ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8302/18 от 26.10.2018 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело №2а-8302/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2018 года г.Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Пляцок И.В.,

при секретаре судебного заседания Астаховой Я.О.,

с участием представителя административного истца Васильева Александра Александровича - Екимовой Оксаны Александровны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика администрации города Хабаровска Суколиной Екатерины Александровны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Васильева Александра Александровича к администрации города Хабаровска о признании незаконным бездействия по не предъявлению требований о реконструкции жилого дома, обязании предъявить требования об установлении сроков реконструкции дома (заинтересованное лицо ООО ЧОП «Хабаровский Алекс»),

УСТАНОВИЛ:

Васильев А.А. обратился в суд с административным иском к администрации города Хабаровска о признании незаконным бездействия по не предъявлению требований о реконструкции жилого дома, обязании предъявить требования об установлении сроков реконструкции дома, указав в качестве заинтересованного лица ООО ЧОП «Хабаровский Алекс». В обоснование заявленных требований указал на то, что на условиях договора социального найма проживает в <адрес>, собственником дома является ООО ЧОП «Хабаровский Алекс». Согласно постановлению №324 от 02.02.2017г. администрации города Хабаровска многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. Собственнику дома рекомендовано принять решение о дальнейшем использовании дома, организовать работу по отселению жильцов в срок до <данные изъяты>.Постановление принято на основании заключения Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. , которым выявлены основания для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.Межведомственной комиссией установлено, что жилой дом не соответствует требованиям СанПин 2.1.1.2645-10, СанПин 42-128-4690-88, для дальнейшей безопасной эксплуатации здания необходимо разработать и выполнить проект капитального ремонта здания с учетом мероприятий, определенных для дальнейшей безопасной эксплуатации здания.Ответчиком в нарушение ч.10 ст.32 ЖК РФ требований к собственнику здания (ООО «ЧОП «Хабаровский Алекс»)о его реконструкции в разумный срок не предъявлено, срок реконструкции не определен.Само постановление №324 от 02.02.2017 г. не содержит властных предписаний собственнику указанного дома, указаны только рекомендации органа местного самоуправления.Таким образом, по мнению истца, бездействие ответчика, не предъявившего установленные требования к собственнику жилого помещения о его реконструкции, нарушает его конституционные права на жилище, создает возможность для злоупотреблений собственником, не производящим необходимые установленные мероприятия по реконструкции аварийного жилья, создает угрозу для жизни и здоровья истца, вынужденного неопределенное время проживать в помещении, не соответствующем санитарным требованиям. Просит признать незаконным бездействие администрации города Хабаровска, выражающееся в длящемся не предъявлении требования к ООО «ЧОП «Хабаровский Алекс» о реконструкции жилого дома жилого <адрес> в <адрес>; обязать администрацию города Хабаровска предъявить требование к ООО «ЧОП «Хабаровский Алекс» о реконструкции жилого <адрес> в <адрес>, в котором определить конкретный разумный срок реконструкции, исходя из времени, необходимого для выполнения мероприятий, определенных Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. для дальнейшей безопасной эксплуатации здания.

Административный истец Васильев А.А. в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, по сообщению представителя просил рассматриватьдело без его участия.

Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истцаВасильева А.А.

Представитель административного истца Васильева А.А. - Екимова О.А. просила требования заявителя удовлетворить по доводам, изложенным в иске, пояснив изложенное в нем, указала, что администрацией принято решение об отселении, собственник решает снести дом, в связи с чем они переживают за сроки реконструкции дома. О наличии постановления от ДД.ММ.ГГГГ, заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ им стало известно при рассмотрении при рассмотрении дела по иску общества к Васильевым о выселении, в рамках которого между сторонами было заключено мировое соглашение. Срок на обращение в суд не пропущен, поскольку администрацией длительное время не исполняются обязанности.

Представитель административного ответчика администрации города Хабаровска Суколина Е.А. в судебном заседании требования не признала, указала, что в действиях ответчика отсутствует бездействие, поскольку законодательно не предусмотрен конкретный срок, в течение которого должна быть проведена реконструкция дома. Администрация выполнила обязанности, предусмотренные Положением о признании дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47, на основании заключения комиссии приняло постановление о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции. Более того, собственником дома является ЧОП, к которому подлежат предъявлению заявленные требования. Кроме того, истцом пропущен трехмесячный срок по заявленным требованиям, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Выслушав поясненияпредставителя административного истца Васильева А.А. - Екимовой О.А., представителя административного ответчика администрации города Хабаровска Суколиной Е.А., изучив материалы дела по административному иску, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.8 ст.219 КАС пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Ограничение в виде срока для обращения в суд обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений, соблюдения гарантий прав его участников. В противном случае ни один участник публичных правоотношений не мог бы быть уверенным в легитимности своих правомочий, постоянно находясь под угрозой их судебного оспаривания.

