ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8297/18 от 27.09.2018 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-8297/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 27 сентября 2018 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе

судьи Цветковой Л.Ю.,

при секретаре Губерновой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры к Федеральному казенному учреждению «Центр государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области» о признании действий по выдаче свидетельства о классификации маломерного судна К от 28.03.2017, акта (заключения) от 28.03.2017, судового билета от 29.03.2017 незаконными, возложении обязанности аннулировать свидетельство о классификации маломерного судна К от 28.03.2017, акт (заключение) от 28.03.2017, судовой билет от 29.03.2017,

установил:

заместитель Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Центр государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области» (далее – ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области») мотивировав свои требования тем, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте, установлено, что Артюшину П.А. принадлежит судно «Капитан Артюшин», построенное в г. Пинск, СССР в 1973 году по проекту , согласованному Речным Регистром, двигатель «ЯАЗ-204В» , мощность 73,55 кВт. 28.03.2017 ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» Артюшину П.А. выдано свидетельство о классификации маломерного судна К, а также акт (заключение) . 29.03.2017 Инспекторским отделением ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» Артюшину П.А. выдан судовой билет . Освидетельствование и классификация вышеуказанного судна проведены с использованием не поверенных мерительных приборов и газоанализатора, не были проведены испытания мореходных качеств. В ходе осмотра места происшествия от 17.10.2017 года, проведенного старшим следователем Ярославского следственного отдела СУТ СЗСУТ СК России с участием Артюшина П.А., старшего государственного инспектора - руководителя группы ГИМС г. Ярославля, сделаны замеры спорного судна, по результатам которых установлена длина корпуса 20 метров 10 сантиметров. Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации определено, что маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать. Вследствие использования не поверенных мерительных приборов при проведении административных процедур по освидетельствованию и классификации, не достоверно определена длина судна как 19 метров 9 сантиметров, что позволило отнести названное судно к категории маломерных. Положения Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Административного регламента по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 24.06.2016 года , Правил государственной регистрации маломерных судов, утвержденных Приказом МЧС России от 24.06.2016 и иных нормативно-правовых актов исключают возможность признать спорное судно маломерным, а его государственная регистрация в качестве маломерного судна в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» является незаконной.

Просят признать действия ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» по выдаче свидетельства о классификации маломерного судна К от 28.03.2017, акта (заключения) от 28.03.2017, судового билета от 29.03.2017 незаконными, возложить обязанность на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» аннулировать свидетельство о классификации маломерного судна К от 28.03.2017, акт (заключение) от 28.03.2017, судовой билет от 29.03.2017.

В судебном заседании административный истец заместитель Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры Иванов А.Н. требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Суду пояснил, что Вологодской транспортной прокуратурой Северо-Западной транспортной прокуратуры выносилось представление в адрес ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» об устранении нарушений законодательства, однако, административным ответчиком был дан ответ, что для произведения определённых действий им необходимы основания, представления прокурора недостаточно.

В судебном заседании представители административного ответчика ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» по доверенности Алексеевская Ю.А., Коновалов Д.В. не возражали против удовлетворения административных исковых требований. Представитель административного ответчика Алексеевская Ю.А. суду пояснила, что на момент рассмотрения заявления Артюшина П.А. не имелось оснований для отказа в оказании государственной услуги по классификации и освидетельствованию судна.

В судебном заседании заинтересованное лицо Артюшин П.А. не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из содержания положений статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

В соответствии со статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.

Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В силу части 2 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном им порядке.

Постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 № 820 «О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждены «Правила классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях» (далее - Правила классификации и освидетельствования маломерных судов).

Пунктом 5 Правил классификации и освидетельствования маломерных судов установлено, что классификация проводится органом классификации по заявлению собственника маломерного судна (его доверенного лица) в следующих случаях: осуществление государственной регистрации маломерного судна, ранее не классифицированного органом классификации; наличие изменений в конструкции корпуса или двигателя маломерного судна, влекущих изменение ранее присвоенной категории сложности района плавания.

Согласно пункту 11 Правил классификации и освидетельствования маломерных судов для проведения классификации орган классификации осуществляет следующие действия: рассматривает представленную документации; проводит освидетельствование (на берегу и на плаву), в процессе которого определяется соответствие конструкции корпуса и характеристик маломерного судна заявленной категории сложности района плавания и техническим требованиям, а также идентифицирует материалы корпуса маломерного судна и его элементов; осуществляет проверку соответствия комплектности оборудования и снабжения маломерного судна техническим требованиям.

В силу пункта 12 Правил классификации и освидетельствования маломерных судов в случае, если по результатам классификации установлено, что предъявленное для классификации судно не является маломерным судном, либо не подлежит государственной регистрации, орган классификации уведомляет об этом собственника маломерного судна (его доверенное лицо) в письменном виде с указанием несоответствий.

По результатам проведения классификации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 Правил классификации и освидетельствования маломерных судов, органом классификации составляется свидетельство о классификации маломерного, судна (в 2 экземплярах), которое выдается собственнику маломерного судна (его доверенному лицу) (пункт 13 Правил классификации и освидетельствования маломерных судов).

Приказом МЧС России от 18.10.2012 утвержден Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (далее - Административный регламент по освидетельствованию маломерных судов).

Пунктом 2.30 Административного регламента по освидетельствованию маломерных судов установлено, что предоставление государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества, по освидетельствованию маломерного судна после ремонта, а также по освидетельствованию маломерного судна, подготовленного к переходу (перегону), осуществляется на оборудованных для этих целей пунктах освидетельствования маломерных судов.

Освидетельствование маломерных судов в процессе эксплуатации проводится на пунктах освидетельствования маломерных судов, а также на передвижных пунктах освидетельствования маломерных судов, которые организуются на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов или других, пригодных для этих целей местах.

Согласно пункту 3.1 Административного регламента по освидетельствованию маломерных судов предоставление указанной государственной услуги включает в себя такие административные процедуры как подачу заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и осуществление их приема; получение заявителем сведений о ходе предоставления государственной услуги; тестирование маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества; тестирование маломерного судна в процессе эксплуатации; тестирование маломерного судна, подготовленного к переходу (перегону); тестирование маломерного судна после ремонта; оформление результатов и заключения о годности маломерного судна к плаванию; получение сведений о маломерном судне.

В силу пункта 3.12 Административного регламента по освидетельствованию маломерных судов процедура тестирования маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества включает следующие действия - проведение осмотра маломерного судна; испытание маломерного судна на мореходные качества; проверку состояния корпуса, надстроек, оборудования и устройств маломерного судна; определение грузоподъемности, допустимого количества людей на борту; определение массы маломерного судна; оформление результата выполнения административной процедуры.

Для тестирования маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества заявитель обеспечивает подъем судна из воды и (или) спуск его на воду в согласованные с должностным лицом подразделения ГИМС сроки.

Приказом МЧС России от 24.06.2016 утверждены Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (далее - Правила государственной регистрации маломерных судов).

Пунктом 3 Правил государственной регистрации маломерных судов установлено, что состав, последовательность и сроки процедур (действий) МЧС России по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации судов установлены соответствующим административным регламентом предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России.

Приказом МЧС России от 24.06.2016 утвержден Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (далее - Административный регламент по государственной регистрации маломерных судов).

Пунктом 38 Административного регламента по государственной регистрации маломерных судов определено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, в том числе является несоответствие фактических данных о судне и (или) двигателях сведениям, указанным в представленных документах.

Главой 3 Административного регламента по государственной регистрации маломерных судов определены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур и требования к порядку их выполнения.

Предоставление государственной услуги включает следующие административные процедуры: представление документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и их прием от заявителя; формирование и направление межведомственных запросов; получение заявителем сведений о ходе предоставления государственной услуги; осмотр судна; формирование итогового решения по результатам предоставления государственной услуги; получение заявителем результата государственной услуги.

Положениями ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 28.03.2017 в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» поступило заявление Артюшина П.А., являющегося собственником судна проекта , построенного в 1973 году, двигатель «ЯАЗ-204В» , мощностью 73,55 кВт, о предоставлении государственной услуги по классификации и освидетельствованию судна в связи с переоборудованием катера - уменьшением длины судна путем обрезания носовой части корпуса выше ватерлинии.

28.03.2017 старшим государственным инспектором группы технического надзора г. Вологды ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» на месте стоянки судна были проведены замеры, по итогам которых наибольшая длина корпуса судна составила 19 метров 90 сантиметров.

28.03.2017 старшим государственным инспектором группы технического надзора г. Вологды ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна проекта составлен акт (заключение) за , согласно которого длина судна составила 19 метров 90 сантиметров.

28.03.2017 Артюшину П.А. выдано свидетельство о классификации маломерного судна К.

29.03.2017 в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» поступило заявление Артюшина П.А. о регистрации в реестре маломерных судов судно проекта , построенного в 1973 году в г. Пинск, двигатель «ЯАЗ-204В» , мощностью 73,55 кВт.

29.03.2017 ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» Артюшину П.А. выдан судовой билет , идентификационный номер судна , название судна «Капитан Артюшин».

Согласно протоколу осмотра места происшествия от 17.10.2017 года, произведенному в рамках материалов уголовного дела , проведенного старшим следователем Ярославского следственного отдела СУТ СЗСУТ СК России с участием Артюшина П.А., старшего государственного инспектора - руководителя группы ГИМС г. Ярославля, длина корпуса судна «Капитан Артюшин» составляет 20 метров 10 сантиметров.

17.10.2018 Вологодским транспортным прокурором Северо-Западной транспортной прокуратуры вынесено представление в адрес ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» об устранении нарушений требований законодательства о государственной регистрации маломерных судов и о государственном надзоре за маломерными судами.

Решением начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» от 02.11.2017 установлено, что при освидетельствовании судна проекта старшим государственным инспектором группы технического надзора ФИО1 были допущены нарушения пунктов 2.30, 3.1, 3.12 Административного регламента по освидетельствованию маломерных судов, а именно освидетельствование было произведено с использованием не поверенных мерительных приборов и газоанализатора, без проведения испытаний мореходных качеств.

Из протокола допроса свидетеля ФИО1 от 08.11.2017 следует, что при обмерах судна «Капитан Артюшин» в 2017 году он не производил дополнительных испытаний судна, так как не посчитал нужным, разницу между замерами судна ФИО1 объяснить не смог.

С учетом того, что основанием для регистрации судна в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» в качестве маломерного послужили произведенные старшим государственным инспектором группы технического надзора ФИО1 замеры с использованием не поверенных мерительных приборов и газоанализатора, без проведения испытаний мореходных качеств, в результате которых установлена неверная длина судна (19 метров 90 сантиметров), принимая во внимание, что фактическая длина корпуса судна «Капитан Артюшин» составляет 20 метров 10 сантиметров, что не подпадает под понятие маломерного судна, суд приходит к выводу о том, что действия ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» по выдаче свидетельства о классификации маломерного судна К от 28.03.2017, акта (заключения) от 28.03.2017, судового билета № от 29.03.2017 являются незаконными.

При изложенных обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования заместителя Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры удовлетворить.

Признать действия ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» по выдаче свидетельства о классификации маломерного судна К от 28.03.2017, акта (заключения) по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна «Капитан Артюшин» от 28.03.2017, судового билета от 29.03.2017 незаконными.

Возложить обязанность на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Вологодской области» аннулировать свидетельство о классификации маломерного судна К от 28.03.2017, акт (заключение) по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна «Капитан Артюшин» от 28.03.2017, судовой билет от 29.03.2017.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.Ю. Цветкова

Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2018 года.