ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8333/19 от 11.11.2019 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-8333/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

11 ноября 2019 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Костюченко С.А.,

с участием представителя административного истца прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Приходько И.В.,

представителя административного ответчика Правительство Хабаровского края Ширяевой А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителей административного ответчика Министерство социальной защиты населения Хабаровского края Кудряшовой В.В., Апёнышева М.Е., действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Крук В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хабаровского края к Правительству Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий,

у с т а н о в и л:

прокурор Хабаровского края обратился в суд с иском к Правительству Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий, ссылаясь на то, что прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего порядок предоставления на территории края мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде льготного проезда на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края», в ходе которой установлено, что согласно ст. 7.2 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войн, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан» (далее - Закон края № 254) вступившей в силу 01.01.2019, бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения предоставляется в порядке и на условиях, установленных Правительством края. Аналогичные меры социальной поддержки предусмотрены для лиц, указанных в Законах края от 26.01.2005 № 253 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», от 29.05.2013 № 283 «О присвоении звания «Ветеран труда Хабаровского края» Правительством края принято постановление № 495-пр «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения на территории Хабаровского края». В силу п. 2.1 Постановления № 495-пр бесплатный проезд граждан на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения, право на предоставление которого установлено вышеуказанными Законами края, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки водным, автомобильным, электрическим, железнодорожным транспортом общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения на территории Хабаровского края с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края». Согласно п. 2.2. Постановления № 495-пр в 2019 году бесплатный проезд граждан на транспорте общего пользования (кроме такси) городского сообщения с применением социальной транспортной карты предоставляется на территориях городского округа «Город Хабаровск» и Хабаровского муниципального района с 01.06.2019. Вместе с тем, указанный срок предоставления мер социальной поддержки неоднократно изменялся правовыми актами Правительства края. По состоянию на 01.10.2019 данная мера социальной поддержки на территории г. Хабаровска не реализуется, что влечет нарушение прав граждан, определенных Законом края № 254. Поскольку органами законодательной власти Хабаровского края гарантировано право отдельных категорий граждан на бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) на территории г. Хабаровска, то постольку должен быть гарантирован и механизм реализации данного права в разумный срок, обеспеченный в необходимых случаях средствами эффективной судебной защиты. Длительное, не отвечающее требованиям разумности, не исполнение требований закона, не может приостанавливать реализацию права граждан на бесплатный проезд. Так в соответствии с действующим законодательством министерство социальной защиты населения края обеспечивает контроль за организацией на территории края предоставления проезда гражданам на транспорте общего пользования с применением социальной транспортной карты. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей, жертв политических репрессий, малоимущих граждан. Обеспечение мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации и определяется принимаемыми субъектами Российской Федерации законами и иными нормативными правовыми актами. Отсутствие возможности по реализации мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на транспорте общего пользования (кроме такси) на территории г. Хабаровска с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края» влечет нарушение прав граждан. Просит признать бездействие Правительства Хабаровского края, Министерства социальной защиты населения Хабаровского края по непринятию комплекса мер, направленных на реализацию положений Закона Хабаровского края от 20.09.2018 № 360 «О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края», предусматривающих право отдельных категорий граждан, указанных в Законах края от 26.01.2005 № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войн, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан», от 26.01.2005 № 253 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», от 29.05.2013 № 283 «О присвоении звания «Ветеран труда Хабаровского края» на бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) на территории г. Хабаровска незаконным, обязать Правительство Хабаровского края, министерство социальной защиты населения Хабаровского края принять меры по реализации положений Закона Хабаровского края от 20.09.2018 № 360 «О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края», предусматривающих право отдельных категорий граждан, указанных в Законах Хабаровского края от 26.01.2005 № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан», от 26.01.2005 № 253 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», от 29.05.2013 № 283 «О присвоении звания «Ветеран труда Хабаровского края» на бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) на территории г. Хабаровска в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца Приходько И.В. исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил изложенное в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представители административных ответчиков Ширяева А.В., Кудряшова В.В., Апёнышев М.Е. исковые требования не признали, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в возражения.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - (орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (воздействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей, жертв политических репрессий, малоимущих граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

Аналогичная норма установлена п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.

Законами Хабаровского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан», «О присвоении звания «Ветеран труда Хабаровского края» урегулированы отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Хабаровского края.