Судом установлено, чтоо постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, в которомпо мнению истца администрация не указала собственнику жилья об установке сроков реконструкции дома, истцу стало известно при рассмотрении требований ООО «ЧОП Хабаровский Алекс» к Васильевым о выселении, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Хабаровска утвердил мировое соглашение, то есть с указанного времени истцу было известно о том, что администрация не предъявляла обществу требований об установлении сроков реконструкции, обращение в суд с заявленными требованиями последовало ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском трехмесячного срока на подачу административного искового заявления. Сведений о наличии уважительных причин пропуска процессуального срока не представлено. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с данным административным иском не заявлено.При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что с ДД.ММ.ГГГГ истцу было известно о бездействии администрации, выразившемся в не предъявлении к собственнику требований об установлении разумных сроков реконструкции, с учетом даты подачи иска суд приходит к выводу о том, что истцом пропущен срок на обращение в суд.

Частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение указанного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).

Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пунктам 2 и 3 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, и не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктом 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.

Согласно п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Согласно п.49Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В судебном заседании установлено, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ за Васильевым А.А. признано право пользования жилым помещением – квартирой по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости собственником <адрес>.<адрес> по <адрес> является ООО «ЧОП Хабаровский Алекс».

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по требованиям ООО «ЧОП Хабаровский Алекс» к Васильевым, и по встречным требованиям Васильевых к обществу о признании права пользования жилым помещением, утверждено мировое соглашение, по условиям которого общество признает за Васильевыми право пользования жилым помещением <адрес> в <адрес>, исходя из технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имеющее функциональные номера <данные изъяты>, Васильевы признают факт отсутствия у них права пользования жилым помещением <адрес>.<адрес> по <адрес>.

Согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.городской межведомственной комиссией выявлены основания в соответствии с требованиями, установленными Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №46, для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.

Постановлением администрации города Хабаровска от 02.02.2017 г. №324 (в редакции постановления администрации города Хабаровска от 02.11.2017 г. №3684)многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, собственнику многоквартирного <адрес> рекомендовано принять решение о дальнейшем использовании многоквартирного <адрес> в <адрес>, организовать работу по отселению жильцов указанного дома в срок до <данные изъяты>.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес>, проведенного в форме очного голосования установлено, что принято решение вывести из эксплуатации и ликвидировать (снести) объект МКД по адресу: <адрес>.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что администрация города Хабаровска в пределах предоставленных полномочий и во исполнение возложенных на неё ЖК РФ и Положением обязанностей,постановила заключение межведомственной комиссии «О выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции», на основании которого вынесла постановлениеот 02.02.2017 г. №324 (в редакции постановления администрации города Хабаровска от 02.11.2017 г. №3684) о рекомендации собственнику многоквартирного <адрес> принять решение о дальнейшем использовании многоквартирного <адрес> в <адрес>,организовать работу по отселению жильцов указанного дома в срок до <данные изъяты>.

Из буквального толкования п.49Положения следует, что орган местного самоуправления после получения заключения межведомственной комиссии принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Такую обязанность администрация исполнила, указав собственнику на принятие решения о дальнейшем использовании дома и организации отселения жильцов до 2025 года.

В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядкемногоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=2FCCFD2E6B1F25683C55F7A33C8CF05B4BBFD5A83F76028565C483F8E028E58041FEBD184835A81E77D42C90CFE1E882B909A076EB9E419Cd3x3G"5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, обизъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3, 5-9 ст.32 ЖК РФ.

Из положений указанной нормы следует, что процедура по направлению собственнику требований о реконструкции в разумный срок принадлежащему ему жилья осуществляется в рамках изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, однако таких обстоятельств судом не установлено.

Согласно статье 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пунктов 1,8,9, ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится также учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Истец занимает <адрес> по <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма, вправе предъявить требования к собственнику данного жилья ООО «ЧОП Хабаровский Алекс» о проведении реконструкции жилья.

В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела судом не установлено нарушений прав Васильева А.А. со стороны администрации города Хабаровска, при пропуске срока обращения в суд заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177,227 КАС РФ

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Васильева Александра Александровича к администрации города Хабаровска о признании незаконным бездействия по не предъявлению требований о реконструкции жилого дома, обязании предъявить требования об установлении сроков реконструкции дома отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий И.В. Пляцок

Копия верна: судья И.В. Пляцок

Мотивированное решение составлено 02 ноября 2018 года