ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-83-85/2022 от 25.02.2022 Кулундинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-83-85/2022

УИД: 22RS0029-01-2022-000054-80

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Кулунда 25 февраля 2022 года

Кулундинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Клименко О.А.,

при секретаре Коваленко Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску управления имущественных отношений Алтайского края к УФССП России по Алтайскому краю, ОСП Кулундинского и Ключевского районов УФССП России по Алтайскому краю, старшему судебному приставу ОСП Кулундинского и Ключевского районов УФССП России по Алтайскому краю, судебному приставу-исполнителю ОСП Кулундинского и Ключевского районов УФССП России по Алтайскому краю Лемякиной А.В. о признании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Управление имущественных отношений Алтайского края обратилось в суд с административным иском к УФССП России по Алтайскому краю, ОСП Кулундинского и Ключевского районов УФССП России по Алтайскому краю, старшему судебному приставу ОСП Кулундинского и Ключевского районов УФССП России по Алтайскому краю, судебному приставу-исполнителю ОСП Кулундинского и Ключевского районов УФССП России по Алтайскому краю Лемякиной А.В. о признании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными, указав, что решениями Кулундинского районного суда Алтайского края были удовлетворены требования Главного управления имущественных отношений Алтайского края к Вибе И.Ф., Вибе М.С. и Журенко В.М. о возложении обязанности продать на торгах (аукционах, конкурсах), принадлежащие им на праве собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. /////// в ОСП Кулундинского и Ключевского районов в отношении Вибе И.Ф. возбуждено исполнительное производство №№№№, в отношении Вибе М.С. №№№№, в отношении Журенко В.М. №№№№. Постановлениями от /////// (Вибе И.Ф., Вибе М.С.) и /////// (Журенко В.М.) исполнительные производства были окончены в связи с тем, что невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена. С указанными постановлениями административный истец не согласен, считая, что бездействие ОСП является незаконным по следующим основаниям. Должники являются иностранными гражданами и проживают в Германии. В соответствие с положениями п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов находящихся на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором РФ, получать от них объяснения, информацию, справки. Судебный пристав-исполнитель не направила в Германию запрос о правовой помощи, не получила от должников объяснений по вопросу исполнения решения суда. Кроме того, в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п.1 ст.238 ГК РФ, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной сумму либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Порядок реализации имущества должника установлен в ст. 87 ФЗ № 229-ФЗ. Таким образом, в случае если должник не исполняет решение суда, судебный пристав-исполнитель вправе продать на торгах долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, с выплатой ему вырученных средств за вычетом расходов, понесенных на исполнение решения суда. В связи с изложенным, административный истец просит признать незаконным бездействие ОСП, обязать ОСП возбудить спорные исполнительные производства и исправить допущенные нарушения путем совершения необходимых исполнительных действий, направленных на исполнения решений суда, восстановить срок для обращения в суд с настоящим иском.

В судебное заседание стороны не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Изучив материалы административного дела, материалы исполнительных производств, суд пришел к следующему.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.3 ст.219 КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.ст. 12, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В судебном заседании установлено, что решениями Кулундинского районного суда Алтайского края №№№№ от ///////, №№№№ от ///////, №№№№ от /////// были удовлетворены требования Главного управления имущественных отношений Алтайского края к Вибе И.Ф., Вибе М.С. и Журенко В.М. о возложении обязанности продать на торгах (аукционах, конкурсах), принадлежащие им на праве собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

/////// в ОСП Кулундинского и Ключевского районов в отношении Вибе И.Ф. возбуждено исполнительное производство №№№№, в отношении Вибе М.С. №№№№, в отношении Журенко В.М. №№№№.

Постановлениями от /////// (Вибе И.Ф., Вибе М.С.) и /////// (Журенко В.М.) исполнительные производства были окончены в связи с тем, что невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена.

Постановления об окончании исполнительных производств взыскателем были получены ///////, о чем свидетельствуют штампы входящей корреспонденции административного истца и сведения сайта «Почта России» о вручении корреспонденции. С настоящими административными исками Управление обратилось в суд ///////, что подтверждается почтовыми штампами на конвертах, то есть в сроки установленные ч.3 ст. 219 КАС РФ, в связи с чем, требование о восстановлении срока для обращения в суд с жалобой на бездействие ОСП административным истцом заявлено излишне.

Как следует из материалов дела, о том, что должники Вибе И.Ф., Вибе М.С. и Журенко В.М. являются иностранными гражданами и проживают в Германии, следует из исполнительных листов, в которых указаны их места жительства, а также сведений из ЕГРН, в которых также содержится такая информация. То есть судебный пристав-исполнитель Лемякина А.В., в производстве которой находились спорные исполнительные производства, не могла не знать о месте жительства и гражданстве должников. Однако, сделанные ею в рамках исполнительных производств запросы, исполнительные действия, не были направлены на получение объяснений должников относительно исполнения решений суда и реальное их исполнение.

Так, в соответствие со ст. 10 Федерального закона от 02.10.2007 г № 229 –ФЗ «Об исполнительном производстве» при исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций на них распространяются положения настоящего Федерального закона.

Судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки ( п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 229-ФЗ).

В силу ч. 15 ст. 33 ФЗ № 229 на территории иностранных государств исполнительные действия совершаются в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации.

При этом возможность совершения конкретного исполнительного действия на территории иностранного государства зависит от объема правовой помощи, предусмотренной международным договором.

Международные договоры, участниками которых является Российская Федерация, как правило, предусматривают объем правовой помощи, предусматривающий оказание компетентными органами иностранных государств содействия во вручении процессуальных документов, в установлении места работы, доходов, места жительства должника, а также в совершении иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемого иностранного государства.

Вместе с тем при необходимости совершения на территории иностранного государства исполнительных действий, которые выходят за рамки объема правовой помощи, или при отсутствии договора о правовой помощи может быть организовано взаимодействие с компетентными органами иностранного государства на основе международных принципов взаимности и вежливости.

Так, согласно сложившейся практике имеются случаи, когда иностранные государства предоставляют информацию: о доходах должника с приложением копий налоговых деклараций; о суммарной процентной ставке муниципальных налогов, выплаченных должником; о недвижимом имуществе, зарегистрированном на имя должника за пределами Российской Федерации; о ходе исполнения решения российского суда на территории иностранного государства; копии документов органов записи актов гражданского состояния, копии гражданско-правовых договоров, заключенных должником; копии наследственного дела должника, а также иную информацию и документы, запрашиваемые судебными приставами- исполнителями территориальных органов Федеральной службы судебных приставов РФ (далее - ФССП России).

Для совершения исполнительных действий на территории иностранного государства судебному приставу-исполнителю необходимо оформить запрос о правовой помощи.

При этом запрос судебного пристава-исполнителя может содержать просьбу о совершении нескольких исполнительных действий.

Согласно ст. 5 Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам» (заключена в г. Гааге 15.11.1965) (далее - Конвенция), участниками которых являются Германия и Россия, центральный орган запрашиваемого государства обеспечивает вручение документа в порядке, предусмотренном законодательством этого государства для вручения аналогичных документов, совершенных в нем же, лицам, находящимся на его территории.

Так, документ может быть вручен с помощью дипломатических или консульских агентов запрашивающего государства, без применения мер принуждения (ст. 8 Конвенции). Согласно заявлению Российской Федерации такой способ вручения может применяться только к гражданам запрашивающего государства.

Кроме того, в зависимости от требований международных договоров и (или) гражданского процессуального законодательства документы могут направляться, в частности: путем непосредственного вручения участнику судебного разбирательства судебных документов, направленных по почте (пункт "а" статьи 10 Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 15 ноября 1965 года) (далее - Гаагская конвенция 1965 года).

Судебным приставом-исполнителем Лемякиной А.В. такие меры, направленные на получение объяснений от должников и исполнение решения суда, приняты не были.

В соответствие с п.1,2 ст.238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Согласно ст. 37 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения.

В рассматриваемом случае если должник не исполняет решение суда судебный пристав-исполнитель вправе просить суд об изменении способа исполнения решения суда путем указания в исполнительном документе на продажу с торгов земельного участка с выплатой собственнику этого участка вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

ОСП Кулундинского и Ключевского районов с такого рода заявлениями в суд не обращалось.

Неисполнением вышеназванных решений суда, нарушаются охраняемые законом права и законные интересы административного истца, к которому по закону перейдет право собственности на доли в праве общей долевой собственности на земельные участки сельхозназначений.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства и собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что бездействие со стороны судебного пристава-исполнителя ОСП Кулундинского и Ключевского районов УФССП по Алтайскому краю Лемякиной А.В., имело место, поскольку ею не осуществлен комплекс и перечень мер, направленных на выполнение основных задач исполнительного производства по наиболее полному и правильному исполнению требований исполнительного документа в полном соответствии с принципами законности исполнительного производства, она имела возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделала этого, чем нарушила права и законные интересы стороны исполнительного производства, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования управления имущественных отношений Алтайского края к УФССП России по Алтайскому краю, ОСП Кулундинского и Ключевского районов УФССП России по Алтайскому краю, старшему судебному приставу ОСП Кулундинского и Ключевского районов УФССП России по Алтайскому краю, судебному приставу-исполнителю ОСП Кулундинского и Ключевского районов УФССП России по Алтайскому краю Лемякиной А.В. о признании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными удовлетворить.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов Кулундинского и Ключевского районов УФССП России по Алтайскому краю Лемякиной А.В., выразившиеся в не совершении необходимых исполнительных действий, направленных на своевременное исполнение решений Кулундинского районного суда Алтайского края от ///////№№№№ в отношении Вибе И.Ф., №№№№ в отношении Вибе М.С. и №№№№ от /////// в отношении Журенко В.М.

Обязать отделение судебных приставов Кулундинского и Ключевского районов УФССП России по Алтайскому краю возбудить исполнительные производства в отношении Вибе И. Ф. на основании исполнительного листа серии ФС №№№№, в отношении Журенко В. М. на основании исполнительного листа серии №№№№, в отношении Вибе М. С. на основании исполнительного листа серии №№№№.

Обязать отделение судебных приставов Кулундинского и Ключевского районов УФССП России по Алтайскому краю устранить допущенные нарушения, путем совершения необходимых исполнительных действий, направленных на исполнение решений Кулундинского районного суда Алтайского края: Вибе И. Ф.№№№№ от ///////, Вибе М. С.№№№№ от /////// и Журенко В. М.№№№№ от ///////

Обязать отделение судебных приставов Кулундинского и Ключевского районов УФССП России по Алтайскому краю сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Кулундинский районный суд Алтайского края и управлению имущественных отношений Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в апелляционном порядке через Кулундинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий О.А. Клименко