ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8311/2017 от 20.12.2017 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Административное дело № 2а-8311/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 20 декабря 2017 г.

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

Председательствующего судьи Черновой Н.Е.,

Секретаря Стариковой О.С.,

С участием прокурора Зайцевой Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кривовяз ФИО11, действующих в своих интересах и в интересах Кривовяз ФИО12 об оспаривании п. 23 Постановления администрации г. Красноярска от 28.06.2012 года №281 «Об утверждении Положения о льготной продаже жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, работникам муниципальных предприятий и учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты граждан, транспорта, городского хозяйства, молодежной политики, нуждающимся в жилых помещениях», обязании администрацию города исключить оспариваемый пункт из Постановления,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились с настоящим иском в суд, мотивируя свои требования следующим. 21.08.2013г. Кривовяз Н.В. было получено уведомление №15-4906 о получении распоряжения, разрешающего мену жилых помещений в интересах несовершеннолетних детей Кривовяз Е.А. 03.03.2005г.р.р, Кривовяз М.А. 07.02.2011г.р. 21.10.2013г. между Муниципальным образованием г. Красноярск, в лице исполнительного органа – администрации г. Красноярска и Кривовяз Н.В., Кривовяз А.Н. был заключен договор мены жилых помещений, согласно которому администрация передает гражданам в общую долевую собственность квартиру №23, находящуюся по адресу: г. Красноярск, ФИО14. Договор заключен на условиях и в порядке, предусмотренном Постановлением администрации г. Красноярска от 28.06.2012г. №281 «Об утверждении Положения о порядке льготной продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, работникам муниципальных предприятий и учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты граждан, транспорта, городского хозяйства, молодежной политики, нуждающимся в жилых помещениях», опубликован в издании «Городские Новости» №99 от 11.07.2012г. Квартира, которую передали граждане была оценена в 3221000 руб. Квартира, которую предоставила администрация по договору мены от 21.10.2013г. оценена в 3820000 руб. Согласно п. 16 (17) Постановления, граждане, состоящие на учете, и члены их семей выкупают (приобретают о договору мены) муниципальное жилое помещение за 50% его рыночной стоимости, которые являются продажной стоимостью. Исходя из условий Постановления, стоимость квартиры, которую предоставила администрация, должна составлять 6442000 рублей, либо стоимость квартиры, которую Кривовяз Н.В. передала в муниципальную собственность, должна составлять 1910000 рублей. Таким образом, учитывая положения п. 16 Постановления, Кривовяз Н.В. и члены ее семьи имеют право на возврат излишне «уплаченной» суммы в виде недвижимого имущества в размере 1311000 рублей. В адрес административного ответчика было направлено требование выплатить Кривовяз Н.В., Кривовяз А.Н., Кривовяз Е.А., Кривовяз М.А. выплатить 1311000 рублей излишне удержанной суммы рыночной стоимости квартиры №23, находящейся по адресу: г. Красноярск, ул. ФИО15.

16.06.2016г. административным истцам поступил ответ, в котором административный ответчик ссылается на п. 22 Положения и отказывается выплатить разницу стоимости обмениваемых жилых помещений. По мнению административных истцом, п. 22 (23) Постановления администрации г. Красноярска от 28.06.2012г. №281 «Об утверждении Положения о порядке льготной продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, работникам муниципальных предприятий и учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты граждан, транспорта, городского хозяйства, молодежной политики, нуждающимся в жилых помещениях», согласно которому «Если стоимость жилого помещения, передаваемого в муниципальную собственность, превышает продажную стоимость приобретаемого гражданами и членами их семей муниципального жилого помещения, мена производится без доплаты разницы стоимости обмениваемых жилых помещений», противоречит условиям самого Положения, так как в п. 16 (17) говорится, что граждане, состоящие на учете, и члены их семей выкупают (приобретают по договору мены) муниципальное жилое помещение за 50% его рыночной стоимости, которые являются продажной стоимостью. Следовательно, стоимость предоставляемой в обмен квартиры должна быть не менее 6442000 руб. Рассматривая вышеуказанные пункты 16 (17) и 22(23) Постановления явно следует, что один пункт противоречит другому. Кроме того, п. 22 (23) Постановления нарушает право Кривовяз Н.В. и членов ее семьи на пропорциональное возмещение. Просит с учетом принятых к производству суда уточнений признать пункт 22 (23) Постановления администрации г. Красноярска от 28.06.2012 года №281 «Об утверждении Положения о льготной продаже жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, работникам муниципальных предприятий и учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты граждан, транспорта, городского хозяйства, молодежной политики, нуждающимся в жилых помещениях» недействующим в силу противоречия п. 16 (17) указанного Постановления и противоречащим законодательству, обязать администрацию города Красноярска исключить оспариваемый пункт из Постановления.

