организации представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган (на территории <адрес> - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>) вышеуказанные отчеты ежегодно, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> зарегистрировано Региональное некоммерческое партнерство «Строители Заполярья» (ОГРН ).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы организации в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

В период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время изменения в сведения о Региональном некоммерческом партнерстве «Строители Заполярья», содержащиеся в ЕГРЮЛ, не вносились.

ДД.ММ.ГГГГ, а затем ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным лицам Регионального некоммерческого партнерства «Строители Заполярья» вручены памятки о необходимости предоставления ежегодной отчетности в установленный срок.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Регионального некоммерческого партнерства «Строители Заполярья» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес административного ответчика вынесено предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения – ДД.ММ.ГГГГ.

Предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в адрес административного ответчика, в вышестоящий орган или суд не обжаловалось. В установленный срок требования Управления выполнены. Как установлено в судебном заседании и следует из представленных суду материалов, в нарушение вышеназванных норм законодательства Российской Федерации Региональное некоммерческое партнерство «Строители Заполярья» (ОГРН ) не представило в уполномоченный орган заявление, подтверждающее соответствие п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» или отчеты по формам ОН0001 и ОН0002 за ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, ежегодно, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, обязана разместить в сети Интернет или в средствах массовой информации отчет (сообщение) о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Регионального некоммерческого партнерства «Строители Заполярья» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Октябрьского судебного района г. Мурманска в отношении административного ответчика было вынесено постановление, которым административный ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес административного ответчика вынесено предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения – ДД.ММ.ГГГГ.

В указанный срок административный ответчик был обязан представить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>: документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств в течение года составили более трех миллионов рублей, по формам ОН0001 и ОН0002 за ДД.ММ.ГГГГ; сообщение о продолжении своей деятельности, в случае соответствия требованиям п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за ДД.ММ.ГГГГ информацию об опубликовании в средствах массовой информации или размещении в сети Интернет сообщений о продолжении деятельности или отчетов о деятельности за ДД.ММ.ГГГГ в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган, со ссылкой на электронный ресурс или средство массовой информации.

Предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в адрес административного ответчика, в вышестоящий орган или суд не обжаловалось. В установленный срок требования Управления не выполнены.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес административного ответчика вынесено предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения – ДД.ММ.ГГГГ.

Предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в адрес административного ответчика, в вышестоящий орган или суд не обжаловалось. В установленный срок требования Управления выполнены.

Кроме того, корреспонденция, направленная в адрес административного ответчика, вернулась в Управление за истечением срока хранения.

Таким образом, уполномоченные лица Регионального некоммерческого партнерства «Строители Заполярья» не обеспечивают получение корреспонденции, направляемой Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в адрес Регионального некоммерческого партнерства «Строители Заполярья».

В соответствии с пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.).

При наличии перечисленных обстоятельств, сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

Как установлено судом, уполномоченные лица организации в нарушение вышеуказанных требований законодательства не исполняют обязательства по представлению отчетности, на момент рассмотрения административного заявления сведения о достоверном адресе (месте нахождения) юридического лица в управление не представили.

Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены поправки в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации, является исчерпывающим.

Со дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации к некоммерческим партнерствам - об ассоциациях (союзах) (статьи 123.8 - 123.11).

Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Согласно п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

Реорганизация некоммерческого партнерства в форме преобразования с целью приведения положений учредительных документов в соответствии с требованиями главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации законодательно не предусмотрена.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Пунктом 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, определены полномочия Управления на обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Таким образом, учитывая характер нарушений, их продолжительность и последующее отсутствие деятельности юридического лица имеются все основания для ликвидации юридического лица – Регионального некоммерческого партнерства «Строители Заполярья».

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

С учетом п. 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Региональному некоммерческому партнерству «Строители Заполярья» о ликвидации – удовлетворить.

Ликвидировать Региональное некоммерческое партнерство «Строители Заполярья».

Назначить ликвидатором – генерального директора Регионального некоммерческого партнерства «Строители Заполярья» – В.Л.Н.

Взыскать с Регионального некоммерческого партнерства «Строители Заполярья» государственную пошлину в доход бюджета в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: Н.В. Шуминова