ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-82/19 от 02.04.2019 Казачинско-ленского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 апреля 2019 г. Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Семеновой О.В.,

при секретаре Карповой Л.В.,

с участием Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Барсукова А.А.,

представителя административного ответчика территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству ФИО1, действующей на основании доверенности от 01.02.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-82/2019 по административному исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству, начальнику территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству ФИО2 о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству, начальнику, заместителю начальника Управления о признании ответов от 10.10.2018, 07.11.2018 незаконными, бездействия незаконным, возложении обязанностей устранить допущенные нарушения. В обоснование указал, что по результатам проведенной проверки Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в деятельности территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству выявлены нарушения природоохранного законодательства, в целях устранения которых прокурором внесено представление от 10.09.2018. По результатам рассмотрения ответа от 10.10.2018 на представление природоохранной прокуратурой в деятельности Управления установлено незаконное бездействие, которое выразилось в неисполнении возложенных функций по осуществлению регионального государственного надзора в области охраны и использования государственных природных заказников регионального значения, чем нарушаются интересы Российской Федерации в сфере защиты экологии, особо охраняемых природных территорий, сохранения их природных комплексов и компонентов, конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. Также территориальным управлением по итогам рассмотрения материалов о привлечении к административной ответственности, направленных природоохранной прокуратурой, не принято решение в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что противоречит конституционному принципу равенства перед законом, влечет незаконное освобождение виновных от ответственности. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Постановлением Правительства Иркутской области от 05.03.2014 № 107-пп образован государственный природный заказник «Лебединые озера» (п. Окунайский), утверждено Положение о заказнике.

Проверкой установлено, что с момента вступления в силу постановления Правительства Иркутской области от 28.06.2018 № 462-оо (15.07.2018), до настоящего времени поручения о проведении проверок в рамках регионального государственного надзора в области охраны и использования государственных природных заказников регионального значения сотрудникам территориального управления не давались, проверки не проводились, нарушения в данной сфере не выявлялись. Вместе с тем, в ходе проверки природоохранной прокуратурой выявлены факты:

- нахождения посторонних лиц на территории Заказника (оз. Дальнее) за пределами установленных сроков (после 30.08.2018, для посещения участка, арендованного ИП ФИО3);

- хранения орудий лова (рыболовных ставных сетей) в сарае на участке, арендованном по договору от 15.12.2008 № 26/8;

- стоянки маломерных судов, не связанных с обеспечением функционирования Заказника.

Также установлено, что в деятельности территориального управления сложилась отрицательная практика непроведения проверок соблюдения арендаторами лесных участков, расположенных на территории Заказника, требований законодательства и исполнения договорных обязательств; не принимаются меры к непосредственному обследованию переданных в аренду земельных (лесных) участков.

Кроме того, в ходе проверки на лесном участке, расположенном в квартале № 39 Ульканской дачи Ульканского участкового лесничества Казачинско-Ленского лесничества, по направлению движения на юго-запад от арендованного ИП ФИО3 участка, на землях лесного фонда в разрушенном деревянном строении обнаружена несанкционированная свалка отходов.

В целях устранения указанных нарушений закона прокуратурой в адрес начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству внесено представление от 10.09.2018. Согласно ответу врио начальника лесничества от 10.10.2018, в настоящее время в связи с реорганизацией министерства лесного комплекса Иркутской области и присоединения к нему службы по охране и использованию животного мира по области, лесничеству не переданы полномочия по проведению контрольно-надзорных мероприятий в ООПТ. В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 28.06.2018 № 462-пп, согласно информации министерства лесного комплекса Иркутской области в территориальном управлении полномочиями по осуществлению регионального государственного надзора в области охраны и использования государственных природных заказников регионального значения в границах государственных природных заказников регионального значения наделены 5 должностных лиц (начальник, заместитель начальника, три старших государственных инспектора).

Однако ответ от 10.10.2018 не содержит конкретных сведений о ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной в разрушенном деревянном строении, на землях лесного фонда в квартале № 39 Ульканской дачи Ульканского участкового лесничества Казачинско-Ленского лесничества по направлению движения на юго-запад от арендованного ИП ФИО3 участка, несмотря на то, что в представлении прокурора от 10.09.2018 имеется прямое указание на выявленные в ходе проверки факты нарушения режима заказника физическими лицами.

Нарушения, указанные в представлении прокурора, свидетельствуют о наличии в действиях виновных лиц признаков правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ. Ответ врио начальника от 10.10.2018 не содержит сведений о принятых мерах, направленных на установление и привлечение виновных лиц к ответственности по статье 8.39 КоАП РФ по факту нарушений, изложенных в представлении прокурора, решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не принято.

В этой связи прокурором в адрес начальника территориального управления направлена информация о ненадлежащем рассмотрении представления от 12.10.2018, предложено вернуться к рассмотрению представления, решить вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 8.39 КоАП РФ, для чего в территориальное управление направлены материалы проверки прокуратуры.

В ответе начальника территориального управления от 07.11.2018 вновь указано на несогласие с требованиями природоохранного прокурора, об отсутствии оснований для привлечения виновных лиц к ответственности по статье 8.39 КоАП РФ.

Таким образом, ответ врио начальника территориального управления от 10.10.2018, ответ начальника территориального управления от 07.11.2018 являются незаконными. Кроме того, незаконным является бездействие территориального управления, которое выразилось в том, что по итогам рассмотрения материалов о привлечении к административной ответственности, направленных природоохранной прокуратурой, территориальным управлением не принято решение в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе судебного разбирательства 15.03.2019 Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, уточнив административное исковое заявление, просил признать незаконным бездействие территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству, выразившееся в неосуществлении в период времени с 16.07.2018 по 07.11.2018 регионального государственного надзора в области охраны и использования государственных природных заказников регионального значения в виде проверочных мероприятий и обследований территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Лебединые озера» (п. Окунайский), расположенного в границах, определенных постановлением Правительства Иркутской области о 05.03.2014 № 107-пп, в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований в области охраны окружающей среды, касающихся режима особо охраняемой природной территории, особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;

возложить на территориальное управление обязанность устранить допущенные нарушения путем организации в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда государственного надзора в области охраны и использования государственных природных заказников регионального значения в виде планирования и проведения проверочных мероприятий и обследований территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Лебединые озера» (п. Окунайский) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований в области охраны окружающей среды, касающихся режима особо охраняемой природной территории, особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;

признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения представления Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора от 10.09.2018 и материалов, направленных письмом Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой от 12.10.218;

возложить на территориальное управление обязанность в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения путем принятия решения по направленным Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой материалам в порядке, установленном статьей 28.1 КоАП РФ.

Определением суда от 25.03.2019 производство по административному делу по административному исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры прекращено в части признания ответов от 10.10.2018, 07.11.2018 незаконными в связи с отказом административного истца от административного иска в этой части.

В судебном заседании прокурор Барсуков А.А., действующий на основании прав по должности, требования к территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству, начальнику территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству ФИО2 о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей устранить допущенные нарушения поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении, уточнении к нему основаниям.

Представитель административного ответчика территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству ФИО1, действующая на основании доверенности, требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей устранить допущенные нарушения полагала необоснованными, не подлежащим удовлетворению.

Административный ответчик начальник территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству ФИО2 в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не возражал против рассмотрения дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица министерства лесного комплекса Иркутской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Из отзыва на административное исковое заявление следует, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Законом предусмотрены обязательные условия для проведения проверки: прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона; содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов и требуется принятие мер непосредственно прокурором. В решении о проведении проверки такая информация отсутствует, непонятно, проводится проверка территориального управления министерства по Казачинско-Ленскому лесничеству или заказника «Лебединые озера». Более того, прокуратурой нарушена сама процедура проведения проверки и извещения государственного органа о проведении проверки. Поскольку территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству является территориальным подразделением министерства, то прокуратура обязана была направить решение о проведении проверки в министерство как государственный орган, но не в его территориальное подразделение. Министерство полагает, что довод прокурора относительно нахождения на территории заказника «Лебединые озера» постороннего человека является необоснованным, материалы по находящемуся на территории заказника лицу собраны не в полном объеме, статус указанного человека не установлен. Кроме того, основания для возбуждения дела об административном правонарушении отсутствуют. В представлении прокурора о привлечении к административной ответственности виновных лиц речи не идет.

Представление не содержит информации, из которой можно было бы установить, что конкретно нарушено, какие нормативно-правовые акты, какие действия необходимо совершить для устранения нарушения.

Министерство не согласно с требованиями прокурора в части признания незаконными ответов врио начальника территориального управления по Казачинско-Ленскому лесничеству, начальника территориального управления по Казачинско-Ленскому лесничеству, поскольку в рамках главы 22 КАС РФ предусмотрено предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти. Ответы начальника, врио начальника территориального управления по Казачинско-Ленскому лесничеству не являются решениями, так как не устанавливают какие-либо факты, не предписывают осуществить какие-либо действия.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу части 2 статьи 1, части 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов. Предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В силу части 3 статьи 6 названного Федерального закона неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 24 названного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной норме.

В соответствии со статьями 1, 35 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в том числе, посредством обращения с заявлением в суды.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Судом установлено, что министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, а также по государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения (Положение о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп).

В структуру министерства лесного комплекса Иркутской области входят территориальные управления.

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области», Положением о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству, утвержденным приказом министра лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017 № 90-мпр (редакция от 18.02.2019) территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Из распоряжения от 11.10.2018 № 198-мр-л усматривается, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп, ФИО2 назначен на должность государственной гражданской службы Иркутской области начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству сроком на один год с 16.10.2018 по 15.10.2019.

Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству на территории государственного природного заказника «Лебединые озера» (п. Окунайский).

Основанием к проведению проверки явился план работы прокуратуры на 2 полугодие 2018 года.

Срок проверки установлен с 03.09.2018 по 28.09.2018.

Решение о проведении проверки доведено до сведения руководителя территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству.

В ходе проверки выявлен ряд нарушений Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Закона Иркутской области от 19.06.2008 № 27-оз «Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых природных территориях Иркутской области».

Из акта проверки от 04.09.2018, составленного Северобайкальским межрайонным природоохранным прокурором Барсуковым А.А., усматривается, что в проверке принимал участие в качестве специалиста старший инспектор в области охраны окружающей среды территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству ФИО4, в присутствии начальника ОП МО МВД России «Усть-Кутский» ФИО5

Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой для устранения установленных нарушений закона в адрес территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 10.09.2018 № 07-18-2018.

Во исполнение представления Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора 10.10.2018 врио начальника ТУ МЛК Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству ФИО6, дан ответ.

12.10.2018 Северобайкальским межрайонным природоохранным прокурором в адрес начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству ФИО2 направлено письмо о ненадлежащем рассмотрении представления прокурора с указанием на то, что выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о наличии в действиях виновных лиц признаков правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, которое выразилось в нарушении установленного режима или правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории государственного природного заказника «Лебединые озера» (п. Окунайский), с требованием вернуться к рассмотрению представления прокурора от 10.09.2018, для чего направлены материалы проверки.

07.11.2018 начальником ТУ МЛК Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству ФИО2 дан ответ прокурору о том, что основания для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 КоАП РФ, отсутствуют.

В этой связи 20.11.2018 Северобайкальским межрайонным природоохранным прокурором в адрес министра лесного комплекса Иркутской области направлено письмо с предложением рассмотреть возможность принятия дополнительных мер, направленных на устранение территориальным управлением выявленных нарушений закона.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству, начальнику территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству ФИО2 о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей устранить допущенные нарушения подлежащими удовлетворению частично.

Как установлено судом, со стороны административного ответчика территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству представление прокурора не обжаловано, не исполнено в полном объеме.

Поскольку законность представления никем не оспорена, представление не признано незаконным в предусмотренном законодательством порядке, оснований для вывода суда о его незаконности при рассмотрении настоящего спора нет.

Принимая во внимание то обстоятельство, что при получении представления прокурора территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству не обжаловало представление в установленном законом порядке, в полном объеме не исполнило требования прокурора, суд приходит к выводу о том, что со стороны территориального управления имеется бездействие по не устранению нарушений закона, на которые указано в представлении прокурором.

При этом доводы административного ответчика о невозможности исполнения представления судом не принимаются.

Неисполнение законных требований прокурора государственными органами подрывают авторитет государственной власти, что нарушает права Российской Федерации.

Нарушения закона, указанные в представлении, направлены на восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц в сфере правоотношений, урегулированных законодательством «Об охране окружающей среды», их не устранение ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на охрану окружающей среды, что нельзя признать законным.

В силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, совершения оспариваемого действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, совершившего оспариваемые действия (бездействие).

Административным ответчиком территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству в нарушение данных положений КАС РФ, не представлены доказательства законности бездействия территориального управления.

Анализ представленных суду доказательств свидетельствует об обоснованности заявленного прокурором требования о признании бездействия территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству, выразившегося в непринятии решения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения представления Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 10.09.2018, материалов, направленных Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры письмом от 12.10.2018, незаконным.

Разрешая требование Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на административного ответчика территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение путем принятия решения по направленным Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры материалам в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к следующему.

Статья 28.1 КоАП РФ предписывает компетентным органам возбудить дело об административном правонарушении при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При этом в силу пункта 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Пунктом 10 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.39 настоящего Кодекса, вправе составлять государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях.

Исходя из представленной Северобайкальским межрайонным природоохранным прокурором информации следует, что территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству располагало сведениями, дающими основания предположить, что совершено соответствующее административное правонарушение.

В этой связи территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству надлежало возбудить дело об административном правонарушении, провести соответствующую проверку и принять необходимое процессуальное решение, либо отказать в возбуждении дела об административном правонарушении.

В целях восстановления нарушенных прав и интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение путем принятия решения по направленным Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры материалам в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок, указанный в административном иске прокурором, административным ответчиком не оспорен, при этом суд находит его разумным для устранений нарушений законодательства.

Разрешая требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству, выразившегося в неосуществлении в период с 16.07.2018 по 07.11.2018 регионального государственного надзора в области охраны и использования государственных природных заказников регионального значения, незаконным, возложении обязанности в этой связи устранить допущенное нарушение, суд приходит к следующему.

В силу статьи 34 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» должностные лица органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора (государственного учреждения) о назначении проверки посещать расположенные на особо охраняемых природных территориях здания, помещения, сооружения и иные подобные объекты, проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю.

При этом перечисленные полномочия являются правом, а не обязанностью должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Кроме того, Северобайкальским межрайонным природоохранным прокурором представлением не возлагалась на территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству обязанность по проведению проверочных мероприятий и обследованию территории заказника «Лебединые озера» (п. Окунайский).

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству, выразившегося в неосуществлении в период с 16.07.2018 по 07.11.2018 регионального государственного надзора в области охраны и использования государственных природных заказников регионального значения, возложении обязанности в этой связи устранить допущенное нарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать бездействие территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения представления Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 10.09.2018, материалов, направленных Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры письмом от 12.10.2018, незаконным.

Возложить на территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение путем принятия решения по направленным Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры материалам в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры о признании бездействия территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству, выразившегося в неосуществлении в период с 16.07.2018 по 07.11.2018 регионального государственного надзора в области охраны и использования государственных природных заказников регионального значения, незаконным, возложении обязанности в этой связи устранить допущенное нарушение оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.