Дело № 2а-82/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Р.п. Пачелма 03 июля 2018 года
Пачелмский районный суд Пензенской области в составе судьи Горячева А.А.,
рассмотрев по правилам статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению прокурора Пачелмского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по проведению конкурса на заключение концессионного соглашения в отношении объектов центрального водоснабжения населенных пунктов в границах Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пачелмского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ с названным административным исковым заявлением указав, что прокуратурой Пачелмского района проведена проверка в ходе которой установлено, что администрацией Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области права владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, за счет которых осуществляется водоснабжение населенных пунктов в границах Чкаловского сельсовета, по концессионному соглашению никому не переданы. Администрацией Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области меры по организации и поведению конкурса на заключение концессионного соглашения в порядке, определенном главой 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" не приняты.
Как следствие указанного бездействия со стороны должностных лиц администрации стало длительное, бездоговорное и бесконтрольное использование муниципального имущества - централизованных систем холодного водоснабжения, распложенных на территории Чкаловского сельсовета Пачелмского района.
Нарушения, выразившиеся не принятии администрацией Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области мер по передаче прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, за счет которых осуществляется водоснабжение населенных пунктов в границах Чкаловского сельсовета, по концессионному соглашению, приводят к тому, что фактически, на территории Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области на протяжении длительного времени водоснабжение специализированной организацией не осуществляется, юридическую ответственность за организацию холодного водоснабжения и осуществление водоснабжения в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, никто не несет, что является недопустимым.
На основании изложенного, просил признать незаконным бездействие администрации Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по проведению конкурса на заключение концессионного соглашения в отношении объектов центрального водоснабжения населенных пунктов в границах Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области. Возложить на администрацию Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области обязанность по проведению конкурса на заключение концессионного соглашения в отношении объектов центрального водоснабжения населенных пунктов в границах Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, направив в адрес суда заявление о рассмотрении дела без его участия в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с п.1 ст.291 КАС РФ, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился. В адрес суда и.о. главы администрации Чкаловского сельсовета ФИО1 направила позицию по данному административному исковому заявлению, указав, что заявленные требования считает обоснованными и признает их в полном объеме. Администрация Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области, в целях проведения процедуры согласования проекта концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры: централизованной системы водоснабжения Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области (далее - проект), направила проект в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области сопроводительным письмом от 24 апреля 2018 года № 94. В настоящее время проект находится на стадии согласования. На основании изложенного, просит предоставить возможность проведения конкурса на заключения концессионного соглашения в отношении объектов центрального водоснабжения населенных пунктов в границах Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области в срок до 31 декабря 2018 года, а также просила рассмотреть дело без участия представителя административного ответчика.
Судом явка представителя административного истца, административного ответчика обязательной не признавалась, поэтому суд считает возможным в соответствии с ч. 7 статьи 150 КАС РФ рассмотреть административное дело по правилам статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, может быть отнесено к вопросам местного значения сельского поселения в случае закрепления данных полномочий за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений
Согласно части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 года №2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» за сельскими поселениями Пензенской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7-1, 7-2, 8, 13, 15, 18, 22, 31, 33-1, 33-2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Часть 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Статья 41.1. Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определяет, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Порядок заключения концессионного соглашения, включая требования по принятию решения о заключении концессионного соглашения, разработке конкурсной документации, определения критерия конкурса, размещения сообщения о проведении конкурса и работы конкурсной комиссии в рамках проводимого конкурса на заключение концессионного соглашения определены главой 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
В силу ст. 23 Устава Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области администрация Чкаловского сельсовета - исполнительно-распорядительный орган Чкаловского сельсовета (далее – администрация), наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Чкаловского сельсовета федеральными законами и законами Пензенской области.Судом установлено, и не оспаривается административным ответчиком, что в муниципальной собственности Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области находятся централизованные системы водоснабжения, за счет которых осуществляется водоснабжение населенных пунктов в границах Чкаловского сельсовета.
Согласно статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением специально установленных указанной статьей случаев.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Порядок заключения концессионных соглашений определен ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», согласно которой концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Федерального закона.
Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Из системного толкования указанных норм законодательства следует, что в случае длительной эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры (более пяти лет), их передача осуществляется только по концессионному соглашению.
Оснований для передачи объектов водоснабжения расположенных на территории Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области без концессионного соглашения не установлено. Должных мер по передаче объектов коммунальной инфраструктуры в аренду в срок до 1 января 2015 года, в порядке, предусмотренном вышеуказанным законом, не предпринималось.
На основании ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
Судом установлено, что до настоящего времени в отношении объектов водоснабжения конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения не проводились, вопрос о заключении концессионного соглашения в порядке, предусмотренном ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», также не решен.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, в отсутствие заключенного концессионного заключения, административный ответчик обязан организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения.
При этом, по утверждению административного ответчика, в настоящее время ведется подготовительная работа по организации открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Вместе с тем, отсутствие до настоящего времени заключенных концессионных соглашений в отношении объекта, указанного в иске, свидетельствует о бездействии ответчика.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение определенных целей, в числе которых охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе, приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению; открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.
Невыполнение администрацией Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области возложенных на него обязанностей по организации водоснабжения населения, в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения, затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Чкаловского сельсовета Пачелмского района, поскольку способно привести к нарушению бесперебойного и качественного водоснабжения как необходимого условия жизнедеятельности населения.
Проанализировав изложенные нормы закона и исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о незаконном бездействии ответчика, которое выразилось в непроведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения расположенных на территории Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области, поэтому требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Для устранения нарушений суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора и возложить обязанность на администрацию Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области передать в концессию вышеуказанные объекты водоснабжения расположенные на территории Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Представитель административного ответчика просил установить срок для проведения процедуры заключения концессионного соглашения до 31 декабря 2018 года.
Учитывая, что требуется время на подготовку необходимых документов и заключение концессионного соглашения по результатам конкурса либо без проведения конкурса с лицом, выступившим с инициативой о заключении такого соглашения, суд полагает разумным и необходимым установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2018 года со дня его вступления в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Пачелмского района Пензенской области района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по проведению конкурса на заключение концессионного соглашения в отношении объектов центрального водоснабжения населенных пунктов в границах Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области– удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по проведению конкурса на заключение концессионного соглашения в отношении объектов центрального водоснабжения населенных пунктов в границах Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области.
Возложить на администрацию Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области обязанность по проведению в срок до 31 декабря 2018 года конкурса на заключение концессионного соглашения в отношении объектов центрального водоснабжения населенных пунктов в границах Чкаловского сельсовета Пачелмского района Пензенской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пачелмский районный суд Пензенской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: Горячев А.А.