Правительством Хабаровского края вынесено постановление от 2812.2018 № 495-пр «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения на территории Хабаровского края», который регламентирует предоставление на территории Хабаровского края бесплатного проезда гражданам на водном, электрическом, железнодорожном, автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края», право которых на данный проезд установлено законами Хабаровского края от 26.01.2005 № 253 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», от 26.01.2005 № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан», от 29.05.2013 № 283 «О присвоении звания «Ветеран труда Хабаровского края».

Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края от 20.09.2018 № 360 «О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края», которым установлено право льготных категорий граждан на бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) в порядке и на условиях, установленных Правительством Хабаровского края.

Порядок и условиях предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения на территории Хабаровского края утверждены постановлением Правительства Хабаровского края от 28.12.2018 № 495-пр.

В целях внедрения бесплатной электронной системы оплаты проезда с использованием социальной транспортной карты и обеспечения централизованной координации необходимых мероприятий на территории Хабаровского края Министерством социальной защиты населения Хабаровского края проведен открытый конкурс на право организации на территории Хабаровского края безналичной электронной системы оплаты проезда льготных категорий граждан. Согласно представленным документам, победителем конкурса признано ООО ППБ «Новое поколение», являющееся краевым оператором, обеспечивающим внедрение, эксплуатацию и сопровождение на территории Хабаровского края ОСЭП, с которым 08.04.2019 заключено соглашение.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.04.2019 № 178-пр утверждён Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение затрат, недополученных доходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки льготных категорий граждан водным, автомобильным, электрическим, железнодорожным транспортом общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края» утвержден механизм расчета субсидии перевозчикам.

Таким образом, размер субсидии определен нормативным правовым актом, прошедшим процедуру оценки регулирующего воздействия, и предусматривает предоставление перевозчикам компенсацию 100 % недополученных доходов. В ходе проведения процедуры оценки регулирующего воздействия перевозчики не выражали несогласия с размером субсидии.

Согласно Постановлению Правительства Хабаровского края от 30.08.2019 № 343-пр, по требованию перевозчиков в постановление № 178-пр внесены изменения, в соответствии с которыми Хабаровский край принял на себя обязательство по возмещению перевозчикам как недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам бесплатного проезда, так и затрат по оплате услуг краевого оператора в полном объеме.

Форма Соглашения о предоставлении субсидии утверждена приказом министерства от 08.05.2019 № 73-р.

В ходе проводимой работы Министерством социальной защиты населения Хабаровского края с перевозчиками, разработанной технической документацией разработаны требования к программному обеспечению ЭСОП и к оборудованию.

Вместе с тем, как следует из предоставленной в материалы дела переписки с перевозчиками, разработанной технической документацией интеграция ЭОСП должна проводится по возможности без установки дополнительного оборудования, вместе с тем, несмотря на возможность установки краевым оператором своего оборудования без проведения интеграции, перевозчики г. Хабаровска отказываются от такого способа внедрения ЭСОП.

Неоднократные согласительные процедуры к положительному результату не привели, как следует из материалов дела перевозчики г. Хабаровска отказываются заключать с Министерством социальной защиты населения Хабаровского края соглашения о предоставлении субсидий.

Несмотря на предоставление информации перевозчикам о порядке предоставления субсидии, а также о том, что, согласно Уставу Хабаровского края, краевые законы и иные нормативные правовые акты края, принятые в пределах полномочий края, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Хабаровского края органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами, перевозчики не заключили соглашения, не представили достаточных доказательств, свидетельствующих о неправильном расчете размера субсидии с учетом себестоимости перевозок и их убыточность от предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в настоящее время проезд по социальной транспортной карте предоставляется всеми перевозчиками в Амурском, Биикинском, Ванинском, Верхнебуреинском, Вяземском, Советско-Гаванском районе, районе имени Лазо. В г. Хабаровске, г. Комсомольск-на-Амуре, Комсомольском, Хабаровском районах проезд по социальной карте предоставляется частично.

В г. Хабаровске проезд по социальной транспортной карте предоставляется: на транспорте городского сообщения 1 перевозчиком (4 маршрута, 86 единиц транспорта). Достигнуто соглашение о предоставлении проезда по социальной транспортной карте с 2 перевозчиками (9 маршрутов); на железнодорожном и автомобильном транспорте пригородного сообщения - 40 маршрутов, 68 единиц транспорта. Гражданами на городском и пригородном транспорте г. Хабаровска совершено более 18000 поездок, перевозчикам предоставлена субсидия на общую сумму более 547, 2 тыс. руб.

