ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8299/2016 от 19.09.2016 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 19 сентября 2016 г.

Дело № 2а-8299/2016

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Моркеля А.С.,

при секретаре Чернецкой В.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

представителя заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абаканского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Абаканскому линейному отделу МВД России о признании незаконным действия,

УСТАНОВИЛ:

Абаканский транспортный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Абаканскому линейному отделу МВД России о признании незаконным действия. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Аэропорт Абакана» на имя начальника Абаканского ЛО МВД РФ было подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов к нему, с пакетом документов согласно приложенной описи, предусмотренных Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заявление с приложенными документами было возвращено ОАО «Аэропорт Абакан». Согласно записи, сделанной на описи документов, приложенных к указанному заявлению, документа возвращены заявителю в связи с тем, что расчет потребного количества оружия не подтверждается действующим законодательством. Данные действия являются незаконными. ОАО «Аэропорт Абакан», имея в структуре службу авиационной безопасности, отвечающую всем предъявляемым к ней требованиям, является юридическим лицом с особыми уставными задачами, следовательно, наделено правом получения разрешения на приобретение, хранение и ношение служебного оружия. Основание для отказа в приеме заявления является необоснованным. Фактически должностное лицо Абаканского ЛО МВД России, не приняв заявление, в нарушение очередности этапов оказания государственной услуги, перешел к этапу проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и документах и сделал необоснованный вывод о не подтверждении произведенного расчета потребного количества оружия. На основании изложенного просят признать незаконным действия Абаканского ЛО МВД России, выразившиеся в отказе в приеме заявления ОАО «Аэропорт Абакан» о выдаче лицензии на приобретение служебного оружия и патронов к нему; обязать административного ответчика в месячный срок с момента принятия решения суда устранить нарушения путем выдачи ОАО «Аэропорт Абакан» разрешения на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов к нему.

Административным истцом требования были уточнены. От требования в части обязания Абаканского ЛО МВД России устранить нарушения путем выдачи разрешения на приобретение оружия Абаканский транспортный прокурор отказался.

Согласно ч.5 ст. 39 КАС РФ в случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается.

В судебном заседании представитель административного истца уточненные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований. Суду пояснил, что Приказом МВД РФ указано на необходимость предоставления расчета оружия. Обоснованность расчета не была представлена.

Представитель заинтересованного лица ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала требования Абаканского транспортного прокурора. Суду пояснила, что расчет был представлен. Заявление должно было быть принято и рассмотрено. В последующем административный ответчик давал ответы противоречащие друг другу.

Выслушав пояснения сторон, заинтересованного лица, установив подлежащие выяснению обстоятельства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч.1).

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска (ч.4).

Обращаясь в Абаканский городской суд Абаканский транспортный прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ установлено, что, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из заявленных требований, обжалуются действия Абаканского ЛО МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. В суд с названным административным иском административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, установленный законом срок для обращения с административным иском в суд административным истцом соблюден.

Согласно ст.83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Согласно ч.3 ст.84 Воздушного кодекса РФ сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

Основания применения служебного оружия службой авиационной безопасности предусмотрены ст. 16 ФЗ «О ведомственной охране».

Согласно п.5 Федеральных авиационных Правил, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ САБ аэропорта, САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.

Решением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу ОАО «Аэропорт Абакан» обязано оснастить Службу авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Абакан» служебным оружием в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в Абаканский ЛО МВД России ОАО «Аэропорт Абакан» подало заявление о выдаче лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов, подписанное генеральным директором ДД.ММ.ГГГГ, с описью документов от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 20 ч.1 ст.12 ФЗ «О полиции» (в редакции на день подачи заявления) на полицию возлагаются следующие обязанности: выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на осуществление деятельности по экспонированию и (или) коллекционированию оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в полиции; вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему.

Согласно ст. 9 ФЗ «Об оружии» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ФЗ) лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии.

Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. Орган внутренних дел запрашивает также в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), если указанная выписка не была представлена заявителем по собственной инициативе.

Согласно Административному регламенту МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов, выдачей лицензий занимаются, в том числе подразделения Главного управления на транспорте МВД РФ.

Полномочия по принятию решения и подписанию заключений и лицензий возлагаются на начальника УЛРР МВД России и первого заместителя начальника УЛРР МВД России, руководителей территориальных органов МВД России, их заместителей - начальников полиции или заместителей начальников полиции по охране общественного порядка, а также руководителей центров лицензионно-разрешительной работы.

Руководители территориальных органов МВД России могут делегировать в установленном порядке право выдачи лицензий территориальным органам МВД России на районном уровне.

Согласно п.6 указанного регламента результатом предоставления государственной услуги являются: выдача лицензии; переоформление лицензии; принятие решения об отказе в выдаче (переоформлении) лицензии.

Пунктом 9 Административного регламента установлен перечень необходимых документов, представляемых заявителем:

Для получения лицензии заявитель представляет в УЛРР МВД России или подразделение лицензионно-разрешительной работы документы, подтверждающие его полномочия, заявление (приложение N 2 к Административному регламенту), а также документы, подтверждающие получение согласия лиц, не являющихся заявителем, на обработку персональных данных (при наличии). В заявлении указываются сведения о: количестве и видах планируемого к приобретению оружия, его основных частях, патронах (порохах); мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия и патронов; серии, номере, дате выдачи свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выдавшем его органе; лицензии на осуществление деятельности, дающей право приобретать оружие и патроны (если обязанность получения лицензии установлена законодательством Российской Федерации) (п.9.1).

Для получения лицензии на приобретение оружия и патронов юридические лица, не относящиеся к числу указанных в подпунктах 9.1.1 - 9.1.5 Административного регламента, при первичном обращении к заявлению, представляемому в подразделение лицензионно-разрешительной работы территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровне (по месту регистрации юридического лица), прилагают документы, предусмотренные подпунктом 9.1.1 Административного регламента, а также (если такая обязанность установлена законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) расчет потребного количества оружия (приложение N 4 к Административному регламенту) (п.9.1.6).

Для получения лицензии юридическое лицо, занимающееся производством гражданского или служебного оружия либо имеющее лицензию на торговлю оружием и (или) патронами, при первичном обращении к заявлению, представляемому в подразделение лицензионно-разрешительной работы территориального органа МВД России на региональном уровне (по месту регистрации юридического лица), прилагает: копию учредительных документов юридического лица; копию документов, подтверждающих наличие у юридического лица на праве собственности или на ином законном основании помещений, предназначенных для хранения оружия и (или) патронов, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляется заявителем, занимающимся производством гражданского или служебного оружия); копию приказа руководителя юридического лица о назначении лица, ответственного за сохранность оружия и патронов; список работников юридического лица, допущенных к работе с оружием (приложение N 3 к Административному регламенту); Копии документов представляются вместе с подлинниками и заверяются подписью сотрудника (п.9.1.1).

Допускается подача заявления руководителями ведомственной охраны в территориальный орган МВД России по месту регистрации филиала юридического лица либо адресу местонахождения охраняемых объектов (комнат хранения оружия).

Сотрудникам запрещается предъявление к заявителю требований о предоставлении какой-либо информации или сведений, в том числе документов и их согласований, не предусмотренных настоящим Административным регламентом.

Согласно п.11 Административного регламента основанием для отказа в приеме документов являются неверно указанные в заявлении сведения или отсутствие сведений и документов, предусмотренных пунктом 9 Административного регламента, о чем заявителю сообщается на приеме.

Материалы возвращаются заявителю, который расписывается в экземпляре (копии) описи документов, представляемых для получения лицензии (приложение N 6 к Административному регламенту).

Согласно описи документов представленных в Абаканский ЛО МВД России заявителем были направлены: заявление о выдаче лицензии, копия Устава ОАО «Аэропорт Абакан», копий протокола внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Аэропорт Абакан»; копия ИНН; копия свидетельства о государственной регистрации права; копия договора от ДД.ММ.ГГГГ; копия выписки ЕГРЮЛ; копия банковских реквизитов; копия сертификата от ДД.ММ.ГГГГ; приказ «О назначении лиц, ответственных за сохранность служебного оружия и боеприпасов в комнате для хранения оружия»; список работников ОАО «Аэропорт Абакан», допущенных к работе с оружием; расчет потребного количества гражданского и служебного оружия и патронов ОАО «Аэропорт Абакан»; заявление о согласии на обработку персональных данных; копия приказа о назначении начальника САБ ОАО «Аэропорт Абакан».

Согласно заявлению на выдачу лицензии и расчету количества оружия и патронов заявитель просит выдать лицензию на одну единицу пистолета «Макарова» и 16 патронов к нему. Расчет потребного оружия заполнен на бланке являющимся приложение к Административному регламенту.

Указанное заявление возвращено заявителю начальником ОООП Абаканского ЛО МВД России по основанию: «расчет потребного количества оружия не подтверждается действующим законодательством».

Однако, указанного основания для возврата заявления п.11 Административного регламента не содержит.

Пункт 9 Административного регламента не обязывает заявителя приводить ссылки в документах на законодательные акты и прилагать их копии к документам.

По смыслу ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно ч.9, 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Обращаясь в суд, административный истец указывает, что принятое решение не соответствуют требованиям закона и нарушают права неопределенного круга лиц на безопасность жизни.

Обжалуемое решение об отказе в приеме заявления ОАО «Аэропорт Абакан» не содержит каких-либо ссылок, предусмотренные законом основания для отказа в приеме заявления, указанное в заявление основание отказа в принятии заявления не предусмотрено Административным регламентом, а является вопросом, подлежащим разрешению в порядке принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии.

Таким образом, обжалуемое действие (решение) не содержит законных оснований для отказа в приеме заявления о выдаче лицензии на приобретение оружия, а следовательно, обжалуемое действие (решение) нарушает права и законные интересы ОАО «Аэропорт Абакан» и неопределенного круга лиц, а требования о признании действия (решений) незаконными подлежат удовлетворению.

Требование административного истца об обязании административного ответчика устранить нарушение путем выдачи разрешения на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов нему, в указанной форме удовлетворено быть не может, так как в силу Федерального закона №227-ФЗ от 03.07.2016 обязанность по выдаче лицензии на приобретение оружия исключена из обязанностей полиции.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административные исковые заявления Абаканского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Абаканскому линейному отделу МВД России о признании незаконным действия частично.

Признать незаконными действия Абаканского ЛО МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, выразившиеся в отказе в приеме (возвращении) заявления ОАО «Аэропорт Абакан» о выдаче лицензии на приобретение служебного оружия и патронов к нему.

В удовлетворении иных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Моркель

Мотивированное решение изготовлено 23.09.2016 года.