В судебном заседании представитель истцов Золотовская Е.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – администрации г. Красноярска Васильева Е.Ю. заявленные требования не признала, в материалы дела представлен письменный отзыв. Указывает на то, что истцами оспаривается недействующая редакция п. 23 Положения. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В силу ст. 150-152 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Зайцевой Д.В., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В судебном заседании установлено, что 21.08.2013г. Кривовяз Н.В. было получено уведомление №15-4906 о получении распоряжения, разрешающего мену жилых помещений в интересах несовершеннолетних детей Кривовяз Е.А. 03.03.2005г.р.р, Кривовяз М.А. 07.02.2011г.р.

21.10.2013г. между Муниципальным образованием г. Красноярск, в лице исполнительного органа – администрации г. Красноярска и Кривовяз Н.В., Кривовяз А.Н. был заключен договор мены жилых помещений, согласно которому администрация передает гражданам в общую долевую собственность квартиру №23, находящуюся по адресу: г. Красноярск, ФИО16.

Договор заключен на условиях и в порядке, предусмотренном Постановлением администрации г. Красноярска от 28.06.2012г. №281 «Об утверждении Положения о порядке льготной продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, работникам муниципальных предприятий и учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты граждан, транспорта, городского хозяйства, молодежной политики, нуждающимся в жилых помещениях», опубликован в издании «Городские Новости» №99 от 11.07.2012г.

В соответствии с Уставом города Красноярска, администрация города Красноярска осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность в части обеспечения проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, управления и распоряжения городской собственностью, осуществления правового регулирования по вопросам местного значения.

Пункт 1 указывает, что Положения регулирует порядок продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, включенных в фонд коммерческого использования вышеназванным категориям граждан, нуждающимся в жилых помещениях желающим и приобрести на условиях Положения: работникам муниципальных предприятий и учреждений системы образования, культуры, спорта, социальной защиты населения, транспорта, городского хозяйства, молодежной политики, градостроительства, архивного хранения документов; работникам краевых учреждений системы здравоохранения, переданных в государственную собственность Красноярского края из муниципальной собственности города Красноярска; муниципальным служащим органов администрации города.

Согласно п. 17 Постановления администрации г. Красноярска от 28.06.2012г. №281 «Об утверждении Положения о порядке льготной продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, работникам муниципальных предприятий и учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты граждан, транспорта, городского хозяйства, молодежной политики, нуждающимся в жилых помещениях» (далее – Положение) граждане, состоящие на учете, и члены их семей выкупают (приобретают по договору мены) муниципальное жилое помещение за 50% его рыночной стоимости, которые являются продажной стоимостью.

В соответствии с п. 23 Положения, если стоимость жилого помещения, передаваемого в муниципальную собственность, превышает продажную стоимость приобретаемого гражданами и членами их семей муниципального жилого помещения, мена производится без доплаты разницы стоимости обмениваемых жилых помещений.

Из доводов истца следует, что квартира, которую передали граждане была оценена в 3221000 руб. Квартира, которую предоставила администрация по договору мены от 21.10.2013г. оценена в 3820000 руб. Стоимость предоставляемой в обмен квартиры должна быть не менее 6442000 руб. Пункт 16 (17) и 22(23) Постановления противоречат друг другу. Кроме того, п. 22 (23) Постановления нарушает право Кривовяз Н.В. и членов ее семьи на пропорциональное возмещение.

Суд не может согласиться с доводами стороны истца, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 567 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

В силу п. 2 ст. 568 ГК РФ в случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна доплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.

Пунктом 9 договора мены жилых помещений от 21.10.2013 года, заключенный между Муниципальным образованием г. Красноярск, в лице исполнительного органа – администрации г. Красноярска и Кривовяз Н.В., Кривовяз А.Н. предусмотрено, что цена сделки определяется сторонами в сумме 3820000 руб. Обмен жилых помещений стороны производят без доплаты разницы стоимости обмениваемых помещений.

Сторона истца согласилась с условиями договора, подписав его, и исполнив сделку завершением государственной регистрацией.

Административный истец не ссылается на нормативный правовой акт, обладающий большей юридической силой, на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт, в нарушение ст. 209 КАС РФ.

По мнению суда, п. 23 Положения не противоречит действующему законодательству.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175-180, 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Кривовяз ФИО17, действующих в своих интересах и в интересах Кривовяз ФИО18 об оспаривании п. 23 Постановления администрации г. Красноярска от 28.06.2012 года №281 «Об утверждении Положения о льготной продаже жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, работникам муниципальных предприятий и учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты граждан, транспорта, городского хозяйства, молодежной политики, нуждающимся в жилых помещениях», обязании администрацию города исключить оспариваемый пункт из Постановления – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий Н.Е. Чернова