В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Заключение договора является обязательным в случае применения правил публичного договора (ст. 426 ГК РФ); в случае, если контрагент занимает доминирующее положение и у него есть возможность исполнить договор и нет экономических, технологических или правовых оснований для отказа (п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»); в случае если банк получил предложение открыть счет на объявленных им условиях, соответствующих требованиям закона и банковских правил (п. 2 ст. 846 ГК РФ); в случае неиспользования патентообладателем изобретения, полезной модели или промышленного образца, что приводит к недостаточному предложению соответствующих товаров, работ или услуг на рынке (п. 1 ст. 1362 ГК РФ).

Таким образом, Министерство социальной защиты населения Хабаровского края не обладает полномочиями по понуждению перевозчиков к заключению соглашений.

Вместе с тем, Правительством Хабаровского края и Министерством социальной защиты населения Хабаровского края направлялись обращения в прокуратуру Хабаровского края, Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с просьбой о проведении проверок и применении мер реагирования к лицам, допустившим нарушения прав граждан. Днные факты подтверждаются материалами дела, не оспаривались сторонами.

С целью достижения положительно решения вопросов, связанных с интеграцией ЭОСП, преодолении разногласий Министерством социальной защиты населения Хабаровского края проводились совещания с участием и приглашением заинтересованных лиц, ведется разъяснительная работа (в том числе посредством направления информационных писем) о порядке предоставления гражданам бесплатного проезда, заключения соглашений о предоставлении субсидии и расчете ее размера, а также о недопустимости нарушения прав граждан, что также установлено судом в ходе судебного разбирательства.

Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренным настоящим кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на обоснование своих требований или возражений (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).

Так, согласно ч.ч. 9, 11 с. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного лица или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдение сроков обращения в суд возложена на лицо, обратившееся в суд, а обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также соответствие содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативно-правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложены на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не соответствуют нормативно-правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

С учетом изложенного, для признания незаконным решения, действия (бездействия) административного ответчика необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и нарушения в их результате прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу ч. 1 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Как установлено судом, 01.06.2019 Правительством Хабаровского края, Министерством социальной защиты населения Хабаровского края приняты меры для внедрения ЭСОП на территории г. Хабаровска, нормативные правовые и не имеющие нормативного характера акты, регулирующие вопросы внедрения ЭСОП на территории Хабаровского края в комплексе всех мер.

С целью недопущения нарушения прав льготных категорий граждан Правительством Хабаровского края принято постановление от 30.09.2019 № 393-пр, в соответствии с которым в случае, если проезд по социальной транспортной карте на территории муниципального образования не предоставляется, региональным льготникам предоставляется ежемесячная денежная выплата, федеральным льготникам - неиспользованная сумма денежных средств, зачисленная на текущий месяц, переносится на следующий месяц. Указанный правовой механизм введен Правительством в целях защиты прав граждан, которые не могут реализовать предоставленное им право бесплатного проезда в связи с отказом перевозчиков принимать к оплате социальную транспортную карту.

Таким образом, Правительством Хабаровского края, Министерством социальной защиты населения Хабаровского края в рамках предоставленных полномочий принимаются все исчерпывающие меры, направленные на внедрение ЭСОП в г. Хабаровске.

Таким образом, доводы прокурора Хабаровского края о наличии законодательного пробела не нашли своего подтверждения, в ходе рассмотрения дела доказательств тому, что не принят какой-либо акт или не охвачена сфера отношений с целью зашиты определенных социальных слоев населения принятыми актами, суду не представлено.

Изучив представленные в обоснование своих доводов административным истцом доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку бесспорных доказательств, подтверждающих бездействие административных ответчиков административным истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, требования административного истца признаются судом необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований прокурора Хабаровского края к Правительству Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путём подачи апелляционной жалобы.

Решение в окончательной форме составлено 22.11.2019.

председательствующий: С.А. Костюченко

Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко

Секретарь_____________

Решение суда не вступило в законную силу.

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2019-008790-15.

Подлинник решения подшит в дело № 2а-8333/2019 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска.