ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8322/2017 от 18.09.2017 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-8322/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующего судьи Дворникова В.Н.

секретаря судебного заседания Смирнова А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бражко В.В. к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края об оспаривании решения органа власти,

УСТАНОВИЛ:

Бражко В.В. обратился с административным исковым заявлением к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края об обязании предоставить суду всю имеющуюся документацию, подтверждающую объем финансирования из федерального бюджета по 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по каждому году, о перечислениях субсидий по каждому отдельному случаю за все годы, начиная с 2009 г., а также о признании незаконным решения Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ г. и обязании предоставить Бражко В.В. жилищного сертификата на получение жилищной субсидии до достижения возраста 60 лет.

Требования мотивированы тем, что административный истец много лет работал в районах Крайнего Севера, в Республике Саха Якутия, недвижимости не имеет и в соответствии с действующим законодательством реализовывает право на предоставление субсидии. С 17.12.2009 г. он состоит на учете в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении и ежегодно проходит процедуру перерегистрации в Управлении по жилищным вопросам Администрации муниципального образования г. Краснодар. При обращении в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края Бражко В.В. получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в первую очередь субсидии получают инвалиды, чье число с каждым годом растет, во вторую очередь пенсионеры, его порядковый номер в очереди 138. Административный истец считает, что решение Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внеочередном предоставлении социальных выплат грубо нарушает его права, что послужило поводом для обращения в суд.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Белевцева Н.В. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика по доверенности Панасенко Н.А. административный иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме в связи с тем, что административный истец был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, внеочередное предоставление выплат не предусмотрено действующим законодательством.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства отдельно и в совокупности, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Каждый гражданин имеет возможность обратиться с административным исковым заявлением в суд общей юрисдикции, если считает, что его права, свободы и (или) законные интересы нарушены и (или) оспорены, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности неправомерными действиями (решениями, бездействием) не только органов государственной власти или должностных лиц, но и иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных служащих.

При этом на основании ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ истец должен доказать факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов, ответчик в свою очередь должен представить доказательства соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов дела, Бражко В.В. с 17.12.2009 г. состоит на учете в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении на основании постановления Администрации муниципального образования г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ, ежегодно проходит процедуру перерегистрации в Управлении по жилищным вопросам Администрации муниципального образования г. Краснодар.

Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено обеспечение жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение государственной финансовой поддержки по обеспечению жильем.

Данное обеспечение осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 гг. в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153.

В целях оптимизации распределения средств федерального бюджета постановлением Правительства РФ от 16.07.2003 г. № 433 утверждена Методика распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

03.04.2017 г. административный истец обратился с письменным заявлением в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края о предоставлении государственного жилищного сертификата на получение жилищной субсидии как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно обжалуемому решению от ДД.ММ.ГГГГ на основанрии ст. 2. Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» устанавливается очередность предоставления жилищных субсидий:

- в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами 1 и 11 групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности):

- во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

- в третью очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Таким образом, предоставление государственных жилищных сертификатов осуществляется в первую очередь инвалидам I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Из представленных административным ответчиком материалов следует, что в сводном краевом списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2017 г., значится 215 семей, из них 20 семей относятся к категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», 178 семей - к категории «пенсионеры», 17 семей - к категории «работающие». Номер очередности административного истца в категории «пенсионеры» - 137, с датой принятия на учет 17.12.2009 г.

Административный истцом Бражко В.В. заявлено требование об обязании Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края предоставить суду всю имеющуюся документацию, подтверждающую объем финансирования из федерального бюджета по 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по каждому году, о перечислениях субсидий по каждому отдельному случаю за все годы, начиная с 2009 г.

Данное требование административным ответчиком было исполнено. Согласно Графика выпуска и распределения в 2016 г. государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 гг., утвержденным распоряжением Правительства от 05.02.2016 № 156-р, Краснодарскому краю было выделено 6 623 500 руб., на которые выдано 4 государственных жилищных сертификата. В 2017 году в соответствии с Графиком выпуска и распределения в 2017 г. государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 гг., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 г. № 25-р, Краснодарскому краю на предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выделено 5 326 300 руб., на которые выдано 5 государственных жилищных сертификатов.

Денежные средства распределяются согласно сводному общекраевому списку граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, сформированному в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с очередностью. Указанный список приобщен к материалам дела, согласно нему порядковый номер Бражко В.В. 138.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья, содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).

Суд учитывает, что какая-либо обязанность на то или иное лицо может быть возложена только при законодательно закрепленной норме права о наличии такой обязанности. В силу ст. 10 Конституции РФ суд не является законодательным органом государственной власти и не вправе по своему усмотрению возлагать на то или иное лицо какую-либо обязанность не предусмотренную законом.

Нормами права, регулирующими спорные правоотношения, не предусмотрена обязанность органов государственной власти представлять гражданам социальные выплаты для приобретения жилья вне очереди, так как это неизменно повлечет за собой нарушение категории граждан, ранее поставленных на учет и также имеющих право на получение социальной выплаты.

При таких обстоятельствах данные требования административного истца не основаны на законе, суд считает, что Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края законно и обоснованно дан ответ заявителю Бражко В.В. о рассмотрении вопроса о выделении социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с очередностью по мере поступления средств из федерального бюджета на предоставление социальных выплат данной категории граждан, в связи с чем оснований для его отмены и возложения на административного ответчика обязанности предоставить жилищный сертификат на получение жилищной субсидии до достижения административным истцом возраста 60 лет не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175–181, 218–228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Бражко В.В. к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края об оспаривании решения органа власти оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 20.09.2017 г.

Председательствующий: