Дело № 2а-82/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2020 года г. Калязин
Калязинский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Осиповой А.А.,
при секретаре Хмелевой Н.В.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Калязинского района Тверской области Дозорова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Калязинского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калязинского райна Тверской области, отделу жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Калязинского района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения при осуществлении муниципального жилищного контроля,
Установил:
И.о. прокурора Калязинского района обратился в Калязинский районный суд Тверской области с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калязинского района Тверской области, отделу жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Калязинского района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения при осуществлении муниципального жилищного контроля.
В обоснование административного иска и.о. прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального и регионального законодательства при осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Калязинского района. В ходе проверки и анализа деятельности должностных лиц муниципального жилищного контроля установлено, что работа не соответствует предъявляемым требованиям. Приложением №1 к постановлению администрации Калязинского района от 03.05.2017 №236 утвержден Порядок организации и осуществления муниципального жилищного контроля. В нарушение требований ч.ч. 7, 8 ст. 3 названного Закона муниципальные жилищные инспекторы не имеют служебного удостоверения. Нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы осуществления муниципального жилищного контроля, не утверждена форма акта проверки в отношении гражданина.
В нарушение п.п. 1,5 п. 2 постановления администрации Калязинского района от 03.05.2017 №236 на сайте администрации Калязинского района отсутствует информация о перечне нормативно-правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; регулярное обобщение практики осуществления жилищного контроля. Указанное нарушает права граждан и юридических лиц, в отношены которых проводятся проверки.
Просит признать незаконным бездействие администрации Калязинского района Тверской области и отдела жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Калязинского района Тверской области, выразившиеся в невыдаче удостоверений лицам, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля, в отсутствии акта проверки в отношении гражданина, в неразмещении на официальном сайте администрации Калязинского района Тверской области «Калязин1775.рф» информации о перечне нормативно-правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов, обобщения практики осуществления жилищного контроля за 2018 и 2019 года; возложить на администрацию Калязинского района Тверской области и отдел жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Калязинского района Тверской области обязанности в срок до 01.09.2020 года: выдать удостоверения лицам, уполномоченным на проведение муниципального жилищного контроля; утвердить форму акта проверки в отношении гражданина; разместить на официальном сайте администрации Калязинского района Тверской области «Калязин1775.рф» информацию о перечне нормативно-правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; разместить на официальном сайте администрации Калязинского района Тверской области «Калязин1775.рф» обобщение практики осуществления жилищного контроля за 2018 и 2019 года.
В судебном заседании помощник прокурора административное исковое заявление поддержал в полном объеме, в обоснование указал обстоятельства и доводы, подробно изложенные в административном иске.
Представители административных ответчиков администрации Калязинского района Тверской области, отдела ЖКХ, транспорта и связи администрации Калязинского района Тверской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, также указали, что против удовлетворения исковых требований не возражают.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор, в силу ст. 39 КАС РФ, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 277 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В силу пункта 1 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся осуществление муниципального жилищного контроля.
Постановлением администрации Калязинского района Тверской области №231а от 21.03.2013г. утвержден порядок организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского поселения город Калязин.
Постановлениями администрации Калязинского района Тверской области №236 от 03.05.2017г. и №69 от 31.01.2020 г. внесены изменения и дополнения в постановление администрации Калязинского района Тверской области №231а от 21.03.2013г. «Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле на территории городского поселения город Калязин».
Согласно Закона Тверской области №121-ЗО от 20.12.2012г. « О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Тверской области» муниципальный жилищный контроль - деятельность органов местного самоуправления муниципальных, городских округов, городских и сельских поселений Тверской области, уполномоченных на организацию и проведение на территории соответствующего муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (далее - органы муниципального жилищного контроля), установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, законами Тверской области в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (ст.2).
Органы муниципального жилищного контроля осуществляют муниципальный жилищный контроль в порядке, установленном настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. Уполномоченные должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 Жилищного кодекса Российской Федерации, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров. По результатам проверки уполномоченными должностными лицами составляются в отношении гражданина акт проверки по форме, утвержденной муниципальным правовым актом (ст.3).
Согласно порядку организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского поселения город Калязин, утвержденного постановлением администрации Калязинского района Тверской области №231а от 21.03.2013г. в целях профилактики нарушений обязательных требований органы муниципального контроля: обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Калязинского района Тверской области проведена проверка исполнения федерального и регионального законодательства при осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Калязинского района Тверской области.
В ходе проверки и анализа деятельности должностных лиц муниципального жилиного контроля установлено, что работа не соответствует предъявляемым требованиям.
В целях устранения указанных нарушений прокурором Калязинского района Тверской области 28.01.2019г. в адрес администрации Калязинского района Тверской области внесено представление.
Администрацией Калязинского района Тверской области, отделом ЖКХ, транспорта и связи администрации Калязинского района Тверской области меры, направленные на устранение нарушений, указанные в представлении прокурора приняты не были.
При таких обстоятельствах, суд находит, что заявленное и.о. прокурора Калязинского района Тверской области административное исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калязинского райна Тверской области, отделу жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Калязинского района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения при осуществлении муниципального жилищного контроля подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд вправе указать предельные сроки его исполнения в соответствии с характером соответствующих требований.
В данном случае, с учетом характера и степени сложности обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, суд полагает необходимым определить указанный срок до 01 сентября 2020 года.
В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление и.о. прокурора Калязинского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калязинского райна Тверской области, отделу жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Калязинского района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения при осуществлении муниципального жилищного контроля удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Калязинского района Тверской области и отдела жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Калязинского района Тверской области выразившиеся в невыдаче удостоверений лицам, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля, в отсутствии акта проверки в отношении гражданина, в неразмещении на официальном сайте администрации Калязинского района Тверской области «Калязин1775.рф» информации о перечне нормативно-правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов, обобщения практики осуществления жилищного контроля за 2018 и 2019 года.
Возложить на администрацию Калязинского района Тверской области и отдел жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Калязинского района Тверской области обязанности в срок до 01.09.2020 года:
- выдать удостоверения лицам, уполномоченным на проведение муниципального жилищного контроля;
- утвердить форму акта проверки в отношении гражданина;
- разместить на официальном сайте администрации Калязинского района Тверской области «Калязин1775.рф» информацию о перечне нормативно-правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
- разместить на официальном сайте администрации Калязинского района Тверской области «Калязин1775.рф» обобщение практики осуществления жилищного контроля за 2018 и 2019 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Калязинский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.А.Осипова
Решение в окончательной форме принято судом 29.04.2020 года.