ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-82/19 от 17.01.2019 Касимовского районного суда (Рязанская область)

№ 2а-82/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Касимов Рязанская область 17 января 2019 года

Касимовский районный суд Рязанской области в составе судьи Большаковой А.С.,

при секретаре Афониной Ю.В.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника Касимовского межрайонного прокурора Митяева А.М.,

представителя административного ответчика – Мельникова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному исковому заявлению Касимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Касимовского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по исполнению требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Касимовской межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Касимовского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по исполнению требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

В обоснование административного иска указано, что Касимовской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Рязанской области проведена проверка в сфере безопасности дорожного движения в части содержания мостовых сооружений на дорогах общего пользования вне границ населенных пунктов в границах Касимовского муниципального района Рязанской области, а именно 3 мостов: мост деревянный длиной 8 п.м. расположен на <адрес><адрес> идентификационный ; мост железобетонный длиной 14 п.м. расположен <адрес> идентификационный ; мост железобетонный длиной 28 п.м. расположен на <адрес> идентификационный .

Указанные мостовые сооружения находятся на балансе администрации муниципального образования Касимовский муниципальный район Рязанской области.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального образования Касимовский муниципальный район Рязанской области в нарушение норм действующего законодательства, а именно Инструкции по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах: ВСН 4-81 утвержденной Минавтодор РСФСР от 31.03.1981 и Требований к техническому отчету по обследованию и испытанию мостового сооружения на автодороге утвержденного Минтрансом России от 01.01.1996, плановые проверки технического состояния вышеуказанных мостовых сооружений не проводились, технические паспорта не оформлялись, работы по нормативному содержанию и приведению в нормативное состояние вышеуказанных мостовых сооружений не осуществлялись.

Не выполнение администрацией муниципального образования Касимовский муниципальный район указанных обязанностей может привести к созданию аварийных ситуаций, дорожно-транспортным происшествиям, которые могут повлечь гибель и травматизм неопределенного круга лиц – участников дорожного движения – водителей и пешеходов.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Касимовский муниципальный район Рязанской области по приведению вышеуказанные мостовых сооружений в соответствии с требованиями Инструкции по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах: ВСН 4-81 утвержденной Минавтодор РСФСР от 31.03.1981, а также с Требованиями к техническому отчету по обследованию и испытанию мостового сооружения на автодороге утвержденного Минтрансом России от 01.01.1996.

Возложить на администрацию муниципального образования Касимовский муниципальный район Рязанской области обязанность по приведению вышеуказанных мостовых сооружений в соответствии с требованиями Инструкции по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах: ВСН 4-81 утвержденной Минавтодор РСФСР от 31.03.1981, а также с Требованиями к техническому отчету по обследованию и испытанию мостового сооружения на автодороге утвержденного Минтрансом России от 01.01.1996, а именно провести техническое обследование вышеуказанных мостовых сооружений, провести паспортизацию указанных мостовых сооружений, а также провести работы по нормативному содержанию и приведению в нормативное состояние.

Установить предельный срок исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца Митяев А.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал по указанным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика – Мельников А.А. в судебном заседании заявленные требования не признал, суду пояснил, что администрация муниципального образования Касимовский муниципальный район Рязанской области не бездействовала и в ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> идентификационный , <адрес> идентификационный , <адрес> идентификационный были оформлены технические паспорта. В этих паспортах, в том числе, имеются карточки учета трех спорных мостов. При составлении указанных документов были выполнены осмотры этих мостов. По действующему законодательству следующие осмотры необходимо выполнять в отношении деревянных мостов - 1 раз в 5 лет, в отношении железобетонных мостов - 1 раз в 10 лет. Оформления отдельного паспорта моста действующим законодательством не предусмотрено, достаточно технического паспорта автодороги, на которой расположен мост. В связи с чем, полагает, что основания для удовлетворения заявленных прокурором административных требований отсутствуют. Кроме того указал, что в ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования Касимовский муниципальный район Рязанской области запланирована диагностика мостовых сооружений с соответствующим распределением объемов финансирования.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет вышеуказанное требование прокурора, если признает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа местного самоуправления не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон № 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.

Как предусмотрено статьей 5 Федерального закона № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 257-ФЗ) дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; (пункты 6, 12 статьи 3).

Частью 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно п. 6. ч. 1 ст. 43 Устава Касимовского муниципального района Рязанской области, принятого Решением Совета депутатов муниципального образования - Касимовский муниципальный район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям администрации Касимовского муниципального района Рязанской области в том числе относится: владение, пользование, управление и распоряжение муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, администрация Касимовского муниципального района Рязанской области является лицом, в обязанности которого входит осуществление дорожной деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Касимовского муниципального района Рязанской области и обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно статье 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1).

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Порядок и правила проведения работ по текущим, периодическим и специальным осмотрам мостов и труб, эксплуатируемых на автомобильных дорогах, регламентированы "ВСН 4-81. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах", утвержденной Минавтодором РСФСР 31.03.1981 (далее - Инструкция).

Согласно п. 1.2 Инструкции на всех мостах и трубах необходимо регулярно проводить осмотры текущие, периодические и специальные.

Целью текущих и периодических осмотров является наблюдение за общим состоянием мостов и труб с выявлением дефектов, требующих устранения; определение объемов ремонтных работ; контроль выполненных работ по содержанию и ремонту, установление порядка дальнейшего надзора за сооружением (п. 1.3 Инструкции).

Текущие осмотры мостов и труб проводят мостовые (дорожные) мастера дорожных подразделений на вверенном им участке дороги в сроки, установленные "Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог" (ВСН 24-88), а именно:

деревянные мосты, наплавные мосты - не реже одного раза в квартал;

металлические, железобетонные, бетонные и каменные мосты и трубы - не реже одного раза в полугодие;

цельносварные, клепаносварные, а также усиленные сваркой стальные и сталежелезобетонные пролетные строения - в зимний период не реже одного раза в месяц, а при температуре воздуха ниже - 20 °C - ежедневно.

Мосты и трубы с дефектами, влияющими на грузоподъемность сооружения, а также ветхие и слабые сооружения в зависимости от состояния необходимо осматривать чаще.

Текущие осмотры рекомендуется проводить после прохода паводковых вод и ледохода, а также осенью (перед началом ледостава); малые сооружения, кроме того, - после сильных ливневых дождей, когда наблюдается подъем уровней рек (п. 1.4 Инструкции).

Периодические осмотры производит начальник (заместитель начальника) или главный инженер дорожного подразделения совместно с мостовым (дорожным) мастером после прохода паводковых вод, а также после выполнения значительных по объему ремонтных работ (п.1.5 Инструкции).

Все мосты и трубы должны быть подвергнуты специальным осмотрам с привлечением мостоиспытательных организаций или специальных комиссий, организуемых при дорожных управлениях (автодорах, управлениях дорог) (п. 1.6 Инструкции).

Согласно п. 1.7 Инструкции специальные осмотры сооружений следует проводить в плановом порядке в следующие сроки: деревянные мосты - периодически 1 раз в 5 лет; металлические, железобетонные, бетонные и каменные мосты и трубы - 1 раз в 10 лет; после восстановления, усиления и реконструкции; при организации пропуска сверхнормативных нагрузок и после их прохода.

В соответствии с п. 2.10 Инструкции результаты текущих и периодических осмотров по каждому сооружению должны быть отмечены в книге искусственного сооружения. В ней должны быть указаны время проведения работ, обнаруженные дефекты, намечаемый объем ремонта и перечислены должности и фамилии лиц, выполнивших осмотр.

Согласно п. 14.1 Инструкции результаты специальных осмотров эксплуатируемого сооружения оформляются в виде акта и технического отчета.

«Требованиями к техническому отчету по обследованию и испытаниям мостового сооружения на автодороге" (утв. Минтрансом РФ 01.01.1996г) предусмотрено, что при обследованиях моста типа А, Б и Г должен быть составлен новый (или дополнен и исправлен старый) паспорт моста в соответствии с "Инструкцией по диагностике", М., 1996 г. (п.14).

"Инструкция по диагностике" утратила силу с 1 июня 2003 года в связи с введением в действие "Временной инструкции по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах", утв. Распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 N ОС-467-р (далее - Временная инструкция).

Указанная Временная инструкция устанавливает порядок проведения диагностики мостового сооружения с составлением паспорта сооружения и рекомендуется к использованию при диагностике сооружений на автомобильных дорогах общего пользования - субъектов Российской Федерации.

Требования к содержанию паспорта мостового сооружения, формы паспорта, порядок и диагностики и записи информации регламентирован п.п.2-3 Временной Инструкции.

В судебном заседании установлено, что согласно письму и.о. главы администрации муниципального образования - Касимовский муниципальный район Рязанской области Н.Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в составе автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Касимовского муниципального района Рязанской области находится 3 моста:

- мост деревянный длиной 8 п.м. расположен на <адрес> идентификационный ;

- мост железобетонный длиной 14 п.м. расположен <адрес> идентификационный ;

- мост железобетонный длиной 28 п.м. расположен <адрес> идентификационный .

Постановлением администрации муниципального образования - Касимовский муниципальный район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Касимовского муниципального района Рязанской области.

Согласно этому Перечню автодороги, на которых находятся вышеуказанные мостовые сооружения, относятся к ведению администрации муниципального образования - Касимовский муниципальный район Рязанской области.

Касимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере безопасности дорожного движения в части содержания мостовых сооружений на дорогах общего пользования в Касимовском районе Рязанской области.

В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что администрацией муниципального образования Касимовский муниципальный район Рязанской области в нарушение норм действующего законодательства, а именно Инструкции по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах: ВСН 4-81 утвержденной Минавтодор РСФСР от 31.03.1981 и Требований к техническому отчету по обследованию и испытанию мостового сооружения на автодороге утвержденного Минтрансом России от 01.01.1996, плановые проверки технического состояния следующих мостовых сооружений: мост деревянный длиной 8 п.м. расположен на <адрес> идентификационный ; мост железобетонный длиной 14 п.м. расположен <адрес> идентификационный ; мост железобетонный длиной 28 п.м. расположен <адрес> идентификационный , не проводились, технические паспорта не выдавались, работы по нормативному содержанию и приведению в нормативное состояние вышеуказанных мостовых сооружений не проводились.

Как следует из письма и.о. главы администрации муниципального образования - Касимовский муниципальный район Рязанской области Н.Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с ограничением финансирования плановые проверки технического состояния мостовых сооружений не проводились, технические паспорта не выдавались.

Доводы представителя ответчика Мельникова А.А. о том, что администрация муниципального образования - Касимовский муниципальный район Рязанской области не бездействовала, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ. на автомобильные дороги <адрес> идентификационный , <адрес> идентификационный , <адрес> идентификационный были составлены технические паспорта, в которых, в том числе, имеются карточки на мосты, основаны на неверном толковании закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.

Доказательств проведения технического обследования и осуществления паспортизации вышеуказанных мостовых сооружений представителем административного ответчика в материалы дела не представлено.

В силу ст. 1 ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Таким образом, непринятие администрацией муниципального образования - Касимовский муниципальный район Рязанской области надлежащих мер в области законодательства о безопасности дорожного движения является не только нарушением действующего законодательства, но и влечет за собой повышение аварийности на дорогах, причинение имущественного ущерба автовладельцам, создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей Касимовского района Рязанской области.

В силу п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает срок устранения таких нарушений.

С учетом характера, объема и сложности подлежащих выполнению работ, а так же времени года, суд полагает возможным установить срок для устранения выявленных нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Касимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Касимовского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по исполнению требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, выраженное в непринятии мер по приведению следующих мостовых сооружений:

мост деревянный длиной 8 п.м. расположен на <адрес> идентификационный ;

мост железобетонный длиной 14 п.м. расположен <адрес> идентификационный ;

мост железобетонный длиной 28 п.м. расположен на <адрес> идентификационный ,

в соответствие с требованиями Инструкции по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах ВСН 4-81, утвержденной Минавтодор РСФСР 31.03.1981 г., а также с Требованиями к техническому отчету по обследованию и испытанию мостового сооружения на автодороге, утвержденными Минтрансом России 01.01.1996г.

Возложить на администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области обязанность - привести следующие мостовые сооружения:

мост деревянный длиной 8 п.м. расположен на <адрес> идентификационный ;

мост железобетонный длиной 14 п.м. расположен на <адрес> идентификационный ;

мост железобетонный длиной 28 п.м. расположен <адрес> идентификационный ,

в соответствие с требованиями Инструкции по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах ВСН 4-81, утвержденной Минавтодор РСФСР 31.03.1981 г., а также с Требованиями к техническому отчету по обследованию и испытанию мостового сооружения на автодороге, утвержденными Минтрансом России 01.01.1996г., а именно: провести техническое обследование и паспортизацию вышеуказанных мостовых сооружений – в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда в течение одного месяца через Касимовский районный суд Рязанской области со дня принятия его в окончательной форме, начиная с 22 января 2019г.

Судья-